Обзор Metro Awakening VR — душное и разочаровывающее

Всем привет! Я наконец-то закончил проходить виарное Metro Awakening, и мне есть что о нем сказать. Игра получилась очень неровной, неоднозначной и как будто запутавшейся в собственных жанрах. То она душит вас однообразными хождениями по серым тоннелям, то дает вполне себе весело пострелять, то неожиданно превращается в настоящий хоррор со скримерами, который, однако, очень быстро теряет запал и снова скатывается в унылое хождение по тоннелям, но теперь с призраками.

Также впечатление от проекта портит сюжет в духе сна собаки, отвратительная озвучка, реюз локаций, повтор игровых секций и однообразность геймплея. Хотя, кажется, все эти проблемы вытекают из одного общего корня — игру банально делали спустя рукава, халтурно и без души.

Для примера, одна из деталей, кричащая об этом, заключается в том, что у главного героя нет кобуры для пистолета и сумки с патронами. То есть функционально они как бы есть, но по факту их тупо не нарисовали, потому что разработчики на х*ю их все вертиго. Пистолет просто исчезает в районе бедра, если его там отпустить, а патроны достаются из пуза и туда же складываются. Страшно представить, что случится с человеком, для которого Metro Awakening станет первой VR-игрой. Он просто не поймет откуда ему доставать оружие и как его перезаряжать.

Впрочем, не всё в этой игре плохо, и разбирать её составляющие лучше по-порядку.

Сюжет

Обзор Metro Awakening VR — душное и разочаровывающее

Начнем с сюжета. Как я уже сказал в начале — он тут вроде сна собаки. В целом это не удивительно, так как мы играем за Хана, и каждое его появление в плоских играх серии отдавало шизой, но в Awakening с этим явный перебор.

Для начала, у нас тут периодически случаются какие-то наркоманские трипы про Чингисхана. Как бы сомнительно, но окей. Но даже если мы забудем про все эти приходы и попробуем проследить общую нить повествования, то она не будет логичной и стройной. Поступки Яны, Хана и окружающих не просто нелогичны, они порой откровенно неадекватны.

В титрах указано, что за сценарий ответственны сам Дмитрий Глуховский и некто Крис Шлерф. При этом не очень понятен вклад каждого из них. Не удивлюсь, если Глуховский обозначил только идею, а вся история вышла из-под пера этого Шлерфа. И Глуховский потом прочитал в конце всё это дело и такой: «Еб*ть, вот это дичь». Но деньги уже были уплочены и деваться было некуда. Не знаю, может всё было наоборот. Так или иначе, сюжет в Metro Awakening есть, но он странненький и шизовый.

При этом карикатурная озвучка, когда персонажи говорят по-английски, но с сильным русским акцентом, сильно усугубляет дело. Возможно (но это не точно), если бы герои общались на русском и были озвучены хорошими актерами, было бы проще относиться к происходящему серьезно. Ну или если бы графоний спасал ситуацию. Но к нему тоже есть вопросики.

Графика и окружение

Обзор Metro Awakening VR — душное и разочаровывающее

По трейлерам казалось, что нас ждет ААА-проект уровня Half-Life: Alyx. Metro Awakening выглядела нарядной и привлекательной игрой с большим акцентом на окружение. Однако по факту на ультра-настройках графики на ПК картинка не может похвастаться высокой детализацией. Выглядит игра также, как и Redux-версия Metro 2033, если не хуже. Именно из неё, кажется, была взята львиная доля ассетов. Особенно хорошо это видно по отдельным элементам окружения, которым явно недостает полигонов и качества текстур для комфортного погружения в VR.

Однако, одна из главных проблем Metro Awakening не столько в самой графике, сколько в окружении и дизайне уровней. Если в плоских играх серии у нас постоянно были разные геймплейные секции, мы активно перемещались по станциям, посещали разные локации и поднимались на поверхность, то тут всего этого нет. Единственный раз, когда вы увидите постапокалиптическую Москву, случится в одной из первых глав через дырку в потолке. Вам покажут одну раздолбанную панельку и на этом всё. Всё остальное время вы будете шариться по унылым кишкообразным тоннелям Метро. Причем по некоторым — не один раз.

И вот это однообразие будет давить на вас больше всего. Если в плоских играх в вас постоянно просыпалось это п*здючье желание лазить по заброшкам, изучать локации, рассматривать детали окружения, то в Awakening вы не получите ничего, кроме темных тоннелей. Да, конечно, кто-то и от этого испытает удовольствие, — всё-таки близкий сердцу постсоветского человека вайб тут имеется. Но вряд ли вы сможете наслаждаться этими коридорами на протяжении всех 12 глав, полное прохождение которых займет 8-10 часов. Тем более, что делать в этом мире зачастую попросту нечего.

Интерактивность мира

Обзор Metro Awakening VR — душное и разочаровывающее

Львиную долю игрового времени вы будете просто куда-то идти. На вашем пути не будет головоломок, противников или интересных локаций. Вы просто будете идти по тоннелю, а вашим единственным развлечением станет голос собеседника в нагрудной рации.

Объекты, которые будут попадаться вам по дороге, будут прибиты к полу гвоздями, поэтому взять в руки вы их не сможете. И это будет касаться даже пасхалок, которые сам бог велел подобрать и повертеть, разглядывая со всех сторон. И это очень грустно, так как интерактивное окружение могло бы сильно разнообразить игровой процесс. Например, было бы здорово поднять с пола камень, подойти с ним к охраннику, который занят своими делами, и шарахнуть им его по голове. Вот только камень приколочен к полу намертво, поэтому всем вашим планам осуществиться не суждено.

На станциях вам также мало что позволено. На первый взгляд может показаться, что здесь есть жизнь, но при детальном рассмотрении окажется, что это лишь фикция. Например, вы не сможете открыть дверь, которая приоткрыта и явно не заперта, не сможете залезть по лестнице на второй этаж бытовки, а также не сможете взять в руки и перенести на другое место лампу, стоящую на столе.

Ваше взаимодействие с миром будет ограничено швырянием банок для отвлечения внимания охранников, и решением несложных головоломок. Например, на уровне с дверью Евгенией вам нужно понять, какие тумблеры на щитке должны быть включены, а какие — нет. Конечно, это можно решить и простым перебором, но вряд ли в этом возникнет необходимость, так как решение буквально находится на виду. Или вот в одной из локаций вам нужно запустить генератор, в правильной последовательности активируя рычаги. Их всего четыре, поэтому долго возиться не будете.

Кроме этого, в игре сделали интерактивными некоторые из игровых механик, которые Awakening унаследовала от плоских игр серии Metro.

Инвентарь и механики

Обзор Metro Awakening VR — душное и разочаровывающее

В первую очередь стоит сказать про инвентарь. Реализован он тут достаточно просто, но относительно неплохо. Конечно, при условии, что мы забываем о не нарисованных кобуре для оружия и сумке для патронов. Пистолет лежит у вас на бедре справа, а аптечный шприц — слева. На груди располагается сумка для патронов и ампул с лекарствами. Фонарик у вас налобный, включается нажатием с левой или правой стороны головы. За спиной — рюкзак.

Планшет и динамо-зарядка

На рюкзаке крепится планшет с описанием задания, записанным количеством доступных патронов и компас, по которому можно ориентироваться на местности. Слева на рюкзаке висит динамо-зарядка, заканчивающаяся здесь гораздо быстрее, чем в плоских играх, что порой откровенно раздражает. Крутить её, конечно же, нужно своими руками. Также с её помощью вы будете заряжать дрезины или открывать некоторые двери. Для этого нужно отцепить от неё провода с крокодилами, подключить их к нужному аппарату и снова начать крутить ручку. Когда прибор полностью зарядится — загорится лампочка. Тогда провода-крокодилы можно будет отсоединить и воспользоваться переключателями на самом щитке. При этом иногда вы не сразу поймете какая дверь и где открылась — придется поискать. А дверей таких в игре будет много, они успеют вам надоесть, поэтому готовьтесь.

Ещё с динамо-зарядкой связан один баг и один лайфхак. Баг заключается в том, что когда динамо-зарядка висит на рюкзаке, она отображается всегда разряженной. И понять, сколько у вас осталось заряда, можно только взяв её в руки. Что, согласитесь, неудобно. А вот лайфхак связан с тем, что когда вы выкручиваете ручку до упора, положив стрелку, фонарик начинает светиться ярче. И в принципе вам ничего не мешает в особо темных локациях ходить взад-вперед с этой зарядкой в руках, постоянно подкручивая её, как шарманку, и при этом лучше видеть окружение. Я этим пользовался довольно часто.

Противогаз и фильтры

Противогаз и фильтры для него также висят на рюкзаке. Надевать противогаз нужно всякий раз, когда вы видите зеленые грибы — это верный индикатор радиации. Если не успеете надеть вовремя — ваше поле зрение начнет растворяться, как оплавленная пленка. Тоже самое случится, если не поменять вовремя фильтр. На часах, кстати, показывается оставшееся время его работы — этот элемент успешно перекочевал из других игр франшизы. Однако сам процесс замены фильтров получился несколько тупой — от вас требуется просто поднести руку к лицу. Выкручивать старый и вкручивать новый самому не нужно.

Оружие и перезарядка

С оружием ситуация повеселее. Все обоймы сделаны прозрачными, поэтому вам легко оценить количество оставшихся в пушке патронов, просто бросив взгляд на магазин. В целом же арсенал не очень большой — стрелять вы можете из пистолета, автомата, дробовика, арбалета или из трубки с дротиками. Все они также висят у вас на рюкзаке, при этом перезаряжается каждый аппарат по-своему. Самый запарный в этом плане — дробовик. Вам нужно вручную крепить гильзы к его барабану, который не вращается. В пылу сражения это может быть очень непросто. А сражения, кстати, — это лучшая часть игры, которая может оправдать её покупку, несмотря на прочие минусы.

Перестрелки

Обзор Metro Awakening VR — душное и разочаровывающее

По факту единственное, что неплохо получилось у разработчиков Metro Awakening, и что пробуждает интерес к игре во второй её трети, — это перестрелки. Сочетание стелса и активных действий во время сражений, на мой вкус, вышло весьма удачным. Противника при этом можно вырубить сзади ударом приклада по голове, что ощущается довольно весело. Индикатор обнаружения на часах перекочевал сюда из плоских игр серии и всегда подскажет вам — находитесь вы на виду или нет. Как действовать — решаете только вы.

Открытые сражения при этом не вызывают большого труда, хотя мне несколько раз и приходилось переигрывать отдельные сцены. Во время перестрелок вы можете использовать различные укрытия, прятаться за стенами или отстреливаться из вентиляции. Слишком нагло переть нельзя, так как вас быстро убьют, поэтому чуть-чуть подумать придется. Интеллект противников нельзя назвать высоким, но и их тупизна в глаза не бросается. В общем, сойдет.

Главное, что нужно сделать после перестрелки, это основательно залутаться. Обойти всех жмуров, поднять их оружие, вытащить обоймы и магазины, оставить себе. При желании можете сменить свой автомат на какой-нибудь другой, так как все они похожие, но немного друг от друга отличаются (по крайней мере внешне). Самое запарное, кстати, это опять-таки лутание дробовика. Гильзы с него просто так не снимаются — их нужно выбрасывать на пол по одной, несколько раз нажимая на крючок, а после, соответственно, поднимать и складывать в инвентарь (также по одной). Впрочем, дробовик у вас появится только во второй половине игры, а дойти до неё может быть непросто из-за нудного начала.

Игровой темп и геймплей

Обзор Metro Awakening VR — душное и разочаровывающее

Первые несколько глав у Metro Awakening получились откровенно неудачными. История долго запрягает и кормит вас унылыми активностями, вроде стрельбы из турели, хождениями взад-назад по коридорам станции и разговорами с NPC. Думаю, многие пользователи оформили рефанд как раз в первый час, задушившись от всеобщего уныния.

Игра более-менее раскачивается только во второй трети, когда начинаются нормальные перестрелки и столкновения с противником. Честно говоря, примерно в середине мне показалось, что Metro Awakening — это вполне себе неплохая игра, главная проблема которой заключается в завышенных ожиданиях игроков. Мне было вполне весело перестреливаться с бандитами, которые блокировали мой путь на том или ином участке тоннелей; нравилось обороняться от резких атак кикимор, которые нападали со всех сторон сразу; вполне доставляло сечь упырей из пулемета во время поездок на дрезине; а в тоннелях с пауками я с удовольствием давил своими руками особо обнаглевших особей. Но потом игра как будто сломалась и в последней трети стала неимоверно душной.

Во-первых, начался активный реюз локаций. То ли у разработчиков кончились деньги, то ли они решили воспользоваться бессмертной структурой повествования из “Одиссеи” Гомера, но меня просто отправили в те же самые коридоры, по которым я уже проходил. То есть в этой игре локации и так все выглядят одинаково, а тут ещё используются по второму кругу.

Во-вторых, ближе к концу сильно проседает динамика. Большую часть времени вы будете просто ходить и стараться не сталкиваться с унылыми черными призраками. Задержитесь надолго рядом с одной из теней — умрете. Видимо, от страха. Потому что Сердар в последней трети на некоторых локациях начинает постоянно скулить, хотя никакого сюжетного обоснования для этого нет, просто бесит.

Ну и в-третьих, игра просто перестает понимать, чем она хочет быть. Если в середине кажется, что это шутер с элементами стелса и хоррора, то в конце Metro Awakening превращается в унылый хоррор с элементами стелса и шутера. Иногда он вяло пытается пугать вас скримерами или наваливать толпы врагов, но получается так себе. Хочется уже просто поскорее доиграть и закончить на этом.

При этом вся кульминация игры (кульминация!) сводится к тому, что вы драпаете от противников без оружия. И не просто без оружия, но даже без сраного фонаря! А без сраного фонаря, на секундочку, в половине коридоров вообще нихрена не видно куда идти! За счет этого последняя треть игры оставляет крайне негативное впечатление. Нужно прям тащиться от эстетики этих унылых серых тоннелей, чтобы получить удовольствие от финала истории. У меня вот не вышло.

При этом я не скажу, что игра прям откровенно плохая и в неё не стоит играть никому. В середине она вполне способна вас увлечь и подарить несколько приятных часов. Другой вопрос в том, готовы ли вы терпеть пару часов скуки до тех пор, как станет интересно? И готовы ли вы терпеть потом духоту третьего акта? Если вам кажется, что вы фанат серии настолько, что справитесь с этим, — покупайте Metro Awakening. Думаю, что хотя бы середина вам понравится. Однако даже если вы решитесь на покупку, то постарайтесь сделать это в сезон распродаж и скидок. Полной стоимости игра не заслуживает.

1919
15 комментариев

Блин. Вот как раз такую душную и тягомотную историю Глуховский и написал. Ну не умеет он писать, от слова совсем. Первое метро 2033 почти полностью ему написали фанаты. Но какая же скучная и душная была книга метро 2034. Я ну просто с трудом дочитал, дважды бросая по пути. Тут похоже таже история, мне игра не зашла. Все максимально уныло и однообразно. Ждал что побегаю по руинам Москвы, побегал по руинам левел-дизайна (

4
Ответить

Ну я книги не читал и никогда не собирался. Плоские игры «Метро» мне нравились, но всё-таки игры и книги — очень разные вещи. Если игре я могу простить высокий уровень условности, то книге зачастую нет. Поэтому даже не смотрел в сторону литературного первоисточника. Видимо, правильно делал )

Ответить

-Ремембер вхен "Метро" воз гуд?
-"Метро" воз невер гуд.

2
Ответить

Автор либо в ВР игры не играл либо я хз. Мне душнее было в Алекс играть чем в это

1
Ответить

Автору просто нравятся другие игры, это нормально. Плюс, судя по количеству рефандов и красных рецензий в Стиме, мнение автора не является из ряда вон выходящим, а вполне вписывается в общую картину.

Ответить

Реюз локаций есть в каждой игре на ВР. Что касается сюжета меня очень зацепило. Что касается блужданий по метро по мне полный кайф и атмосферно очень. Не стоит забывать что это малобюджетный проект который к слову вышел очень годным как по мне. Я люто кайфовал от атмосферы, персонажей и блужданий по метро.

1
Ответить

Ну все люди разные, со мной не могут быть согласны все ) Поэтому спорить не буду, каждому своё.

Ответить