Боевые универсалы

Когда мы представляем машину выступающую в гонках, то как она выглядит? Определенно, как Формула-1 или какой-то суперкар. На худой конец седан или хэтчбэк. Но в автоспорт хоть и не часто, но всё же заглядывают одни из самых интересных кузовов - универсалы.

Volvo 850 T5-R Estate
Volvo 850 T5-R Estate

Про некоторые из них я и хочу Вам рассказать. Начнём, пожалуй, с самого знаменитого гоночного универсала - Volvo 850 T5-R Estate. Я думаю многие из Вас видели фотографии этого бело-синего прямоугольника скачущего по узким трассам Великобритании. Его построили для продвижения новой модели Volvo 850. По легенде специалистов из Steffanson Automotive попросили построить черновой проект для испытаний двигателей и других элементов для будущей гоночной машины, но на заводе Volvo были только машины в кузове универсал. После продувки в аэродинамической трубе седана и универсала было решено выступать на последнем, т.к. длинная и плоская крыша обеспечивала большую прижимную силу. Насколько эта легенда правдива история умалчивает, но скорее всего это просто красивая сказка. В 1994 Volvo 850 выехали на гоночные трассы и несмотря на отсутствие сколько-то значимых достижений продажи 850 Estate подскочили, а сама машина надолго запомнилась зрителям. Из-за изменений в регламенте Volvo пришлось пересесть на седаны, которые в 1995-м году принесли им 6 побед и 12 поул-позиций.

Volvo 850 T5-R Estate
Volvo 850 T5-R Estate

Честно говоря, основную массу гоночных универсалов нам подарил прекрасный Британский туринговый чемпионат (BTCC), но сместим на время свой взор с кольцевых гонок на ралли.

Да, универсал для раллийных гонок кажется уже абсолютным безумием и бессмыслицей одновременно, но в истории Skoda есть один успешный пример. Octavia Wagon Supersalita был построен в кратчайшие сроки для итальянского гонщика Фабио Данти, который в 1997 года за рулём Supersalita стал вице-чемпионом Италии по скоростному подъему на гору в классе "Группа А".

Skoda Octavia Wagon Supersalita
Skoda Octavia Wagon Supersalita

Но на этом в Skoda не остановились и в 1999-м году автомобиль модернизировали под регламент Super Touring (STW, в этом же классе выступали и Volvo 850 Estate). Болид весил всего 850 килограмм, а в движение его приводил двухлитровых мотор мощностью в 300 лошадиных сил при 8500 об./мин., но Фабио выступал на нём не в итальянском супертуринге, а во всё том же чемпионате Италии по скоростному подъему на гору, где одержал 10 побед за рулём Octavia.

Skoda Octavia Wagon Supersalita
Skoda Octavia Wagon Supersalita

В СССР тоже использовали такой тип кузова для гонок, хоть и очень-очень редко. Вот, например 22-я «Волга», на ралли «Taksi — 70»

ГАЗ-22 «Волга»
ГАЗ-22 «Волга»

Но вернемся в туманный альбион, где следующего пришествия универсалов пришлось ждать целых 20 лет. К 2014-му году заводская команда Honda Yuasa Racing подготовила Honda Civic Tourer.

Honda Civic Tourer
Honda Civic Tourer

По заявлениям инженеров машина весила столько же, сколько и предыдущий Civic в кузове хэтчбэк и в целом была идентична предыдущей модели с которым два сезона до того Honda была непобедима в BTCC. А перейти решили из соображений эффективности универсала на гоночной трассе. Но несмотря на в целом удовлетворительные результаты (Civic Tourer принес 4 победы и стал первым универсалом побеждавшим в BTCC) Honda на следующий год вновь вернулась к хэтчебэкам и выступает на них по сей день.

Honda Civic Tourer
Honda Civic Tourer

Следующего появления универсала в чемпионате не пришлось ждать так долго и уже в 2016 году Team BMR представила всем Subaru Levorg GT.

Subaru Levorg GT
Subaru Levorg GT

Поначалу машина страдала от детских болячек и в целом была не очень надёжна. Но даже так принесла команде 6 побед и 4 поул-позиции. Но уже в 2017-м году Subaru начала всех приятно удивлять. Машина избавилась от проблем с надёжностью и стала заметно быстрее принеся команде уже 8 побед и 3 поул-позиции в сезоне. Эшли Саттон за рулём Subaru Levorg GT стал чемпионом BTCC обойдя Колина Тёркингтона, которого он и заменил, когда тот ушёл в BMW.

Subaru Levorg GT выступала до конца 2019 года и в общей сложности завоевала 21 победу в чемпионате. Её можно смело назвать самым успешным гоночным универсалом за всю историю автоспорта.

Subaru Levorg GT
Subaru Levorg GT

А как Вы считаете нужны ли универсалы в гонках? Или они слишком «семейные» для такого?

5454
57 комментариев

Ну и сам же отвечу на свой вопрос. Я как приверженец технического разнообразия в гонках могу только ждать их следующих появлений. Несмотря на всем минусы (они тяжелее, никакого аэродинамического преимущества у них нет - это миф) универсалы привлекают внимание среди уймы седанов и купе. Лично сам в выборе машины рассматриваю только варианты купе и универсалов. Ну и немного грустно, что в целом культура таких кузовов в России практически не развита. Все предпочитают взять очередной кроссовер, потому что он внешне больше, ну и выше немного. А то что большинство за пределы асфальта не съезжает никуда так это мелочь. А маркетологи только и рады продавать такое.
P.S. моя вайфу

13
Ответить

А то что большинство за пределы асфальта не съезжает никуда так это мелочь.

Февральские снегопады: am I a joke to you?

4
Ответить

Согласен. Купить то не особо сложно, а вот захочешь продать... Жил несколько лет в Калининграде, там с этим намного лучше. Граница рядом, и из Германии раньше тащили всё подряд, а там сараи любят. Пока там жил в Кёниге, тоже проникся.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Е39 Туринг с наклейками Альпайн?

Ответить

Когда пошла речь про заряженные сараи

9
Ответить