{"id":3848,"url":"\/distributions\/3848\/click?bit=1&hash=c73ad010e3b1f69a991b33d449a53ced396eb00d60200c75b4005510cdd28980","title":"\u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0443\u043c\u00bb \u0438\u0449\u0435\u0442 \u043d\u0430\u0441\u0442\u0430\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432. \u041c\u043e\u0436\u0435\u0442, \u044d\u0442\u043e \u0432\u044b?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u043c","imageUuid":"2d5b949a-5ac1-587d-aac5-43560e643b30","isPaidAndBannersEnabled":false}
Виабу
Heartbreak Kid

Memento mori. Обзор серии Narcissu

Необычные новеллы о том, что действительно важно.

Оглавление

Сегодня я хочу поведать вам о запавшей мне в душу истории. Истории о людях, чья жизнь была разделена болезнью на «до» и «после, рассказанной в формате визуальной новеллы. Создана она студией энтузиастов и доступна совершенно бесплатно для всех желающих…

Стойте, не спешите закрывать пост со словами «Очередной обзор Катавы выкатили, уже почти 2022 на дворе»! Речь пойдёт о произведении, что было создано задолго до всеми известной Katawa Shoujo, и, в отличие от неё, творение японской инди-студии Stage-nana с поэтичным названием Narcissu не сыскало столь сильной популярности, на мой взгляд незаслуженно. В самой своей основе истории действительно схожи — в обоих случаях главными героями являются люди, пораженные разнообразными недугами. Однако если в «Катаве» судьба дала им второй шанс, шанс начать жизнь с чистого листа, то вот с персонажами «Нарциссов» она обошлась не столь милосердно.

Добро пожаловать на печально известный 7 этаж госпиталя. Этаж, где потолки выше обычного, а окна открываются лишь на 15 сантиметров, этаж, предназначенный для неизлечимо больных. Здесь вам предстоит умереть.

По своей структуре, «Нарциссы» представляют собой стандартную кинетическую новеллу, то есть рассказ без намеков на выбор, в котором игрок, чаще всего, выступает не более чем сторонним наблюдателем, не способным повлиять на ход происходящих событий. Однако уже при первом запуске «Нарциссов», в глаза неизбежно бросается элемент, возведенный здесь в абсолют и выделяющий эту новеллу на фоне собратьев по жанру. Конечно же, я говорю о всеобъемлющем минимализме.

Именно так и выглядит здешний «интерфейс» — небольшое окошко с артом, чуть ниже которого располагается ещё меньшее поле для текста, который никогда не превышает в размере двух строк. В остальном же — кромешная тьма и ничего более. Здесь не имеется даже банального поля с указанием говорящего в данный момент персонажа, ещё сильнее сближая новеллу с полноценной книгой или фильмом.

Помимо этого, спрайты персонажей и задники, наличие которых в любой визуальной новелле считается чем-то базовым и необходимым, здесь отсутствуют как таковые. С изображениями персонажей в принципе вышла интересная ситуация — большинство иллюстраций в игре их не содержат, вместо этого концентрируясь на демонстрации окружающей героев действительности. Кто-то может назвать подобный подход дешевым. Лично я считаю, что именно благодаря нему, каждая сцена, в которой нам показывают главных героев, сильнее западает в сердце, отражая важность подобных моментов для сюжета.

Переходя же к обсуждению самого произведения, должен признаться, что я немного слукавил. В настоящее время «Нарциссы» это не одна история, но целый набор из нескольких, где-то связанных друг с другом, где-то нет, но неизменно объединенных темами жизни и смерти. Однако бесплатно доступны лишь первые две из них, составляющие основу этой «вселенной», так что в этом обзоре я рассмотрю именно их.

Итак, первая часть «Нарциссов». Выпущенная в уже далеком 2005 году, она сходу встречает нас «жизнеутверждающим» изображением со статистикой самоубийств в Японии, задавая общий тон.

Затем история ненадолго переносится в 1996 год, где мы узнаем историю одного из главных героев — Сакуры Сэцуми. Вскоре после перехода в среднюю школу, она впервые попала в госпиталь. Мы не знаем её точного диагноза, но постепенно жизнь девушки превратилась в череду госпитализаций с последующим выписыванием. Сначала те, кого она считала друзьями, активно навещали её, но с каждой госпитализацией они всё сильнее отдалялись, пока не превратились в просто знакомых, а после и вовсе в незнакомцев… Девушка провела столько сезонов в одиночестве, не испытывая нужды в общении с кем-либо, что это стало для неё нормой. Именно тогда, время и сердце Сэцуми словно остановились.

2004 год. Повествование ведется от лица безымянного Протагониста, и мы узнаем о том, как он оказался на 7 этаже госпиталя, в котором, по официальным заявлениям, «больные содержатся в ожидании усовершенствования доступных медицинских технологий». Именно там он и встречает молчаливую, малоактивную Сэцуми, что проводит день за днем, наблюдая за скучными передачами по телевизору. Девушка сообщает ему правду о том, что 7 этаж это не более чем место, куда отправляют неизлечимо больных доживать свой короткий срок.

Однако, хотя их болезни и неизлечимы, но если больному становится легче, его выписывают до тех пор, пока состояние не ухудшится и он вновь не вернется на 7 этаж. Тем не менее, подобное не может продолжаться вечно, поэтому любого пациента 7 этажа могут выписать не более трех раз. До четвертого не доживает никто. Негласное правило гласит, что всякий каждый обитатель этого места умирает или в госпитале или в своем доме, и ещё никому не удавалось вырваться из этого цикла.

Через некоторое время, обремененного тяжелым знанием Протагониста навещает отец и случайно оставляет в его палате ключи от автомобиля. Недолго думая, герой принимает судьбоносное решение — он не желает умереть ни в госпитале, среди безразличных людей, ни дома, будучи окруженным фальшивыми натянутыми улыбками родных. Как не желает этого и Сэцуми, которую Протагонист берёт с собой и вместе они отправляются в неизвестном для них самих направлении. Люди без цели, без будущего, им предстоит по-настоящему пожить в последний раз…

Возможно, кто-то из вас уже заметил ещё более очевидное, нежели в случае с «Катавой» сходство. Остается открытым вопрос, вдохновлялся ли Томо Катаока, сценарист «Нарциссов», немецким кинематографом, но параллелей в двух историях действительно немало.

Думаю, «Нарциссы» можно в какой-то степени назвать японской адаптацией культового фильма Томаса Яна, из которого, в присущей японцам манере, вырезали все комедийные элементы, возведя драматичность в абсолют. Да, в новелле иногда встречаются моменты, которые можно назвать забавными или романтичными, но, на мой взгляд, они призваны именно что подчеркнуть пропасть между текущим состоянием Сэцуми и Протагониста, и нормальной обыденной жизнью, о которой они уже перестали мечтать.

Шикарный фильм, обязательно посмотрите, если не видели.

Как я уже говорил, минимализм в «Нарциссах» не ограничивается весьма необычным взглядом на интерфейс, он проникает в каждый элемент произведения, становясь неотъемлемой его частью. И несмотря на наличие в игре версии с озвучкой, её создатель отдает личное предпочтение той, где воображение игрока работает по полной.

Впрочем, удивитесь ли вы, если я скажу вам, что даже в озвученной версии единственный голос принадлежит немногословной и тихой Сэцуми, любимая реплика которой, используемая в ответ на любой вопрос - «Не особо…»? Ладно, справедливости ради, помимо неё также тут озвучен один второстепенный персонаж, но количество текста у него не превышает пару предложений. В целом, это актуально для всех второстепенных персонажей здесь. Все они появляются внезапно, произносят пару реплик, ставя героев в различные ситуации, и исчезают из истории и воспоминаний столь же быстро, как и появились. В конце концов, это история лишь о двух смертельно больных людях, ни больше, ни меньше. Минимализм, не забыли?

Но почему автор так сильно надеется на воображение игроков? Я напомню вам один из признаков множества кинетических новелл — игрок не участвует в происходящих событиях и, как правило, является лишь сторонним наблюдателем. Именно этого и хотел избежать Катаока в «Нарциссах».

Это было изначальной концепцией при работе — ограничить доступную информацию настолько, насколько это возможно (будь то изображения, озвучка или текст) и положиться на безграничное воображение игрока… Это сложно объяснить, но я не хотел ставить читателей в позицию наблюдателей, которые находятся где-то «не здесь».

Томо Катаока

Ограничивая возможность игрока получать информацию о происходящем «привычными методами», он буквально заставляет тебя использовать своё воображение на максимум. Так, чтобы каждая реплика, иллюстрация и мелодия надежно засели у тебя в голове, делая тебя не просто тем, кто безразлично смотрит из удобного кресла, но непосредственным участником этой истории, так что когда настанет время прощаться, ты просто не сможешь остаться равнодушным.

Выпущенная в 2007, спустя два года после выхода первой части, продолжение «Нарциссов» хронологически является приквелом к показанным ранее событиям. На этот раз основная история разворачивается в 1999 году и вновь одним из главных героев является знакомая нам Сэцуми. Она уже больна и стёрта из памяти тех людей, которых она некогда называла друзьями, но пока её состояние не настолько безнадежно, чтобы отправить её на 7 этаж.

В один из дней в госпитале Сэцуми встречает ещё одного главного героя этой истории — обитательницу 7 этажа Химеко Шинохару. Несмотря на свою болезнь, та предстает перед молчаливой Сэцуми как активная, веселая и, кажется, даже беззаботная девушка, чем привязывает к себе тихоню, и вскоре Сэцуми начинает каждый день навещать свою новоиспеченную подругу на всё том же 7 этаже. От неё ей и предстоит получить самые важные уроки о жизни и неизбежной смерти, а нам — увидеть своими глазами, что привело к становлению той Сэцуми, какой мы её знаем.

Начнём с того, зачем я вообще создал «Нарциссы 2»… В оригинальных «Нарциссах» это было неочевидно, но я хотел показать, что Сэцуми также была окружена заботливыми и жизнерадостными людьми. Или, возможно, мне просто хотелось в это верить.

Томо Катаока

Если первая часть «Нарциссов» была больше похожа на эдакое роуд-муви, в котором основным элементом истории был путь героев, то вот вторая гораздо глубже углубляется в описание самого госпиталя, его порядков и многолетних обычаев его обитателей, расширяя общую картину здешнего мира. Несмотря на то, что описание завязки сюжета в этот раз вышло ощутимо короче (на самом деле, это неполная завязка, но с чего действительно начинается эта история - предстоит узнать вам самим), но, на мой взгляд, продолжение «Нарциссов» превосходит оригинал, как субъективно, так и объективно. Субъективно — в плане качества рассказанной истории и контента, объективно же — в плане его количества.

Первая часть была короткой историей с 9 эпизодами, прохождение которой едва ли займет больше 3 часов, с полутора озвученными персонажами и иногда слишком явной нехваткой разнообразия иллюстраций. Вторая — это произведение, раза в два длиннее своего предшественника (для сравнения, эпизодов в ней 19), а количество полноценно озвученных персонажей, чьё присутствие в сюжете не ограничивается парой минут, возросло с одной лишь Сэцуми аж до шести. Нельзя не отметить и то, что качество артов в игре также стало выше.

Сама история значительно выросла в ширину, будь то нелегкое повествование об отношениях Химеко с собственной сестрой Чихиро, а также лучшей подругой Юко, или же душераздирающий рассказ о брошенной всеми смертельно больной девочке, вдохновленный повестью «Фландрийский пес». У самой Сэцуми, к слову, помимо основного сюжета с Химеко, также развивается линия с матерью, которой девушка вынуждена врать, поскольку считает, что это необходимая ложь во благо. Сюжетные линии в продолжении «Нарциссов» больше похожи на полноценное ветвистое дерево, а не на узкую линейную дорогу, как это было в оригинале.

Если оригинальные «Нарциссы» можно считать «скелетом», то «Нарциссы 2» должны быть «плотью».

Томо Катаока

Однако не думайте, что визитная карточка «Нарциссов» — минимализм — куда-то исчез, под грудой возросшего количества контента. Изображения в неизменном небольшом окне всё так же предпочитают демонстрировать нам госпиталь, близлежащую церковь, дорогу, что угодно, кроме самих героев, оставляя их появление на самые ответственные моменты. Текст всё так же вмещается в две короткие строчки, а содержащийся в нем сюжет всё так же полон тайн о прошлом и настоящем героев, испытывая воображение пытливого игрока.

Уже после прохождения обеих частей открывается эпилог (не путать с Himeko's Epilogue, о котором чуть позже!), объединяющий эту историю, длиной в две игры, в единое целое. Возможно, это прозвучит необоснованно громко, но подобного грамотного завершения общей истории лично я не видел со времен серии Bioshock, даже несмотря на то, что эпилог «Нарциссов» в десятки, если не в сотни раз короче.

И вновь я немного слукавил, говоря, что стану разбирать лишь доступные бесплатно оригинальные истории. Но у меня есть оправдание — конкретно этот рассказ сильнее прочих связан с основным сюжетом, думаю, из его названия очевидно, каким именно образом.

Но сначала пару слов о самом платном переиздании, вышедшем по случаю десятилетия первых «Нарциссов». За довольно скромную плату в 80 рублей вы, помимо двух основных историй, также получаете ещё одну новую, уже упомянутый Himeko's Epilogue. Помимо этого вам предоставляют возможность докупить ещё три истории вместе с саундтреком, 250 рублей штука, но можно приобрести Season Pass, который за 500 рублей открывает доступ ко всем историям, которые по отдельности обойдутся в 750. Стоят эти истории таких затрат или нет, пока судить не берусь, это вопрос для отдельного поста.

Однако, что меня действительно расстроило — крайне спорное техническое исполнение переиздания. Видите ли в чем дело, я начинал своё погружение в «Нарциссы» именно с этой версии, с мыслью, что «ну раз есть платная версия, значит она 100% лучше бесплатной». Но реальность полна разочарований, и вскоре я обратил внимание, что перевод в игре какой-то не очень хороший, а часть реплик Сэцуми, которые обязаны быть озвучены, проходят без намека на озвучку. Кроме того, у этой версии какие-то ужасные проблемы с полноэкранным режимом и при перемещении курсора к верхнему краю экрана, игра постоянно переходила в режим «полноэкранный с полоской окна сверху». Куча проблем была с созданием скриншотов в стиме, привычная кнопка F12 отказывалась работать, помогал только старый-добрый PrintScreen. Пройдя таким образом половину истории, я уже думал сдаться и даже забросить игру на какое-то время, но потом вспомнил о существовании бесплатной версии, питая слабую надежду, что может хотя бы в ней всё не так плохо…

Достаточно просто подвести курсор к верхнему краю экрана.

И я оказался прав! Бесплатная версия не просто не имела проблем с полноэкранным режимом, багов с отсутствием озвучки, но в начале игры даже предлагала тебе выбрать, в какую версию сыграть — с озвучкой или без. Переиздание, если что, насильно пихает тебе версию с озвучкой (забагованной, ага). В бесплатной версии, в отличие от платной, в любой момент можно зайти в режим музыкального автомата и прослушать каждую из доступных в игре композиций. Кроме того, в бесплатной версии доступны заметки как самого Томо Катаоки о создании обеих частей, цитаты из которых я использую в этом обзоре, так и переводчиков, из которых можно узнать, что даже процесс перевода этих произведений выдался довольно необычным. Почему платная версия предлагает игроку заведомо более худший игровой опыт за его же деньги — вопрос открытый и актуальный, особенно в 2021 году. Но одно я могу сказать точно — если вы хотите познакомиться с оригинальными «Нарциссами» — играйте в бесплатную версию, только она способна дать вам комфортный игровой опыт.

В заметках об игре действительно много интересной информации.

Ладно, моё негодование немного затянулось, что про сам Himeko’s epilogue сказать можно… А сказать особо и нечего, перед нами продолжение событий второй части, полностью сконцентрированное на судьбе Химеко. Это короткая история даже по меркам «Нарциссов», всего на час-полтора, что за цену в 80 рублей вполне приемлемо (ИМХО). Но, как ни странно, именно эта история в конце пробила меня на слезу, в то время как две прошлых — лишь оставили с ворохом глубоких и печальных мыслей после прохождения. Спойлерить причину, по которой так произошло я не стану, но, возможно, вы сами догадаетесь чуть позже. Если вам зашла оригинальная дилогия, то это небольшое дополнение определенно стоит своих денег, и за счёт длины произведения я не успел испытать недостатка ни в количестве, ни в качестве контента.

Если вы ещё не заметили — музыкальное оформление здесь действительно прекрасно. Где-то более спокойная, где-то чуть более активная, каждая мелодия идеально дополняет сцену, в которой она появляется, становясь неотъемлемым элементом атмосферы игры. Несколько треков и вовсе не обошлись без женского вокала (лишний плюс в копилку того, чтобы играть в версию без озвучки). Моей же любимой композицией из этих игр является «15 сантиметров».

Кроме того, у второй части имеется очень атмосферный опенинг.

Я запускал «Нарциссы», рассчитывая, что мои впечатления от этой короткой бесплатной новеллы будут как минимум «неплохими», а в итоге открыл для себя одну из самых пронзительных и глубоких историй о важности жизни и неизбежности смерти, о тех, кто оставляет и тех, кого навсегда оставили позади. Впрочем, я не отрицаю и это вполне возможно, что при всей своей драматичности, «Нарциссы» не вызовут у вас ни слезинки, но… на самом деле, так и задумывалось.

Жанр есть жанр, и я боялся, что моя работа превратится в «слезовыжималку». Говоря конкретнее, я старался избегать описания постоянного ухудшения самочувствия и окончательной смерти. Насколько это возможно, я старался, чтобы читатели не сопереживали персонажам… Нет, я не говорю, что это плохо. Просто если этот аспект будет выражен слишком сильно, тогда то, что я действительно хочу сказать, донести, будет труднее заметить. Именно поэтому я пытался как мог ограничить этот аспект.

Томо Катаока

«Нарциссы» это определенно необычное и экспериментальное произведение, начиная от своего стремления к минимализму, заканчивая поднимаемыми в них темами. Эти новеллы не будут стоить вам ничего, кроме парочки потраченных вечеров, но в ответ преподнесут множество мыслей и тем для рассуждения, после которых, возможно, вы начнете ценить свою жизнь чуточку больше. Я искренне надеюсь, что мне удалось вас заинтересовать, и если это действительно так, то до скорой встречи… на 7 этаже.

Оригинальная версия, с которой лучше начинать своё знакомство с серией

К слову, у первой части даже имеется русский перевод

А вот и переиздание на случай, если вам зайдёт оригинал

0
72 комментария
Написать комментарий...
Heartbreak Kid
Автор

Как всегда, статья вышла довольно водянистой и кукожной, но, надеюсь, хоть кто-то заинтересуется этими новеллами)

Ответить
Развернуть ветку
Pray for Megumin
а в итоге открыл для себя одну из самых пронзительных и глубоких историй о важности жизни и неизбежности смерти, о тех, кто оставляет и тех, кого навсегда оставили позади.

Я нашёл для себя не только интересную и трогательную историю, с которой теперь очень хочу ознакомиться, но и прекрасный лонгрид. Огромное спасибо за участие в нашем конкурсе.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Игорь Побережец

Да отличная статья, ты молодец!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
BlackNet

Спасибо за статью! Прочитал и заинтересовался ей)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Lesnic

Это мы читаем

Ответить
Развернуть ветку
Артемия Патлусова

Оригинальность – не твой конёк, угадал?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Соответствующий звук

Это мы читаем :)

Ответить
Развернуть ветку
Lesnic

блин

Ответить
Развернуть ветку
Соответствующий звук

Опубликовал бы в блог, я бы даже репостнул.
Виабу – meh.

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Аккаунт

Не понял. Это не хентай новеллы?

Ответить
Развернуть ветку
Heartbreak Kid
Автор

Это смерть

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алан Ирон

Наберите полные слезы. Сча мы вам расскажем жалостливую историю про маленькую девочку. У которой не было мамы, потому что она умерла от рака, а когда она умирала, она сказала девочке: я буду любить тебя вечно...а отец девочки погиб, когда шёл на могилу к маме с цветами в честь годовщины их свадьбы. Его сбил грузовик. Девочку отправили в детдом. Там все издевались над ней. Но в один прекрасный день её усыновили. Новые родители невзлюбили её. А когда выяснилось, что у девочки рак, отказались от неё, так она оказалась в хосписе для тех, кто должен умереть. Всё, новелла готова. Достаточно жалостливо? Если что, можно ещё в начале подправить, что она родилась без ножек. Типичное дерьмо, которого завались везде от литреса до стима. Подходит для зумерков с восприятием наивного идиота читавшего из всей мировой литературы лишь коэльо.

Ответить
Развернуть ветку
Heartbreak Kid
Автор

Если вы не читали обзор, то автор и не хотел сделать слезную драму, но сама история о смертельно больных людях невозможна без драматической составляющей. И да, у всех главных героев в этих новеллах живы родители)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Mel Nero Shadow

У тебя очень хорошо получается Писать текст. Не смотря на объемность, все таки читается довольно непринужденно и нет "запутанности" из-за воды.
Музыка в игре очень приятная, особенно те же 15см. Буду ли читать Нарциссы (о которых слышал кстати) не скажу точно, на это нужно скорее особое настроение, да и время. Проект же выглядит любопытно, особенно комментарии автора заинтересовали.
Приятно видеть сравнение с Достучаться до небес.
Оглавление как по мне излишнее большим вышло, но я так понимаю это исключительно из-за разделения глав картинками, а не текстом.
Превью текст и пожалуй картинка неудачны в рамках привлечения большого количества читателей.
А так все очень хорошо. Пиши, у тебя отлично это получается.

Ответить
Развернуть ветку
Mel Nero Shadow

@Содачи Следит за лентой комментов, ясно.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Heartbreak Kid
Автор

Спасибо за комментарий и особенно за критику, этого мне действительно не хватало!)

Ответить
Развернуть ветку
Волшебный американец

Коммент по сути

Ответить
Развернуть ветку
Heartbreak Kid
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Волшебный американец

Получается отшитпостил в комменте знаменитого лонга победителя конкурса виабу

Ответить
Развернуть ветку
Иван Яковлев
"необычные новеллы о том, что действительно важно"

Доминик: Семья?

Ответить
Развернуть ветку
Suzume-sama said Xmas vibes

Интересно, но грустно. Хорошо повествуешь, хотя полировка не помешает. Продолжай писать, только давай теперь про что-то более жизнерадостное, ахха ;)

Ответить
Развернуть ветку
Heartbreak Kid
Автор

Спасибо! Запрос принят, да и в планах на ближайшее время у меня ничего такого грустного не было, надо наконец стимовский бэклог разгребать)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Khornit

Анценз патч есть?

Ответить
Развернуть ветку
Heartbreak Kid
Автор

Клуб эротического контента с больными девочками на два блока ниже

Ответить
Развернуть ветку
Син Макс

такое бы в канун нг уцуге зачитываться.

Ответить
Развернуть ветку
Heartbreak Kid
Автор

Иногда лишь приблизившись к смерти начинаешь действительно ценить жизнь)

Ответить
Развернуть ветку
Porcelain Rat
«Нарциссы» это определенно необычное и экспериментальное произведение, начиная от своего стремления к минимализму, заканчивая поднимаемыми в них темами.

Подобные сильные утверждения надо делать, имея за плечами хотя бы пяток десятков ВНок. Нарциссу - это бесспорно хорошая ВНка, но ничего необычного и экспериментального в ней не было в 2005м.

Ответить
Развернуть ветку
Heartbreak Kid
Автор

Не спорю, опыта в визуальных новеллах у меня относительно немного, но среди них я не могу припомнить настолько минималистичные)
В этом плане работа действительно необычная, но это лично моё мнение.

Ответить
Развернуть ветку
surface of sea

Долго избегала эту нукиге, несмотря на короткую продолжительность и бесплатность, но, если автор действительно старался избежать эффекта слезовыжималки, придётся попробовать.
Спасибо за обзор.

Ответить
Развернуть ветку
Heartbreak Kid
Автор

Справедливости ради, дальше автор в тех же заметках пишет, что, возможно, у него не получилось, за что он извиняется)
Но лично меня на слезу пробил лишь один момент, так что тут всё индивидуально. Приятной игры!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 72 комментария
null