Гоночный взвод

История о том, как команды Формулы-1 поддерживали родезийских военных в Африке.

Последнее Гран-При ЮАР
Последнее Гран-При ЮАР

История «Королевских гонок» таит в себе множество темных страниц. Одна из них — поддержка из родезийских военных во время гражданской войны в Южной Родезии.

От Британской колонии, до расового противостояния — история Южной Родезии

В конце 19 века предприниматель и один из основоположников колониализма в Южной Африке британец Сесил Родс договорился с правителем нескольких южноафриканских земель Лобелунгой о вовлечении Великобритания в экономику территории нынешнего Зимбабве. С этого момента началась колониальная экспансия британского королевства в Южную Африку.

После окончания Второй Мировой войны, державы из Европы стали терять свои колонии в Африке. Франция с треском и позором потеряла Алжир, а Португалия влезла в масштабные войны со своими землями.

В то же время, британские колонии не стремились выйти из под патронажа «Туманного Альбиона», так как власть принадлежала белому меньшинству. В Родезии и ЮАР проводилась политика сегрегации, последняя дошла до апартеида по отношению к чернокожему населению. В отличие от своего соседа, в Южной Родезии в парламенте сохранялось присутствие чернокожих депутатов, в армии существовали смешанные по расовому признаку части, в Родезии не проводилось территориальной сегрегации по южноафриканскому типу.

Родезийские военные
Родезийские военные

На деле, вся власть принадлежала белому меньшинству, в стране действовал режим расовой дискриминации. Во многих общественных заведениях обслуживали только белых, большая часть плодородных земель находилась в руках белых фермеров. Чтобы ситуация, которая накалялась прогрессивно успехам северных соседних колоний по борьбе с захватчиками, не вышла из под контроля, Великобритания создает федерацию Родезии и Ньясаленда, однако уже в 1963 она разваливается, а пришедший к власти премьер-министр Южной Родезии Ян Смит требует от Королевства независимости.

Ян Смит — последний правитель Родезии
Ян Смит — последний правитель Родезии

Так и не получив согласия от британской короны, Смит объявляет независимость, которую никто не признает. Параллельно активизируется повстанческая группировка ЗАНЛА, возглавляемая будущим президентом Зимбабве Робертом Мугабе, которая объявляет вооруженную борьбу с белым меньшинством, устраивая теракты в правительственных зданиях и сбивая пассажирские самолеты.

Формула-1 и "Пуки"

В соседней Южно-Африканской Республике проходило Гран-При Формулы-1. Но и в самой Родезии был популярен автоспорт. Там проходили этапы локальной Южноафриканской Формулы-1, которая состояла из списанных машин F1, F3000. F5000 и Formula Atlantic. Несколько гонщиков родом из Родезии участвовали в международной Формуле-1. Один из пилотов, Джо Лав, на Гран При ЮАР 1967-го года, лидировал в гонке переиграв Стюарта, Хилла, Кларка, Сертиза и других звезд мировой величины. Только необходимость провести пит-стоп отбросила Джо на итоговое второе место.

Родезийское Гран-При 1964 года
Родезийское Гран-При 1964 года

Во время войны, повстанцы минировали дороги, по которым передвигалась родезийская армия. У правительства не было достаточно людских ресурсов и сил, чтобы выполнить задачу по разминированию. Местный фермер и самоучка-изобретатель Эрнест Коншель предложил использовать недорогую машину простой конструкции, которая бы облегчила процесс разминирования. Ее прозвали «Пуки» в честь небольшого глазастого зверька из местной саванны, одного из видов лемуров.

"Пуки"
"Пуки"

Была создана странная машина, состоящая из сваренной рамы из труб, мотора и других деталей от Volkswagen Beetle. Кабина оператора была поднята на большую высоту и обшита металлическими листами. Несмотря на ее странный вид, она была способна выполнять свою функцию. Одним из ее преимуществ было уменьшение давления шин, что уменьшало возможность подрыва на мине

А где можно было взять такие колеса? Правильно! У команд Формулы-1. Последние спокойно продавали использованные шины в сторону родезийской армии. Представители команд оправдывались, что военные представлялись «простыми торговцами». Тем не менее, использование гоночных шин снизило давление на поверхность на 40% по сравнению с человеческой ногой. Участники события отметили, что это позволило «Пуки» не подрываться на минных полях во время всего периода эксплуатации.

Задние колеса болидов хорошо подходилши для машин разминирования
Задние колеса болидов хорошо подходилши для машин разминирования

За период с 1972 по 1980 год было произведено 76 машин, предназначенных для разминирования. Они разгонялись до 60 км/ч и часто использовались для обеспечения безопасности военных конвоев. Не было зарегистрировано ни одного случая взрыва колонн во время использования машин «Пуки». За все время войны, было потеряно 12 машин, а единственная смерть оператора произошла из-за минометного обстрела.

В 1980-м международное сообщество надавило на Яна Смита провести выборы в Южной Родезии. На выборах победил Роберт Мугабе, который переименовал страну в Зимбабве, а к белым гражданам применял дискриминационные законы. В 2000-х он решил полностью изгнать белое население, что привело к резкому ухудшению экономической обстановки и падению уровня жизни. По сей день Зимбабве остается самой бедной страной Африки.

В ЮАР тоже было не все хорошо. Против политики апартеида Западные страны ввели санкции. Международный бизнес и спорт, в том числе и Формула-1, покинули страну в знак протеста. После избрания Нельсона Манделы президентом и снятия санкций, ЮАР вновь стала частью мировой экономики. Последние две гонки провели в 1992 и 1993 годах, после которого Формула-1 навсегда покинула африканский материк.

Автор: Just Kachan

4.4K4.4K показов
381381 открытие
22 репоста
6 комментариев

Ну фактически, они не поддерживали военных, а нашли новый источник дохода.

Ответить

Вы, конечно, извините, но историю Родезии сократить до того, что описано тут, всё равно, что сократить историю Америки до: "Америка это там, где убивали индейцев" или всю историю Германии до: "там, где убивали евреев". Само собой, статья не столько про Родезию, сколько про автоспорт, но у читателя формируется очень однобокое представление о месте действия.

Ответить

А что можно прочитать о Родезии хорошего (на полчасика, максимум), не посоветуете?

Ответить