«Суверенный автопром»: как выживает Иранская автоиндустрия под санкциями?

Чему может научить опыт страны, живущей 40 лет в международной изоляции?

«Суверенный автопром»: как выживает Иранская автоиндустрия под санкциями?

Иранский автопром считается самым большим по производству на Ближнем Востоке. Так, за 2021 год было собрано 894,298 тысяч моделей новых автомобилей, что больше Италии за тот же период. Тем не менее, из-за экономических санкций автопром страдает в техническом отставании, устаревшем модельном ряде и экономических проблемах компаний. Но, на удивление автопромышленность пока еще жива. Как стране удается быть лидером в регионе, будучи изолированной страной?

«Бейдж-инжиниринг» как национальная идея

История национального автопрома начинается еще в 1962 году, когда два брата предпринимателя Ахмед и Махмуд Хаймени основывают компанию Iran National. Это единственный на тот момент иранский автопроизводитель. Получив лицензию от Daimler, фирма Iran National Company приступила к крупноузловой сборке автобусов Mercedes-Benz O321 и грузовиков LK-серии.

Уже в конце 60-х, братья Хаймени заключили соглашение с британским концерном Rootes Group на сборку седана Hillman Hunter. В Персии автомобиль получил название «Paykan» — что переводится как охотник. Непритязательный седанчик совершил революцию в Иране, позволив жителям пересесть на четыре колеса. Автомобиль собирался с 1967 аж по 2005 год, и даже под конец производственного цикла сохранялись двухлетние очереди на приобретение машины. А пикап Bardo, на базе седана, продержался до 2015 года. Всего было выпущено почти 1,5 млн «Охотников».

Уже в 70-х автобусы, фургоны и легковые автомобили производства Iran National пошли на экспорт. В основном в Египет, Афганистан и страны Персидского залива. Более того, иранские автобусы отправились в социалистические страны. В частности в Польшу, Румынию, Югославию и Болгарию.

Одновременно с этим, появилась компания SAIPA, которая собирала компактные хэтчбеки Citroen и Renault для внутреннего рынка.

SAIPA-Citroen Xanita
SAIPA-Citroen Xanita

Но, в 1979 году произошла «Исламская революция» после которой рынок покинули все американские бренды, так как США ввели экономические санкции против страны, запрещавшие гражданам Штатов вести бизнес в Иране. После этого, два крупных производителя были национализированы (Iran National поменял название на Iran Khodro, что в переводе значит «Иранский Автомобиль», а сокращенное IKCO).

А через год армия Ирака, под предводительством Саддама Хусейна, вторглась на территорию Ирана. И началась долгая, жестокая и разрушительная Ирако-иранская война, унесшая почти 1 млн жизней. Поэтому, заводы пришлось перевести на мобилизационный режим. Пока в Европе и США шел бум на японский автопром, а в СССР вставали в очередь на Москвич 2141, в Тегеране заводы собирали комплектующие для армии и американской техники, закупленной еще до 1979 года. Только к концу 80-х, когда война разрушила обе экономики, заводы начали возвращаться на «гражданку».

Иракская армия на территории Ирана
Иракская армия на территории Ирана

В начале 90-х, Peugeot объявили о сотрудничестве с IKCO. В Тегеране стартовал выпуск седана Peugeot 405. Затем к нему прибавилась хитовая 206-я модель. Помимо локальной сборки собственных машин, Peugeot поучаствовала в проекте создания наследника «Пейкана». Речь о модели «Саманд», построенной на базе всё того же 405-го. Его выпуск наладили в 2001-м и собирают по сей день.

Samand присутствовал на российском рынке с 2006 по 2009 год, но популярности так и не снискал. Подвели эту машину никудышное качество сборки, относительно высокие цены и ржавеющий кузов — дела обстояли даже хуже, чем у китайской продукции тех лет. Но не исключено, что иранцы снова попытаются его продавать у нас. Для ориентира: на родине Samand стоит $6–8 тыс., то есть 350–500 тыс. руб. по текущему курсу.

Peugeot 405 Pars
Peugeot 405 Pars
IKCO Samand
IKCO Samand
Peugeot-IKCO 206 Sedan
Peugeot-IKCO 206 Sedan

Холдинг SAIPA получил лицензию на производство пикапа Nissan Junior, который перестали собирать аж в 1982 году! В Иране автомобиль продавался под брендом Zamyad. Затем, компания настроила контакты с японскими автопроизводителями и начала собирать компакты от Toyota.

В нулевых, IKCO начинает экспериментировать с 405 «пыжом» — появляются модели 405 Pars, Roa, и другие модификации. А 206 персидской сборки продавали даже в России. Но после иска Peugeot, компания быстро покидает рынок.

Пикапы Bahman
Пикапы Bahman

В это же время, представители элитной спецслужбы «Корпус Стражей Исламской Революции» (сокращенно КСИР) приобретают небольшого автопроизводителя Bahman Motors, который собирал пикапы Mazda по лицензии. После этого, компания объявляет о более тесном сотрудничестве с «Маздой», и начинают выпуск седанов Mazda 3 и Mazda 6 (которые даже попадали на российский рынок). Иран становится более-менее частью глобального мира, однако в начале 2010-х ситуация кардинально меняется.

Уран в обмен на продовольствие

В 2012 году США и ЕС ввели новые санкции против Ирана, которые затронули индустриальную промышленность. В частности пострадал и иранский автопром. Крупным корейским и европейским брендам пришлось покинуть рынок Ирана.

IKCO и SAIPA оказались в невезучем положении, как и российский автопром в 2022 году. Компании лишись доступа к продукции таких компаний, как Bosch и Continental. Пришлось выпускать модели без подушек безопасности и автоматической коробки передач. Такого лишился «Саманд», подушки стали прерогативой более «престижных» моделей — Soren, Runna и Dena. Все эти машины строились на старой платформе Peugeot 405. Также, из-за нехватки деталей пришлось «обновить» компакт 206, под новым названием Peugeot 207i. Государство выделило им баснословные суммы, а также ввело высокие заградительные пошлины на ввоз автомобилей из других стран, для поддержки местного автопрома.

IKCO Soren
IKCO Soren
IKCO 207i
IKCO 207i
IKCO Dena
IKCO Dena

Спасение пришло в 2015 году, когда Иран и США подписали «Ядерную сделку», в которой Тегеран отказывался от разработки ядерного оружия в обмен на снятие санкций. После этого «старые» партнеры вернулись в страну, привезя с собой новинки. Так, Peugeot образовала с IKCO совместное предприятие IKAP, где решили собирать новые седаны Peugeot 301, Peugeot 508 и компактный кроссовер Peugeot 2008. Плюс, компания получила лицензию на сборку Renault Logan первого поколения, под названием Tondar 90 (на который хотели поставить ВАЗовский двигатель, но увидев его в живую, отказались).

Иранский «Логан» - Tondar 90
Иранский «Логан» - Tondar 90

Другой бренд концерна PSA (куда входит Peugeot) Citroen, начал собирать компакт-кроссовер C3 Aircross с компанией SAIPA. Также, иранцы начали разрабатывать свой автомобиль на платформе от Toyota Yaris. Спустя 3 года появился SAIPA Shanin, который должен встать на конвейер в 2023 году.

SAIPA-Citroen C3
SAIPA-Citroen C3
SAIPA Shanin на базе Yaris 2012 года. Посмотрите на эти зазоры.
SAIPA Shanin на базе Yaris 2012 года. Посмотрите на эти зазоры.

Однако, после прихода Трампа в Белый Дом, в 2017 санкции были восстановлены. Крупным компаниям, вновь пришлось покинуть рынок, но эти «кошки-мышки» успели утомить даже союзников по «ядерному вопросу». Поэтому, 31 января 2019 года Германия, Франция и Великобритания дали официальный старт работе инструмента взаиморасчётов с Ираном, призванного сохранить торгово-экономические отношения с этой страной и не допустить попадания европейских компаний под антииранские санкции США; инструмент обхода американских санкций получил название instex.

Пускай французы покинули СП, но партнерство с IKCO и SAIPA фактически не прекращалось. Благодаря этому, был завершен совместный проект Peugeot и IKCO по созданию нового седана Tara, на базе Peugeot 301. Также, Iran Khodro разработала новый кроссовер Rira. Информации о нем мало: старт производства намечен на 2023 год, а местной публике показали лишь предсерийный прототип. Несмотря на оформление передней части в стиле Hyundai Santa Fe, обводы кузова намекают на тесное родство с Peugeot 2008, да и платформа заявлена все та же — французская PF1, которую иранцы переименовали в IKP1 и называют собственной разработкой.

IKCO Tara
IKCO Tara
IKCO Rira
IKCO Rira

Хуже всего пришлось концерну Bahman, который принадлежит КСИР: после убийства генерала Сулеймани и введения подразделения в список террористических организаций, от компании отвернулись прежние партнеры по производству автомобилей. В итоге, спустя некоторое время, компания нашла себе «компаньонов» в виде китайских производителей.

Разворот в Китай

Но, «на безрыбье и рак рыба», поэтому на рынок пришли китайские автопроизводители. Еще в начале нулевых, в иранском городе Бам появилась компания KMC, которую связывали с высокопоставленными религиозными деятелями. Первые годы завод выпускал Daewoo Matiz по лицензии, но к середине нулевых начал сотрудничать с Chery.

Fownix Arrizo 6
Fownix Arrizo 6

Сейчас компания собирает кроссоверы Tiggo 3x и Tiggo 8, а также седаны A13 и Arrizo 6. Их выпускают под брендом Fownix (Феникс с иранского), ибо китайцы не хотят попасть под вторичные санкции. Также, КМС сотрудничает с автохолдингом JAC, и недавно представили седан А5, который получил название J7 в Иране (по слухам этот седан станет «Москвичом»).

KMC J7
KMC J7

Некоторые бренды (DongFeng или Cowin), не опасаясь последствий, все-таки заключают соглашения на поставку автомобилей в Иран.

Cowin Xuandu выпускается в Иране под названием Bahman Respect Prime
Cowin Xuandu выпускается в Иране под названием Bahman Respect Prime

И китайцам, и иранцам выгоднее производство китайских автомобилей под местными брендами. Китайские компании, не светясь в прессе, получают свои деньги, а иранские отчитываются об импортозамещении и «автосуверенитете».

Китайские автомобили в Иране дороже, чем в КНР, — сказываются высокие таможенные пошлины и серые схемы поставок. Например, самая дорогая версия Chery Tiggo 8 Plus стоит около 160 тыс. юаней в Китае (1,4 млн рублей) , в Иране – примерно вдвое дороже (более 350 тыс. юаней или 3,1 млн руб. по курсу).

После начала Специальной Военной Операции, в стране приостановили производство крупные зарубежные автопроизводители. Renault и General Motors вообще покинули страну. А отечественные производители попали в трудную ситуацию, как и иранцы в 2010-х: АвтоВАЗ лишился крупного донора в виде «Рено», и начал выпускать «антикризисные» версии нынешнего модельного ряда без ABS, ESP и подушек безопасности (хотя и говорят на пресс-конференциях об электрическом «Ларгусе» и обновленной «Весте»); УАЗ попал под санкции и стал выпускать «пустые» Патриоты, без электроники и предметов безопасности. На бывшем заводе Renault собираются запускать производство «Москвичей», которые будут обычными китайцами с другим шильдиком. На рынке официально остались только корейские и китайские автопроизводители. Но, на автосалон МАКС-2022 из международных компаний приехали только иранцы, с новыми автомобилями и планами выйти на российский рынок.

Качество автомобилей привезенных на МАКС показывает, что нас ждет

Скверное качество и не лучшая репутация автомобилей не сулили бы больших продаж, если бы не корпоративные покупатели, которым все это параллельно и паркам которых уже критически не хватает машин.

Также, иранские компании намерены начать продажу шин в РФ. В Иране покрышки производят Pirozhi Tire (на основе итальянских технологий Pirelli), Barez (технологии немецкой Continental) и иранский бренд Goldstone.

Как показывают перспективы иранской автоиндустрии — изоляция, и технологическое отставание приведут только недавно осовременившуюся отечественную автопромышленность вновь к состоянию девяностых годов.

Автор: Just Kachan

33 показа
8.8K8.8K открытий
55 репостов
200 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Я конечно против духовного радикализма в любом его проявлении.
Но какие же прекрасные тайминги у протестов, когда Иран начал активно сотрудничать с Китаем, Россией, подал заявку в БРИКС и послал главного спонсора/организатора цветных революций.
Как по нотам. Хоть шапочку из фольги ищи.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Никто уже не помнит кто их этому научил?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Самое плохое не то что россияне оказались в жопе, а то что они начинают в ней обустраиваться.
Пиздец конечно, нахуй так жить то блять

Ответить

Главное чтоб войны не было и стабильность, ой…

Ответить