Как я консольные игры познавал. Часть 4. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PS2)

Вторая часть знаменитой серии. Теперь на новой консоли. Игра стала красивее и технологичнее, но стала ли она лучше первой? Надо разобраться.

Как я консольные игры познавал. Часть 4. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PS2)

Оглавление

Вступление

Так как во вторую часть я играл сразу же после первой, то неизбежны будут прямые сравнения. Поэтому рекомендую ознакомиться с предыдущей статьёй, чтобы понимать, на какие впечатления я ссылаюсь.

Игровой процесс

Игра представляет собой stealth-action с фиксированной камерой, но с возможностью перевести её в режим от первого лица, что поможет нам в процессе прохождения не нарываться на противников и осматриваться там, куда стандартная камера не смотрит.

А вот дизайн локаций претерпел большие изменения. Раньше игра была одним большим коридором, поделённым на крупные и большие комнаты, куда иногда приходилось возвращаться. В этой же части чем дальше по сюжету, тем больше открывается дополнительных маршрутов для облегчения перехода между разными зонами.

Но справедливости ради, большую часть времени игра ощущается всё таки линейной.

Как я консольные игры познавал. Часть 4. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PS2)

Противники на ранее исследованных локациях обновляются, так что зачищать их или нет — зависит только от вашего желания или текущей задачи. При этом с врагов падают только патроны и пайки для восстановления здоровья. Всё другое снаряжение и оружие нужно искать. Причём игра даже поясняет эту игровую условность. Приятная мелочь.

Хоть герой действует в одиночку, с ним всегда поддерживают связь через кодек — местный аналог рации. Через него мы будем получать задания, подсказки. Через него же реализовано сохранение. Для этого нужно позвонить нужному персонажу.

Как я консольные игры познавал. Часть 4. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PS2)

Впечатления от игры

Всегда сложно говорить об авторских работах. Когда ты знаешь, чего ожидать, и по каким шаблонам работает творец, впечатления смазываются. И при этом важно не изменить серию до неузнаваемости, чтобы не разочаровать старую аудиторию. Вот и получается некий сундук за водопадом: когда он есть — банально, когда его нет — «где мой сундук, я зачем сюда лез?!». Посмотрим, как получится здесь.

В моём случае здесь не только вторая часть игры, но и переход к PlayStation 2, поэтому рост в графике очень хорошо заметен. А благодаря возможностям эмулятора картинку можно сделать ещё лучше, и никакая ремастерд-версия не нужна.

В начальной кат-сцене, сделанной на движке игры, мы сразу же видим все новые технологии: как свет преломляется через капли дождя, которые разбиваются о поверхность асфальта. Игра демонстрирует все графические изыски ещё до того, как вам дали управление.

Дальше нас обучают управлению.
Только после сюжетного поворота, который заканчивается ещё одной впечатляющей кат-сценой, мы понимаем, что всё это было прологом, а дальше уже начинаются события основной игры. Где нам ещё раз объясняют то, что мы уже делали. Странно.

Что же, если в первой части не было ни одного момента, когда мне бы пришлось смотреть прохождение, то здесь это наступило сразу же после пролога.
Ничего особенного: мы проходим обучение и оказываемся на крыше. Отличный момент, чтобы посмотреть на завораживающие виды и поскользнуться на гуано чайки.
От нас настойчиво требуют бежать и исполнять миссию, но куда бежать-то? Я бегаю по кругу, утыкаюсь на всё, что похоже на дверь, и ничего не получается. Более того, вернуться нельзя, так что варианты, что я что-то забыл или пропустил, отметаются.
Я стыдливо звоню по кодеку, чтобы сообщить о том, что новоиспечённый суперагент заблудился в трёх стенах. Однако никакой подсказки игра не давала. Делать нечего делать, пришлось смотреть прохождение. Так вот, там нужно было проползти под сеткой! Я в упор не видел, что там есть для этого место. А самое смешное, что как только я закрыл видео и вернулся в игру, мне позвонили и сообщили, что надо присмотреться к сетке. Гений снова всё учёл.

То самое место
То самое место

Геймплей в основе своей остался прежним, но его доработали и добавили множество дополнительных возможностей: герой научился висеть и ползать на краю платформ, плавать, а потом ещё получит в распоряжение меч, чтобы все знали, что игра японская. Анимации стали плавными, отчего драки выглядят теперь намного лучше. Плюс, добавили эпичный перекат, с помощью которого можно как проскользнуть мимо врагов, так и скрыться за углом. Причём сделать это довольно легко, так как искусственный интеллект не сильно изменился с первой части, поэтому противники видят и слышат не очень далеко.

Так что игра следует формуле идеального сиквела: всё то же самое, но больше и лучше. А по прохождению это всё такой же аттракцион, который из раза в раз предлагает уникальные ситуации и выходы из них. Слом четвёртой стены никуда не делся, и даже ещё больше интегрирован в сюжет.

И конечно же в игре есть множество разных неочевидных мелочей, которые мы можем найти. Самое очевидное — позвонить Ирокезу Плискину, который спит перед тобой — он не ответит. Или попытаться навести на него оружие — он предупредит тебя этого не делать. И в игре таких вещей полно, но сделаны они так, что ты и не поймёшь, что видишь что-то уникальное. Только если много раз переигрывать или посмотреть в интернете, можно понять, что это было не совсем обычное действие. Это круто.

А вот бегать по кругу приходится намного чаще. Видимо, для этого структуру локаций и переделывали. Если в первой части самым крупным элементом бэктрекинга был поиск снайперской винтовки для победы над снайпером, то здесь постоянно приходится возвращаться, бежать в разные части карты, чтобы потом снова вернуться.

Сюжет

А вот здесь всё не так просто. Тут не было прям совсем глупых кат-сцен как в первой части, отчего вторая мной воспринималось более ровно. Но появилось несколько других моментов.

Злодеи — аниме. Это осталось без изменений. Как только кто-то появляется на экране, всё его естество говорит, кто перед тобой. Игра всё так же непродолжительна по времени, поэтому сперва — запоминающийся образ, а потом его раскрытие. Но сделано это лучше и не так топорно, как в первой части, где после поражения злодеи пять минут исповедываются. Хотя некоторые сцены смерти персонажей всё ещё странные.

Как я консольные игры познавал. Часть 4. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PS2)

Главный антагонист представляет другой типаж злодея: уверенный в себе, повидавший многое человек с чёткими взглядами на жизнь. Этот вариант не такой потешный и карикатурный, отчего мне импонирует больше. Однако тут таинственность сыграла злую шутку.
В первой части мы так или иначе взаимодействовали со злодеем, и это работало на его раскрытие. Здесь же большую часть игры мы не знаем, кто за всем стоит, а когда наконец узнаём, игра уже стремится к финалу. Из-за чего все планы, идеология, и вообще весь сюжет игры служат аккомпанементом к финальной битве.

Но автор совершил одну страшную ошибку — он начал объяснять.
Какие злодеи были в первой части: советский телепат, большой мужик с пулемётом, который разговаривал с воронами, секси-снайпер с шизой, Револьвер Оцелот с револьвером, и Ликвид Снейк с мотивацией обиженного ребёнка, который громко хохочет и пытается доказать, что он не ребёнок.
И всё понятно, даже объяснять ничего не надо.
Мы же русские люди, поэтому советский телепат никого не удивит: у меня был знакомый, который пятой точкой чувствовал опасность.
Мужик с пулемётом — как моя мать, которая разговаривает с кошкой и даёт напутствие на будущее.
Снайпер с шизой, но с её внешностью и размером груди это простительно.
У Револьвера есть револьвер. То есть всё понятно, а что здесь?
Бисексуал-вампир. Ну, раз он румын, то это канон, и удивляться нечему. Если есть советские телепаты, клоны, ГМО-солдаты, почему не быть и вампиру?
Девушка по имени Фортуна, в которую не попадают пули? Ну, имя соответствует (и может у неё второе имя Борис), вот в неё и нельзя попасть. Или тоже телепат. Мало ли.
Бомбист с шизой, но раз он не сексуальная женщина, то за такое мы его осуждаем.
У Револьвера всё так же револьвер, да ещё и рука говорящая, так что «свидание с незнакомкой» никогда не было таким буквальным.

И вот из всего этого зоопарка логичных злодеев авторы решили, что было бы неплохо потратить время и объяснить, почему в Фортуну не попадают пули. Мало того, что объяснение хоть и логичное с точки зрения показанных технологий, но глупое по своей сути (почему такими генераторами больше никто не пользуется?). Так может нам объяснят другие вещи? Почему тут мужик бегает по воде и стенам, не умирает, прыгает на десятки метров и вообще румын, в смысле, вампир? Как работает телепатия? Почему отклонение пуль что-то такое невероятное, что это пришлось объяснять? Мне непонятно.

Дама конечно моё уважение
Дама конечно моё уважение

А вот сам сюжет порадовал. Если в первой части мы играли за живую легенду, и большинство сюжетных линий были связаны с нами напрямую, то здесь у нас другой главный герой, который точно так же, как и мы, не понимает, что здесь происходит. Достаточно стандартный и логичный ход. Отсюда и история начинает развиваться вширь: больше теорий заговора, больше организаций, больше действующих лиц.

При этом игра делает упор на разрушении ожиданий. Она повторяет структуру, а порой ходы из первой части, чтобы ты специально видел несоответствия, о чём позже она и говорит. Множество сюжетных поворотов, которые действительно внезапные, и когда ты свыкся с одним, наступает другой, а потом ещё один.

Когда один сюжетный поворот идёт следом за другим

Ну и конечно же финал, где злодей объясняет нам происходящее и пытается убедить в том, что всё надо ломать. И если посмотреть на год выхода игры (2001, а сценарий писался ещё раньше), то было забавно смотреть в 2023, как истории о СМИ, выборочной цензуре и возможностях управлять людскими массами с помощью этого уже как лет десять стали реальностью. Это лишь доказывает, что исторические процессы запускаются сильно заранее. Либо кто-то просто поиграл в эту игру, решил, что так тоже можно, и теперь весь мир живёт вот так. Кодзима — гений.

И вот, когда главный герой стоит над телом поверженного врага, он, как и игрок, понимает и принимает для себя правду — чайки должны умереть. Они срут. Они всё вокруг засрали! Люди поскальзываются и ломают себе головы, от того здесь все какие-то пришибленные. Во всём виноваты чайки!

Личные истории стали ещё более личными. Теперь с нами по кодеку разговаривают не только командиры и прочие важные для сюжета люди, но и наша девушка. Как и каждая девушка (по мнению японцев), она обязана в ситуации, когда тебя хотят убить, патроны заканчиваются, террористы, русские и русские террористы наступают на пятки, узнать, какой сегодня день.

— Я на месте, где бомба?

— А если бы я родилась червяком, ты бы любил меня так же?

— Ты уверена, что это сейчас уместно? Ладно, я её нашёл, какого цвета провод резать?

— Я была в таком же платье пятого сентября на встрече с подружками и ты его одобрил.

— Что?

— Ясно.

Любая девушка спецагента

Местами их диалоги невероятно милые и очень хорошо раскрывают нашего героя, с другой — поднимают темы в неуместное время.

Как я консольные игры познавал. Часть 4. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PS2)

Развивается история Отакона, и за две игры он стал моим любимым персонажем. Но сценарист ему выдал не самую счастливую роль. С его удачей вместо отправки суперагентов нужно было попросить его подружиться с группой противника. Они бы за год все вымерли.

Заключение

Так что в итоге?
Основа не изменилась. Это всё такое же аниме, которое пытается походить на западные шпионские фильмы. Это надо просто принять. Но если с этим смириться, то получаем образцовый сиквел, который улучшил всё, что было в первой части, нарастил градус сюжета (а местами идиотии) и сдобрил всё рассуждениями о скором будущем и влиянии в нём СМИ и искусственного интеллекта. И при этом сиквел не сильно вырос в объёмах. Игра спокойно проходится за 13-15 часов.

Конечно, такого эффекта, как от прохождения первой части уже нет, потому что стиль автора уже известен, отчего ты приблизительно знаешь, чего ожидать. Но игра всё ещё способна удивлять.

Поэтому я даже не знаю, вторая часть понравилась мне больше или меньше первой. Здесь вроде всё то же самое, но по-другому, вот и нравится она по-другому. Но это всё такой же дорогой блокбастер, который будет развлекать вас на протяжении всей игры, который хорошо выглядит, отлично звучит и удобно играется.

Как я консольные игры познавал. Часть 4. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PS2)

Получилось всё неплохо. Кодзима меня не разочаровал, но с ним пока закончу. Нужно сменить жанр и отправиться в древнюю Грецию.
Но это потом, а пока, всем спасибо, всем пока.

8383
52 комментария
11
Ответить

Кто бы что ни говорил, а Кодзима - гений. Столько тем умудрился предсказать, столько интересных вселенных создать.

9
Ответить

Кто бы что ни говорил, а Кодзима - гений. Столько тем умудрился предсказать, столько интересных вселенных создать.При этом он ещё старался, чтобы его игру легко было пройти, поэтому внимание к мелочам работает и в подсказках.

4
Ответить

меня всегда отталкивал натужный японский пафос в его играх. темы то на поверхности все были, игроку даже не предлагается думать или пойти по пути злодея.

1
Ответить

Начинай свой четверг с Рвоты Енота. ☕

5
Ответить

А ещё это звучит странно.

2
Ответить

Уже обед.

Ответить