Как Katawa Shoujo раскрывает важность любовных отношений через тематику инвалидности

И почему это отличный пример репрезентации инвалидов в видеоиграх.

Саму визуальную новеллу я не так давно подробно (по некоторым аспектам даже слишком) разбирал, поэтому позвольте сразу же перейти к сути.

Katawa Shoujo с виду кажется игрой, просто идеально подходящей для конкурса статей «Судьба человека», ведь и главный герой, и девушка, с которой по сюжету он решит строить свою любовь, — оба инвалиды. И их инвалидность будет влиять на историю, характер персонажей и их взаимодействие с миром, потому что на этом буквально строится весь сюжет визуальной новеллы. Однако инвалидность для героев Katawa Shoujo не является самой страшной проблемой, которую им предстоит решить, чтобы обрести счастье.

Как Katawa Shoujo раскрывает важность любовных отношений через тематику инвалидности

Тот, кто сам не проходил игру, а только наслышан, мог бы подумать: «Ну понятно, просто 4chan (если что, Katawa Shoujo буквально делали аноны с этой легендарной имиджборды) не потянул в глубокую репрезентацию такой социально-важной проблемы, как инвалидность (читать голосом анекдотного SJW-активиста)». Однако, не побоюсь таких громких заявлений, на форчане смогли сделать то, что крайне редко удается современной AAA-студии. У них получилась игра, после прохождения которой ты относишься к героям-инвалидам, как к обычным здоровым людям, не зацикливаясь на их физических и психических нарушениях. А не это ли является в современной повестке эталоном толерантности.

Как Katawa Shoujo доносит это до игроков, я уже развернуто описывал в своем предыдущем лонге, поэтому здесь озвучу лишь тезисы:

  1. Инвалид — обычный человек, но с некоторыми физическими или психическими особенностями, которые накладывают определенные ограничения на выполнение рутинных для здоровых людей действий. В других сферах инвалиды — обычные люди. Мы же не зацикливаемся на том, что кто-то хуже нас в определенной сфере: некрасив, слаб физически, топит за консоли и так далее, ведь так?
  2. Инвалиды от рождения не относятся к себе как к каким-то убогим. Потому что у них не было, с чем сравнивать: глухие никогда не слышали звуков, слепые — не видели. Они изначально росли с тем набором возможностей, который им дарован от рождения. А вот ставших инвалидами в сознательном возрасте уже придется реабилитировать к новой жизни, иначе эти люди зациклятся на одной только мысли вернуть всё, как прежде.
  3. Инвалидам не нужно особое снисходительное отношение, им лишь требуется организовать определенные условия внешней среды, которые нивелируют их ограничения. А все эти попытки ненароком не обидеть инвалида приводят лишь к чрезмерному вниманию окружающих к его недугу и похожи на проявления эдакого фарисейства по типу «полноценный я сейчас помогу этому убогому».

Ключевым для понимания отношения к инвалидам в Katawa Shoujo является монолог классного руководителя, который он постоянно произносит во всех рутах перед главным героем. Основная задача местной школы-пансиона — максимально адаптировать детей с ограниченными возможностями к условиям внешнего мира. И я сначала воспринял это буквально, в физическом плане, ведь во взрослом мире детям-инвалидам никто не будет создавать тепличные условия. Выживай, как хочешь. А интернат «Ямаку» является эдакой временной отсрочкой перед суровой взрослой жизнью. Но тогда зачем всё это, для чего тут на такое тратятся довольно немалые деньги? Чтобы дети просто могли подружиться?!

И тут меня осенило. Да, именно ради этого! Сейчас в увлекательном соревновании, в какого ребенка впихнут больше информации, родители стали забывать о, пожалуй, главной задаче школы — социализация детей через коммуникацию с людьми за пределами своей семьи, как с более старшими, так и со сверстниками. Именно поэтому после сердечного приступа главного героя чуть ли не насильно отправляют в интернат «Ямаку». Но почему именно туда?

На самом деле главный герой спит у окна
На самом деле главный герой спит у окна

Для начала опишем, каким был главный герой на старте повествования. У него случился сердечный приступ, поэтому он несколько месяцев провел в больнице. И теперь парень вынужден принимать таблетки, ему вредна большая физическая нагрузка и для него опасны удары в область груди.

А теперь ответьте на вопрос, а так уж необходимо в этих обстоятельствах отправлять парня в дорогостоящую школу-пансион для инвалидов? Пожизненно принимать лекарства в таком юном возрасте, естественно, звучит ужасно, однако вполне выполнимо в обычной жизни. В игре четко сказано, что таблетки главный герой пьет один раз в день утром. Это легко осуществимо, даже если бы он вернулся в свою обычную школу. Ну а что, закинулся с утра колесами и потопал. Да ему даже вечно с собой ингалятор таскать не надо, как тем же астматикам, а их в школы для инвалидов не отправляют. Значит, тут мимо. Запрет на тяжелые физические нагрузки контрится банальным освобождением от физкультуры. Опять мимо. А в грудак получить главный герой умудрялся даже в школе для инвалидов. Да снова мимо, да что ж такое?!

Да, конечно, можно предположить, что парня отправили в интернат «Ямаку», чтобы он находился там под постоянным наблюдением у медперсонала. Но не дороговато ли выходит ради такого. Тем более, активно ходил к местному фельдшеру главный герой только в одном руте, где он начал бегать. Так, получается, его отправили в школу для инвалидов не из-за физического состояния?

Именно так, ведь месяцы нахождения в больнице поправили лишь его физическое здоровье, но не ментальное. Итак, какие же у него главные беды с башкой?

  1. Главный герой намеренно отгородился ото всех невидимым барьером после приступа. И хоть он это понимает, сам ничего поделать не может.
  2. Парень считает, что после приступа он стал чужеродным элементом для мира «нормальных людей». Но и среди инвалидов он поначалу тоже чувствует себя чужим.
  3. На момент старта повествования главный герой не верит, что инвалиды могут жить нормальной жизнью, а раз он сам теперь инвалид, то и с ним тоже больше не случится ничего хорошего, его просто отправили с глаз долой в интернат помирать.
  4. И главное — из-за всего этого юноша считает, что с его текущим здоровьем он больше никогда не сможет завести отношения с нормальными людьми, как дружеские, так и, тем более, любовные.

Классный руководитель говорил главному герою, что интернат «Ямаку» готов пожертвовать учебной составляющей, когда дело касается «особых потребностей» своих учеников. Но каковы они у этого парня? Как ни странно, это общение с противоположным полом. Классный руководитель буквально несколько раз впихивает главного героя пообщаться с Сидзунэ и Мишей, фельдшер устраивает ему утренние свидания на беговой дорожке наедине с Эми. А если упороться в шизотеории, то вообще можно сморозить, что парню незаметно для него еще и дали карт-бланш на интим на территории школы. Потому что уж слишком гладко у него всё с этим выходит во всех рутах. Хотя такие обстоятельства, скорее всего, являются лишь условностями жанра эроге и не более.

Но как это вообще связано с реабилитацией инвалидности у главного героя? Всё просто: у парня возникла тяжелая психологическая травма из-за того, что у него развился сердечный приступ при первом же признании любви. Причем, главный герой даже не сам открыл свои чувства, это сделала девушка, а он в ответ не смог выдавить из себя ни слова и просто чуть не оффнул свою жизнь с позором. Само собой, такое фиаско вряд ли благотворно повлияло на психику и самооценку парня. Вот почему, даже практически полностью адаптировавшись к своей инвалидности в физическом плане, он не оправился ментально, потому что избавиться от комплексов, связанных с отношениями с девушками, можно лишь при новом успешном опыте.

Первый раз он трудный самый
Первый раз он трудный самый

Это и есть та реабилитация, ради которой главного героя отправили в «Ямаку». По сути, то же ЛЕЧЕНИЕ, что и в «Маге-целителе», только работающее правильно, исцеляя душу не только парня, но и его избранницы. Ведь не зря Katawa Shoujo максимально политкорректно переводится как «сломленные девушки». Только говорится в названии не про физическое здоровье. Какой бы сильной ни была любовь, новые ноги и руки от нее не отрастут, зато помочь человеку с его психологическими проблемами она ой как способна.

Да, именно постройка крепких отношений с девушками и является, если можно так выразиться в отношении визуальных новелл, главной геймплейной особенностью, выгодно отличающей Katawa Shoujo от большинства эроге. Ведь разница между отношениями и влюбленностью огромна.

В подмене этих понятий я вижу даже некий вред от современных ромкомов, в которых авторы в последние годы не то, что момент становления парой или, не дай Бог, первый секс оттягивают, как могут. В них даже банального поцелуя порой сотни глав ждать приходится. Вместо этого читателей и зрителей кормят этти-моментами и надеждами, что у героев уже вот-вот что-то да получится, но нелепое стечение обстоятельств портит всё в последний момент. А в финале таких историй после долгожданного признания и поцелуя идет спидран за несколько глав «секс за кадром -> свадьба -> и жили они долго и счастливо». Ну и бредятина!

И чему это учит неопытных в плане отношений молодых людей? Что если ты добился взаимности от девушки, то дальше уже ничего делать не надо. А если у вас был секс, то «моя работа здесь закончена», можно вообще ливать. А потом такие Казановы приходят на передачи по типу «Мужское / Женское», шокированные тем, что любовь прошла и появились проблемы. А всё потому, что признание в любви — это лишь начало долгого, а у кого-то мучительного, процесса на пути к крепким отношениями.

Katawa Shoujo доказывает это даже своей структурой. Визуальная новелла вообще начинается с первого признания в любви, что обычно случается в эроге лишь к самому финалу. Иронично, что это признание было, по сути, удачным. Девушка предложила встречаться, парень согласен, всё, спидран отношений закончен, теперь можно спокойно помирать. Эдакая ирония от создателей новеллы.

После пролога, в котором нам описывают основу сюжета и дают характеристики физического и, главное для прохождения, психологического состояния героя, мы приступаем к первому акту, к концу которого даже в самых коротких рутах проходит максимум треть игрового времени и неделя — внутри игры. И знаете, что за это время успевает сделать главный герой? Найти себе тян в новой школе! Ну или набухаться в хламину с базированным другом и устроить спьяну айбеливайкенфлай-пати на крыше. Вот это альфач, нам бы всем быть настолько «инвалидами».

Этот парень едет на рыбалку с четырьмя девушками. Ну и кто теперь тут инвалид?
Этот парень едет на рыбалку с четырьмя девушками. Ну и кто теперь тут инвалид?

И чего после такого бодрого начала ждет игрок? Ну, через часик-другой будет конец новеллы. И уверенности ему прибавляют руты, где к этому моменту уже происходит первый секс. Однако игра всё продолжается и продолжается (в некоторых рутах секс случается уже в середине сюжета), а на первый план на смену хорни приходят какие-то сраные бытовые проблемы.

Для чего это нужно? Чтобы донести до игрока казалось бы очевидную мысль: первый секс не является финалом отношений, это только начало. А финала лишь два: расставание или смерть. Поэтому если пара хочет продолжить быть вместе, ей придется пройти через множество бытовых трудностей, кажущихся простыми, но часто оказывающимися непреодолимыми.

Ну и закончим с сексом, чтобы больше к нему не возвращаться. В Katawa Shoujo это не финал, а двигатель сюжета. С помощью него герои лечат свои душевные травмы, через его особенности показывают ограничения, которые в повседневной жизни испытывают инвалиды. Да в одном из рутов главного героя просто использовали в прямом смысле как ручной мастурбатор, чтобы тупо снять стресс от тяжелой работы. В общем, секс тут не цель, а средство. Всё, как и происходит в реальных отношениях.

Из-за того, что Katawa Shoujo не строится по принципу «закадри тян, полюбуйся на сисек и писек» (хотя последними игра не обделена настолько, что ее нельзя, например, стримить на твиче), а старается по мере возможностей достоверно симулировать отношения между парнем и девушкой, принцип выборов здесь заточен именно под эти задачи.

Первый акт новеллы представляет собой своеобразный психологический тест. По его результатам девушки выбирают, подходящий ли вы кандидат на то, чтобы строить с вами отношения. Да, именно девушки, а не главный герой. Само собой, решают всё очки симпатии и блок-схема выборов, однако сконструированы они так, что прямые выборы спутниц жизни практически отсутствуют. Таким можно назвать разве что решение, с кем поесть: с Сидзунэ и Мишей или с Эми и Рин, где идет прямой выбор, с кем ты хочешь быть: с Сидзунэ или с Эми. Но в связи с редкостью выхода на рут Сидзунэ, большинство игроков до этой развилки даже не добираются. А еще есть выбор между рутами Ханако и Лилли, однако тут он не настолько в лоб. Конечно, главный герой предполагает, что может найти в городе слепую тян, однако выбирает он, по сути, между тем, есть у него пунктик опекать няшу-стесняшу и идти за ней в библиотеку или нет.

Выбор изначально идет вообще всего лишь между тем, с какой группкой девушек вы предпочтете общаться: Сидзунэ и Миша, Лилли и Ханако или, появляющиеся позже, Эми и Рин. И тут еще о любви говорить рано, так, максимум симпатия. Здесь главный герой просто выбирает в какой компании ему приятней находиться: более активных, азартных, но властных девушек, скромных девушек, имеющих чувство такта и терпимым к чужим проблемам, или девушек, решительно идущих к своей мечте, не обращая внимания на свой немного повышенный уровень *банцы. Ну или вам вообще больше нравится слушать базированные теории о мировом феминистическом заговоре от местного Гарри Поттера и бухать. Жаль, что последний рут довольно короткий, летать на метле вы, оказывается, не умеете.

В отличие от него
В отличие от него

А вообще, или я такой упоротый, или выход на руты в Katawa Shoujo похожи на график политических координат. Главной осью здесь является «альтруизм-эгоизм». Как вы понимаете, это развилка между Лилли и Сидзунэ. Обе девушки, несмотря на многие сильные различия, в одном очень похожи. Они лидеры и стремятся обустроить жизнь людей вокруг себя, просто делают это разными методами.

Хотя, справедливости говоря, тут опять же идет выбор не между конкретными девушками, а между их группками: Лилли и Ханако или Сидзунэ и... Миша? Нет, последней не нужна любовная линия с главным героем, потому что она любит девушек и Сидзунэ в частности. Поэтому на ее место встает Эми. Не зря же между ней и Сидзунэ есть прямой выбор в случае, когда вы планомерно выходили на рут последней, но вдруг решили побегать наперегонки с безногой. Бессердечная же главный герой сволочь!

Получается, Эми очень похожа на Ханако? Да, и вместе они находятся на другом векторе. Описать его одним словом, как предыдущий, сложнее. В рутах этих девушек главный герой сначала учится заботиться о близких, а потом не перебарщивать с гиперопекой, давая своей возлюбленной личное пространство и поддерживая, как равного себе.

Так, с четырьмя девушками мы разобрались, но куда тогда пихать Рин? На первый взгляд кажется, что она становится своего рода заглушкой, если вы профейлите все остальные варианты. Однако на самом деле всё гораздо проще. На Рин попадают те игроки, что сами в душе не разбираются, чего вообще от них хотят окружающие. Такие люди будут учиться этому вместе с Рин.

Однако так, с ворохом развилок, устроен лишь первый рут. Далее, после того, как вы определитесь со своей спутницей жизни, особого выбора у вас больше не будет. Особенно в руте Сидзунэ, где вы настолько глубоко попадете под каблук, что вам позволят сделать лишь один выбор за пять часов: изменить девушке с ее лучшей подругой или нет. Однако вряд такие геймплейные решения были обусловлены тем, чтобы донести какой-то посыл до игроков. Дело в том, что историю каждой девушки пилил свой анон с форчана, а потом они вместе еле-еле свели воедино первый первый акт за несколько лет, потеряв в ходе этого сценариста рута Сидзунэ. Продолжи они делать переходы между рутами и в последующих актах, новелла добралась бы до релиза одновременно со вторым «Сталкером».

Кстати, об отношении к рутам фанатов. Я уже во время своего первого захода в «Катаву» заметил, что в самых интересных для прохождения рутах не всегда находятся любимые вайфу комьюнити. И перепроверил это на DTF.

Выбор русов мало отличался от ящерского. Рут Рин понравился большинству, но не сама эта девушка. Так почему же? Просто за чужой драмой в отношениях интересно наблюдать в визуальных новеллах, но не в реале. Спросите у Дениса Большакова. Поэтому несмотря на то, что рут Рин для меня лично тоже стал самым интересным, мое сердечко принадлежит Ханако.

И раз Katawa Shoujo можно хоть и с натяжкой, но считать полноценным симулятором реальных отношений с девушками, то я, пожалуй, опишу немного с этой позиции каждый из рутов, выставив всем уровень сложности.

Самыми легкими для понимания являются отношения в руте Эми. Чтобы выйти здесь на плохую концовку прям надо реально постараться заруинить. Если вы тут будете невнимательным к переживаниям своей девушки или вообще неосторожно бросите фразу «у тебя, что, отец сдох» и это окажется правдой, даже такое не станет поводом для окончательного разрыва отношений. Вам, дебилушке, всё равно помогут разрулить ситуацию друзья и знакомые.

Основная психологическая проблема, стоящая перед парочкой на пути к счастью, — непринятие прошлого и страх перед будущем. Эми тут буквально бежит от всего этого. Бег для нее — не просто дань памяти погибшему отцу. Успехи в беге — единственный психологический якорь для Эми в жизни. Да, с виду девушка сейчас кажется активной и жизнерадостной, но стоит ей оказаться в инвалидном кресле снова, и она больше уже не может противостоять своим душевным травмам. Поэтому это единственный рут в игре, в котором главному герою приходится силой вытряхнуть данные предрассудки из головы девушки. В других рутах такое поведение предсказуемо приводит к фиаско.

В руте Ханако отношения развиваются схожим образом, только их сложность нормальная, а не скручена лимонными читами на «Easy Mode». Поэтому тут парочка даже не успевает добраться до настоящих отношений, лишь перейдя в финале к конфетно-букетному периоду. Но секс у них всё равно будет. Как так получилось? Просто в этом руте и парень, и девушка — полные новички в любви, поэтому и тыкаются друг в друга как слепые котята. И на это есть объективные причины: парень сам отгородился от будущих отношений, после того как в прошлый раз чуть не помер от данного экспириенса, а девушка в принципе закрылась от общения со всеми окружающими. Поэтому в руте Ханако герои сначала выстраивают между собой дружбу, а лишь потом пытаются стать полноценной парой. Причем, по инициативе самой девушки. Это ж каким надо быть тормозом, чтобы не замечать, как тебя несколько часов сюжета настойчиво клеит няша-стесняша? Настоящим базированным дтфером, конечно же!

Она уже кий в руки взяла и шары катает! Однако главный герой упорно продолжает не замечать намеки...
Она уже кий в руки взяла и шары катает! Однако главный герой упорно продолжает не замечать намеки...

Хотя тут главный герой больше не тупой, а стереотипный непорочный рыцарь без траха и упрека. Он настолько сильно заботится о своей девушке, что она чувствует себя неполноценной, беспомощной, ни на что не способной, ведь сама она хочет равенства в отношениях. А на этом «равноценном обмене» Ханако буквально помешана. Например, если кто-то поделился с ней каким-то неприятным моментом из своего прошлого, то она в ответ должна обязательно сделать то же самое, хочет сама этого или нет. Вот так Ханако воспринимает дружбу.

Главная мечта для представителей фандома этой девушки и одновременно огромная проблема для нее самой — абсолютная эмпатия. Вот почему Ханако и сложно находиться в больших компаниях или со слишком эмоциональными людьми, ведь она пропускает через себя вообще все эмоции окружающих. Поэтому эта девушка всё всегда поймет, но и от нее ничего не утаишь.

Отдельно стоит похвалить качество проработки в руте Ханако невербальной информации. Все эмоции и чувства девушки прекрасно читаются на ее лице, поэтому, если игрок окажется внимательным, то поймет, что она от вас без ума, задолго до того, как это дойдет до главного героя. Но тут неудивительно, он тот еще любовный инвалид. Даже после секса с девушкой до него не сразу дошло, что она его, оказывается, любит. Ну и в проработке невербальной информации заложен некий символизм, чтобы игрок смотрел не на шрамы девушки, а на эмоции.

Еще сложнее выстраивать отношения в руте Лилли. Лично для меня даже с Сидзунэ было гораздо проще. Хотя на первый взгляд кажется, что здесь вообще нет ничего сложного. Главный герой на старте тут довольно самостоятельный и с головой на плечах. Уже в первом акте он сам проявляет инициативу и уводит Лилли от работы на импровизированное свидание, сам выбирает правильный подарок для Ханако (а не как в ее руте только с помощью Лилли) и приобретает чеховскую музыкальную шкатулку, а при выходе на хорошую концовку переступает через свои комплексы, пускает девушку с свой внутренний мир и позволяет ей о себе заботиться.

Но в последнем и заключается главная сложность таких отношений. Когда твой партнер — по-настоящему сильная и независимая личность и сам о тебе во всём заботится, очень легко начать воспринимать это, как должное, свалив все проблемы на другого человека. В эту ловушку Джокера и попал к концу рута главный герой. Легко заботиться о несамостоятельных, но ты попробуй найти, чем действительно нужно помочь самостоятельному. Ауф! А Лилли, несмотря на весь свой образ сильной и независимой, в душе очень романтичная, ранимая и действительно мечтает о принце на белом коне, который спасет ее из замка забот ото всех и вся. В отличие от тех же Эми и Ханако, которые воспринимают это, как оскорбление.

Лилли же старалась заботиться о других, чтобы самой не казаться близким людям обузой, однако сильно перебарщивает с этим. Да так, что не только Ханако, но и главного героя делает зависимым от нее, хотя полюбила она в нем именно самостоятельность.

Диаметрально противоположные проблемы у ее двоюродной сестры Сидзунэ. Так, одна — слепая, другая — глухая, младший брат — трап, старшая сестра — реверс-трап, а батя — вообще внебрачный сын Джигурды и Невского. Какая-то семейка Габсбургов получается, какой алабамщиной они там в семье занимаются? Но возвращаемся к Сидзунэ. Ее почему-то невзлюбила большая часть фанбазы игры, считая ее чсвшной и токсичной, однако эта девушка — отнюдь не плохой человек, просто помогает людям совершенно другим способом. В отличие от Лилли, которая старается окружить близких заботой, забывая о себе, Сидзунэ пытается дать им возможность сделать что-то самим, чтобы почувствовать себя нужными.

Какая разница, есть ли у него свой собственный рут, если он миленький
Какая разница, есть ли у него свой собственный рут, если он миленький

И именно это жизненно необходимо главному герою, который боится оказаться бесполезным из-за своего недуга. В этом руте парень вообще думает, что его отправили умирать в «Ямаку». Типа «пускай этот никчемный хоть немного порадуется перед смертью, от него всё равно уже не будет никакой пользы». И именно из такого болота жалости к себе его и вытаскивает Сидзунэ.

Однако девушка смогла понять парня только потому, что переживает схожие чувства. Родной отец Сидзунэ считает ее неполноценной из-за глухоты и пытается сделать девушку «нормальной». Во многом из-за этого она так судорожно старалась добиваться максимума в любом деле, за что берется, что это стало чертой ее характера.

В целом рут Сидзунэ похож на рут Лилли, так как его основная идея — необходимость принятия помощи от других, не взваливая всё на себя. Только вот подход к этому у девушек разный. Лилли хочет облегчить жизнь других даже в ущерб своей, а Сидзунэ наоборот заставляет людей работать, потому что это наполнит их жизнь смыслом и покажет, что они не бесполезны.

Почему же я оценил отношения в рутах Лилли и Сидзунэ на «сложный уровень»? Здесь конфетно-букетный период быстро заканчивается, и на пути счастья героев становятся бытовые проблемы, вроде отношений с семьей девушки. И чтобы сохранить любовь, парочке приходится меняться, а в руте Сидзунэ даже разойтись, чтобы дать любимому человеку возможность быть счастливым и развиваться личностно.

И если до этого отношения в игре были просто сложными, то в руте Рин они достигли уровня «Р» — реальность. Ведь раз главный герой тут хотел понять, что творится в отношениях между людьми, то пускай теперь не жалуется. Ведь главное его открытие — люди никогда до конца не смогут понять друг друга, потому что все мы разные.

Однако рут Рин похож на наше реальное сосаети не только этим. Только здесь перед влюбленными ставится вполне прозаичный для нашей жизни вопрос: успешная карьера или счастье в личной жизни. И хорошим в Katawa Shoujo считают именно выбор последнего. Само собой, мы ведь тут любовные отношения среди битардов пиарим.

Главная помеха для любви в руте Рин — страх перемен, который обильно приправлен эгоистичным желанием быть понятыми. А еще этот рут дает игроку довольно практичный совет — трижды подумайте, перед тем, как связать свою жизнь с творческой личностью. Делайте это, только когда вы ее действительно любите и готовы страдать ради светлого будущего вместе.

Как Katawa Shoujo раскрывает важность любовных отношений через тематику инвалидности

Но, несмотря на все различия, во всех рутах Katawa Shoujo есть общие моменты, с помощью которых до читателей доносят основные идеи этой визуальной новеллы. И это не только отношение к сексу, с которым я уже покончил выше.

  1. Чтобы отношения оказались крепкими, оба партнера должны быть готовы меняться. Иначе всё так и закончится, как в клишированных ромкомах, на конфетно-букетном периоде. Немного отличается от остальных здесь только рут Ханако, где конфетно-букетный период у героев полноценно наступил только в самом финале. Однако тут нормальному развитию отношений мешало то, что главный герой почти до конца видел в Ханако не девушку, а друга. Мда, реверс-френдзона, и такое бывает.
  2. Партнера надо выбирать не по внешности или положению в школьной/вузовской иерархии тян, а по принципу «с кем вам комфортно находиться рядом». Именно поэтому в «Катаве» нет истинного рута или, тем более, гаремной концовки, которая здесь смотрелась бы попросту неуместно. Да и типичные анимешные клише тех лет аноны с форчана неплохо постебали: школьный совет оказался нафиг никому не нужен, как и ее президент, которую в других эроге непременно бы сделали топ-тян (а вот лично Сидзунэ после этого жаль), ара-ара девушка сама на деле хочет, чтобы о ней позаботились, а няшу-стесняшу, за которой обычно надо пристально следить, чтобы она не стала черешней, нужно банально оставить в покое.
  3. Чтобы понять, что нужно девушке, надо принять себя таким, каким ты являешься на самом деле, ведь без этого ты будешь несчастным. И снова ауф!
  4. Любовные отношения одинаково нужны и парням, и девушкам. То, что главный герой буквально умрет без дамы сердца, игра нам напрямую говорит через рут Кэндзи. Однако и девушки в Katawa Shoujo до встречи со своим суженным были поголовно сломаны. И хоть судьба их отношений сложилась по-разному (хорошая концовка рута Сидзунэ вообще закончилась расставанием), главный герой сделал жизнь каждой девушки счастливее. При выходе на хорошую концовку, разумеется.

Кстати, занимательный факт об этом парне. Кардинальные отличия характера главного героя в разных рутах, по мне, означают то, что это разный в каждом из них человек. Вернее, прошлое, физические и внешние данные у него одни и те же, но его характер разительно отличается. Эдакая мультивселенная инвалидов. Это еще одна причина, почему в Katawa Shoujo нет истинного рута и гаремной концовки. Главное, не заруинь ключевое событие в руте, бро.

После того, как я так долго расписывал трудности отношений с нарисованными девочками, вы могли уже давно позабыть, а причем здесь вообще тема инвалидности? И если вы над этим призадумались, значит многолетние старания создателей Katawa Shoujo не прошли даром.

Само собой, тема инвалидности всегда была и остается не просто главной, а системообразующей в этой визуальной новелле. Всё-таки идею о ее создании выковали в огне роковых тредов форчана из картинки всевластия из одной хентайной додзи, на странице которой ее автор решил пофантазировать на тему девочек-инвалидок. И все мы понимаем, что изначально планировали с ними делать.

Как Katawa Shoujo раскрывает важность любовных отношений через тематику инвалидности

Однако годы работы анонов над новеллой не прошли даром. И по мере прохождения любого рута игрок всё меньше видит в окружающих его людях инвалидов и всё больше — обычных девушек, каждой из которых хочется подарить простое человеческое счастье. И отнюдь не из жалости, а из любви. Это, для меня, и, надеюсь, для вас и является идеальным примером репрезентации в видеоиграх, а не бездумная попытка напихать побольше представителей разных меньшинств.

Однако тут появляется другая необходимость. Раз тема инвалидности вплетена в сюжет Katawa Shoujo настолько филигранно, что ей не тыкают прямо глаза...

Нет ножек — нет футфетиша!
Нет ножек — нет футфетиша!

... придется отдельно рассказать, на каких уровнях работает эта тематика в сюжете игры, чем я с удовольствием займусь.

Инвалидность в Katawa Shoujo — это основа местного сеттинга. Ответьте на вопрос, что нужно на старте сюжета любой эроге? Правильно, отправить главного героя в новую для себя среду. Ибо иначе придется долго расписывать, с кем он в каких отношениях состоит и что поменялось именно сейчас. Идеально бы отправить главного героя в закрытую школу-пансион, чтобы вообще не париться с введением в сюжет родителей, но при этом стереотипно не убивать их. И внезапная тяжелая болезнь решает сразу все эти задачи. По состоянию здоровья парня переводят в спецшколу, из-за чего не используют набившие оскомину клише про внезапный переезд родителей, смерть родственников или попадание в иной мир. Более того, в таком случае логично обосновываются психологические проблемы у главного героя на момент начала игры. Ведь не каждый день узнаешь, что ты теперь инвалид и можешь умереть в любой момент. Вряд ли такие новости кого-то обрадуют.

Кроме того, в Katawa Shoujo не стали делать из главного героя стереотипного омежку, на которого внезапно свалились тянки. Во-первых, он сам свалился в этот малинник, переведясь в закрытую школу посреди года. А во-вторых, никакой он вообще-то не омежка, у него и друзья были, просто первые отношения с девушкой сложились, мягко говоря, болезненно для его сердца. Тут большинство на его месте после такого дебюта подумывали бы надолго завязать с этим делом, а наш Казанова еще и рекордно быстро оклемался. И всё благодаря построению местного сеттинга на тематике инвалидности.

И работает это не только на главном герое, но и на девушках в Katawa Shoujo. Во-первых, инвалидность, не будем отрицать очевидного, выделяет их на фоне во многом стоковых героинь многих других эроге. Не в каждой игре можно удовлетворить настолько специфические вкусы. И я сейчас не только о сценах секса. В обычную подростковую драму в Katawa Shoujo умело вплели бытовые проблемы инвалидов, да так, что игрок видит просто обычных девушек. Благодаря этому игра не ограничивается штампами одного лишь жанра накигэ, предоставляя даже простор даже для циничных, но уместных шуток. Ведь инвалиды могут шутить над другими инвалидами, йоу! И благодаря всему этому логично выстраивается общий нарратив во всех рутах: от понимания «Ямаку» как гетто для калек до любви к этому месту, ставшему для главного героя новым домом, где благодаря отношениям с девушками он смог даже оказаться счастливее, чем прежде, до его инвалидности.

Как Katawa Shoujo раскрывает важность любовных отношений через тематику инвалидности

Также разные причины инвалидности у девушек позволяют добавить в визуальную новеллу нетривиальные обстоятельства для внутриигровых событий. В руте Ханако, например, на максимум раскрывается тяжесть психологической травмы при получении инвалидности, с которой порой бывает даже труднее помочь, чем с физической реабилитацией. Не забыли также наглядно показать разницу отношения к своему недугу у инвалидов с рождения и тех, у кого эта трагедия произошла уже в сознательном возрасте.

Также инвалидность в Katawa Shoujo активно работает на символизм. Так, через увлечения девушек игроков мотивируют никогда не сдаваться, ведь безногая тут — лучшая бегунья, слепая — любит читать и готовит как себе, так и своей старшей вполне зрячей сестре, безрукая — рисует ногами и в юном возрасте становится успешной художницей. Да и в выборе инвалидности для главного героя заключен большой символизм. Намеренность его использования в новелле ее создатели даже высмеяли в одном из диалогов, в котором Рин пытается угадать, какая у главного героя проблема, решая в конечном счете, что она у него в штанах.

Как Katawa Shoujo раскрывает важность любовных отношений через тематику инвалидности

И девушка ведь практически угадала. Главный герой, погрязший в жалости к себе, действительно чуть не стал психологическим импотентом, добровольно отказываясь от любви, что и символизирует его разбитое на начало первого акта сердце.

А теперь к выводам. А они у меня внезапно обращены к коллективному сознанию игроделов (вряд ли же они реально читают DTF), а не к нам, простым игрокам из нижнего интернета. Ведь иначе мне бы пришлось очередной раз рассказывать от том, как важно не закрывать свое сердце от любви, а этими мыслями я заканчивал уже несколько своих лонгов в этом году.

Так вот, что демонстрирует игроделам релизнутая после всех трудностей создания и хоть и нишевая, но известная в кругах людей культуры Katawa Shoujo? Не надо бояться далеко уходить от изначального плана, когда ты нащупал что-то, к чему чувствуешь вдохновение. Katawa Shoujo за несколько лет разработки трансформировалась из хентайной картинки с инвалидками до полноценного высказывания о превратностях любви, не потеряв при этом в раскрытии изначально задуманной темы инвалидности.

А если низвести всё до реалий DTF, этот лонг тоже планировался не таким, каким он выглядит сейчас. Изначально я писал разбор психологии каждого рута Katawa Shoujo, но когда прочел получившееся с ужасом осознал, что это больше напоминает какой-то дневник Джокера. Однако в процессе написания этого бреда сумасшедшего я смог наконец-то разобраться, что твориться в моей голове, поэтому сейчас мне даже не обидно, что те несколько десятков страниц заметок были составлены зря. Не зря, ведь даже самый плохой опыт прямо сейчас может в будущем привести вас к счастливым последствиям, что нам и доказали герои Katawa Shoujo в своих хороших концовках.

Спасибо, что читали, и пускай ваша «Судьба человека» в итоге окажется счастливой.

54K54K показов
16K16K открытий
33 репоста
245 комментариев

Привет! Редакция выбрала твой текст победителем нашего конкурса лонгридов — прилагаем награду и благодарим от всей команды DTF. Все детали — в этом посте: https://dtf.ru/life/2343794

Ответить

Мегахарош

Ответить

Отличный лонг, спасибо.
Катава была одной из моих первых ВН (вроде бы второй), сразу пошел на рут Лилли, не пожалел нисколько. Самый ванильный рут, мне по душе такое, и самая приятная для меня девочка. Эми стала второй, тоже очень хороший рут и сама Эми милашка. Остальные для меня, честно скажу, примерно на одном уровне, либо "точно не потяну", либо "да ну нахуй", либо все вместе.

Чуть про эти руты. Ты пишешь про Лилли: "несмотря на весь образ сильной и независимой, в душе очень романтичная, ранимая..." Но чел, образ сильной и независимой - это про Сидзунэ. Лилли-то сразу показывает себя как очень романтичную личность с тихими чаепитиями и вечерними прогулками, ну камон, это прямо на поверхности. Но да, согласен с тем, что в потоке её заботы легко решить, что ей самой забота не нужна. Энивей, для меня это самый тёплый и ламповый рут, кто-то скажет "пресный", я отвечу словами одного хорошего человека: "мне похуй, я так чувствую". Ну и камон, Лилли просто самая красивая девочка в Катаве.
Про Эми: имхо, если вживаться в шкуру Хисао, то эти отношения станут лучшими для него. Оставляя в стороне то, что Эми сама по себе очень сильная, яркая личность и милашка невероятная, Хисао в её руте показывает большее развитие, чем в других. То есть помимо того, что он развивается эмоционально (как во всех, в общем-то, рутах, просто по-разному), он ещё и физически здоровее становится. Учитывая, что Эми не прочь поэкспериментировать в постели, получается вообще здорово ( ͡~ ͜ʖ ͡°)

Алсо, Катава для меня стала стала началом увлечения (хоть и недолгого) ВН. Самой первой я прочел БЛ, было прикольно, но не очень впечатлило и сам формат в целом не очень зашёл, а вот после Катавы как раз, насколько я помню, я пошел наворачивать всякое: и F/SN с Tsukihime, и всякие Ever17, и Kara no Shoujo, Higurashi, Umineko, Saya no Uta, Kikokugai, Swan Song... короче, с полсотни новелл разных навернул. По верхам, конечно, настоящие ценители, читающие на япусике, лишь презрительно усмехнутся от этого списка, но поебать.

Алсо (2), создателей редизайна я в рот ебал, почему для отправки доната надо переключаться на старую версию?

Ответить