Отличная плохая игра

27 января 2010 года на легендарном канале AVGN, вышло видео открывшее мне глаза на несколько фундаментальных вещей об интернете в целом...

Отличная плохая игра

С одной стороны есть люди которые говорят заведомо необъективные вещи, просто ради «лулзов». И чаще всего они делают это в негативном окрасе. На что в последствии ведутся другие люди, которые подхватывают подобное чужое мнение разнося его как «единственное истинно правильное». Что уже в итоге порождает цепочку необоснованного хейта, под волнами которого теряются многие хорошие вещи.

А с другой стороны есть фанаты чего-либо. У которых в голове не укладывается как предмет их обожания может кому-то не нравиться. Особенно если это касается их детских воспоминаний. И уже эти люди реагируют чаще всего с искренней злобой.

В этой статье речь пойдет о подобном примере. О относительно удачном скаме и о потерянных возможностях. А именно, об неоднозначной игре, которую в интернете кажется единогласно ненавидят:

Телевизионная реклама из 90-х

В общих чертах

Batman Forever это игра 1995 года в жанре «битемап» для приставки Super Nintendo, разработанная компанией Probe Entertainment по одноименному фильму Batman Forever:

Трейлер фильма "Бэтмен Навсегда" 1995 года.

И для большинства вышесказанное уже должно поставить крест на игре. Да, "Batman Forever", не должна была быть чем-то большим, чем просто возможностью дополнительно заработать на франшизе удачно попав в волну хайпа от многомиллионного блокбастера.

Желание продюсеров/создателей выпустить игру как можно ближе к выходу фильма присутствует во многих аспектам игры. Почти во всем ощущается нехватка «свежего взгляда», или, иначе говоря, дополнительного времени на полировку. Все элементы вроде на месте, но в то же время с ними что-то не то.

Робин в фильме и Робин в игре, который больше похож на Эминема из "Without Me"
Робин в фильме и Робин в игре, который больше похож на Эминема из "Without Me"

Все это является результатом несомненно гениального решения руководства — начать разрабатывать игру по фильму, пока сам фильм еще в процессе съемок. И дополнительное волшебство происходящему добавляло еще то, что разработчики Probe Entertainment находились в Англии, а издатель и соответственно спонсор Aclaim - в США, где и снимался фильм.

Кинокомпания Warner Brothers предоставила издателю игры доступ к съемочным павильонам фильма. Там небольшая техническая команда из Aclaim снимала все что видела, делала пометки и уточнения. После чего отснятый видеоматериал отсылался в Англию, где уже разработчики из Probe его оцифровывали, обрабатывали его как нужно на компьютерах и затем вставляли в игру.

Всех персонажей в игре сыграли каскадеры участвовавшие в фильме, которых засняли на фоне зеленого экрана. После оцифровки материала команда Probe выбрала необходимые ключевые кадры и вставила их в игру как последовательность спрайтов.

Но, всегда есть разница, между реальной локацией в «процессе производства», и тем как она в итоге показана и подана в фильме. И потому многие места и персонажи в игре выглядят как что-то идейно похожее, но визуально отличающееся от фильма.

Из-за такого подхода к разработке в итоге вышел вообще удивительный продукт, где в «игре по фильму», не используются ни одного кадра из самого фильма. Хотя подобный прием с оцифрованными кадрами непосредственно из фильма для того времени был вполне обычной практикой.

Кадр из игры по одноименному фильму "Batman Returns". Игра вышла на SNES в 1993
Кадр из игры по одноименному фильму "Batman Returns". Игра вышла на SNES в 1993

По сути единственное что тесно связывает игру с фильмом это обложка коробки и название.

Стоит так же упомянуть еще один нюанс того времени, а именно производство картриджей. В наше время, и в особенности с цифровой дистрибуцией, срок между завершением игры и поставкой ее в магазины - примерно месяц. Но в 90-е срок от завершения разработки, до печати картриджей и до поставки их в магазин был от 10 до 12 недель. То есть, не смотря на то, что игра Batman Forever вышла на месяц позже фильма, «закончена» она была намного раньше чем он попал в кинотеатры.

Mortal Batman Kombat... два

Другим важным подтверждением того, что Batman Forever рассчитывалась как относительно быстрая и легкая поделка по фильму, является использованный в ее основе движок от Mortal Kombat II. С которым компания Probe Entertainment к тому моменту была очень хорошо знакома, так как портировала аркадную версию игры на множество других платформ.

Mortal Kombat и Batmen Forever

Тут сложно сказать кто к кому пришел, издатель Acclaim к руководителю Probe или наоборот. Но идея стоящая за созданием Batman Forever совершенно очевидна - «Давай сделаем рескин Mortal Kombat II, и продадим это под шум от фильма.»

О да... левее, левее.

И вот как раз движок от файтинга в основе игры, и выделяет Batman Forever на фоне всех остальных битемапов. Именно этот аспект ведет как к главным плюсам так и к причине по которой игру многие ненавидели тогда и сейчас. Но об этом подробнее чуть позже.

А пока стоит еще упомянуть о рождении королевы домашних развлечений и наступающей новой эпохе, которую создатели Batman Forever наверняка не предвидели когда начинали разработку. И возможно это тоже косвенно сказалась на том что они торопились.

Японцы VS Японцы

В 2020 у нас произошла смена поколений домашних игровых приставок. От которой многие остались в недоумении. Потому что никакого значительного, а точнее видимого глазу, скачка в графике не произошло. Более того, игры с нового поколения приставок так же выходят и на старом.

Паук - паук. Здание - здание. Одно и тоже...
Паук - паук. Здание - здание. Одно и тоже...

А вот смена поколений домашних приставок в 1994-95 годах была революционной. Это было не просто «больше пикселей и цветов» это было буквально новое измерение. На смену доминирующей 2D графики пришло полноценное 3D.

Хотя по современным меркам, смена качественного пикселарта на сомнительное 3Д, выглядит уже не так впечатляюще.
Хотя по современным меркам, смена качественного пикселарта на сомнительное 3Д, выглядит уже не так впечатляюще.

И на выход не отполированной игры Batman Forever для SNES, несомненно повлиял скорый выход на американский рынок приставок нового поколения «Sega Saturn» и «Sony PlayStation». Естественно, что с появлением таких революционных «японских хитов» на прилавках, места для картриджей для уже устаревшей приставки от Nintendo образно говоря не останется.

Разница между релизом Batman Forever и появлением Playstation в продаже в Америке - ровно месяц. В Европе разница в неделю, а вот в Японии приставка продавалась уже с прошлого года. Реклама Playstation и Saturn были везде и все понимали, что SNES стремительно уходит в прошлое, будущее за фантастическим 3D. Тянуть — значит терять деньги, и тут уже не до «полирования».

Отличная плохая игра

Если бы с Batman Forever не торопились, и планировали как суперхит к новогодним праздникам, то тогда несколько дополнительных месяцев разработчикам как раз бы хватило на полировку, на QA тесты, на вставку кадров из фильма и в целом подгон визуального стиля под фильм. Тем более что SNES вовсе не умерла в одночасье, а и в следующем 1996 году показывала отличные продажи игр.

Но кто-то очень, очень торопился...

Оценки в 1995 году были вплоть до 1 из 10
Оценки в 1995 году были вплоть до 1 из 10

По итогу Batman Forever вышел явно не таким каким планировался. Некоторые критики, игру, как к слову и фильм, полностью разгромили. В основном из-за сложности управления. Некоторые издания поставили игре оценку в 2 балла из 10. Выход PlayStation показал что будущее действительно за 3D, а через год вышла Nintendo 64 и про Batman Forever на долгие годы все забыли.

Фан факт: Для порта игры на Sega Genesis, который был выпущен немного позже SNES версии, в игру были добавлены голоса актеров взятые из фильма и озвучка некоторых персонажей. А также пофикшены некоторые баги. То есть — ну ты же явно не настолько хотел в туалет, мог потерпеть и снять штаны.

Интернет говорит, что ты - мусор

Игра была забыта, пока 27 января 2010 на канале AVGN не вышел ролик «Batman Part 1 - Angry Video Game Nerd». Где Джеймс Рольф в образе Злого Игрового Задрота, в своей привычной эксцентричной манере высказал все что он думает об этой игре.

Самое интересное на 5.21

Если резюмировать, то Задроту очень не понравилось управление. 10 минут в основном о том что оно запутанное и у него не получается что-то сделать, и совершенно точно игра от этого полное говно, которое стоит выкинуть в помойку.

К этому видео очень часто ссылаются многие другие "обозреватели игр", когда говорят про «Batman Forever». Или когда говорят о какой-то другой игре в сравнении «не настолько ужасно как Batman Forever из обзора AVGN». Все таки 9 миллионов просмотров вполне достаточно, чтобы сформировать определенное мнение об игре в интернете.

Жалко только что в своем обзоре Злой Задрот не прошел дальше начала второго уровня. Но благо сейчас на ютюбе можно найти много видео «полного прохождения игры», в которых летсплееры в течении всего процесса непрекрыто выражают ненависть к игре.

Скорее всего вы упустили…

По этому я повторю: Люди, проходят Batman Forever для SNES, по множеству раз, заучивая все секреты, все особенности непростой боевой системы и при этом поливают игру дерьмом.

«Боевая система просто ужасная. Я даже не могу акцентировать на сколько она ужасна. Типа, вообще вся игра плохая. Но, я действительно наслаждаюсь, когда у меня получается заставить этот помойный движок сделать то, что я хочу. Это дает хорошее чувство вознаграждения...» Дальше автор в своем видео говорит о том, что возможно ему стоит сделать туториал по боевой системе.

Звучит как парадокс, не так ли? «Я это ненавижу, но наслаждаюсь и хочу потратить время чтобы научить вас в это играть.» Какой-то абсурд, который вполне может выдать типичный геймер в ярости. Что-то в духе тех негативных отзывов в Steam, где человек с наигранными сотнями часов говорит что «игра скучная и не стоит своих денег».

<p> Наиграл 638 часов, оставил негативный отзыв и еще 35 часов сверху наиграл.</p>

Наиграл 638 часов, оставил негативный отзыв и еще 35 часов сверху наиграл.

Так что же такого происходит в головах людей, которые ненавидят игру Batman Forever, но заучивают все ее аспекты, все движения, находят все секреты и перепроходят эту кривую поделку множество раз? А потом еще раз...

В каком месте дисконнект?

История которая изменила мое сознание как геймера

Стоит уточнить что это произошло в середине 90-х. То есть никакого интернета, гайдов и объяснения управления в игре нигде не было. Была ЗВЕРСКИ сложная игра, на вероятно пиратском картридже, подаренная мне на день рождения, в которую я уже месяца три (!) играл просто «как могу». Но не часто, а только иногда, потому что бомбило меня от нее просто нереально!

Так вот, все произошло в один весенний день. До начала уроков, которые у меня были во вторую смену, оставалось около получаса. Я уже собрал портфель, оделся и решил убить оставшиеся время просто еще раз сыграв в «Бэтмена». И внезапно произошло вот это:

Что?!… КАК?!

Этот момент взрыва голубой оглушающей бомбы с символом значка Бэтмена навсегда врезался в мою память как один из самых ярких игровых моментов за всю жизнь. В ту самую секунду когда я его увидел - игра открылась для меня с совершенно другой стороны. Да, не смотря на то, что в игре есть экран с выбором оружия, я не знал как всем этим можно воспользоваться.

Музыка отлично подходит под то как Бэтман хладнокровно выбирает чем он будет ломать бандитам кости

Я вскочил с дивана «Что я нажал?!.. Вниз удар рукой? Вниз вниз удар рукой? ЧТО?!». Повторить не получалось. Нужно ли говорить о том, что я чуть школу не прогулял?

Придя домой вечером я все таки разобрался как я это сделал. А потом оказалось, что этой бомбой можно еще и полы взрывать, и открывать секретные ходы...

Чтооооо?!... Я три месяца топтался по секретной локации?

Riddle me this... Batman

Управление в игре, мягко говоря, не из простых. О чем кстати сами разработчики указывали во всех рекламных материалах по игре.

Больше 125 впечатляющих движений, гаджетов и атак!... Которые никто не знает как делать.
Больше 125 впечатляющих движений, гаджетов и атак!... Которые никто не знает как делать.

Наверно в мире где-то существовала инструкция, но не у меня. И не имея никаких других вариантов, я забрутфорсил все управление в игре за всех персонажей, методично перебирая все возможные комбинации «движение+движение+атака» до тех пор пока какое-то не сработает и выписывал работающие в тетрадь.

<p> Сохранилась! 26 лет прошло.)</p>

Сохранилась! 26 лет прошло.)

Как вы понимаете такой методичный подход и увлеченность сделали меня самым настоящим задротом по “Batman Forever”. Я разобрался со всем как и что работает, нашел все секреты на всех уровнях, и в один момент я стал уже не «просто играть», я стал разносить всех и вся и натурально доминировать в бою.

Или иначе говоря, спустя довольно продолжительное время, я стал играть в игру даже не «как задумывалось», а скорее как в нее играли сами разработчики, и игра стала просто афигенной. И вот как раз здесь мы и подбираемся к тому месту где расходятся ожидания игрока с тем, чем на самом деле является игра.

Не заслуженно, но как кажется, ожидаемо

Batman Forever - это не битемап. Игра не имеет ничего что характерно для этого жанра. Ты не супер-герой, который одной рукой выносит толпы противников. Игра не дарит тебе чувство превосходства в бою. По крайней мере пока ты не освоишь все на должном уровне.

Трейлер Batman Returns. Классический битемап, и весьма неплохой в своем жанре.

Batman Forever это файтинг/платформер. При этом игра находится на такой тонкой линии стыка жанров, что не попадает ни в один из них. И соответственно - не удовлетворяет ожидания ни одних ни других геймеров. Для любителей битемапов — слишком сложно, для любителей файтингов — слишком однообразно, для любителей платформеров — слишком медленно и опять же сложно.

Это тот случай где «игровая прогрессия» с постепенным открытием приемов и возможностей персонажа просто необходимы. Но на игрока, с первых секунд, без объяснений, вывалена довольно сложная боевая система со множеством нюансов.

Выглядит как инструкция симулятору самолета
Выглядит как инструкция симулятору самолета

Для того чтобы разобраться во всех особенностях управления потребуется мануал и много часов практики. Что в свою очередь противоречит ожиданиям игроков от «битемапа» и тем более «платформера».

Вот и выходит, что с одной стороны - Batman Forever пример того как нетерпеливые журнаGлисты не осилили сложную, глубокую (для своего времени) на механики игру, требующую серьезного вложения времени на изучение и вынесли ей неутешительный вердикт. А с другой стороны - в этом полностью вина самой Batman Forever, не дающей прогрессии для роста скилла игрока и какого-либо минимального вменяемого туториала.

Но главная вина провала и недоделанности все таки лежит на руководстве Probe и издателя Acclaim, пожелавшим попасть максимально близко к прокату блокбастера. Именно руководства, потому что дальше пойдет ответ на вопрос...

Ну так а чего тут хорошего?

С оговорками на время выхода, с оговорками на отрыв от фильма, на дикую начальную сложность и местами незаконченность — игра отличная и по своему уникальная.

Игра имеет мрачную и тягучая атмосферу, в особенности в сравнении с другими играми о Бэтмене того времени. Медленно идущий Бэтмен методично избивает толпы разношерстных противников, ломая им носы ударом головы под один из лучших на SNES саундтреков.

Пару избранных композиций:

Графика, для того времени, и тем более для SNES была впечатляющая. Уровни, даже не смотря на свою некоторую неточность в сравнении с фильмом, выглядят отлично. Все выполнено на самом топовом по тем временам уровне. Каждая новая локация полностью отличается от предыдущей и полна множеством интересных художественных деталей.

Ну и самый главный плюс Batman Forever это боевая система, которая была изменена разработчиками с противостояния 1vs1 на 1vs2, благодаря чему имеет совершенно уникальные особенности.

Вы можете поверить в то, что игра, с такой графикой и такой музыкой - весит всего 4 мегабайта?

Вы можете сталкивать противников лбами, можете захватывать их и с хрустом ломать им кости. Можете на время их оглушать и связывать, можете приклеить их к полу тем самым лишив возможности наносить удары ногами и передвигаться. Можете отгородиться силовой стеной от одного противника чтобы сфокусироваться на другом. И все это на бешеных скоростях.

Помимо всего прочего, еще одной отличительной особенностью от других «битемапов» является возможность сразится в тренировочном зале за любого противника из игры. Драться можно как друг с другом так и вдвоем против компьютера. Но, к сожалению, компьютер не может брать под свое управление Бэтмена или Робина.

Стоит ли играть в Batman Forever сейчас?

Будем откровенны, на SNES есть множество игр которые объективно будут более увлекательны для первого знакомства.

Топ 10 игр для SNES легко гуглятся, хотя Batman Forever в таких топах вы вряд ли найдете.
Топ 10 игр для SNES легко гуглятся, хотя Batman Forever в таких топах вы вряд ли найдете.

Не говоря уже о том, что, в наше время, в принципе гораздо больше возможностей хорошо провести время за игрой, чем в 90-е. Когда картриджи стоили как зарплата и покупались на праздники.

Batman Forever, это та игра, где чтобы получать от нее удовольствие, нужно пройти через много боли и страдания, то есть реально «Get Gut». И хотя в наше время на эмуляторах и можно использовать сейвстейты, это все равно очень сложная игра.

Но, вот если вы геймдизайнер боевых систем, или просто любите олдскульные «битемапы» - то вполне стоит поверхностно ознакомится. Главное, если все таки решитесь, помните, что игра - требовательна.

Настолько требовательна, что в детстве, после того как я со всем разобрался в другие «настоящие битемапы» я играть уже не мог. И до сих пор не могу. Они все кажутся легкими, пустыми и однообразными. И хотя причины по которым Batman Forever для SNES массово затоптали куда-то в дно игровой индустрии мне, сейчас уже как геймдизайнеру понятны - он все равно остается моей самой любимой игрой. Навсегда.

2828 показов
4.9K4.9K открытий
11 репост
45 комментариев

AVGN часто утрирует и излишне докапывается, другое дело что он часто прав в том что если игра проходима, то это не значит что управление не говно. И он часто делает обзоры не от себя в современном мире, а от подростка без интернета, который взял игру в прокат.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мощнейший саунд)

Ответить

Ты играл в Бэтмана на супер нинтендо в детстве? мажор!

Ответить

Вспоминая как, мягко говоря, не очень мы жили... Мне кажется после 90-х у родителей по одной почке, а у папы одно яичко осталось. И все до копейки ушло на картриджи для SNES. И вместо ужина все вечером садились и смотрели как я играю. Но, возможно что зимой экономили на отоплении. Так как термальная энергия от моего пердака при игре в Бэтмена отапливала всю квартиру.

Ответить

Играл на сеге в свое время. Игра не шедевр конечно, но вполне себе играбельная. Говна на сеге хватало, но конкретно эту игру я не могу назвать этим словом

Ответить