Заметки о масштабных моделях — Jaguar D-Type #6 LeMans 24hrs (AutoART, Signature series)

Артефакт, связанный со старейшей автомобильной гонкой, и не просто с гонкой, а с заездом 1955 года, который оказался весьма... запоминающимся. Присаживайтесь, на этот раз текста будет много.

Заметки о масштабных моделях — Jaguar D-Type #6 LeMans 24hrs (AutoART, Signature series)

Jaguar D-Type создавался преимущественно для гонок "24 часа Ле-Мана". Предыдущий болид, C-Type, созданный на основе модели XK120, одерживал уверенные победы уже три года подряд и прерывать цепочку не хотелось. При проектировании новой машины вплотную занялись аэродинамикой, и D-Type получился округлым, низким и с большим плавником позади водителя для большей устойчивости на трассе. Дебютировав на Ле-Мане в 1954 году, Jaguar всё же уступил первое место Хосе Гонзалесу на Ferrari 375 Plus, но последующие три года машина овладевала пьедесталом как по часам. Впрочем, первая победа машины в 1955 году оказалась не такой уж радужной, поскольку Джон Майкл Хоторн на конкретно этом D-Type #6 спровоцировал то, что до сих пор считается самой страшной катастрофой, какую только знал мир автоспорта.

К "Ле-Ману" 1955 года Jaguar D-Type пришёл с удлинённым на 190 мм носом и стальным подрамником вместо магниевого, а также прочими мелкими изменениями, снижающими повреждения при авариях. В команде были уверены, что на этот раз машина точно должна прийти первой. Примерно на то же надеялись и в команде Daimler-Benz AG с опытным пилотом аргентинского происхождения Хуаном Мануэлем Фанхио. В прошлом году Фанхио решил вести болид все 24 часа гонки, под конец от усталости ошибся при переключении передач и сошёл с дистанции.

11 июня выдался хорошим, солнечным днём, и посмотреть гонку пришло много людей. Старт был дан в 4 часа дня и почти сразу в лидеры выбились Хоторн и Фанхио, аргентинец немного замешкался при старте и безуспешно пытался вырваться вперёд. Оба гонщика гнали как сумасшедшие, не щадя ни машины, ни себя.

​Jaguar Хоторна (несёться)
​Jaguar Хоторна (несёться)

Спустя два с небольшим часа, действующие лица приближались к концу круга и зоне пит-лейна в следующем порядке: Майк Хоторн на Jaguar D-Type #6 опережал Ланса Маклина на Austin Healey 100 S #26, в спину им дышали Пьер Левег и Хуан Фанхио на двух Mercedes-Benz 300 SLR (#20 и #19 соответственно). Хоторн, вырвавшись немного вперёд, увидел сигнал остановки на пит-стопе и, чтобы не уходить на следующий круг, быстро, решительно сместился на правую сторону трека, проехавшись прямо перед носом Маклина и подрезав его. Ланс, уходя от удара, выскочил на середину трассы и начал неистово тормозить. Тормоза на "Остине" были хорошие, дисковые, новинка того времени, а вот стремительно набегающий Mercedes Левега такими похвастаться не мог.

Если Левег и пытался сделать что-то для своего спасения, вряд ли у него было на это много времени. На скорости свыше 200 км/ч, воспользовавшись покатой задней частью "Остина" в качестве трамплина, Mercedes взмыл в воздух и, кувыркнувшись, рухнул на толпу зрителей по левую сторону от трека. Несущийся кузов машины и отлетающие от него железяки выкашивали всех, до кого могли дотянуться, а под конец, словно этого было мало, взорвался топливный бак. Всего в тот день в лучший мир ушли 83 зрителя и ещё почти 180 получили ранения разной степени тяжести. Пьера Левега выбросило из машины и он погиб при ударе об землю. Фанхио чудом сумел увернуться от "Остина", которого бросало из стороны в сторону, и промчаться мимо; Маклин тоже остался жив, но ехать дальше уже не мог.

​Момент после аварии. В правой части виден "Остин" Маклина.
​Момент после аварии. В правой части виден "Остин" Маклина.

Хотя гонку останавливать не стали, команда Daimler-Benz на 10 часу заезда вышла из состязания и, прихватив оставшиеся машины, укатила домой. Второй главный соперник Jaguar, команда Scuderia Ferrari, к тому же десятому часу потеряла из-за неисправности свой последний Ferrari 735 LM, и уже ничто не мешало британцам одержать победу, лишь бы машина не подвела. И она не подвела, Хоторн совместно со своим сменным пилотом Айвором Буэбом пришли первыми, поставив заодно рекорд средней скорости в 172 км/ч.

​Наш герой и победитель "Индекса производительности" Porsche 550 RS Spyder на победной фотосессии. Угрюмые лица говорят сами за себя.
​Наш герой и победитель "Индекса производительности" Porsche 550 RS Spyder на победной фотосессии. Угрюмые лица говорят сами за себя.

Несмотря на первоначальный шок, настроение в команде Jaguar всё же заметно улучшилось. В стране был объявлен траур, и общественность, читая в газетах про то, как Хоторн с Буэбом весело празднуют, удручённо цокала языками. Комиссия, расследующая инцидент, нашла его неудачным стечением обстоятельств, в котором не было ничьей вины. Своей вины не чувствовал и Хоторн, а пару лет спустя он и вовсе перевёл все стрелки на Маклина. Последний оскорбился в лучших чувствах и собирался было судиться с Хоторном, но суда не случилось. В начале 1959 года Джон Майкл Хоторн погиб в автомобильной аварии, но не на гоночном треке, а на обычной дороге, обернув свой Jaguar Mk.II вокруг дерева.

Последствий этого события было много. Общественность стала куда серьёзнее относиться к вопросам безопасности на гонках. Трек Ле-Мана был перестроен и расширен. В ряде стран Европы были изданы законы, ограничившие проведение подобных мероприятий на своей территории. Mercedes ушёл из "Ле-Мана" и, как выяснилось, из автоспорта вообще вплоть до 1989 года. Всё же с окончания второй мировой минуло всего 10 лет, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр вряд ли был счастлив прочитать в газете статью о том, что немецкая техника во Франции опять кого-то убивает.

Ладно, что-то я заговорился. В общем, модель этого D-Type выполнена фирмой AutoART в рамках серии Signature. Помимо "Ягуара", туда входит ещё 4 модели: три Lamborghini (Miura SV, Countach и Aventador) и 1994 McLaren F1. На этом серия, к сожалению, сделала ручкой, хотя планировался ещё, как минимум, Porsche 911. Год выпуска — 2013. Коробка и бокс:

Модель сделана практически на грани возможностей дайкаста с обилием мелких деталей и открывающимися элементами везде, где только можно, а за счёт тёмного цвета кузова, щели не бросаются в глаза. Передние колёса поворотные и имеют маркировку Dunlop.

Первое, что хочется поразглядывать - это, конечно, двигатель. Шестицилиндровый рядный двигатель Jaguar XK тут предстаёт во всей красе, включая патрубки. Объём 3,5 литра, мощность 270 лошадиных сил. Вместе с четырёхступенчатой ручной коробкой передач машина разгонялась до сотни за 5 секунд.

​

На обратной стороне капота отображён колхозный воздуховод, направляющий поток на три карбюратора Weber. Воздушный фильтр? О чём вы, машина должна прожить 24 часа, а не 15 лет.

Заметки о масштабных моделях — Jaguar D-Type #6 LeMans 24hrs (AutoART, Signature series)

Открывается единственная дверка справа, через которую на старте пилот протискивается на своё место. Салон спартанский, руль с имитацией дерева сделан всё же грубовато.

Заметки о масштабных моделях — Jaguar D-Type #6 LeMans 24hrs (AutoART, Signature series)

Место пассажира закрывается крышкой, которая идёт в пакетике отдельно. Она никак не фиксируется.

Заметки о масштабных моделях — Jaguar D-Type #6 LeMans 24hrs (AutoART, Signature series)

Открывается даже отсек для запасного колеса сзади, хотя изготовитель поставил там стенку. На "Ле-Мане" никто не станет возить с собой запаску, во-первых, это увеличивает вес, а, во-вторых, на пит-стопе и так заменят колёса, если нужно. Если же водитель умудрится получить прокол колеса где-нибудь на круге, то менять придётся уже весь автомобиль, возможно, что и вместе с водителем.

Заметки о масштабных моделях — Jaguar D-Type #6 LeMans 24hrs (AutoART, Signature series)

Донышко проработано в силу специфики автомобиля, основные элементы обозначены объёмными.

Заметки о масштабных моделях — Jaguar D-Type #6 LeMans 24hrs (AutoART, Signature series)

В комплекте идёт брошюра о 8 страницах, сертификат с номером, лупа и салфетка. Каждая модель под своим номером, но тиража как такового нет.

​

В брошюре в кратком виде передана изложенная выше история, даны очень мелкие фотографии модели и немного полезной информации. Например, что модель состоит из 144 отдельных деталей.

Заметки о масштабных моделях — Jaguar D-Type #6 LeMans 24hrs (AutoART, Signature series)

Дорогое, но, как по мне, оправдывающее свою цену приобретение.

Заметки о масштабных моделях — Jaguar D-Type #6 LeMans 24hrs (AutoART, Signature series)
2525
6 комментариев

Интересная мне тема. Скажи, а какие еще модели есть в коллекции? 

Ответить

Процентов на 70 СССР, остальное - иномарки сходных лет выпуска.

Ответить

Моделька выглядит весьма интересно, ну и за познавательный экскурс в историю спасибо.

Ответить

Отличная статья, спасибо за экскурс!  Модель очень классно детализирована.

Ответить