История форматов квалификаций «Формулы-1»

К новому квалификационному формату пора вспомнить, как менялись квалификационные заезды в прошлом.

История форматов квалификаций «Формулы-1»

1950-1995: Двухсессионный формат

История форматов квалификаций «Формулы-1»

До появления Чемпионата мира среди гонщиков, которой позже станет «Формула-1», места на решётке часто разыгрывались жеребьёвкой. Но «Ф-1» изменила этот подход, с первого же Гран-при было введено две сессии квалификации для выявления быстрейшего гонщика.

46 сезонов подряд квалификация проходила в таком формате: одна сессия в пятницу, вторая — в субботу.

Конечно, в каждом десятилетии были свои особенности — от специальных квалификационных шин и двигателей для одного быстрого круга в 80-х до предварительной утренней квалификации в конце 80-х и начале 90-х — но по сути, формат оставался такой же, как и всегда.

Такая квалификация была несовершенна: например, если в субботу шёл дождь после сухой пятницы, то смысла в этой сессии не было.

1996-2002: Часовая квалификация

История форматов квалификаций «Формулы-1»

Для увеличения смотрибельности по ТВ и для более честной борьбы, регламент квалификаций решили поменять в сезоне-1996.

Теперь, у гонщиков был час, за который они могли проехать 12 кругов, лучший из которых и шёл в зачёт.

Этот квалификационный регламент продержался 7 лет и был изменён перед сезоном-2003, из-за того, что команды часто ждали конца сессии в гараже улучшения условий трека и чистой трассы, чтобы не попасть в трафик.

2003: Однокруговая квалификация

История форматов квалификаций «Формулы-1»

Решением проблемы с долгим стоянием в гараже стало появление однокруговых квалификаций.

В пятницу гонщики делали быстрые круги в порядке личного зачёта. Затем, в субботу процедура повторялось, только уже очередь была выстроена от самого медленного в пятницу, до самого быстрого.

Проблемой такого формата являются меняющиеся погодные условия и состояние трека. Однокруговая квалификация останется ещё на несколько лет, но в измененном виде.

2004: теперь без пятницы

История форматов квалификаций «Формулы-1»

В сезоне-2004 обе сессии стартовали в субботу, но первая проводилась по итогам прошлого этапа, а не положения в чемпионате.

Во второй сессии, всё также, самый медленный водитель начинал заезд, но из-за того, что теперь две сессии стали слишком близки, появилось место для хитростей.

В специальном развороте своей «Феррари» в первом сегменте в Сильверстоуне признался Михаэль Шумахер. Он показал медленное время в первой попытке, стартовал в начале во второй и имел больше шансов, чем его оппоненты из-за ухудшения погодных условий со временем.

2005: Совокупная квалификация

История форматов квалификаций «Формулы-1»

В сезоне-2005 было решено начать суммировать время в первом и втором сегменте. Первая сессия теперь начиналась в субботу на "пустых" баках, а вторая — воскресным утром на "полных".

Такой формат не понравился ни командам, ни фанатам. После шести этапов «Формула-1» перешла к упрощённой системе.

В оставшихся 13 этапах гонщики проводили квалификацию в один круг в субботу днём на гоночной заправке болида. Популярность квалификаций в «Формуле-1» продолжала падать, новый формат был не за горами.

2006-2007: Появление выбивания

История форматов квалификаций «Формулы-1»

После трёх лет однокруговой заездов, для определения позиций на стартовой решётке, «Формула-1» вернулась к многокруговым квалификациям.

Новая квалификационная система состояла из трёх сегментов. Самые медленные гонщики постепенно исключались из квалификации, пока не оставалась десятка пилотов, которая проходила в третий сегмент для борьбы за поул-позицию. Но у этой системы были свои недостатки.

Во-первых, гонщики прошедшие в третий сегмент, должны показать попытку с тем количеством топлива, на котором они стартуют в воскресенье, из-за чего машины не были так быстры. Во-вторых, система «топливного кредита», которая была введена для того, чтобы у гонщиков хватало топлива на гонку, из-за чего болиды просто наматывали круги на трассе, чтобы сжечь топливо в субботу и вернуть больше в воскресенье.

2008-2009: небольшая корректировка

История форматов квалификаций «Формулы-1»

В сезоне-2008 ввели запрет на добавление топлива после квалификации, что исключило «сжигание топлива». Но из-за этого гонщики стали просто экономить горючее, чтобы оставить побольше на старт самой гонки. Это было куда важнее, чем занять поул-позицию.

2010-…: нынешний формат

История форматов квалификаций «Формулы-1»

Запрет на дозаправку в сезоне-2010 позволил гонщикам вновь показывать быстрые круги на трассе в субботу, не рискуя стартовать с меньшим количеством топлива, чем конкуренты. Сессия также состоит из трёх сегментов: 15 гонщиков проходят из первого во второй, 10 — из второго в третий.

2016: квалификация на выбывание

История форматов квалификаций «Формулы-1»

В сезоне-2016 для повышения зрелищности квалификации было решено вернуть выбивание самых медленных пилотов сессии. За несколько минут до конца сегмента включался 90-секундный таймер, по истечении которого, самый медленный гонщик покидал квалификацию. После двух Гран-при «Формула-1» признала, что это неудачный формат и выбивание убрали.

2021: спринт-квалификация

История форматов квалификаций «Формулы-1»

То, что мы увидим на этих выходных. Сначала гонщики проведут обычную квалификацию в пятницу, по итогам которой узнают стартовый порядок на субботнюю мини-гонку.

Сама мини-гонка будет примерно в три раза короче, чем воскресная и без обязательной остановки. По итогам субботней гонки будет составлена воскресная стартовая решётка. Также, обладатели подиума в субботу получат очки: 3-2-1.

Такой формат должен пройти на трех этапах этого сезона.

947947 открытий
44 репоста
10 комментариев

Мне очень нравилась однокруговая квалификация, потому что весь круг можно было следить за каждым пилотом и сразу видеть ошибки. Но по накалу нынешний формат наверное самый удачный.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

жду лонг 100 отличий одного соулса от другого 

Ответить

Квалификация на выбивание это было что-то странное

Ответить

Спринт - это такой отстой, демо-версия гонки с рестартом на следующий день.

Возможно на меня повлияли ожидания в негативном ключе, я не углублялся в новости о формате и в моём понимании спринт - это спринт, как в гоночных играх, едешь из точки А в точку Б, да и желательно не по той же трассе. Тут просто, опять же, гонка, где чуть меньше кругов... Зачем...

Ответить

поддерживаю, баловство какое то. Ничего зрелищного, отличного от обычной гонки нет. Прорыв Алонсо не показатель

Ответить

Спасибо, объяснил

Ответить