{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Виабу
TristamK

Чернокнижник в Мире Магов — Похождения ИИ чипа и его органического придатка

Привет. Сегодня у нас в меню большой обзор, на столь же большую лайт новеллу (в ней 1200 глав, на минуточку). Выводы, для тех, кто не хочет читать вcю статью целиком, будут в конце.

Я хотел найти что-то большое, объёмное, монументальное и в тоже время спорное. Что-то, что было популярным и обсуждаемым, хотя бы на момент своего выхода. Кроме того, хотелось взять на разбор что-то, что действительно заставило бы пошевелить мозгами и разобраться в своих ощущениях от прочитанного, и, кажется это «что-то», я таки нашел.

Написал «Чернокнижка» китаец Вэн Чао Гун (Wen Chao Gong) c говорящим никнемом The Plagiarist (Плагиатор), что, честно говоря, даже на самоиронию не потянет, и позже я расскажу почему. Что у нас, что в англонете лайт новелла обрела не хилую популярность, была опубликована на множестве ресурсов и успела много где заиметь собственные подфорумы, где разворачивались срач и драма внушительных масштабов. На тот же NovelUpdates из 2800 проголосовавших, 60% поставили книжке 5 баллов, что показательно.

Лайт новелла была достаточно популярна, чтобы по ней фанаты арты нарисовали. Пару штук

Прикол в том, что местный главный «герой», штука не однозначная. Даже после беглого анализа остаётся стойкое ощущение не достаточной полноты картины. С одной стороны персонаж прописан и действует более чем логично, а с другой во время чтения, ты подсознательно ощущаешь какие-то нестыковки. И это при том, что отдельные детали лайт новеллы выглядят более чем пристойно. Пожалуй, кроме завязки, которая весьма типична для всех китайских поделок.

Нашего новоявленного китайского попаданца зовут Фан Мин и он ученый с Земли. Причем не простой, а особо продвинутый, из будущего. В этом самом будущем многие деятели науки имеют зашитый в башку ИИ Чип – суперкомпьютер, помогающий в научной деятельности.

В базовой комплектации, этот совершенно не имбовый девайс мог хранить до 10 000 лет событий считываемых с чувств носителя. Позже, эта штука самооснастится встроенным микроскопом, рентгеном, газоанализатором, биолабораторией и прочими хипстерскими приблудами.

В один знаменательный день заведение, где работал Фан Мин, решает провести некий неназываемый эксперимент по исследованию антиматерии, процесс которого со звонким прихлопыванием накрывается понятно каким органом, а вместе с ним и само здание со всеми, кто был внутри. Просыпается недоученый уже в средневековой повозке, катящейся в неведомые дали навстречу безграничным жизненным перспективам с веселыми попутчиками, которые пытались выпилить предыдущего владельца тела, причем весьма успешно.

Отсюда и дальше пойдут арты из Вики по ЧММ. Скорее всего отношение к лайт новелле они имеют весьма косвенное

Предыдущего владельца органической перемещалки сюжета в пространстве звали Лейлин Фэйлер. Катился двенадцатилетний Лейлин в неведомые дали не просто так, а c великой целью – стать Магом, с большой буквы «Ме». Все дело в том, что особых таланов он вообще к чему-либо не имел, за исключением хождения по бабам, поэтому даже если бы он стал самым дохлым Магом среди других Магов, это уже можно было бы считать за величайшее достижение в его жизни.

Иными словами, Фан Мину досталось в распоряжение тушка идеально клиента для загрузки в биореактор. Все согласно традициям китайской литературы, хорошо хоть этот додик себе меридианы в детстве не сжег, и то лишь потому, что в этом китайском фэнтези их тупо не существует. Без особого стартового набора, будущего человека-катастрофу выпускать в новый мир было нельзя, потому автор снабдил своего имбочку особым девайсом из его прошлой жизни – ИИ чипом. Как я говорил, начало в книге без особых изысков, в отличие от деталей мира.

Описание мира

С чем в книге все хорошо, так это с построения вселенной книги и ее демонстрации. В этой лайт новелле каждый из миров (а тут их множество) обладает собственной Волей, незримой силой, благоволящей существам, рожденным в этом мире и подавляющей магическую силу всех понаехавших иномирцев.

Мир Магов и Мир Богов являются крупнейшими в своем роде и обладают собственными мощнейшими Волями и системами развития. В одном мире ставка делается на культивацию собственного пути в одно рыло, тогда как во втором на силу верующих, генерируемую ими силу веры и поддержку божественных территорий.

Во вселенной ЧММ, помимо Мира Магов и Мира Богов, существует еще один крупный мир и целая россыпь по мельче, и как минимум все большие и 3 малые Лейлин успеет почтить своим присутствием, плюс еще на два в пол глаза взглянет. Каждый из них уникален и имеет свои системы развития.

Далеко не все системы в разных мирах имеют вменяемо прописанные требования для достижения того либо иного уровня, далеко не всегда понятно, как между собой соотносятся ранги разных миров по силе. Также автор сам часто забывает, как эти силы соотносились между собой пару глав назад, но система хотя бы работает, уже хорошо.

Всего в новелле от 5 до 20 с чем-то разных систем, смотря как считать. Этого достаточно для демонстрации разницы между мирами и некоторого культурного многообразия, но многие классы, не смотря на свое частое упоминание, не получают развития.

Из негативных моментов стоит отметить деградацию деталей каждого нового ранга в различных системах развития. Так система культивации для послушников в Мире Магов, включающая в себя несколько этапов с формированием рун в море сознания, выглядит на порядок полнее на фоне 6-7 ранга. Там просто основное условие сводится к дубовому «постигай законы мира и будет все ОК».

Локации, посещаемые Лейлином, довольно разнообразны и различаются примерно в той же степени, что и сами миры. Т.е. если у нас есть бедные на ресурсы Чернобыльские острова (да, так в переводе и написано, можете в экран так не смотреть), то они так и будут продемонстрированы, как безлюдное место. Мир Лавы же будет выглядеть как огненная пустыня, где комфортно только элементалям, да местной разновидности верблюжьей колючки, а остальным только и остается, что магический кондиционер покупать за дорого. Насыщенные магическими частицами районы, по типу того же центрального континента, будет просто изобиловать природными ресурсами, что будет на прямую отраженно как в силе местных Магов, так и в качестве жизни обычных человеков.

Второе проблема заключается в том, что описания часто схематичны и присутствуют лишь для самого базового описания места действия. Например, тут у нас «многочисленные Охотники на Дьяволов уже поджидали врага за оборонительными сооружениями», а вот там были небольшие дебри в землях виконта, а вот здесь условный пляж с таким же условным описанием. Правда, иногда встречаются и исключения, когда автор сподабливается о чем-то рассказать по подробнее, расписав как выглядит сцена на целый абзац, но это все еще будет набор констатаций состояний уровня «деревянный стул стоял тут».

Подобный косяк встречался еще в Хвала Орку, я там повторялся и скажу еще раз – детали важны. Под теми же «оборонительными сооружениями» разные люди представляют абсолютно разные вещи, ибо один может представить простой земляной вал с колышками, а второй Минастирит. И да, всякие «высшие силы неописуемой мощи» тут тоже есть, все как по методичке.

Некоторые вещи вовсе остаются за кадром, например, как выглядят сыновья Лейлина, вы узнаете примерно никогда, несмотря на то, что эти персонажи упоминаются и не раз, а фразы по типу «черные дыры, расплавляющие все» и «легендарный поток данных» вовсе должны быть добавлены во всей толковые словари для примера слову «абсурд». Понятное дело, что такие абстракции использованы в угоду динамике повествования, а автор как раз-таки предпочитает действия вместо описаний, но всему же должен быть предел. Все эти вещи значительно снижают потенциальную литературную ценность книжки, заставляя смещать фокус внимания на другие вещи, с которыми далеко не все гладко.

Всякое окологуманоидное и не очень представлено в самом широком спектре, ибо тут есть как стандартная фэнтезяшная шушара, по типу темных эльфов и тех эльфов, что посветлее, так и чуть более экзотическая, по типу Созерцателей и стремных пятируких существ из племени Кварков. Автор, конечно, пытался придумать какой-то оригинальный быт каждой расе, как-то обозначить государственный строй для тех же Эмберлингов и остальных обитателей вышеупомянутого Мира Лавы в частности, но по факту они не сильно далеко уходят от стандартного человеческого общества.

Основная проблема книги — главный герой

Лейлин безжалостен и хладнокровен. С одной стороны, это хорошо. Такие персонажи в лайт новеллах явление не частое, и еще реже они доказывают на деле, что они из себя представляют. Но дело в том, что этих качество мало, чтобы быть полноценным персонажем. Важно то, как персонаж проявляет себя в деталях, в мелких жизненных ситуациях. Также важно то, какие эмоции испытывает персонаж, когда творит зло или добро. Благодаря этому можно оценить какую ценность имеют для персонажа совершаемые им действия. А если действия ценны для персонажа, то они ценны и для читателя, а значит за персонажем интересно следить, чтобы он не делал.

Сразу откинем те вещи, которые вроде как в порядке, это эмоциональные и поведенческие реакции. Лейлин вполне умеет закатывать глаза, притрагиваться к подбородку, лыбится, чесать нос и совершать прочие действия ногоруками, когда это необходимо. Также он вполне умеет смущаться, бледнеть, впадать в ярость, а также по ситуации опционально откладывать кирпичи, разной степени фактурности. Т.е. тут есть хотя бы это.

Проблема в том, что отношениях с людьми ГГ руководствуется строго бинарным мышлением, либо этот человек мне полезен, либо нет, либо ты сильнее меня, либо ты мусор. Буквально другие вещи его не интересуют. Кроме того, важность имеет только уровень силы в текущий момент, а все предыдущие достижения, уровень силы в прошлом, авторитет, опыт и прочее является пустым звуком. Более того, кандидатом поселится у помоечки, может быть даже маг, который сильнее самого Лейлина, лишь по той причине, что тот не смог за 10 000 лет (а тут это приличный срок) найти идеальное решение проблемы, перепробовав все доступные ему способы, при этом, не имея ИИ чипа в черепе, как некоторые.

Лейлин банально не испытывает каких-либо чувств к людям. Даже негативных. Старик, который оказывал всяческую поддержку юному послушнику, будет отправлен вперед в роли пушечного мяса. Женщина, с которой он провел несколько лет под одной крышей, так и не оставила никакого следа в его душе, как и та, кто была его подчиненным на протяжении целых сотен лет. Автор просто в лоб заявит, что Лейлин к ним ничего не чувствует.

Его протеже, с которым тот провел около десятка лет, которого он самолично нанял и обучал, окажется лишь домашним животным, с которым ему было весело забавляется. Он мог одним словом защитить этого протеже перед другим магом, но не стал этого делать, ведь все в этом мире делается «ради преимуществ» (с)тм (автор очень любит делать на этом акцент. Такие цитаты только в золоте отливать как по мне). Скажу больше, этот же протеже уже позже будет зарезан на правах особо ценного ресурса для новой магической фенечки Лейлина.

Уничтожение поселений, городов, народов и целых цивилизаций не будет вызывать какого-либо отклика в нем и будет лишь очередным шагом на пути к его сомнительной цели. Кроме того, после очередного акта геноцида, автор может на пару глав начать распинаться, дескать на самом то деле, среди добрых персонажей все тоже поехавшие, но в отличие от них, у ГГ были причины чтобы изничтожить ту цивилизацию, причем большие. Т.е. автор тратит существенные объёмы текста на оправдание действий Лейлина, вместо того, чтобы изначально прописать мотивацию персонажа.

Складывается впечатление, что Лейлин живет в каком-то своем мире, который разительно отличается от мира самой книги. Так, что автор, что сам Лейлин утверждают, мол в этом мире единственной мерой всего является сила и обладающий ею определяет все, кто живет, кто умирает и тэ дэ. Как и в любой другой китайской лайт новелле.

На любое возможное проявление эмпатии Лейлин заявляет, что мир суров, это не нужно и «такова реальность» (с)тм. Кроме того, абсолютно все в этом мире помешаны на том, как эту самую силу обрести, а вместе с ней и потенциальное бессмертие, тогда как остальные аспекты человеческого существования, такие как мораль и этика не имеют значения вовсе.

Но это банально не так. Глядя на клан чернокнижников, ты понимаешь, что родословная и социальные обряды имеют очень существенное значение, многие этому же самому клану мстят по своим причинам даже несмотря на то, что никогда не смогут их победить. Глядя на то, в какое отчаяние впадают отцы, когда главный герой с особым усердием укакошивает их сыновей ты понимаешь, что родственные связи в этом мире также в ходу.

Настоящий главный герой книги — это ИИ чип

С эмоциями персонажа разобрались. Автор решил превратить его в бесчувственное бревно, но он ведь должен был это сделать не просто так, правда ведь? Бревно должно служить какой-то цели, двигать сюжет вперед. Делать его интересным с точки зрения процесса. Попробуем зайти с этой стороны, ведь 1200 глав автор написал не просто так?

Лейлин прагматичен и всегда выбирает исключительно верные решения и исключительно те, которые важны в текущий момент. Само собой, этому способствует наличие такой маленькой детали, как суперкомпьютер, зашитый в черепную коробку, с помощью которого гнуть местных аборигенов становится на порядки сподручнее. Серьезно, если считать главным героем того, кому больше все приходится корячится в книге, то это будет именно эта железяка и местами за прокачкой чипа следить интереснее, чем за главным героем.

Чаще всего Лейлин отдает команды формата «тут несколько разных методов усиления древних магов, каждый из них заполнен хорошо, если на половину, а вот этот вообще не читабелен. Чип, слухай сюды. Ты берешь их, исследуешь, комбинируешь, даешь мне готовый результат, который я могу на себе применить». Наука это крутого и легко, еееей! В моменты же когда пахнет жаренным слабый мозг Лейлина уходит в глухой тротлинг, и ему только и остаётся, что орать «ИИ чип сделай хорошо» и железяка делает, что характерно. И выход с поля боя подскажет, нарисовав идеальный вариант сражения, и точную модель заклинания в мозг подгрузит без необходимости тратить целые года на тренировки и освоение, и систему безопасности перехватит, отменив поднятие тревоги.

Своими всеми достижениями недоученый почти полностью обязан вундер девайсу, которые сам Лейлин, естественно, воспринимает как свои собственные. Да что уж говорить, даже наглым образом воруемые у других высших существ «законы» (понимание законов природы, грубо говоря), он потом воспринимает как результат своего собственного многовекового труда.

Использование ИИ чипа логично, более чем. Но его использования столь же логично, что и испепеление племени зулусов с копьями при помощи бесконечного запаса термобарических ракет. Ввод подобного девайса в книгу и его использование может быть сколь угодно логичным и логически обоснован, но он будет столь же безвкусен.

Вкупе с Лейлиновским идеальным и всегда правильным принятием решений это формирует доспех сюжета надежнее, чем стены Форт-Нокс. Лейлин всегда выигрывает, а если ему не хватает данных для ИИ Чипа, то он не сражается в принципе, а значит, он всегда выигрывает. Факт того, что Лейлин оказывается невероятно хитрым и умным персонажем, который способен обманывать даже тех существ, которые десятки тысяч лет варились в котле интриг и обмана – пропустим.

А является ли Лейлин человеком?

Из этого все вытекает последний вопрос. А является ли Лейлин человеком? Это важный вопрос, т.к. когда мы читаем или смотрим за действиями персонажа со стороны, мы невольно переносим его действия на себя. И если читатель не проникается к нему, то значит на этапе проектирования персонажа автор допустил фатальную ошибку.

Самой сильной эмоцией Лейлина, является страх смерти, наверное. По крайней мере этим можно объяснить его стремление к бессмертию. Еще он не против секса, повышения собственной силы, властью он буквально упивается, обожает угнетать слабых, он надменен, эгоистичен и высокомерен, но на этом как бы все. И это, не говоря об отсутствии развития Лейлина как персонажа.

Персонажа банально не за что любить. Все его потуги не служат какой-либо глобальной цели, а желание бессмертия вещь абстрактная, это не цель. Особенно когда это желание ничем не подкреплено. Он ни к кому и ни к чему не привязан, даже процесс геноцида целых миров с его подачи обставлен таким образом, чтобы его действия не вызывали ничего, кроме скуки, недоумения или даже отторжения.

Например, в одном из миров выжившие активно превозмогают против насланных Магами жуков. Они страдают, пытаются выжить любой ценой, им сопереживаешь, проникаешься их ситуацией т.к. они показаны как люди со своими проблемами и желаниями. Но чуть позже Лейлин убивает их, и говорит что-то вроде «я их убил, какой я злой», потому что мне нужно было дальше в ранге подняться. И таких примеров в книге действительно много, когда автор подробно рассказывает о персонаже и его переживаниях, что бы потом пришел ГГ и просто всех поделил на ноль. Каким тогда должен быть хороший прагматичный персонаж? Об этом расскажу в бонусной части обзора в конце. Просто для общего развития.

Плагиат

Автор выбрал себе ник «Плагиатор» и это буквально то, что он делает. Он самым наглым образом берет идеи из других источников, прикручивает их к своей лайт новелле, даже не меняя названия. Так, он втупую скопировал наименования демонов из Dungeon&Dragons, даже не потрудившись описать, как они выглядят, просто перечислив названия и начав использовать их по поводу и без. Не говоря о самой концепции Баатора, которая была свиснута как есть.

Т.е. что бы до конца понять, как выглядит сцена, придется лезть, как минимум в специализированную Wiki и с особым пристрастием насиловать поисковую строку дедушки Гугла. Потому что некоторые названия банально не будет иметь для тебя смысла. Броня из «Гайвера», класс Охотников на демонов из WoW – все в том или ином виде будет стырено и вставлено с минимальными изменениями в книгу. Да что уж говорить, если Лейлин назвал свою родословную Таргариен, что понятно к чему отсылает.

Выводы

Факты, перечисленные в обзоре, могут показаться очевидными, но штука в том, что во время чтения ты их не замечаешь. Ты просто испытываешь дискофморт, но о его причинах начинаешь догадываться, только хотя бы некоторое время подумав над книжкой. Автор может и попытался создать что-то, отличное от типичных китайских текстов, но действительно чего-то оригинального и самобытного в этой лайт новелле не так уж и много, а если и есть, то оно было уничтожено отвратной реализацией. И тем более удивительно, что лайт новелла зашла столь многим людям.

Концовку автор слил подчистую. Он должен был в последней главе описать весь тот путь, который проделал главный герой, описать последнюю битву, рассказать про то, как завершились пути всех сюжетно важных персонажей и прочие важные вещи. Но он не стал этого делать. У него просто сильнейшие персонажи всей книги будут умирать буквально за одно предложение, а о дальнейшей судьбе других персонажей он практически ничего не расскажет.

Поначалу это произведение кажется чем-то стоящим, но после полного прочтения оно полностью разочаровывает, т.к. тебя, как читателя, не хотят поощрять хотя бы за потраченное тобой время. Не говоря уже о денежных вложениях, если ты главы покупал в онгоинге. Последние сотни глав приходилось просто проматывать, просто чтобы узнать концовку. Кстати, по интернету гуляют не отредактированные главы с рулейта, так что если нарветесь на них, то пеняйте на себя, ибо это чистая работа Гугл Переводчика.

К прочтению не рекомендуется т.к. питательная ценность данного произведения, не смотря на объём, весьма сомнительная. Это не «Пространственный Властитель» (которого я обозревал ранее), но что-то неумолимо приближающееся к нему.

Ссылки:

1) Телеграм-канал — Все новости о новых статьях или редактуре старых появляются в первую очередь тут. Рассказываю об играх, фильмах и книжках.

2) Оригинал статьи в блоге. Остальные статьи можете глянуть там или в профиле.

Бонус

Приведу пример персонажа с тем же элайметом «Законопослушный Злой» (термин из Dungeon&Dragons), которым автор ЧММ окрестил Лейлина. Возьму пример из кинематографа, так как из книжек мне никто на ум не приходит. Ниган из сериала «Ходячие Мертвецы».

Умен, свиреп, угнетает физически, страшный, иногда неуместно веселый. Ниган практичен, отменно выстраивает стратегию, а еще это просто очень опасный человек. В своей группе поддерживает строгую дисциплину. Весьма недурно разбирается в людях, сразу выявляет сильных личностей и пытается переманить их на свою сторону, иногда успешно.

При том он труслив, когда дело пахнет керосином, и он без зазрения совести прикроется кем угодно, чтобы спасти себя любимого. Ниган мыслит стратегически и в виде исключения готов проявлять милосердие и не карать за преступления против его группы. Самое главное, у него есть и некоторые моральные принципы. Например, он не терпит изнасилований женщин и жестоко карает за это, а его «жёны» попадают в его гарем добровольно, польстившись на привилегированное положение.

Не то, что бы я этот сериал смотрел сам и рекомендовал бы к просмотру, бегите от него нафиг, но могу точно сказать, что именно этот персонаж был тем, ради чего я конкретно эти сезоны хотя бы в пол глаза глянул. Как по мне, на фоне Нигана Лейлин выглядит нелепо.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Лига Таркова

@Анимемания репост в Аниме? пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Лига Таркова

хотя это Китаецы...

Ответить
Развернуть ветку
Анимемания

Ага, поэтому и не брал, а то опять будут минусить за расовую чистоту аниме.

Ответить
Развернуть ветку
TristamK
Автор

Вот да. Это одна из причин, потому я из "Аниме" в итоге переехал сначала в "Почитать", а потом сюда.

Ответить
Развернуть ветку
Pray for Megumin

Привет! Отличный лонгрид, добавил наших виабушных хэштегов к твоему посту. Мы поддерживаем всех авторов, пиши ещё. ;)

Ответить
Развернуть ветку
TristamK
Автор

Привет!
Спасибо! : )

Ответить
Развернуть ветку
Добрый холод
Также автор сам часто забывает, как эти силы соотносились между собой пару глав назад.

Классика для Китайских новелл. Самое жесткое проявление такого дерьма я встречал в маге на полную ставку. Там в следующей главе может пойти по пизде баланс сил, экономика, и характеры персонажей, то есть буквально автор чёто пишет, а в следующей главе пишет противоположное, и как будто так оно всегда и было.

Это что-то такое же базовое, как автолевелинг мира.

У меня такое ощущение складывается, что Китайцы ненавидят итеративные процессы, и то, что написано, больше никогда не перечитывается.

Ответить
Развернуть ветку
Pe40nkin

А есть в этом жанре что-то годное? А то я смотрю у нас диаметральный подход с азиатами, у них кто сильнее - тот и прав, у нас сила - в правде.

Желательно что-то типа "Червя"

Ответить
Развернуть ветку
iuiu

От китайских авторов есть Release that Witch (цива без культивации) и Cultivation Chat (пародия на культивацию).

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Наговицын

Вечную Волю можешь навернуть.
Как раз пока дочитаешь до онгоинга её допереведут.
А так все сянься одинаковые +-. Разница лишь в том, что кто-то умеет нормально писать, а кто-то нет. Ну и кому-то достались адекватные переводчики.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Ветютнев

Что-то типа червя ты вряд ли найдешь, если тебя интересует атмосфера и условное качество написания, а не объём.
А так да, советую новеллы от Er Gen, у нас их прекрасно переводят, сос мыслом, как говорится. Это "Вечная воля", "Я запечатаю небеса", "Renegade Immortal" и "Стремление к истине" более ранние и перевод там похуже местами, но в целом авторский потанцевал виден и он вполне хорош. Вообще говоря, конкретно этот автор по моему мнению в жанре лучший из мастеров

Ответить
Развернуть ветку
TristamK
Автор
>> Renegade Immortal

Вот на него нормальный перевод еще найти нужно.
Ну и само произведение после 1000 глав совсем плохо идти начинает. Уже не помню, где остановился, но в какой-то момент понял, что ощущаю себя хомяком в колесе. Тупо читаю одно и тоже по кругу)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null