Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Когда стало понятно, что в Австралии появился устойчивый спрос на автомобили менее утилитарные и более комфортные, местные производители зашевелились. До поры этот спрос удовлетворялся импортом из Северной Америки, но в 1967 Ford выпустил свой ZA Fairlane, а в Holden было принято решение создать новый суббренд — Statesman. С подачи главного дизайнера, он должен был напоминать люксовый бренд от General Motors — Cadillac — и иметь все присущие ему особенности как стилистически, так и по части оснащения, управляемости и используемым отделочным материалам. За основу было взято новое шасси Holden HQ, обладающее пружинной подвеской и полунесущим кузовом. Разработка заняла несколько долгих лет и стоила кучу денег, лишь к 1971 году автомобиль был готов и представлен публике.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Машина действительно была чуть уменьшенной копией Cadillac, и, словно чтобы подчеркнуть это родство, Statesman даже эмблему сделал очень похожую, а материнская компания Holden практически не упоминалась в брошюрах. Новинка приводилась в движение одним из двигателей V8 объёмом от 3,3 до 5,7 литра, разгоняясь до сотни за 10,5 секунд, причём 3 из 4 моторов, кроме самого мощного, производились на родине. Statesman был оснащён 3-ступенчатой АКПП, адаптированной к жаркому климату, инерционными ремнями безопасности, кондиционером, сидениями с широким диапазоном настройки, переработанной подвеской и высоким уровнем шумоизоляции. В основные конкуренты автомобилю выбрали даже не Ford Fairlane, а появившийся тогда Mercedes-Benz W116, на рекламных фотографиях он то и дело мелькает на фоне.

Например, здесь.
Например, здесь.

Statesman за 13 лет производства пережил пять итераций (HQ, HJ, HX, HZ и WB), при этом не сильно менялся стилистически, внешние различия были лишь в элементах отделки. Попытка обновить облик была предпринята лишь в 80-х: WB Statesman получил прямоугольные фары и с некоторых ракурсов стал очень сильно напоминать тот самый M-B W-116. Автомобиль все время выпуска сохранял устойчивый высокий спрос на домашнем рынке, но Австралия страна небольшая, а отказ делать версию с левым рулём сильно сократил количество стран, куда его можно было бы импортировать. Так, Statesman продавался в ЮАР как Chevrolet Constantia, в Новой Зеландии как Holden Statesman и в Японии как Isuzu Statesman, но, к сожалению, спрос в этих странах довольно быстро упал до почти незначительного. Однако, когда в 80-х цены на топливо выросли, спрос начал потихоньку падать и в самой Австралии. Начало 80-х вообще не было радужным для австралийского автомобилестроения, Chrysler, например, вовсе не дожил до 1981 года. И в GM, выбирая между тем, кого спасать — Statesman или новый Commodore — выбрали последнего. Второго поколения не случилось, и в 1984 году история бренда закончилась, впрочем, на высокой ноте.

Коробка как коробка, вы уже видели такую.
Коробка как коробка, вы уже видели такую.

Когда в середине нулевых уважаемый производитель моделей Trax анонсировал свою серию открывашек в 43 масштабе Opal series, Statesman занял в ней одну из позиций. И это единственное воплощение марки в дайкасте, больше никто за него так и не взялся. Чуть позже Trax выпустит его в смоле, но очень мало. Про другие масштабы и говорить не стоит.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Всего в рамках серии было выпущено, если я не ошибаюсь, три модели Statesman (HQ, HJ и HX), по два цвета каждого. HX - версия 1976-77 годов, отличалась лишь дефорсированным под новые нормы двигателем и рядом мелких изменений.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Эта модель оказалась у меня почти случайно: продавец сказал, что не сможет отправить купленную другую модель и предложил выбрать что-то взамен. И я выбрал это.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Это одна из последних моделей в серии Opal: задние двери уже рабочие, от проволочек решили отказаться в пользу блистера, так что модель сохраняет товарный вид после демонтажа.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Понятно, почему они изначально избрали столь всратый метод крепления модели - так днище не имеет инородных элементов вроде винтов или пеньков для подставки. Задняя подвеска, кстати, подпружинена.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

У модели, как я говорил, открывается всё, но детали подогнаны не слишком хорошо, у предыдущего Ford XA Falcon (вот он, кстати) с этим получше.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Вообще, передача облика вышла неидеальная, дело то ли в чуть более высокой подвеске, то ли в зауженном кузове, но при сравнении с оригиналом что-то неуловимое в уменьшенной копии отсутствует. Кроме того, передние стекла сделаны так, словно их разрезали пополам: приспущенное стекло выглядит немного по-другому. Хотя, в каком-то выпуске передние двери сделаны нормально.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Но в целом, модель хороша, увесистая и есть что поразглядывать. Например, салон:

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

А под капотом притаилась копия пятилитрового Holden V8. У HX он был уже единственным.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)

Неидеальное, но добротное изделие . 8 из 10.

Австралийский "Кадиллак" — Statesman HX de Ville (Trax, Opal series)
2323
2 комментария

Оу щит, годная машинка, ты где из покупаешь?

Ответить

Покупал, на ебее. Но и у нас всплывают изредка, по конским ценникам.

Ответить