Белградский Фантом

История о том, как один автоугонщик стал проблемой для властей Югославии и завоевал сердца тысячи белградцев.

Белградский Фантом

Конец семидесятых. Югославия. Время экономического застоя. Граждане социалистической республики не видят перспектив в Титоизме и ждут перемен. Но лишь одна хулиганская выходка в Белграде смогла взбудоражить не только Сербию, но и всю Югославию, поставив на уши даже самого президента Иосипа Тито.

Один Porsche на всю страну

Как и в большинстве республик социалистического блока, личный автомобиль был роскошью для жителей Югославии. В стране был свой производитель под брендом Zastava, чей модельный ряд состоял из машин, собранных на базе старых Fiat. Импортные автомобили были редкостью в стране. На них передвигались либо туристы из Западной Европы, либо представители власти и звезды местного шоубизнеса.

Милицейская Zastava 101
Милицейская Zastava 101

Одним из таких раритетов был Porsche 911 S Tagra, который принадлежал известному сербскому теннисисту Ивко Плечевичу. Спорткар достался ему в виде приза за победу в теннисном матче в Берлине. Сам спортсмен уже давно работал тренером в Австрии, но каждое лето он возвращался на малую родину к своим родителям.

Ивко Плечевич 
Ивко Плечевич 

а тот момент, даже самый медленный 911 с 2,7 литровым двигателем разгонялся до сотни за 5,4 секунды, что делало купе быстрее большинства своих конкурентов. Добавьте к этому отзывчивое управление и яркий внешний вид — любой владелец такого автомобиля становился звездой трафика. А уж тем более в Югославии, где такие машины видели только по телевизору.

Так не могло долго продолжаться. Одним прекрасным летним вечером 1979 года Плечевич обнаружил пропажу своего Porsche 911.

Велики Крадљивац Аутомобила

Новый белый спорткар не мог остаться незамеченным автоугонщиками. Для них кража европейских автомобилей была обыденностью. Долгое время Югославия была раем для угонщиков, ибо никакой трудности не составляло перегнать какой-нибудь BMW или Mercedes из Германии по поддельным документам, чтобы перепродать на экспорт в арабские страны или для разбора на детали.

Одним из таких угонщиков был молодой парень по имени Владимир Васильевич, по кличке «Влада Опель». Из-за его любви к автомобилям этой марки. Но, в отличие от большинства угонщиков, Влада просто гонял на машинах по ночам, а затем возвращал их прежним владельцам, с полным баком бензина.

Единственное существующее фото Влады
Единственное существующее фото Влады

Слухи о новом Porsche в столице Югославии не прошли мимо Владимира, и он решил действовать. Дождавшись момента, когда Плечевич пойдет спать, он угнал купе и принялся покорять на нем ночные улицы Белграда.

В первую ночь представители власти не предали особого значения 911, кружившему по пустым улицам, пока Ивко Плечевич не обратился в милицию из-за угона. Автопарк югославской милиции, состоявший из Zastava 101, не мог угнаться за немецким спорткаром, ибо были в разы медленнее «Порша«. Из-за этого, инспекторы окрестили его »Фантомом».

Слухи об угонщике, который с легкостью уходил от милиции, поставили на уши Белград. Тысячи зевак собирались каждую ночь на площади Славии, где Влада любил дрифтить на 911. Увидев фанатов, он решил превратить угон в настоящее шоу, сравнимое с голливудскими фильмами.

Площадь Славии в Белграде
Площадь Славии в Белграде

Однажды вечером, в студии местной радиостанции раздался звонок. Анонимный абонент на другом конце провода рассказал, где и когда появится Porsche. Понимая, что югославский автопром не сравнится с мощью немецкого мотора, руководство милиции предоставило возможность поймать хулигана следователю по Душану Зибковичу, у которого в распоряжении был седан Ford Granada, с двухлитровым двигателем V6. Казалось бы, силы сравнялись. Но даже мощный «Форд» не мог потягаться с 911, который мог резко свернуть в переулок, оставляя преследователей ни с чем.

Бесславный конец славной легенды

Атмосфера в органах власти и силовых структурах накалялась, ведь милиция впервые оказалась в беспомощной ситуации. Вести о «Фантоме» дошли и до югославского президента Иосипа Тито, который находился на Кубе. По слухам, он был в ярости и приказал поймать хулигана любой ценой.

На десятую ночь, милиция подняла все свои имеющиеся ресурсы, чтобы прекратить выходки Владимира. Пришлось подключить к поимкам даже армию Югославии, которая перекрыла все выезды из города. На площади Славии собрались более десяти тысяч зрителей, которые ждали появления «Фантома».

И вновь по улицам Белграда летит белый Porsche, но милиционеры заранее приказали намочить асфальт для создания проблем угонщику. В итоге, автомобиль резко теряет сцепление с дорогой и врезается в автобус. Тысячи людей собрались вокруг места ДТП и помогли «Фантому» раствориться в толпе.

Порш после ДТП
Порш после ДТП

Но не у каждой истории есть счастливый конец. Уже через два дня, следователи арестовали Владимира. Никто не знал истинных намерений «Фантома». Одни считали, что так он хотел добиться внимания своей возлюбленной, а другие, что ему просто нравилось гонять по городу. Третьи заявляли, что так он протестовал против режима Тито. Да и сам Васильевич не смог толком объяснить свои действия. Его посадили на три года, но легенда гласит, что он умудрился сбежать на ночь, дабы покататься по городу, а затем вернулся в тюрьму отсиживать свой срок.

На десятый день после освобождения, он попал в аварию за рулем «Жигули». Многие считают, что аварию подстроила милиция, ведь для них Влада был головной болью. На это косвенно указывает то, что одним из участников ДТП был милиционер в отставке, а оперировал его лишь один хирург. Через несколько дней Владимир Васильевич умер, так и не приходя в сознание.

ВАЗ 2103, на котором ехал Влада после ДТП
ВАЗ 2103, на котором ехал Влада после ДТП

Теннисист Ивко Плечевич не стал ремонтировать Porsche 911, продав его американскому коллекционеру. Президент Союзной Республики Югославия Иосип Броз Тито умер через год, из-за чрезмерного курения. Страна, которой он правил 35 лет своей жизни быстро столкнулась с политической нестабильностью, которая привела союзную республику к гражданской войне в 1990-х.

Уже много лет как нет ни Влады Васильевича, ни Иосипа Тито, ни Югославии. Но городская легенда, о неповиновении "Фантома" было именно тем, в чем нуждались граждане Югославии, чтобы показать им, что все может быть по-другому, и показать им, что многие другие думают так же.

2626
3 комментария

Уже много лет как нет ни Влады Васильевича, ни Иосипа Тито, ни Югославии. Но городская легенда, о неповиновении "Фантома" было именно тем, в чем нуждались граждане Югославии, чтобы показать им, что все может быть по-другому, и показать им, что многие другие думают так же.

Угнал дорогую машину у зазнавшегося "краба".
Разбил чужую собственность (а то что этот теннисист о себе возомнил-то?!), многие его в этом поддержали.
"Это он так показал как можно жить лучше, что можно жить иначе!"

"Сидишь в ведре с крабами - не высовывайся. Так будем жить лучше."

Ответить

Биполярочка. В первом абзаце пишут, что на дорогах только машины местного производства и для всех белый порш - это что то инопланетное, но уже дальше по тексту - «Новый белый спорткар не мог остаться незамеченным автоугонщиками. Для них кража европейских автомобилей была обыденностью.» Если кража была обыденностью, значит и белый порш был обыденностью. Не зря же авто вор «Влада Опель» получил свою кличку.

Ответить

передвигались либо туристы из Западной ЕвропыЮгославия была недорогим курортом, где можно было хорошо отдохнуть за небольшие деньги обычному работяге из Германии, Австрии или Италии

Ответить