Руссо-туризмо

Российский класс «Супертуризм» можно без зазрения совести назвать вершиной кольцевых гонок в России. Окончательно сформировавшись в 2001-м году и просуществовав всего несколько лет, но навсегда оставил яркие впечатления российским поклонникам кольцевых гонок.

2001 год, начало класса «Супертуризм»
2001 год, начало класса «Супертуризм»

Что такое «Супертуризм»?

Это гоночный класс, специально созданный для заводских автомобилей произведённых на просторах СНГ. С 1998-го по 2001-й года этот класс назывался «Туризм-1600» и он позволял выступать иномаркам вместе с отечественными автомобилями в одном классе. Главной особенностью «Супертуризма» был его максимально либеральный регламент к технике. Помимо стандартных требований к безопасности, минимального веса и вышеупомянутой «прописки» автомобиля, было по сути только 3 серьёзных ограничения:

1. Детали кузова при виде сверху не должны были выходить за периметр стандартного автомобиля.

2. ДВС должен был иметь стандартную ГБЦ и охлаждаться штатным способом, количество цилиндров не должно было превышать 6, при объеме 1.6 литра.

3. Нельзя менять заводские точки крепления подвески.

Всё остальное было уже в руках инженеров.

Благодаря этому мы получили безумные 225-сильные ВАЗ-2110, которые были быстрее, чем туринговые BMW 320i. Каждый автомобиль отличался друг от друга, и везде были интересные технические решения. Никаких унификаций, которые так любят в современном гоночном мире.

О доработках

При таком свободном техническом регламенте хочется поговорить о самой технике. Начнем с самого главного — сердца автомобиля — его двигателя. Для примера возьмем чемпионский болид «Лукойл Рейсинг» и их доработки 16-ти клапанного мотора ВАЗ.

3D-модель двигателя Андрей Гридин
3D-модель двигателя Андрей Гридин
Моторный отсек ВАЗ-2110, 2003 год Константин Потехин
Моторный отсек ВАЗ-2110, 2003 год Константин Потехин

Как было указано выше, регламент не позволял использовать неродной блок цилиндров, но даже так инженеры умудрялись заставить выдавать практически 140 л/с с литра объема и позволять выкручивать мотор до 11000 об./мин! Для таких результатов было проделано множество доработок. К примеру, коленчатый вал был изготовлен французской фирмой Sodemo, который был легче и надежней отечественного варианта. Инженеры «Лукойл» изготовили новые опоры двигателя, масляный поддон из алюминиевого сплава, который крепился не только к стенкам блока, но и к шейкам коленчатого вала. Такую интересную конструкцию «Лукойл» подсмотрел у FIAT из Формулы-3. На двигатели ставилась система сухого картера, которая также помогала расположить двигатель ниже, что в конечном итоге снижало центр тяжести болидов. Для охлаждения масла было найдено идеальное положение масляного радиатора, которое снижало его температуру на 8-12 градусов и было отличным подспорьем для борьбы за ресурс двигателя. Жил такой мотор всего 500 гоночных километров на 109-м топливе.

Шатуны и кованные поршни облегчались, на каждый цилиндр приходилось по две топливных форсунки — основная у дроссельной заслонки и дополнительная в головке блока. Моторы оснащались дроссельным впуском, а под конец эпохи «Супертуризма» их изготавливали из карбона для забора более холодного воздуха в двигатель, что повышало его эффективность.

3D-модель дроссельного узла на ВАЗ-2110 Андрей Гридин
3D-модель дроссельного узла на ВАЗ-2110 Андрей Гридин

На машину устанавливалась секвентальная 6-ступенчатая коробка передач Sadev ST75 с двухдисковым сцеплением Tilton.

Примерно так выглядел двигатель чемпионской команды способной побороть даже заводскую команду АвтоВАЗа. И это только на примере одной команды.

Помимо двигателя, активно дорабатывалось шасси. Такие машины весили около 870 кг (и это при том, что в «Супертуризме» не разрешалось использовать пластик и другие композитные материалы во внешних кузовных панелях).

Делались алюминиевые поворотные кулаки, кастомные рычаги подвески, полностью другая тормозная система (чаще всего от фирмы AP Racing). В планах даже было заменить стандартную балку на независимую подвеску. Но омологирование такого элемента вышло бы слишком дорогим.

3D-модель независимой подвески ВАЗ-2110 Константин Потехин
3D-модель независимой подвески ВАЗ-2110 Константин Потехин
3D-модель переднего подрамника Константин Потехин
3D-модель переднего подрамника Константин Потехин
3D-модель верхней опоры стойки Константин Потехин
3D-модель верхней опоры стойки Константин Потехин

Изготавливались на заказ индивидуальные амортизаторы. И многое другое. Всё это было настоящим полем битвы для инженеров! Каждый автомобиль был индивидуальным.

О машинах

Сильнее всех запомнилась красно-белая «десятка» от «Лукойл Рейсинг», но не одна она выступала в тех гонках. Помимо ВАЗ-2110 от других команд были подготовлены ВАЗ-2108, ИЖ-2126 «Ода», ВАЗ-2112.

ИЖ-2126 «Ода». До этого заводской команде ИЖМаш приходилось выступать на ВАЗ-2108
ИЖ-2126 «Ода». До этого заводской команде ИЖМаш приходилось выступать на ВАЗ-2108
ВАЗ-2108
ВАЗ-2108
И хоть этот ВАЗ-21099 относится к «Туризму-1600», всё равно является довольно значимым автомобилем. На нём выступал Николай Фоменко.
И хоть этот ВАЗ-21099 относится к «Туризму-1600», всё равно является довольно значимым автомобилем. На нём выступал Николай Фоменко.

О трассах

Как и в любых кольцевых гонках, борьба была очень плотной, а узкие городские трассы только этому способствовали. Из-за экономических особенностей тех лет, в России просто не было большого количества стационарных трасс, но это не мешало организаторам придумывать отличные конфигурации в городских условиях, использовать аэропорты и многое другое. Из-за такого расположения трасс возникал и интересный рельеф: различного рода кочки, отсутствие зон вылета и обычные суровые бордюры, которые не щадили дорогую технику.

Результат борьбы. 2001 год, Воробьевы горы Григорий Голышев
Результат борьбы. 2001 год, Воробьевы горы Григорий Голышев
Тольятти-Ринг, ВАЗ-2110 команды ВостокЛАДА Григорий Голышев
Тольятти-Ринг, ВАЗ-2110 команды ВостокЛАДА Григорий Голышев
Тольятти-Ринг, 2001 год Владимир Легинский
Тольятти-Ринг, 2001 год Владимир Легинский

Кто не слышал о трассе на Воробьевых горах, легендарном Невском кольце или же Ходынке. Почти все из них не дожили до наших времен. Многие болиды тоже не дожили до наших дней.

Болид Дениса Овчаренко, состояние на 2013-й год.
Болид Дениса Овчаренко, состояние на 2013-й год.

Смерть

Как и многие подобные чемпионаты, «Супертуризм» сгубили собственные амбиции. Бюджеты невообразимо раздулись, а противопоставить что-нибудь инженерам из «Лукойл Рейсинг» не смогла даже заводская команда АвтоВАЗа. Обычным гаражистам уже не было места на этом празднике скорости. И после очередного титула в 2003 году красно-белой «десятки» заводская команда АвтоВАЗа приняла решение покинул чемпионат, оставив «Лукойл» в гордом одиночестве. Так, просуществовав всего 3 сезона, закончилась ярчайшая эпоха самых быстрых российских туринговых автомобилей.

2003 год Сергей Яковлев
2003 год Сергей Яковлев
5353
20 комментариев
100 ₽

Комментарий недоступен

9
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Спасибо большое. Надеюсь другим так же понравится

4
Ответить

Вау! Отличная статья. Побольше бы про российский автоспорт узнать. Про Ладу Революшен, например)

7
Ответить

Эх, помню Lada Racing Club и коричневый Revolution в конце. Цвет этой игры...

1
Ответить

Куча бабок - это бутылочное голышко, наверное, всех наших спортивных соревнований. Тоже самое сейчас происходит в футбольной премьер лиге. Маленькие клубы не тянут по бюджету и от этого умирает вся серия

6
Ответить