Spec Ops: The Line - когда травму не видно сразу

Картина «Взгляд на две тысячи ярдов» Томаса Ли и наглядный пример: фото бойца морской пехоты после битвы за атолл Эниветок 
Картина «Взгляд на две тысячи ярдов» Томаса Ли и наглядный пример: фото бойца морской пехоты после битвы за атолл Эниветок 

ВНИМАНИЕ! В ТЕКСТЕ ПРИСУТСТВУЮТ СПОЙЛЕРЫ!

Серия Spec Ops никогда не имела особого успеха на фоне известных франшиз шутеров вроде Call of Duty или Medal of Honor, потому передача последнего проекта по ней Yager Development была произведена без особых надежды со стороны 2K Games. Выйдя в 2012 году, Spec Ops: The Line должна была быть очередной игрой про спецназ, своеобразным польским шутером, позволяющим скрасить время игроков между большими релизами. Сейчас уже о проекте знают многие благодаря многочисленным разборам сюжета, его подачи и отсылок на "Сердце тьмы" и "Апокалипсис сегодня", но тогда он произвел эффект разорвавшейся бомбы. Закормленный забористой голливудской клюквой Modern Warfare игрок не ожидал услышать от игры обвинения в сторону американских вооруженных сил, а также жесткую, бескомпромиссную критику милитаризма штатов, связанного с показным патриотизмом консерваторов на фоне "несения демократии" в богатые нефтью страны востока. Причем этот выпад не подается в лоб, позволяя ничего не подозревающему игроку погружаться в бездну вместе с главным героем, плавно и последовательно преодолевая грани безумия.

Игра не стесняется практически дословно визуально цитировать своего вдохновителя
Игра не стесняется практически дословно визуально цитировать своего вдохновителя

Разработчики пытаются заставить потребителя поверить, что перед ним еще один клон известных боевиков. Ни трейлеры, ни пресс-показы, ни рекламная кампания, ни первые часы задорного шутера от третьего лица не позволят предположить, что перед тобой не очередная польская Gears of War. Постмодернистская злая ирония проявит себя позднее, когда в итак непродолжительном проекте начнет приедаться геймплей, зато станет набирать обороты сюжет. Привыкшему к черно-белой морали перестрелок с безликими террористами Call of Duty игроку станет немного неуютно от непонимания, против кого конкретно он воюет в заброшенном в песках сюрреалистичном Дубае. Противники и союзники несколько раз успеют поменяться местами, вынуждая неподготовленного любителя расслабиться вечерком стрелять по бегущим безоружным и осознавать, что его раз за разом обманывают без всякого предупреждения. Ведь разработчики перед прессой хвалились графикой и геймплейным применением песка, а не сложными моральными дилеммами, способными отпугнуть носящего футболку с звездно-полосатым флагом и пьющего Bud простого парня из Техаса. К тому же сценарий специально для него в первые минуты после запуска и эпичной битвы в воздухе предается ностальгии о былых подвигах некоего полковника Конрада. Создатели намеренно мягко стелят, чтобы потом жестко тролить успевшего задремать от однообразного песчаного пейзажа любителя шутеров.

Игра запоминает выбор игрока и ненавязчиво язвит в любом случае, загляните в раздел "галлюцинации" в официальной вики по Spec Ops: The Line и удивитесь вниманию к деталям в небольшом проекте: https://specops.fandom.com/ru/wiki/Галлюцинации
Игра запоминает выбор игрока и ненавязчиво язвит в любом случае, загляните в раздел "галлюцинации" в официальной вики по Spec Ops: The Line и удивитесь вниманию к деталям в небольшом проекте: https://specops.fandom.com/ru/wiki/Галлюцинации

Внезапно не привыкшему выбирать подпивасу предложат решить, что для него важнее - человеческая жизнь или цели наверняка благородной и героической миссии главного героя. Позже мораль станет все серее и чернее, принуждая распределить, кому жить, а кому умереть, а также стоит ли облегчать участь мрази, параллельно обрекая на осознание, что есть вещи похуже смерти. Былые бравые спецназовцы начинают получать ранения и сходить с ума, добивания падших становятся все более брутальные и зверские, и уже ты сам вместе с героем начинаешь палить из мести по лишившимся надежды на выживание гражданским, не успев в процессе подумать, что мог бы этого и не делать. В конце концов начинают зубоскалить даже экраны загрузки, пока потерянный игрок вместе с персонажем пытаются разобраться в творящемся безумии. Игра буквально насмехается за желание поиграть в нее, негативно подкрепляя продвижение вперед путем принуждения игрока к совершению аморальных действий для активации дальнейших событий. Аналогичный нарративный прием применялся Нилом Дракманном в Last of us 2, но если там в целом банальный трюк использовался для вызывания у играющего отторжения к мести и насилию, то тут желающему увидеть финал безысходно придется творить своими руками военные преступления.

Разработчики буквально насмехаются над теми фразами, которыми заманивали игроков в рекламной кампани
Разработчики буквально насмехаются над теми фразами, которыми заманивали игроков в рекламной кампани

Лишившемуся друзей, надежд, ментального и физического здоровья, и, кажется, души, израненному Уокеру, в роль которого успеваешь вжиться, предстоит определить финал, покарав себя за учиненное или же решившись жить дальше. Если рука не поднимется выстрелить в метафорического "антагониста", останется еще 3 возможных развязки: сдаться приезжим спасателям, одним из которых ты сам когда-то себя считал, поднять оружие на былых союзников и победить или проиграть в процессе. И самое примечательное, что истинной концовкой можно считать проигрыш в финальной битве, поскольку в ней раскрывается смысл названия игры. Из всех трагических финалов разработчики предпочли самый душераздирающий, не оставляющий надежды и потому наиболее показательный, позволяющий передать основной посыл.

Лишь в этом случае игроку пояснят, что за "the line" имелась в виду
Лишь в этом случае игроку пояснят, что за "the line" имелась в виду

Игра грамотно передает ощущения страдающих от ПТСР, беря ничего не подозревающих за руку и проводя их через ад, ехидно предлагая время от времени остановиться и выключить ее. Вот только тебе, как и герою, хочется узнать, что все было не зря, что страдания имели какую-то цель, возвышенную, которую ты просто еще не понял. Ты вместе с ним переживешь потерю друзей, к которым за недолгие часы успеешь прикипеть душой, а также почувствуешь, что грехи героя и кровь невинных на твоих руках тоже. Игра не стесняется использовать манипуляции, причем бесхитростные, но это срабатывает. Ты будешь говорить сам себе, что у тебя не было выбора, и то же скажет герой. Легче от этого особо не станет. Ты понимаешь, почему герой сошел с ума и был обманут, но с трудом определишь, когда это случилось. Трюки, используемые авторами, могут дать фору некоторым сайлент хиллам. Тебе не только дают волю самому отделить живых от мертвых, но и настойчиво стучат по 4 стене, когда герой во внезапном дежавю заявляет, что "это уже было". Вжиться успеваешь столь же незаметно для себя, сколь и безвыходно. Глубокое отвращение к себе другому, из зеркала, станет для Уокера не менее знакомым , чем для неудачника, решившего пройти вместе с ним через это. Броня цинизма может отделить чужие страдания от своих, утопить эмпатию в глубоком болоте сарказма, но внутренне подсознание все равно спросит своего носителя, как бы он поступил в чудовищной ситуации. И можно ли выйти не чудовищем из ада? Spec Ops: The LIne отрицательно отвечает на этот вопрос. Проблематика вьетнамского синдрома поднималась и раньше: и в книгах, и в кинематографе, и в медицинских изысканиях на многочисленных пациентах. Но в игровом плане наиболее удачно это вышло у немцев из Yager Development. Несмотря на то, что кроме этого проекта у них не было больше хитов, последняя часть серии Spec Ops позволила им войти в историю игровой индустрии, затронуть запретные в обществе темы с дьявольской ухмылкой и дать жестокие ответы на вечные вопросы. Порой не так страшны физические травмы, как покалеченная, истерзанная душа, заключенная в тело, повидавшее слишком много за жизнь. Есть вещи, которые хуже смерти.

Бог смотрел прямо на меня. Но ничего не видел.

"Золотая пуля" Шимун Врочек, Юрий Некрасов

Статья написана для конкурса «Судьба человека»

7070
9 комментариев

Если вам влом читать, то можете посмотреть это, игрушка стоящая
https://youtu.be/eOO7eAym6jw?si=D0IyUzfQE6iH3y4t

3
Ответить

RJ лучше сделал разбор

1
Ответить

Вот никогда не думал что для меня эта игра хоть когда-то станет хоть немного жизненной... Стала... Хорошая статья 👍

2
Ответить

Классная статья,прочитал на одном дыхании! Хотелось спросить, а это случаем не та игра в которой мирное население по ошибке сожгли белым фосфором?

1
Ответить

Та самая

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Мне нравятся видеоигры где можно почувствовать себя там, на переднем крае битвы или под огнем. В то же время рассказать о войне и показать ее, практически невозможно. Весь ужас того, чем являются боевые действия безграничен, и вместить такое в игру или кино практически невозможно. Это непередаваемо, так говорят все кто там побывал. Спасибо что напомнили про хорошую игру.

1
Ответить