«WWF Wrestlemania: The Arcade Game»: лучшая из первых

Минутка ностальгии и немножечко интересных фактов о создании культовой игры

«WWF Wrestlemania: The  Arcade Game»: лучшая из первых

В начало 90-х американский профессиональный рестлинг олицетворяли два промоушена – World Wrestling Federation и World Championship Wrestling. В их соперничество всё кардинально переменилось 4 сентября 1995 года, когда на канале TNT в сети Теда Тёрнера дебютировало рестлинг-шоу WCW Monday Nitro.

Торговый центр Mall of America - дебютный выпуск WCW Nitro 4 сентября 1995 года
Торговый центр Mall of America - дебютный выпуск WCW Nitro 4 сентября 1995 года

Одним из первых шагов на посту нового генерального менеджера WCW Эрика Бишоффа стала коллаборация с брендом Disney. Это было нужно для того, чтобы привлечь к промоушену крупных рекламодателей и спонсоров. А для этого нужно было немного отойти от имиджа «старого доброго чемпионата с борьбой старой школы». То есть, без шоу-элементов, да и без толкового маркетинга. WCW нацелилось на демографическую группу от 18 до 34 лет (плюс-минус в обе стороны), среди которых также было немало людей, играющих в видеоигры.

Однако первые видеоигры оба промоушена выпустили ещё в 1989 году, когда никакими «Понедельничными войнами» ещё и не пахло. Это были восьмибитки: WCW Wrestling у WCW…

WCW Wrestling
WCW Wrestling

...и WWF Wrestlemania соответственно у WWF (первая официально лицензированная игра от компании Винса МакМэна):

WWF Wrestlemania
WWF Wrestlemania

Если что, то полный список игр от WWF можно посмотреть тут. Конкурентам из WCW тоже было чем похвастаться. Однако первая половина 90-х триумфально «подытожилась» выходом абсолютно новаторской WWF Wrestlemania: The Arcade Game в 1995 году. Она пришлась по душе всем. И даже если человек из рестлинга знает только про Халка Хогана, да и того видел в сериале «Гром в раю», но при этом не прочь порубиться в хороший файтинг, то Arcade Game гарантированно придётся ему по душе.

Что это было?

«Изначально планировалось, что это будет просто рестлинг. Обычные драки один на один. Сэлу Дивите и мне нравился файтинг, как жанр, к тому же нам не хотелось соревноваться с Mortal Kombat» - рассказал Марк Тёрмелл один из разработчиков игры. Однако соревноваться пришлось. И впоследствии Марк сам же и спозиционировал игру, как «WWF встречает NBA Jam и Mortal Kombat».

Тёрмелл и Дивита не сильно интересовались другими играми на тему рестлинга. И отчасти это сыграло на благо нового проекта, потому что он получился абсолютно новым по духу. Ведь ни в какой другой игре о борьбе никто не бьёт друг друга надгробной плитой, а из противников не вылетают сердечки или… еда. Тёрмелл и Дивита сделали свою больше «бойцовской», а не «борцовской», потому что тогда самыми популярными играми для аркадных автоматов по их словам были именно Killer Instinct и Mortal Kombat.

В игре WWF Wrestlefest Майк и Сэл по их мнению увидели «плохие технологии, плохую анимацию и плохие визуальные эффекты». Успех игры, якобы, был достигнут исключительно за счёт наличия трёх волшебных букв «WWF» в её названии. Это их мнение, на которое они имеют полное право, однако «Фест» в своё время действительно прогремел, в том числе и из-за наличия режима Royal Rumble (матч с большим числом игроков).

WWF Wrestlefest https://www.wwe.com/inside/thq/wwe-13/the-history-of-wwe-video-games
WWF Wrestlefest https://www.wwe.com/inside/thq/wwe-13/the-history-of-wwe-video-games

По ходу работы над проектом возникла дилемма: уж если строить игру по типу MK, то нужно делать и финалы со смертельным исходом. Однако на это наложил вето Винс МакМэн, который на тот момент позиционировал WWF в качестве развлечения в формате family-friendly. Единственным подобным финишером, который попал в игру, стал бросок Гробовщиком противников в появляющийся из ринга гроб.

Однако «мясом», как в MK, это не было – Гробовщик по сюжету проделывал такое и в реальных матчах. Однако в портах игры на другие игровые платформы этот финишер отсутствует.

Семеро и…один лишний?

Новизна игры, а также наличие в ней подборки всех, более-менее знаковых на тот момент персонажей WWF, просто не позволяло пройти мимо неё. И в первую очередь именно из-за «ростера» борцов, оказавшимся весьма своеобразным. В нём были Скотт Холл в образе «Бритвы Рамона», Гробовщик (если есть он, то не нужен даже и Халк Хоган), Йокодзуна, Шон Майклс, Бам-Бам Бигелоу, Брет Харт и Лекс Люгер. Самые сливки тогдашнего ростера реальной WWF!

Однако в эти сливки неведомо как затесался борец, которому на деле до топового статуса в промоушене было, как до Луны пешком. Речь, конечно же, о Клоуне Доинке.

Doink https://www.wwe.com/superstars/doink
Doink https://www.wwe.com/superstars/doink

Их любимый клоун

Как и Лорда Хумунгуса, борца, выступавшего в образе монструозного злодея из второй части «Безумного Макса», Клоуна играли несколько рестлеров. Первым – и самым известным, в том числе угодившим и в игру, был Мэтт Борн (Осборн). А идею для образа Доинка подкинул и вовсе Майк Хегстранд – рестлер не просто легендарный, а легендарнейший, более известный, как «Дорожный Воин Ястреб».

Мэтт Борн
Мэтт Борн

Мэтт Борн появился в WWF в 1985 году. В предыдущих промоушенах его мотало между мидкардером (середнячком) и джоббером (мальчиком для битья другими, более статусными рестлерами). Отработал год, ушёл, потом вернулся. И почти сразу превратился в Клоуна, что звучит более чем двусмысленно. Как рассказывал Брюс Причард, один из ближайших соратников Винса МакМэна, Ястреб увидел в Борне…Клоуна Красти из «Симпсонов». Мэтт, значит, сидел как-то полуразвалившись, в развязанных сапогах, изо рта у него свисала сигарета, был заметен пивной живот. Плюс он был лысоват, и волосы по бокам свисали на лицо. Хегстранд произнёс: «Ну, вылитый Клоун Красти».

Уже потом, когда встал вопрос, что делать с гиммиком Мэтта Борна, то автоматом всплыло это сравнение. К тому же в то время вышел фильм «Клоуны-убийцы из открытого космоса» (один из любимых фильмов автора этих строк! – прим. авт.). Винс МакМэн посмотрел кино и решил, что в промоушене обязательно должен быть злой клоун. Решение, в принципе, логичное – в первой половине 90-х WWF наводнили борцы с идиотскими гиммиками, вроде мусорщиков и персональных фитнесс-тренеров. Промоушен тогда целенаправленно делал ставку на детей и подростков.

Винс подумал, что это было весело. Он подумал, что это будет отличный персонаж. Каждый ведь как-то относится к клоуну. Вы либо любите их, либо ненавидите.

Брюс Причард

Про работу с Доинком над игрой рассказывает Марк Тёрмелл:

Доинк был первым, с которым мы работали над игрой. Он в тот день не спал до четырёх утра, еле успел на шестичасовой рейс и явился на студию в девять утра. Он прошёл в раздевалку и аккуратно закрыл за собой дверь, из-за чего мы напряглись; мы же не знали, какие они в быту, в жизни все эти борцы, вряд ли мы кого-то из них встретили, если бы не работа над игрой. С Доинком на всё про всё ушло пара дней, потом мы пошли с ним погулять; выпили, закусили, нам в целом этот парень очень понравился, он был весьма забавным.

Вообще, думаю, он мой любимый персонаж в игре, в основном потому, что чистый; плавный… с точки зрения графики, движений. Его движения были выполнены безукоризненно. На мой взгляд, наш первый герой был и остаётся лучшим.

Марк Тёрмелл

Наличие в игре Доинка озадачивает: почему там этот потешный мидкардер, а не Дизель (Кевин Нэш) в пару к его другу Рэйзору Рамону? Как вариант ответа: Доинк там для привлечения внимания, так как его персонаж очень «развлекательный» и хорошо подходит для видеоигры. Кроме того, отсутствие Дизеля объясняется его относительно непонятным статусом в промоушене. Что очень спорно. В 1994 году Дизель и Шон Майклс, ещё один участник игры, стали командными чемпионами WWF, а в ноябре того же года Кевин уже носил главный чемпионский титул, вручённый ему практически на год.

Так вот, о Доинке. Вернее, о Мэтте Борне. Часто бывает так, что за пределами арены клоун – не очень счастливый человек.

«WWF Wrestlemania: The  Arcade Game»: лучшая из первых

Так случилось и с Мэттом Борном: он злоупотреблял веществами. Умер он в 55 лет у себя дома, от передозировки морфина и гидрокодона.

Наряду с Мэттом Борном суперпрофи в работе с разрабами себя показал Шон Майклс. Тёрмелл рассказывал, что если что-то, из того что мы просили его сделать, ему не нравилось, то он делал это заново, причём без наших уговоров.

Майклс на студии

Он невероятный. Лучший из лучших, вне всяких сомнений. У него такой дерзкий имидж – всё время жвачка во рту, бутылочка «Пепси» в руке, но только-только он появляется на пороге студии, как меняется в противоположную сторону. «Да, сэр, да, сэр. Я здесь ради вас, ребята». Профессионализмом этого парня мы были просто сражены наповал.

Марк Тёрмелл

Процессом разработки руководили трое – Марк Тёрмелл, Сэл Дивита и Джош Тсю. Работая с рестлерами, они вообще узнали для себя много нового. В частности, Марк с интересом слушал Скотта Холла о его предстоящем титульном матче с Шоном Майклсом (если учесть, что к разработке полноценно приступили в 1994 году, то речь шла о матче с лестницами за Интерконтинентальное чемпионство на «Рестлмании-10» - прим. авт.) и, что называется, въезжал в тему.

Постепенно я начинал понимать, насколько важно обладание чемпионским поясом для этих ребят. Рейзор (Скотт Холл – прим. авт.) настраивался на матч, который в итоге и выиграл, так как очень этого хотел. Мы врубились, что когда у вас есть пояс, то на мероприятиях с вашим участием будет больше детей, больше публики, у вас будет больше возможностей для раскрутки.

Марк Тёрмелл

Брет Харт также с интересом включился в работу. Будучи в душе человеком очень творческим (после окончания карьеры он участвовал в театральных постановках и играл в кино) Харт настолько погрузился в работу, что даже помогал со звуком в игре, записывая звуковые эффекты и играя на клавишных.

Однако собственных голосов для игры никто из других рестлеров не записывал. В отличие от Винса МакМэна и его напарника по комментаторскому столу Джерри Лоулера, которых увековечили в игре.

Джерри Лоулер и Мистер МакМэн виртуальные…

«WWF Wrestlemania: The  Arcade Game»: лучшая из первых

…и настоящие:

«WWF Wrestlemania: The  Arcade Game»: лучшая из первых

Работа над игрой вообще шла очень весело. По словам Сэла Дивиты, работа над «Рестлманией» стала одним из самых запоминающихся моментов в его карьере разработчика. При съёмках движений игроков он попросил Йокодзуну… сделать сальто. Борец, весивший 200 с четвертью кило, которому для съёмок движений подогнали беговую дорожку (без неё у него ничего не получалось), быстро нашёл, что ответить: «Сначала ты сделай, а потом я. Ты вообще сам-то сальто крутануть в силах?».

«WWF Wrestlemania: The  Arcade Game»: лучшая из первых

Дивита, вспомнив, что он не просто разработчик, а Ночной Волк из MK, взял, да и ответил утвердительно. Благо Шон Майклс, с которым они на днях работали, вертел сальто на раз-два. Но то профессиональный рестлер, а это – компьютерщик. В результате Дивита чуть не сломал себе шею. Тотчас же к нему бросились Йокодзуна и его ринг-менеджер Мистер Фудзи, тоже присутствовавший в студии. Фудзи начал массировать его шею и декомпрессировать позвоночник с помощью полотенца, а Йоко держал ноги.

«Спасение рядового Сэла» закончилось в ресторане, куда его позвали Йокодзуна и Фудзи и напоили текилой. К слову, Гробовщик пригублял «Джек Дэниелс» прямо во время съёмок, да и другие тоже не отказывали себе промочить горло. Ну, так вот, Сэл пил за двоих в буквальном смысле, потому что Йокодзуна все наполненные рюмки опрокидывал не в себя, а на пол. Дивита вырубился, а очнулся в переулке, рядом с мусорным баком, уткнувшись в лужу собственной блевотины.

«Мы кое-что упустили!»

Начало работы над игрой наметили на июль-сентябрь 1993 года. Но по факту к разработке приступили только в 1994 году. С учётом этого в игре остались некоторые старые вещи – в частности, ранняя версия входной темы Шона Майклса Sexy Boy.

Гробовщик в игре появляется со своей легендарной урной для праха. Однако к моменту выхода игры урну у Гробовщика отобрал и переплавил на украшения рестлер Кама Мустафа, дабы издеваться над своим сюжетным противником. Ну и наконец, Лекс Люгер, являющийся по игре борцом WWF; по факту в 1995 году уже был рестлером WCW – промоушена, бросившего вызов Винсу МакМэну в борьбе за первенство в индустрии. Кроме того, в интернете появились фотографии Гробовщика, на которых он был в красном галстуке и такого же цвета перчатках, а не в традиционных фиолетовых или серых. Это смутило многих фанатов, заставив их задуматься, не упустили ли они момент в карьере Гробовщика, когда он боролся в одежде в красных перчатках…

«WWF Wrestlemania: The  Arcade Game»: лучшая из первых

Не пропустили. Оказалось, что красные элементы в одежде Гробовщика появились потому, что фиолетовый цвет не дружил с синим экраном, на фоне которого снимали рестлеров для игры.

Каждому рестлеру в финале игры, если он завоёвывал пояс чемпиона WWF, придумали персональную историю. Доинк возвращается на работу в цирк, где из-за взрывов фейерверков происходит инцидент с взбесившимся слоном. Скотт Холл, вернее, Рейзор Рамон – согласно гиммику, дерзкий латиноамериканец – возвращается в родную Кубу, Брет Харт уезжает в Италию, сниматься в спагетти-вестернах, Шона Майклса преследуют озабоченные дамочки, а Лекс Люгер путешествует по США на «Лекс-Экспрессе» (автобусе) и поднимает патриотический дух граждан. Всё это, к сожалению, появлялось на экране только в виде текста.

НевошедшИе.

Лексу Люгеру подфартило. Он, хотя и ушёл к конкуренту, но в игре всё же оказался. Однако то же самое не прокатило с Братьями Штайнерами, которые на тот момент тоже ушли в WCW, и поэтому были выброшены из «виртуального ростера».

«WWF Wrestlemania: The  Arcade Game»: лучшая из первых

Курт «Мистер Пёрфект» Хенниг, также хорошо знакомый нам по WCW с Фоменко, тоже должен был быть в игре. Однако он просто не являлся в студию для работы. Студия Midway, которая и разрабатывала игру, сама несколько раз покупала ему билеты, но Курт их игнорировал. И в результате сам оказался в чёрном списке.

«WWF Wrestlemania: The  Arcade Game»: лучшая из первых

Популярный слух – в игре есть секретный персонаж. Брайан Кларк (впоследствии известный по WCW член дуэта Kronik) выступавший в то время в WWF под ником Adam Bomb. Много лет спустя один из разработчиков игры, программист Сэл ДиВита признал, что Кларк действительно должен был быть среди персонажей игры, но разработка его персонажа просто не была закончена.

Adam Bomb
Adam Bomb

Брайану не повезло дважды. В 1998 году вышла игра WCW/nWo Revenge от WCW. Там Кларк уж точно должен был быть, но снова не получилось из-за организационных неурядиц. В итоге благодаря чит-картриджу от Game Shark незаконченную версию персонажа Кларка всё же разблокировали. Он оказался вполне играбельным, однако на нём почему-то была одежда Стинга, а его финишер был без фирменных звуковых эффектов.

WWF WrestleMania: The Arcade Game появилась на свет в 1995 году в качестве версии для аркадных автоматов. В том же году вышли версии для Megadrive, SNES и Playstation на рынках США и Европы. В 1996 году игру перенесли на Sega Saturn, а в 1997 году и на ПК.

Однако в 1996 году у The Arcade Game вышло ещё и продолжение! Речь идёт об игре WWF In Your House, которая задумывалась и реализовывалась именно в таком качестве и продолжала развивать оригинальные идеи, затронутые в своём предшественнике.

«WWF Wrestlemania: The  Arcade Game»: лучшая из первых

Например, по образцу Street Fighter в игре индивидуальные фоны-арены для каждого борца. Шон Майклс дрался в ночном клубе, а Гробовщик – в склепе. Местами доходило до безумия – например, Дейви Бой Смит по прозвищу «Британский Бульдог» мог менять свою голову на…бульдожью, нанося противнику соответствующий урон.

Считается, что продолжение игры особого успеха не снискало. Большинство игровых изданий игру проигнорировало, а фанаты, не видя знакомого слова WrestleMania в названии – не воспринимали ее как продолжение любимой первой части.

Чего не скажешь о WWF Wrestlemania The Arcade Game.

Скотт Холл и Брет Харт за игрой
Скотт Холл и Брет Харт за игрой

Яркая и новаторская с «идейной» точки зрения игра была встречена в целом неоднозначными отзывами – от восторженных до критических. Например, обозреватель Леви Бьюкенен из IGN присвоил игре 5,5 из 10. Игра, по его мнению, «бестолковая» и больше напоминает «уличную драку, чем классический рестлинг».

Да, это был не «классический» рестлинг, но именно этим игра и была ценна. Это настоящий пример творческого креда студии Midway, выраженного Джошем Тсю.

Если у вас есть сумасшедшая идея, то используйте (в игре – прим. авт.) ее. Если все будут придерживаться одинаковых стандартов, то у всех будут одинаковые продукты. Не стыдиться своих безумных идей – это отличное дело!

Джош Тсю
196196 показов
3.8K3.8K открытий
11 репост
34 комментария

Лайк не глядя. Надо будет поуютней выбрать момент, чтобы почитать с особенным удовольствием.

Ответить

Спасибо за материал! Я как-то всегда был к рестлингу абсолютно равнодушен, но тем не менее эта игра была, пожалуй, любимым файтингом на Сеге . Ведь когда у тебя 0 друзей, то в МК делать по сути нечего, WrestleMania, где фан можно получать и одному, был реально лучшим выбором.

Ответить

Как ты там фан один получишь?

Ответить

Это и Smack Down 2 лучшие рестлинги на приставки. Шон Майклс навсегда любимчик, можно попрыгать на лежачем враге. Раньше почти за всех умел перфект комбы делать, кроме Лекса и Йокодзуны. Друг на Разор Рамоне гонял. Где-то на кассете записаны наши зарубы против ИИ из детсва. ЧБ и без звука правда)

Ответить

Спасибо за статью. В закладки и почитаю позже.

Ответить