Как использовать драйверы для работы с ShapeKey и корректировки анимации в Blender

Как использовать драйверы для работы с ShapeKey и корректировки анимации в Blender

Введение

ShapeKey и драйверы — это мощные инструменты, которые могут значительно упростить и ускорить создание анимации в Blender. ShapeKey используются для деформации объекта, например, для анимации мимики лица персонажа. А драйверы позволяют автоматически управлять этими деформациями, связывая их с действиями других объектов. В этой статье мы разберём, как использовать ShapeKey и настроить драйверы для автоматизации и корректировки анимации.

Что такое ShapeKey?

ShapeKey — это инструмент в Blender, который позволяет сохранять и анимировать деформации объекта. Например, вы можете создать ShapeKey для моргания персонажа, закрытия рта, поднятия бровей или любой другой формы изменения объекта. В основе ShapeKey лежит изменение положения вершин объекта (в 3D модели) или его точек.

Настройка ShapeKey

Чтобы начать работу с ShapeKey, следуйте этим шагам:

1. Создание ShapeKey:

Как использовать драйверы для работы с ShapeKey и корректировки анимации в Blender

• Выберите объект, для которого вы хотите создать ShapeKey.

• Перейдите на вкладку Object Data Properties (значок трёх вершин) в правой части интерфейса.

• Найдите раздел Shape Keys и нажмите на кнопку +. Это создаст Basis — базовую форму объекта.

• Нажмите на кнопку + ещё раз, чтобы создать новый ShapeKey. Этот ShapeKey будет использоваться для деформации.

2. Редактирование ShapeKey:

• Выберите новый ShapeKey из списка.

• Перейдите в режим редактирования (Tab) и измените форму объекта (например, переместите вершины, чтобы создать моргание глаз или улыбку).

• Вернитесь в объектный режим (Tab) и измените значение ShapeKey (ползунок Value в разделе ShapeKey). Вы увидите, как объект меняет свою форму в зависимости от этого значения.

Что такое драйверы и как они работают?

Драйверы — это инструмент, который позволяет автоматически изменять параметры объекта в зависимости от других объектов или значений. Драйверы связывают определённые параметры (например, значение ShapeKey) с действиями, такими как перемещение, поворот или изменение другого объекта.

Настройка драйвера для ShapeKey

Допустим, вы хотите автоматически управлять морганием персонажа, когда вы опускаете контроллер глаз.

1. Создание контроллера:

• Создайте объект, который будет контролировать анимацию. Это может быть пустышка (Shift + A → Empty → Plain Axes). Переместите её в удобное место на сцене.

2. Копирование параметра как драйвера:

Как использовать драйверы для работы с ShapeKey и корректировки анимации в Blender

• Выберите контроллер (пустышку).

• Перейдите в его свойства в панели Transform (справа в N-панели).

• Найдите параметр, который будет управлять анимацией, например, Location Y.

• Нажмите правой кнопкой мыши на этот параметр и выберите Copy as new driver.

3. Вставка драйвера в ShapeKey:

Как использовать драйверы для работы с ShapeKey и корректировки анимации в Blender

• Теперь перейдите к объекту с ShapeKey, например, к модели персонажа.

• Откройте раздел Shape Keys в Object Data Properties и правой кнопкой мыши нажмите на ползунок Value для вашего ShapeKey.

• Выберите Paste Driver.

Теперь значение ShapeKey будет зависеть от положения контроллера по оси Y.

Редактирование драйвера: формула прямой по двум точкам

Чтобы более точно настроить драйвер, нужно изменить формулу драйвера:

1. Открытие настроек драйвера:

• Вернитесь в объект с ShapeKey.

• Правой кнопкой мыши нажмите на Value ShapeKey и выберите Edit Driver.

• Откроется окно Driver Properties.

2. Формула прямой по двум точкам:

Для управления ShapeKey используется зависимость вида y = m * x + b, где x — это значение параметра (например, позиция контроллера), а y — это значение ShapeKey. Вот формула для драйвера:

• x₀ — начальное значение параметра, например, положение контроллера по оси Y в исходной позе (где Y = 0).

• x₁ — конечное значение параметра, например, положение контроллера, когда глаз должен закрыться.

• y₀ — начальное значение ShapeKey, которое всегда равно 0 (ShapeKey не активен).

• y₁ — конечное значение ShapeKey, которое равно 1 (глаз полностью закрыт).

Формула прямой по двум точкам выглядит так:

y = (y₁ - y₀) / (x₁ - x₀) * (x - x₀) + y₀

3. Применение формулы:

Как использовать драйверы для работы с ShapeKey и корректировки анимации в Blender

• В окне Driver Properties измените тип драйвера на Scripted Expression.

• В поле Expression впишите формулу, где var — это положение контроллера. Например:

var * (1 / 10)

Здесь var — это значение по оси Y, умноженное на коэффициент, чтобы контролировать скорость изменения ShapeKey.

Горячие клавиши и дополнительные функции

• Shift + A — добавление объекта (например, пустышки).

Пример применения: управление морганием персонажа

Теперь, когда вы опускаете контроллер (двигая его по оси Y), глаз персонажа будет автоматически закрываться. Это даёт вам полный контроль над анимацией и избавляет от необходимости вручную расставлять ключевые кадры для каждого движения. Драйверы также можно использовать для других выражений лица, таких как улыбка, поднятие бровей или нахмуривание.

Заключение

Использование ShapeKey в сочетании с драйверами позволяет автоматизировать и упростить создание анимаций в Blender. Это мощный инструмент, который помогает значительно сократить время работы и делает анимации более плавными и естественными. Попробуйте настроить драйверы для управления различными аспектами анимации вашего персонажа, чтобы улучшить свои навыки работы в Blender.

Такой подробный подход с описанием всех шагов и горячих клавиш поможет новичкам и опытным пользователям лучше понять, как использовать ShapeKey и драйверы для анимации в Blender.

55
Начать дискуссию