Архитектура японских школ

Действие многих (да что себя обманывать — почти всех) японских игровых и анимешных сериалов начинается или происходит в стенах школы. Об архитектуре этих стен и расскажет статья.

Старое здание начальной школы Тоёсато, 1937 года постройки, — прообраз старшей школы Сакурагаока из «Кэйона»<br /> niui_na, CC BY-SA 3.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0&gt;, via Wikimedia Commons
Старое здание начальной школы Тоёсато, 1937 года постройки, — прообраз старшей школы Сакурагаока из «Кэйона»
niui_na, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

История

До начала Реставрации Мэйджи в Японии не было общего образования, а школ существовало только две разновидности. Первая называлась ханко и служила для воспитания самураев. Их здания, как можно догадаться, были довольно большими и хорошо спланированными. Обычно, в них был большой зал и несколько классов поменьше. Вторая называлась теракоя. Это были школы при храмах, в которых один учитель в одном классе преподавал разновозрастным детям ремесленников и земледельцев.

С введением в 1872 году привычной нам образовательной системы с делением на классы появились и новые требования к школьным зданиям. В ту эпоху они строились по двум лекалам: традиционному и «полузападному». Последние, однако, были значительно дороже. Правительство предпочло количество излишествам, и так Японии удалось построить 25000 школ за 5 лет.

В 1890 году правительство выпустило нормативные требования, которые указывали размер классов, их расчётную вместимость, оформление актовых залов и прочее. В 1895 году был опубликован типовой план, элементы которого часто встречаются и сегодня. План этот хорошо знаком телезрителю: библиотека, учительская, кабинеты и классы (в 65 квадратных метров на 80 человек) располагаются по одной стороне коридора, который буквой «п» огибал внутренний двор.

Типовой план 1895 года Из книги Schools for the Future
Типовой план 1895 года Из книги Schools for the Future
Односторонний школьный коридор<br /> Takashi Yamaoku from Kure, Japan, CC BY-SA 2.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0&gt;, via Wikimedia Commons
Односторонний школьный коридор
Takashi Yamaoku from Kure, Japan, CC BY-SA 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0>, via Wikimedia Commons

В начале 20-го века школы менялись под влиянием прогресса. С одной стороны, введение новых предметов вроде естествознания, домоводства и искусств требовало специализированных помещений. С другой стороны, добавлялись блага: электричество, газ, паровое отопление и туалеты со смывом. С помощью технологии противостояли и стихии: после Великого землетрясения в Канто школы стали строить из железобетона. В оформлении преобладал смешанный стиль.

После окончания Второй мировой экономика Японии быстро росла, страна стремительно восстанавливалась. Правительство решило строить школы по обновлённым проектам. Во-первых, в расписание опять добавились предметы. Во-вторых, повысились требования на случай пожаров и чрезвычайных ситуаций. В-третьих, сформулировали условия для создания благоприятной и уютной среды. Было построено два технологически разных образчика. Начальная школа Нищитояма была построена из железобетона и, хотя имеет односторонний коридор эпохи Мейджи, отличается группировкой классов по годам обучения, игровыми комнатами и расположением административных кабинетов для более удобного присмотра за учениками. Начальная же школа Миямаэ, построенная на стальном каркасе, отошла от проекта 19-го века: в кабинетах окна находятся на южной и северной сторонах, у младших классов своё здание и игровые площадки.

Школа с игровой площадкой<br /> Miyuki Meinaka, CC BY-SA 4.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0&gt;, via Wikimedia Commons
Школа с игровой площадкой
Miyuki Meinaka, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

В 1960-х годах начался процесс перехода от количества к качеству и от шаблонности к разнообразию. Например, были предложены проекты школ с отдельными флигелями для разных возрастов и с группировкой классных комнат по предметам. Новая архитектура пыталась реформировать образовательную систему, отходя от традиционного японского единообразия.

Веяния моды из Штатов и Британии, курс на уменьшение количества учеников в классе и поощрение индивидуального подхода привели к постройке первых школ с открытой планировкой: частной начальной Като гакуэн и общественной начальной Огавы.

Как и упомянутая Миямаэ, Огава имеет два здания для разных лет обучения, в каждом из которых есть огромный мультифункциональный холл и общие залы поменьше. Кроме них, есть здание для практических занятий и спортзал. Неудивительно, что эта школа так же известна инновационными учебными программами, ориентированными на индивидуальность и разнообразие. В 1984 году правительство начало субсидировать проектирование школ с общими пространствами, что способствовало росту их популярности. Появились школы с широкими проходами, которые можно использовать для занятий; общим пространством для каждого года обучения; общими пространствами для всех классов; различными комбинациями перечисленных планировок.

Со временем в больших общих залах начали выделять малые пространства для создания уюта при занятиях индивидуально или в небольших группах. Пионером стала начальная школа Утасэ, в которой можно увидеть непрямоугольные помещения и стены зигзагом. Также начали добавлять элементы от скуки и для развития воображения детей, например, поручни в виде счёт, потолки под звёздное небо, колонны со стихами известных поэтов. Особым примером служит Салэджио гакуин (Салезийская миссионерская школа), где у каждого класса своё небольшое здание.

Особенности планировки

Можно выделить несколько традиционных особенностей японских школ:

  • внутренний двор, часто зелёный (древняя традиция японских особняков);
  • односторонний коридор;
  • группировка классных комнат по годам обучения;
  • отдельные кабинеты для предметов вроде домоводства и естественных наук;
  • отделение шумных помещений и разделение на корпуса, соединённых надземными переходами;
  • использование крыш и террас.
Нянпасу!  Из книги A Collection of Exemplary Designs of High School Facilities
Нянпасу! Из книги A Collection of Exemplary Designs of High School Facilities
Спортзал соединён переходом с основным зданием школы<br /> 663highland, CC BY-SA 3.0 &lt;http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/&gt;, via Wikimedia Commons
Спортзал соединён переходом с основным зданием школы
663highland, CC BY-SA 3.0 <http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/>, via Wikimedia Commons

Территория школы

Школьные владения обычно обнесены забором и вход осуществляется через ворота.

TAKIHI Masayuki, CC BY-SA 3.0 &lt;http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/&gt;, via Wikimedia Commons
TAKIHI Masayuki, CC BY-SA 3.0 <http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/>, via Wikimedia Commons

Японское образование озабочено всесторонним развитием личности (хотя бы на словах), поэтому у школ помимо зданий с кабинетами есть отдельный (из-за шума) крытый спортзал для командных игр и единоборств, легкоатлетический стадион, футбольное поле, теннисные корты, бассейн (иногда на крыше), бейсбольное поле, игровые площадки, сад.

Помещения

Обычно за каждым классом закреплён свой кабинет. Кроме этого есть лаборатории и помещения для предметов, требующих особого оборудования: физики, химии, инженерного дела, домоводства, информатики, музыки. К ним обычно примыкают кладовки.

Классная комната<br /> Douglas P Perkins, CC BY 3.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by/3.0&gt;, via Wikimedia Commons
Классная комната
Douglas P Perkins, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons
Кабинет естествознания<br /> Satoshi KINOKUNI, CC BY 2.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by/2.0&gt;, via Wikimedia Commons
Кабинет естествознания
Satoshi KINOKUNI, CC BY 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/2.0>, via Wikimedia Commons
Здесь мог бы звучать ваш эуфониум<br /> Douglas P Perkins, CC BY 3.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by/3.0&gt;, via Wikimedia Commons
Здесь мог бы звучать ваш эуфониум
Douglas P Perkins, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons
Художественная мастерская<br /> Psycho Mato, CC BY-SA 2.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0&gt;, via Wikimedia Commons
Художественная мастерская
Psycho Mato, CC BY-SA 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0>, via Wikimedia Commons

В некоторых школах есть аудитории, помещения для семинаров или многоцелевые кабинеты. Во многих применяются элементы открытой планировки, например, широкие холлы с островками для групповой работы, места для общения и отдыха.

Общий зал старшей школы<br /> しっかかもっかか, CC BY-SA 4.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0&gt;, via Wikimedia Commons
Общий зал старшей школы
しっかかもっかか, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Педагогический состав использует общую учительскую и отдельные кабинеты. Специальные помещения выделены медпункту и социально-психологической службе.

Учительская средней школы<br /> Douglas P Perkins, CC BY 3.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by/3.0&gt;, via Wikimedia Commons
Учительская средней школы
Douglas P Perkins, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons
Кабинет социального педагога и приёмная медпункта Из книги A Collection of Exemplary Designs of High School Facilities<br />
Кабинет социального педагога и приёмная медпункта Из книги A Collection of Exemplary Designs of High School Facilities

Общие помещения обычно располагаются на первом этаже. Это библиотека, столовая с кухней, гардероб, многофункциональный или актовый зал.

Столовая Douglas P Perkins, CC BY 3.0 &lt;https://creativecommons.org/licenses/by/3.0&gt;, via Wikimedia Commons
Столовая Douglas P Perkins, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons

Региональные особенности

Япония — протяжённая страна с разнообразным климатом, и архитекторы учитывают погодные и ландшафтные условия.

В школе Ёкотэ сэйрё гакуин в префектуре Акита используется система вентиляции со снежным охлаждением. Зимой снег с парковки переносится на склад, что снижает затраты на уборку. Летом 900 тонн снега охлаждают примерно 60% школы.

В префектуре Миэ при реконструкции и усилении от землетрясений школы Айно гакуэн, ей срезали один этаж и установили пневматическую систему вентиляции, которая накапливает солнечное тепло и поддерживает температуру 12 градусов, когда снаружи -4.

Для большего интереса

Типовые серии школ СССР

1616 показов
9K9K открытий
55 репостов
15 комментариев

Спасибо за статью.
Благодаря ней я осознал, что могу по памяти примерно нарисовать планировку двух-трёх школ из аниме, и ни одной школы из своего детства.
Не знаю что теперь делать с этим знанием. Пить не хочется, а ничего более конструктивного в голову не приходит.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А как плоская крыша с высоким забором?

Ответить

Очень занимательное чтиво, спасибо за проделанную работу.
Когда говорят про изучение японской культуры, многим на ум обычно приходят такие более экзотические и "культурные" темы как театр, кино, литература и история, но ни в коем случае нельзя игнорировать обыденные, казалось бы, вещи, как например планировка. Люди, в конце концов, живут этим в куда большей степени, чем высокими материями вроде театра, и потому быт - это всегда крайне интересно, хоть и не всегда на слуху.

Такой вопрос приходит на ум - а все ли школы в Японии оснащены по такому высокому классу? Бассейны, крытый и открытый спорткомплексы вместе, вся прилегающая инфраструктура - у нас такое больше в ВУЗах встретишь, чем в школах. Неужто в Японии это действительно в порядке нормы?

Ответить

Если судить по масскульту, то да. У бассейнов, очевидно, есть ограничения. Остальное можно посмотреть на спутниковых картах.

Ответить

Какие-то элитные школы с виду, если сравнивать с российскими)
Всегда было завидно что у них в школах есть множество кружков по интересам, и мало того, даже собственные помещения с аппаратурой для всего этого есть.

Ответить

Просто, кто-то заинтересован в обучении (всех) детей, а кто-то нет.

Ответить