VR ликбез, часть 1 (про зрение, укачивание, прочее)

VR ликбез, часть 1 (про зрение, укачивание, прочее)

Часто в интернетах я вижу странные вопросы, которые касаются VR. Видно что люди (которые их задают), слабо понимают, что такое VR, и с чем его едят. Этот ликбез - именно для них. Без негатива, только факты.

Сразу скажу, что нет ничего постыдного в незнании технологии, которую ты не видел. Стыдно то, когда имея нулевой багаж знаний, начинаешь транслировать стереотипы, который где-то там услышал.

VR и зрение

Написать этот текст меня натолкнул вот этот комментарий

этот совет был дан на вопрос, как там VR для людей, у кого один глаз плохо видит. Да, и это очень тупой совет от полного невежды.<br />
этот совет был дан на вопрос, как там VR для людей, у кого один глаз плохо видит. Да, и это очень тупой совет от полного невежды.

Итого, перефразировать этот вопрос можно так - "если у меня проблемы со зрением, как мне зайдет VR?".

Ответ:

VR, благодаря железу, симулирует для вашего мозга то, что вы привыкли видеть в реале. Ключевых фактора тут два - это линзы, которые искажают картинку микродисплея (или - микродисплеев), которые находятся перед вашим лицом, и софт с датчиками, которые воспроизводят все ваши движения головы и рук, чтобы у вас возникло впечатление погружения.

Это значит то, что если у вас присутствуют серьезные проблемы со зрением, VR для вас не подойдет. Потому что вы будете видеть ровно так, как и в реале. И, казалось бы, близкое расположение дисплеев прямо перед вашим носом вам не поможет.

Под серьезными проблемами я подразумеваю нарушение стереоскопического зрения. Самая распространенная проблема - "ленивый глаз". Когда из-за миопии один из ваших глаз стал главным, а второй - "ленивым". Вы можете узнать таких людей - в реале, когда такой человек будет смотреть на вас с расстояния трёх метров, один из его глаз будет чуть косить. Проблема тут в том, что такие люди не способны на расстоянии одного-полтора метра видеть стереокартинку. Самое главное - даже если вы позднее скорректировали свое зрение очками, линзами или операцией, "ленивый глаз" все равно останется. Так уж вышло, что он теперь главный, и мозг навсегда привык видеть мир через него. А значит, люди с таким недугом не могут, например, смотреть стерефильмы в кино. И, соответственно, не смогут использовать VR. Стереозрение - ключевая штука для VR. Благодаря этому у вас образуется эффект объема.

Кстати, если материал понравится, и будут запросы, я далее смогу подробно рассказать, как победить этот недуг ленивого глаза (и нет - не операцией), и полноценно влиться в жизнь. Описал в этой статье.

Вторая проблема - близорукость. С плохим зрением, более "минуса 4-х", вы также не сможете нормально использовать VR. Если минус у вас 2 или 3, это еще терпимо. Однако все VR шлемы позволяют использовать очки. Если вы с реале корректируется свое плохое зрение линзами или очками, вам придется использовать их вместо со шлемом. Если вы в очках или линзах хорошо видите в реале - вы сможете спокойно играть в VR.

VR и кино

Многие спрашивают, каких размеров в VR можно сделать "дисплей", чтобы смотреть кино или играть в игры ("плоские"). То есть - заменить себе обычный экран в реале.

Ответ:

Вопрос немного некорректный. Для понимания темы, стоит еще раз напомнить, что такое VR. Вы не смотрите на мир со стороны - вы там внутри. Используя любой из VR-плееров, вы можете сделать размер виртуального монитора таким, каким захотите. Представьте, что вы внутри гигантского аймакса. Хотите - подходите почти в упор, и получаете картинку, как если бы вас подвесили на веревке перед гигантским экраном. Хотите - присаживайтесь на дальний ряд. Есть даже специальные приложения, которые создают виртуальные кинотеатры, где вы можете с другими пользователями смотреть кино, кидаться попкорном и жестикулировать, когда вам что-то понравилось.

пример, как это бывает. Сам давно использую это приложение, и крайне приятно, что оно эмулирует не просто кинотеатр, а даже засветы на окружении виртуального кинотеатра (когда на экране, например, повышается яркость), тем самым делая все крайне реалистичным.

VR и тошнота

Многие турбоэксперты, что никогда не видели VR, но много про него читали, почти в каждой новости про VR начинают строчить что-то про тошноту.

буэээ
буэээ

Итак - тошнит ли в VR?

Ответ:

Задать подобный вопрос можно про практически любое. Тошнит ли вас в автомобиле? Тошнит ли вас в автобусе? Тошнит ли вас, когда вы катаетесь на американских горках?

Касательно VR, то эта проблема была окончательно побеждена уже много лет назад, когда определились со стандартами. В любой игре есть настройки, которые позволяют вам сделать игру настолько комфортной, насколько вам хочется.

Важное примечание - тошнить перестало в шлемах нового поколения. Железо и возможности старых шлемов (PSVR1, старые окулусы до квестов) могли вызвать тошноту даже у крепких желудком. Я много раз слышал, как тошнило людей в PSVR1, и что с PSVR2 или квестом все в порядке. Что поделать - таковы реалии прогресса. Новая техника лучше, датчики там чувствительней, а софт - более продвинут.

Главная проблема тошноты - это непривычность. Многие (но не все), впервые надев VR очки, и запустив игру со свободным перемещением на стиках, почувствует тошноту. Суть в том, что для вашего организма это непривычно. Поэтому для новичков рекомендуется начинать знакомство с VR, установив настройки перемещения телепортом. Вас будет как болванчика телепортировать на место, которое вы укажите. Тем самым и убрав эффект укачивания.

Ключевое здесь то, что после пару часов адаптации, вы привыкнете (ваш организим привыкнет) и перестанет так реагировать на незнакомый ему эффект. У кого-то на это уйдут часы, а у кого-то - пару дней.

В любом случае, для тех, кто любит надрывать живот над этой темой, стоит заметить, что этот эффект не из разряда досадных побочек - это эффект как раз от мощного импакта VR. Ваш организм верит, что вы внутри иного мира. Он верит, что вы не на ковре в своей гостиной, а идете по узкой доске между двух небоскребов, или болтаетесь где нибудь в космосе. И это потрясающе!

Лично меня в VR не тошнит вообще. Но я знаю немало людей, которые сталкивались с подобной проблемой, но спустя короткое время уже забывали про всякие телепорты, и играли со стиком.

Если же вы видите, как человек доказывает, что в VR постоянно тошнит, то этот человек в лучшем случае пробовал VR на полчаса в каком нибудь клубе, либо просто VR не видел.

VR ликбез, часть 1 (про зрение, укачивание, прочее)

На этом всё. Если кого-то интересует данная тема, и у кого есть вопросы касательно VR, могу ответить на них в следующем VR ликбезе. Не стесняйтесь, задавайте в комментариях.

P.S. На фоне щитпостинга, если вам текст чем-то помог, прошу не забывать прожать лайк. Это поможет мне освещать эту тему дальше. Подписывайтесь, чтобы не потерять следующие выпуски в щитпостинге. Спасибо!

PPS

итак, для следующего VR-ликбеза пока готовые темы:

1. "VR и порно. Как оно там?"

2. "VR - это дорого, поэтому не думаю про это"

3. VR бу, это антисанитария, никогда!

4. VR квест2 могут заблочить в любой момент!

5. Я ненавижу VR, потому что это сложно, и что-то на богатом. Обычный гейминг - навсегда!

... жду новые вопросы!

5.7K5.7K показов
6.1K6.1K открытий
11 репост
83 комментария

Про тошноту. Если не тошнит конкретно автора, а кто-то другой быстро, аж за пару часов, адаптировался - это не значит, что вам повезет. И дело тут не в привычке.
И во избежании обвинения "да ты там полчаса максимум сидел" : Oculus Rift S был куплен года 4+ назад и я до сих пор его периодически расчехляю.

Всякие статичные игры по типу Beat Saber, или где сидишь и двигаешься в условном мехе/авто (Elite Dangerous как пример) - проблем нет. Время, проведенное в виаре, роли не играет.
Телепорт - проблема в виде головной боли начинается минут через 20-30, за ней тошнота.
Стик, соответственно, просто нахуй идёт меньше чем через 5 минут.
И похуй моему мозгу, осознаешь ты, что ты у себя комнате сидишь, или нет.

Не дезинформируйте людей только на основе своего личного опыта, организм у всех разный.

P.S. Знаю людей, которым некомфортно было находиться в VR в целом со старта, но конкретно тут я уже могу предположить, что это дело привычки - они его пробовали в первый раз

Ответить
Автор

я знаю людей, которых тошнит вообще в легковой машине. Делаем выводы, что в машинах людей тошнит? К тому же, тошнота - это часто слабое железо, которое не может выдавать стандарт 90фпс в играх. У вас какое железо?

Ответить

Пробовал таблетки от укачивания? Те же что пьют когда на лодке/машине куда-то едут далеко. Если подобные помогают в ирл с транспортом, то должны и в вр помогать, ибо принцип одинаковый плюс-минус

Ответить

Я давненько уже поглядываю в сторону ВР (свой тоже имею) и насколько могу сказать все таки почти все в итоге привыкают. Кто-то за час, кто-то за неделю. Может у тебя действительно какая-то непереносимость а может как предположили дефект шлема.
В моем случае на привыкание к неспешной игре (аликс) заняло примерно день (целый день, не вечер), еще день и я мог нормально себя чувствовать в намного более активном boneworks. Это было на арендованном квесте1.
Через несколько месяцев купил себе квест2, привыкал заново. Потом через пару месяцем попробовал дисхоноред в вр через специальную прогу, там тошнило так как вр играм и не снилось. Один фиг со временем привык)

Ответить

Не дезинформируйте людей только на основе своего личного опыта, организм у всех разный.Так и ты не дезинформируй. Ты же сам сказал "тошнит и через 5 минут ты вырубаешь стики".
Автор говорит о том что бы поиграть дольше, вплоть до пары дней, а не 5 минут и уже бежать опровержения писать.

У меня мать играла со стиками в edge of nowhere. Тошнило вначале гораздо хуже, и спустя пару дней играла почти без проблем.
У меня точно так же. До сих пор играю в скайрим без телепортов с максимальной скоростью. Только первые пару дней была тошнота, на 3 день всё резко исчезло и могу хоть 7 часов проиграть подряд без единого разрыва.

Ответить

Выбрал первой игрой для ознакомления с большим vr boneworks, и oh boy как я был не прав. Но сейчас по пару часов могу зависать.

Ответить