{"id":3841,"url":"\/distributions\/3841\/click?bit=1&hash=69895412c209b560fe7920c439ce887a7b58ec02ef493f4c43e3049dee2bee04","title":"\u041d\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u0431\u044f \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043d\u0443\u044e \u0438\u0433\u0440\u0443? \u041d\u0430\u0440\u0438\u0441\u0443\u0439\u0442\u0435 \u0441\u0430\u043c\u0438","buttonText":"\u041f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0431\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"ec453eee-3dd1-5815-b9ed-746d6414f7d9","isPaidAndBannersEnabled":false}
Nintendo
Маслов Никита

Wario - мужчина в самом расцвете сил

Компания Nintendo является одним из ведущих и наиболее успешных разработчиков и издателей видеоигр на протяжении уже более 40 лет. Потому неудивительно, что персонажи этих видеоигр - тоже с историей. Богатой, разнообразной. Своими взлетами и падениями. Различными воплощениями, сменой ролей, сменой фокусов, сменой жанров.

Они знакомы и любимы множеством людей с разных уголков планеты - в конце концов, с ними взрослело не одно поколение.

Не так давно отмечался юбилей 35 лет Марио, в прошлом году 35 лет разменяла серия игр The legend of Zelda и Metroid, пусть и не так пышно и ярко. Но мало кто помнит, что в 2022 году 30 лет исполняется одному из наиболее одиозных персонажей большой N и редкому гостю на стационарных консолях - Варио.

Созданный изначально злодеем, но ставший скорее анти-героем. Побывавший и финальным боссом, и центральным персонажем в своей собственной серии игр. Постоянный участник капустников, спортивных и пати-игр, некогда выступавший главным героем в систем селлере. Малоприятный глава софтверной компании. Ездит на мотоцикле. Не дурак подраться, пошлый, грубый, непристойный. Жадный, хитрый, ковыряется в носу. Любит чеснок.

В начале было слово

Нет, серьезно.

Своим появление Варио обязан разработке игры Super Mario Land 2: 6 Golden Coins для Nintendo Game Boy. Именно тогда разработчики под руководством Хиродзи Киётакэ (к слову, именно он бы ответственен за дизайн и имя Самус Аран) решили немного освежить подход к играм про Марио, добавить в историю немного личного - и если раньше Марио из игры в игру занимался спасением какой-либо damsel in distress, то в Super Mario Land должен был вернуть что-то, принадлежащее ему самому.

К слову, обратите внимание, с каким креативом создавались игры для этой портативной консоли. Разработчики словно соревновались в том, насколько переосмыслят подходы к любимым играм. То Марио захотят сделать более человечным и приземленным, то в Link's Awakening сон собаки интегрируют, смешают с Twin Peaks и взболтают с Кирби и Йоши, то Самус научат по потолкам кататься и назначат мамочкой в Metroid II.

Так родилась идея антагониста. И родилось имя. Происходит оно от японского слова warui (悪い), что примерно переводится как "плохой, злой". Создавался он как своего рода карикатура на Марио - всё в нём должно было быть не так, он должен был сходу восприниматься соперником главного героя. Большая голова, подборок, тучное тело, короткие ножки, мускулистые руки. Усы в форме зигзага. Физически развит. На пике мужской силы. Хитрый, себе на уме.

В качестве возможных источников вдохновения участвуют несколько возможных персонажей. Как правило, ссылаются на персонажа Spike из игры Wrecking Crew 1985 года. Сам Киётакэ упоминал, что воспринимал Марио своего рода моряком-Попаем и хотел создать ему противника-Блуто. А другой художник, Ёити Котабэ, в интервью французскому изданию Le Monde утверждал, что источником вдохновения послужил кукловод-Стромболи из диснеевского "Пиноккио". То есть, Карабас Барабас по-нашему.

Марио и Варио - друзья детства, чьи пути постепенно разошлись. И если Марио был занят преимущественно помощью другим персонажам, Варио думал лишь о собственной выгоде. И, наконец, захотел заполучить собственный замок. Воспользовавшись отсутствием друга детства, завистливый Варио при помощи злого колдунства захватывает Mario Land.

Рекламные ролики игры

Игра имела оглушительный успех. В ноябре 1992 года возглавила чарты Famitsu и продалась тиражом в 2.6 миллиона копий в одной лишь Японии. Оккупировала первые строчки продаж в США в ноябре и декабре, что позволило к марту 1993 года продать более 5 миллионов копий.

С суммарным тиражом в 11.18 миллионов копий игра заняла почетное 5 место в топе продаж игр для Game Boy, уступив лишь предшественнице, покемонам да тетрису (продавался в том числе и в бандлах). Солидная заявка. Игра получила множество наград и неоднократно попадала в различные списки лучших игр на платформе и лучших игр Nintendo в принципе.

Встреча старинных друзей. 1992 год.

Образ Варио в качестве злодея использовался еще в двух относительно малоизвестных играх-головоломках для SNES. Mario & Wario создана Game Freak (теми самыми) и, несмотря на то, что была полностью на английском, вышла лишь в Японии в 1993 году. Что любопытно, для игры использовалась механика point'n'click, а потому требовался специальный аксессуар - Super Famicom Mouse.

Вторая - Wario's Woods, более известная, но, по-своему, тоже крайне примечательная. Игра вышла одновременно для NES и SNES, при этом став последней официальной лицензированной игрой для Nintendo Entertaiment System в Северной Америке. Варио опять кого-то заколдовал, чтобы стать местным царьком в какой-то Тмутаракани в Грибном Королевстве, а победить его должен Тоад (второе его появление в качестве игрового персонажа) при помощи Бирдо и феи, которая может создавать бомбы.

Что же было дальше? Следующая игра в серии называлась уже Wario Land: Super Mario Land 3. Смекаете, кто стал главным?

Становление и первые годы

Очевидно, в руководстве Nintendo быстро смекнули, что противозаконно задвигать такую дьявольскую привлекательность и харизму на второй план, так что Варио берет инициативу в свои руки.

Первая Wario Land (и Super Mario Land 3 в одном лице) выходит через полтора года, в начале 1994. Сюжет её настолько прекрасен в своём великолепии, что я вынужден перевести его целиком:

После поражения и изгнания из замка Марио в финале предыдущей игры, Варио решает обзавестись собственным замком, еще большим и впечатляющим, чем замок Марио. Чтобы профинансировать эту экстравагантную мечту, он отправляется на Кухонный Остров, где Пираты Коричневого Сахара прячут множество сокровищ. Среди ценное них - золотая статуя принцессы Пич, украденная из Грибного королевства. Варио намеревается вернуть эту статую и продать ее обратно Марио по цене замка.

После того, как Варио исследует остров, крадёт сокровища пиратов и проникает в их Сиропный Замок, главный герой сталкивается с предводителем буканьеров - женщиной-пиратом по прозвищу Капитан Сироп. Она вызывает джинна, чтобы уничтожить Варио, но он побеждает злого духа, а Сироп взрывает замок огромной бомбой, а сама сбегает. Во время взрыва открывается путь к главному украденному сокровищу - гигантской золотой статуе принцессы Пич. Однако, в самый последний момент появляется Марио на вертолете, благодарит Варио и уносит статую на его глазах.


Но лампа с джинном остается в руках у Варио, потому он трет лампу и загадывает желание - собственный замок. Джинн отвечает, что ему нужны деньги, чтобы исполнить желание, и потому Варио отдаёт ему все монеты и сокровища, которые собрал по ходу игры. В зависимости от успехов игрока и количества собранных сокровищ результат может быть разным. Варио может получить крошечный скворечник, домик в пне дерева, бревенчатый коттедж, китайскую пагоду или же собственный замок.

А если собрать по ходу игры все сокровища и монеты, чтобы достичь лимита в 99 999, джинн подарит Варио целую планету с выгравированным на её поверхности лицом.

Восхитительно, не правда ли? И кто после такого посмеет сказать, что это детские игры?
Крепкий мужчина в погоне за своей мечтой о собственной жилплощади. Прекрасно понимающий, что деньги и золото являются решением всех его проблем в жизни, и потому отдающийся погоне за богатством целиком и полностью, самозабвенно, самоотверженно, не взирая ни на что.

Варио - не какой-то там хлюпик, помешанный на атлетике и скоростных прохождениях, грезящий о 4:54, а потому несущийся по уровням аки ураган, чтобы поскорее запрыгнуть на шест. О, нет. Он обстоятелен и методичен, наблюдателен и нетороплив - обшарит каждый уголок и сломает все возможные блоки в поисках монеток. Ему нет нужды избегать врагов, он может ими швыряться или толкать с разбега. В качестве усилений используются различные виды шлемов (один из них позволяет воткнуться рогами в потолок, а потом провернуть удар жо... в общем, butt stomp, который оглушает ближайших врагов), а для восстановления после ранения - бутылочку (?) с чесноком. На каждом уровне находится закрытая сокровищница, для которой нужно разыскать на уровне и принести ключ.

Таким образом, темп игры снизился, а акцент сменился на исследование и собирательство материальных ценностей, цементируя тягу Варио к стяжательству. А еще, обратите внимание, именно здесь Варио, не обладая общепризнанными качествами героя, впервые "хочет зла и совершает благо".
Ну ладно, не зла на самом деле, но, действуя из эгоистичных и меркантильных соображений, он, воленс-неволенс, помогает Грибному Королевству.

Еще стоит отметить фишечку с концовками, зависящих от внутриигровых успехов - она, что называется, пойдёт в народ, и даже сейчас, спустя годы, нам приходится собирать луны в Super Mario Odyssey или всё подряд в Yoshi's Crafted World.

Игра достигла меньших успехов, чем предшественницы, но её успели назвать и "лучшим спин-оффом серии Mario" и "лучшей игрой для Game Boy 1994 года", а перевыпуск для Virtual Console на 3DS удостоили титула "классики Nintendo, поиграть в которую вы должны сыграть - особенно, если не делали этого раньше".

This was his finest hour

Следующая глава непосредственно связана с Virtual Boy - весьма занимательной и самой провальной консолью от Nintendo. Сама история выпуска этого устройства крайне любопытна, поучительна и, по-хорошему, требует собственного поста. Но чтобы не растекаться по древу, напомню лишь, что Virtual Boy была выкинута на рынок в спешке - уже начиналась конкуренция с Sony, а ответ в виде N64 задерживался.

Гумпей Ёкой не собирался выпускать Virtual Boy в том виде, в каком он существовал в 1995 году, но Nintendo оказывала давление. Времени и деняк на доработку уходило много, а тут уже Playstation в Японии, надо было срочно переключаться на полноценный некстген, вот это вот всё. Словом, Virtual Boy был выкинут на рынок почти как затычка между поколениями, оттого был проигнорирован почти всеми по множеству разных причин.

Но что самое обидное - во многом был проигнорирован самой Nintendo, которая не планировала выпускать на консоли игры "флагманских" серий вроде The Legend of Zelda или Metroid. По замыслу руководства, персонажи этих серий должны ворваться в полноценное 3D и стать двигателем продаж грядущей N64. Как мы знаем, Metroid на N64 не произошло.

Ну и как вы думаете, кто должен это всё разгребать? Конечно он, сильный независимый мужик.

Консоль вышла летом 1995 года, а Virtual Boy Wario Land (в девичестве Wario Cruise) в конце ноября-начале декабря, в самый жирный сезон, как настоящий блокбастер и системселлер. К слову, спустя годы, когда Virtual Boy стал культовым и приобрел коллекционную ценность, именно эта игра про Варио считается лучшей на платформе в принципе.

Нового для персонажа она ничего не привнесла - по сюжету Варио приземлился на своём гидросамолёте в районе водопада на реке Авазонке, заметил каких-то странных созданий, прячущихся в водопаде. Последовал за ними, провалился в пещеру. Надо выбраться, попутно прихватив как можно больше сокровищ. Этакая Spelunky, получается.

Как игра - тоже нового мало. Геймплей примерно тот же, шлемы и паверапы примерно те же. Концовки в зависимости от того, сколько сокровищ найдено. Концовками, меняющимися в зависимости от времени прохождения, тоже сложно удивить - ведь многие из тех, кто работал над Варио, в своё время создали Metroid. Единственная по-настоящему новая механика - возможность Варио перемещаться между передним и задним планом изображения. Что-то похожее можно было увидеть в Donkey Kong Country Returns от Rare спустя много лет.

Таймкод 33:03, если ссылка сломается

Игравшие отмечают то, насколько хорошо работает цветовая схема на атмосферу игры. Красное на черном©, неуютное ощущение клаустрофобии в пещерах, загадочные существа в маска, демон в качестве финального босса. Пожалуй, одно из наиболее мрачных приключений Варио. А поскольку до всяких Majora's Mask и Luigi's Mansion еще годы впереди - одна из самых жутких игры Nintendo на тот момент.

Если бы я такое увидал в 8 лет в 3D очках - моя жизнь никогда не была бы прежней.

Чем еще примечательна эта игра?

  • Первая соло-игра про Варио без Mario в названии
  • Последняя игра про Варио, спродюсированная легендарным Гумпэем Ёкоем - после провала Virtual Boy он покинул компанию Nintendo
  • Возможно, первая игра с Варио в главной роли на стационарной консоли. Или нет. Зависит от того, как позиционировать Virtual Boy.
  • Единственная игра Wario Land, не перевыпущенная в Virtual Console ни в каком виде.

Первые игры серии больше напоминали Mario - нужно было разбивать блоки в поисках монеток, шлемов и сердец. Варио мог погибнуть, а для прохождения уровней было ограничение по времени. В следующей паре игр акценты немного сместились.

Трилогия Wario Land на GB, GBC, GBA

Продолжение серии Wario Land выходило на портативных консолях Nintendo во время смены поколений Game Boy. Вторая часть вышла на обычном в 1998 году, но уже спустя семь месяцев получила улучшения для Game Boy Color, третья часть - сразу на GBC в 2000 году.

Игры стали еще проще, чем предшественницы и еще сильнее ориентированы на поиск и коллекционирование ништяков, прохождение мини-игр, нахождение секретных выходов на секретные уровни, которые ведут к таким же секретным концовкам, за которыми следовал true ending.

А еще Варио перестал умирать. Теперь, если его ударит обычный враг, Варио лишится нескольких монет и чуть отлетит назад. В иных же случаях меняется его состояние (чуть позже это обзовут "реакцией") - если его подожгут огненным дыханием, Варио будет бегать и гореть, если ледяным - откатится назад в виде ледяной статуи, давя врагов по пути. Если съест печеньку - сильно разжиреет и станет хуже прыгать, если попадёт в воздушный пузырь под водой - сможет преодолевать течения, которые до этого его отбрасывали.

Во второй части Варио грабит его заклятый враг - Капитан Сироп и Бандиты Черного Сахара. Не в силах расстаться с кучей налутанного в предыдущих частях, Варио бросается в погоню. Если сделать всё правильно, всё найти, все открыть, всех победить, посмотреть на все секретные уровни с их концовками, откроется последняя, настоящая. В результате которой можно будет еще раз обнести пиратское логово и вернуться еще богаче, чем прежде.

Ну а сюжет третьей части больше напоминает какую-то Зельду напополам с "Оно" Стивена Кинга. После авиакатастрофы, Варио находит пещеру (ah shit here we go again), а в ней - музыкальную шкатулку, которая его засасывает. Ну а дальше его обманом заставляют найти пять музыкальных шкатулок, которые играют мелодию в храме и распечатывают крайне неприятного демонического клоуна, который превратил жителей этого мира в монстров, а сейчас хочет вырваться на свободу и попячить вообще всё. Но увы, не с тем связался.

Варио опять всех спасает, расколдовывает, а жители этого странного мира в благодарность возвращают его обратно. С сокровищами, понятное дело.

Знакомьтесь - клоун Руди. Расколдованный владыка мира внутри музыкальной шкатулки.

Третья часть Wario Land снискала огромную популярность и была обласкана критиками со всех сторон, со всеми "каждый найдёт что-то своё" и "срочно играть, если еще не играли", попутно залетев в несколько топ10 игр на Game Boy.

Тем удивительнее, что последняя пара игр во франшизе не стала развивать этот подход, а сделала шажок назад - Кийотакэ и Хосокава уже не занимали пост руководителей разработки, а трудились дизайнерами.

Wario Land 4 вышла на Game Boy Advance в 2001 году и ощутимо отличалась от предшественниц.

Прежде всего, появились уровни сложности - Normal, Hard и S-Hard (доступный после прохождения на тяжком), которые влияют на множество различных аспектов в игре - расположение частей драгоценных камней, вид и количество врагов, количество жизней на старте уровня и тому подобное. Да! Сердечки вернулись, теперь главный герой может потерять все жизни и вылететь с уровня без всего. А еще вернулся таймер! Даже два! Чем быстрее побеждаем босса - тем больше чем больше сокровищ получим!

По сюжету Варио отправляется на поиски сокровищ в джунгли, где была найдена таинственная золотая пирамида. Чтобы попасть внутри и попячить главного злодея, нужно собрать несколько драгоценных камней, каждая часть которого расположена... бла-бла-бла, в общем, есть четыре разноцветных прохода (у каждого своя тема-биом), проходить в любом порядке, собираем камешки, попадаем в пирамиду, побеждаем злодейку, расколдовываем принцессу, Wario is a winner!

Примечательного, пожалуй, больше ничего и нет, разве что кроме принцессы Шокоры. Чем больше сокровищ нахапал Варио, тем симпатичнее будет принцесса в заключительной катсцене.

Клевая? А это не самый крутой вариант. За все 12 сундуков выдают более старую женщину с короткими волосами. Японцы - странные.

Примерно так (спойлер: не совсем так, есть еще одна Wario Land, но о ней чуть позже) выглядит основная серия игр, в которой возник и развивался этот персонаж - это среднетемповые платформеры с мини-играми для портативных консолей (Virtual Boy все еще под вопросом), направленные на тщательное исследование уровней и вынос всего мало-мальски ценного, с концовкой-финальной катсценой, содержание которой меняется в зависимости от объема награбленного. А чего еще можно было ждать от людей, стоявших у истоков Metroid?

Сам Варио тоже достаточно быстро приобрел свои черты - коренастый и сильный, придурковатый, но не глупый. Жадненький, порою завистливый, мечтающий о собственном замке. Малоприятный и, порою, отталкивающий, но классическим злодеем его тоже назвать трудно. В нём нет каких-то откровенно геройских качеств, да и мотивация, как правило, откровенно шкурная, но порою может что-то и хорошее сделать мимоходом.

Персонаж определенно полюбился аудитории. До циклопических успехов Super Mario Land 2 франшизе далеко, но стабильные 1-2 миллиона проданных копий игры делали.

Визиты на стационарные консоли и неудачи

Тут уже хронология ломается.

Разумеется, такому колоритному персонажу было тесно в рамках одной только своей серии, потому он, как говорится, пошел в народ. Помимо ролей в упомянутых выше паззлах, он успевает засветиться в Wario Blast - кроссовере с Bomberman (а бомбермэн тогда - это была бомба. Простите, не мог сдержаться), Dr. Mario, Game & Watch Gallery и в кучке Picross.

Но самая мякотка и жара начинается с Mario Kart 64 в 1996, после которой он с двух ног врывается во все спортивные аркады на стационарных консолях. И пати геймы. Вообще, если в игре нужно много разных персонажей - среди будет и этот бузотёр.

Во всех последовавших Mario Party, Mario Golf, Mario Tennis, в бейсболе и Strikers - он обязательный гость. Чуть дольше пришлось ждать в Smash Bros, и если в Melee он появлялся лишь в виде трофея, но с Super Smash Bros Brawl уже полноценный участник замеса.

К слову, маленький штришок к характеру персонажа - где-то после Wario Land 4 время от времени упоминается его пренебрежение гигиеной, ковыряние в носу и нечищеные зубы. Но в Японии идут еще дальше и подчеркивают его любовь к юмору откровенно туалетного уровня и свойства. Со времени SSB Brawl это уже почти обязательная его черта.

В Smash Bros обычно используется более поздний дизайн персонажа из Warioware - джинса, шлем, байк. Но об этом тоже чуть ниже

Уже и не вспомню, в какой игре на Nintendo Switch я с ним впервые столкнулся. Скорее всего в Super Mario Tennis Aces - там он, если память не изменят, и в сюжете важную роль играет и в онлайне популярен достаточно. Впрочем, что характерно, почти во всех играх, в которых есть tier-листы, Варио стабильно на средне-высоком уровне, почти всегда это весьма сильный и популярный персонаж.

Но участием в сборниках дело не ограничивалось. В 2003 году для Gamecube выходит первая (и единственная, и вообще, это дебют Варио в главной роли на стационарной консоли) 3D игра - Wario World, причем не от абы кого, а от студии Treasure. Тех, которые создали Sin & Punishment, Ikaruga, Gradius V и другую годноту.

В плане сюжета всё оказалось крайне каноничным и драматичным - Варио наслаждается жизнью в своём новом замке, наполненным попяченными в ходе разных приключений сокровищами, как ВНЕЗАПНО Черный Драгоценный камень в его сокровищнице пробуждается, превращает несметные богатства в монстров, делит замок на 4 мира, вот это вот всё. Значит, надо опять раздать всем тумаков, всякое искать, всякое собирать, спасать спрайтлингов-короков (от количества найденных зависит концовка игры, всё по уму).

Скромная обитель успешного мужчины

Игра стала коммерчески успешной (более 400 тысяч проданных копий, наверное, неплохо в рамках Gamecube), а в 2004 была переиздана с плашкой Player's Choice.

Но вот отзывы были уже сдержанно позитивными - хоть многие и хвалили игру, отмечая динамику и веселый игровой процесс, иные жаловались на малую продолжительность (хотя игры на портативе тоже не сильно длиннее были), скучный дизайн уровней и общую репетитивность.

И если Wario Land в своё время предлагала взгляд на популярный жанр под несколько иным углом, Wario World не сильно отличалась от платформеров того времени. Еще, пожалуй, стоит отметить некоторую ненавязчивую интеграцию с другой игрой - каждый раз, когда Варио находил все сокровища в мире, разблокировалась микроигра в WarioWare, Inc.: Mega Microgame$!, в которую можно было поиграть на GBA, подключенной кабелем к Gamecube.

Про Warioware - вы догадались! - мы говорим чуть позже, а я лишь отмечу, что эта самая Mega Microgame$!, будучи проектом, который делали чуть ли не for fun в тайне от продюсеров и у которого особо финансовых ожиданий и не было, продалась в несколько раз лучше, чем Wario World. Вот и думай тут.

В 2007 на Nintendo DS выходит Wario: Master of Disguise, посвященная разным "трансформациям" Варио - ну, помните, как в Wario Land. Игра получила весьма смешанные оценки, и мягко говоря, далеко не всем понравилась. Многие отмечали странны дизайнерские решения, навязанное touch-управление, унылые микроигры. И вообще она такая себе. Но есть и ностальгирующие утята, правды тут не найти.

И, наконец, в 2008 на мегауспешной консоли Wii выходит Wario Land: Shake It! с очередным вау-гиммиком. Как следует из названия, теперь можно трясти вимоут! Потрясающе!

Но уже сменились и разработчики - игру делали Good-Feel, которые позже создадут офигенный Yoshi's Woolly World и такой себе Crafted World. И продюсеры сменились. Видимо, у кого-то не было необходимого опыта, у кого-то понимания, кто-то не застал предыдущие игры серии или не до конца осознавал сильные стороны главного персонажа. Или плохо понимал современного игрока и покупателя. И Капитан Сироп в завязке сюжета обозначилась, и некоторые геймплейные элементы из предыдущих Wario Land вернулись, но...

Словом, вышло как вышло. И игра вроде как минимум неплохая получилась, многим понравилась, оценки и ревью были хорошие. И вирусные рекламные кампании в интернете с Варио, сокрушающим интерфейс YouTube тоже запомнились.

Но вот кому-то в голову пришла замечательная идея выполнить игру в стиле рисованной 2D-анимации, что было странно - на Wii были Mario Galaxy, Donkey Kong Country Returns и куча других классных игр в 3D. А тут плоское всё.

Возможно, игроки не поняли. Вероятно, им опять не понравился дизайн уровней и необходимость в платформере периодически останавливаться и трясти геймпад. А возможно, было выбрано неудачное время для релиза и игра оказалась аннигилирована DQV (по крайней мере в Японии был полный разнос). А может, время 2D-платформеров подходило к концу?

В общем, стартанула игра неплохо, но быстро выдохлась, и не добралась до ожидаемого потолка в 350 тысяч проданных копий. Что, по меркам Wii, удручающий результат. Маркетологи объясняли провал слабой экономикой и падением интереса к играм (напомню, 2008 год, ипотечный пузырь), но кто ж знает, как оно на самом деле.

Сейчас уже хватает ностальгирующих, многие вспоминают, пытаются разобраться в причинах малой популярности. Даже видел статьи о том, что Shake It! - настоящий hidden gem и всякое. Но из песен слов не выкинешь, история платформеров про Варио подошла к концу - с 2008 их больше не выпускают (ну ладно, перевыпускали для WiiU в 2016, но новых игр-то нет).

Осталась только WarioWare.

WarioWare - треш и угар

Своим появлением WarioWare обязана другой игре - Mario Artist: Polygon Studio, вышедшей только для 64DD исключительно в Японии в 2000 году. В отдельном режиме "Sound Bomber" игрок должен был продержаться как можно дольше в последовательных мини-играх, которые становились со временем всё быстрее и сложнее.

Мгновенно действовать! Бесконечность веселиться!

Режим настолько понравился разработчикам, что после релиза Марио-художника, они втихую продолжали прорабатывать концепт и придумывать мини-игры. Работа поначалу велась в секрете от руководства, игра рождалась как passion project. Даже когда игру показали менеджеру команды, тот лишь пожал плечами, мол, работайте над своей ерундой. И работа продолжилась.

Концепт-арты персонажей на доске

В ходе мозговых штурмов возникали различные идеи для мини-игр, которые записывались на стикерах и крепились на доску. Постепенно все больше и больше людей оказалось вовлечено, каждый хотел привнести что-то своё, своего персонажа, свою идею, свою мини-игру. Множество программистов предоставили свои наброски - именно поэтому многие микроигры так сильно отличаются по стилю друг от друга. Об этих усилиях узнало руководство компании, и Миямото лично приложил руку к тому, как игру можно было презентовать и продавать. Как показать, насколько сильно она отличается от привычных тайтлов, что её можно взять в любой момент и начать играть.

Именно здесь появляется культовый байк Варио - не первое его ТС, но самое известное

Оставалось дело за малым - про кого должна быть эта игра? Разработчики долго не могли понять, кто же достоин стать главным героем этого великолепия. Ёсио Сакамото говорил, что только некоторое время спустя к ним пришла идея использовать Варио - ведь только он с завидной регулярностью попадал во всякий тупак, блудняк и творил всякую идиотию, а потому как никто другой подходил на эту роль. Прицепом пошла кучка разгильдяев, кочующих из игры в игру - Доктор Крайгор (создатель байка, кста), Джимми Т, Мона, Орбулон и прочие. Настоящие обаяшки.

Ёсио Сакамото - супервайзер первой WarioWare, на фоне какой-то малоизвестной игры, которую продюссировал 

Первая в серии, WarioWare, Inc.: Mega Microgame$! дебютировала на GBA весной 2003 года. Финансовые ожидания от этой солянки были весьма низки, но успех был ошеломительным. Глядя на бодрые результаты, Сатору Ивата решил, что необходима версия для стационарной консоли - и вот спустя полгода для Gamecube в Японии выходит чуть улучшенная и отполированная для многопользовательской вечеринки WarioWare, Inc.: Mega Party Game$!

Самое ироничное и восхитительное в этой игре - то, как разработчики почесывают четвертую стенку и оставляют метакомментарий о самой игре, Варио и индустрии в целом.

Здесь он, увидев новости о том, что новая видеоигра продалась рекордными тиражами и заработала кучу деняк, решает делать игры сам. На коленке. Ничего не умея. Начинает было что-то кодить, но быстро скисает, ленится, начинает прокрастинировать и писать на DTF, отчего прибегает к помощи друзей и знакомых. Вкладываться в разработку большой и хорошей игры ему не хочется, потому сотоварищи просто клепает кучку уродливых 2D микроигр на флеше или чем-то таком.

И его внутриигровая игра становится настоящим хитом, несмотря на низкое качество и страшненькую дешёвую графику! Остается только кинуть на зарплату своих коллег...

Все последующие WarioWare так или иначе были связаны с консолями Nintendo и утилизировали их гиммики.

  • WarioWare: Twisted!, 2004 год, GBA. Построена вокруг использования встроенного в картридж (!) гироскопа и rumble pak, что нашло своё отражение в сюжете игры - Варио в ярости разбивает свою консольку и просит доктора Крайгора её починить, а тот, в свою очередь оснащает её новой пепякой с гироскопом, что открывает новые горизонты для производства мини-игр и обогащения. В Европе игра не выходила, по слухам из-за защиты окружающей среды; якобы в гироскопе содержалась ртуть.
  • WarioWare: Touched!, 2004, Nintendo DS. Как не сложно догадаться - мини-игры вовсю используют тач сенсор консоли. А так же стилус и микрофон.
  • WarioWare: Smooth Moves, 2006, Nintendo Wii. Всё верно, виимоут, иногда нунчак. Нужно держать и так, и эдак - там целый вагон различных положений контроллеров и действий с ними; перед началом мини-игры показывали подсказку, как держать виимоут. На смену одной сюжетной завязке пришло 12 отдельных, по одному на каждого персонажа. А еще, как и игра для куба, это полноценный пати гейм, рассчитанный на компанию людей с занятным чувством юмора.
Если интересуетесь, я рекомендую уделить время и глянуть геймплей заинтересовавших игр из серии, местами крайне сильно расходится с общепринятыми представлении о видеоиграх. Глоток свежего воздуха натурально
  • WarioWare: Snapped!, 2008 год, DSiWare. Для управления используется камера устройства (!!). Это надо видеть:
  • WarioWare: D. I. Y., 2009 год, Nintendo DS. Настоящая мечта предприимчивого бизнесмена - пусть почти все разработчики и покинули компанию, теперь при помощи специального инструмента покупатели могут сами (!) строить уровни (!!) и делиться ими (!!!). Ха! Впариваем дурачкам конструктор, и они сами развлекают себя и друг друга! Легкие деньги! Много денег!
  • Game & Wario, 2013 год, Wii U. Очень странный спинофф, где кучу мелких, быстрых и веселых мини-игр променяли на 16 длинных и медленных. Зато геймпад использовался. Больше технодемка фишек консоли, чем игра.
  • WarioWare Gold, 2018 год, 2DS/3DS. Настоящее золото, просто сокровище - здесь всё прекрасно и всего понемногу, и гироскопы, и тач управление, и все вместе скомбинированные, и даже в микрофон надо дуть: всё весёлое и угарное. Несколько сотен мини-игр с разных поколений в шикарной обертке. А еще это последняя изданная Nintendo игра на платформе, увы. Настоятельно рекомендую тем, кто интересуется - это как сборник "лучшее, любимое и только для вас". Даже катсцены озвучили!
  • WarioWare: Get It Together! вышла в сентябре 2021 года, полгода назад. Теперь на уровни необходимо брать не одного персонажа, а выбирать нескольких, по ходу игры будут меняться не только задания, но и герои, которыми управляет игрок. Хоть управление всё так же состоит буквально из стика и одной кнопки, на высокой скорости сообразить, как двигаться и что делать бывает непросто.

Последняя часть в серии зашла далеко не всем, почитать можно, скажем, здесь или здесь.

От себя лишь хочу добавить, что прежде всего это пати-гейм , так же как и выпуски для Gamecube или Wii. Вот портативные консоли - вещь сугубо индивидуальная. Как трусы. А Switch уже консоль семейная (более того, я считаю её лучшей семейной консолью). На ней много семейного контента, почти везде есть кооп или локальный мультиплеер, и, в конце концов, это единственная консоль, в которой два контроллера из коробки.

Да, Get It Together! не использует гироскоп или моушен в мини-играх, но легко утилизирует наличие второго джойкона. Это игра для совместного времяпрепровождения и выступает, скорее, на территории Overcooked или Moving Out, только еще быстрее, безумнее и динамичнее. Когда у вас нет времени час кидать кубики в Mario Party, то вам сюда.

Играл я меньше, чем хотелось бы (впрочем, я и Skyward Sword проходил 8 месяцев), но все часы, проведенные в коопе с сыном были сильно веселее, чем в Luigi's Mansion например.

Вот примерно так выглядит рождение, становление и развитие одного из наиболее человечных, выпуклых (кекв) и харАктерных персонажей Nintendo. Злодей, который получил свою линейку игр, а потом перепрыгнул в другую. Который знаком почти каждому через Party-Kart-Smash Bros-Tennis-Golf, но в игры про него самого играли далеко не все. Щачло которого привыкли видеть на стационарных консолях, но обитает он все равно преимущественно на портативках.

История богатая, интересная на всякое, хочется верить, что это еще не конец. Что будут и интересные нелинейные 2D платформеры, свежий взгляд на 3D после Mario Odyssey, новые WarioWare с чумачечим управлением и отвязными мини-играми. Будем ждать.

Лайки и репосты приветствуются, так как с котиками и политотой конкурировать тут теперь проблематично, а я потратил несколько дней, чутка выгорел, и не хочется, чтобы усилия пропали впустую.

Огромное спасибо за чтение, за уделенное время и, особливо, тем котяткам, которые не поленились написать в ЛС и указать на очепятки. Вы лучшие!

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Эффективный бинокль

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Эффективный бинокль

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ночной огонь

Даже Марио косит под Варио )

Ответить
Развернуть ветку
Сверзилишес

Варио — лучший и достойный пример для ролевой модели. Спасибо за статью.

Недавно совсем поиграл в GOLD и купил WarioWare на Свич. Очень рад тому, что Н не боится экспериментировать и выпускает такую очаровательную дичь.

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

У него есть свои золотые рудники, это эталонная ролевая модель

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

Конечно, ведь это рафинированный секс

Ответить
Развернуть ветку
Сверзилишес

Господи, какой краш!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Astarit

Мне больше валуиджи нравится :(

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

Да ну, его даже в смэше нету

Ответить
Развернуть ветку
Психический микрофон
Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

Ну ладно-ладно, есть трофей (всё еще недостоин)

На самом деле, я бы поиграл во что-нить про Валуиджи, но он несамостоятельный, его сделали под копирку для тенниса и прочего

Ответить
Развернуть ветку
Психический микрофон

Надо что-то в жанре пранкстера (Как достать соседа), чтобы Валуиджи доставал положительных героев Марио-верса.

Ответить
Развернуть ветку
Ночной огонь

Он же вроде в играх про танцы еще неплохо засветился?

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

Dance Dance Revolution: Mario Mix

Ну тогда надо вспомнить, что в Tennis Aces он с Варио то ли ракетку украл, то ли что-то такое. Словом, был траблмейкером в сюжете

Ответить
Развернуть ветку
Иван Клёнов

Я ждал этого коммента!
https://youtu.be/ITBXWLpDrSM

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Novokreshchenov

офигеть, курсач по Варио

Ответить
Развернуть ветку
Upproret

А ещё Варио засветился в Марио-кроликах. Ну как засветился...

Ответить
Развернуть ветку
Serj Nilov

Буквально вчера помогал сыну проходить их. Жесткие, заразы. Появляются ещё раз через пару боёв - там уже разносятся на раз-два

Ответить
Развернуть ветку
hush man

Серию warioware я очень люблю, да и сам персонаж мне кажется забавным. И я очень рад что он получает все больше внимания

Ответить
Развернуть ветку
Женя Корсунский

Вот портативные консоли - вещь сугубо индивидуальная. Как трусы. А Switch уже консоль семейная
Как трусы

Ответить
Развернуть ветку
Ахмадулин Роман

Самые трешовые, нелепые и безвкусные персонажи - всегда у нинтендо. Как на этих кругляшей можно вообще смотреть с симпатией? Я наверное никогда это не пойму..

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

Не понимаю, как можно самых узнаваемых персонажей с историей в несколько десятков лет называть безвкусными
Безвкусные столько не живут, их забывают через месяц

Ответить
Развернуть ветку
Ахмадулин Роман

Ну, наверное телепузиков тоже многие помнят и узнают с первого взгляда. Если бы их авторам было надо - они бы ещё и продолжили бы историю этих милых пухляшей. Но вот стоит ли воспринимать их как некую историческую и культуную ценность для человечества? Меня терзают смутные сомнения, как говорится...

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

А чебурашка тебе как? Тоже безвкусный и с нулевой культурной ценностью?

Ответить
Развернуть ветку
Ахмадулин Роман

Чебурашка гораздо более милый и интересный, тебе так не кажется? В отличии от этих телепузиков-гномов с клоунскими расцветками.. Ну реально не понимаю, какая в них культурная и эстетическая ценность.

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

А эти твои телепузики, они сейчас с нами в одной комнате?

А если шутки в сторону, то взгляни, например, на этого милаху. Он тоже трешовый, безвкусный и нелепый?

Ответить
Развернуть ветку
Ахмадулин Роман

Этот ещё более менее норм)

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

А какой не норм-то, покажи.

Ответить
Развернуть ветку
MegaGazon

Не ну вот это я понимаю работа. Я хоть для себя и не много чего подчерпнул, но для обычного читателя ДТФа, который лишь слыхал о Марево и Зельде, это конечно будет интересным чтивом.

Ответить
Развернуть ветку
Изящный Абдужаббор
Клевая? А это не самый крутой вариант. За все 12 сундуков выдают более старую женщину с короткими волосами. Японцы - странные.

Слыш! Более взрослую! Так то очевидное преимущество

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Глеб Бакунин

Что значат три выставленных пальца? Это какой-то японский символ?

Ответить
Развернуть ветку
My Favorite Things

Больше похоже на то, что он букву "W" ими показывает

Ответить
Развернуть ветку
V. Strogonov

Super Mario Land 2: 6 Golden Coins одна из любимейших игр о марио. Прошел раз 15.

Ответить
Развернуть ветку
Yarobur
Ответить
Развернуть ветку
Александр Леушин

Трилогия Wario Land на GB, GBC, GBA

Квадрология же, не? Или я что то упустил в полете мысли?
Играл только в варио лэнд 4, очень хорошая.

Ответить
Развернуть ветку
Маслов Никита
Автор

Я их выделил отдельно, так как уже без Марио в названии и сильно отличаются

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 37 комментариев
null