Пару слов о Xenoblade Chronicles X

Здесь есть гигантский открытый мир. И здесь есть мехи.

Пару слов о Xenoblade Chronicles X

Xenoblade X – японская RPG с сильным упором на открытый мир и вторая игра в одноименной серии. Впрочем, никакой связи с другими частями нет. Игра не только происходит в совершенно новом мире, но и обладает отличным от других частей игровым процессом. Разумеется, многие элементы были унаследованы из предыдущей части, но акценты расставлены по-другому. Xenoblade X – больше не сюжетно-ориентированная jRPG, а игра про исследование открытого мира. Причем местный мир не отличаются дружелюбностью к игроку. Но обо всём по порядку.

Пару слов об истории

Смещение фокуса на открытый мир вовсе не значит, что с историей всё плохо. Она не дотягивает до уровня других частей своей же серии, но для песочницы в открытом мире вполне неплоха.

В центре истории остатки человечества, которые были вынуждены покинуть землю, поскольку та стала жертвой войны двух высокоразвитых цивилизаций. Уничтожением родной планеты пришельцы не ограничились, а отправили погоню за космическими кораблями людей. Игроку отводится роль одного из пассажиров подбитого корабля, которому пришлось выполнить экстренную посадку на опасной планете Mira.

Собственно, попыткам человечества выжить на этой планете и посвящен сюжет, центральной фигурой которой станет известный и опытный боец организации BLADE (местный аналог искателей приключений) Elma. В истории найдется место и интригам, и интересным героям и эпичным моментам, и парочке неожиданных поворотов, но есть несколько нюансов.

Одна из них – Elma на самом деле не главный герой. Она — центральная фигура в основной истории, но не в самой игре. Роль главного героя отведена безмолвному болванчику, которого придётся создать в начале игры. Но если история крутится вокруг Эльмы, то какая роль отведена нам? Ну, скажем так, стоять на заднем фоне и не отсвечивать. Изредка можно выбирать варианты ответа в диалогах… Впрочем, влияние этих выборов на историю наглядно показано уже в самом начале игры. Можно попробовать отказаться от вступления в BLADE, но это будет приводить к забавным диалогам с последующим возвращением к изначальному вопросу. Из коварной ловушки разработчиков удастся вырваться, только согласившись вступить.

<p><i>Elma за авторством Azto Dio (www.artstation.com/artwork/EVzZRN)</i></p>

Elma за авторством Azto Dio (www.artstation.com/artwork/EVzZRN)

Пробежать по сюжету не получится. Для получения доступа к основным заданиям нужно выполнить ряд условий. Да и для успешного прохождения самих заданий придётся подготовиться, получив необходимый уровень и соответствующее снаряжение.

И наконец, фокус на открытом мире всё же накладывает свой отпечаток. В истории хватает недосказанностей, на которые никто не даст ответов. Например, большинство секретов планеты Mira так и останутся секретами без ответов. Да и заданий, двигающих непосредственно основную историю вперёд, не так много. Большую часть времени занимают поручения напарников (а их тут очень много) и других важных персонажей, в которых чаще всего предстоит решать их личные проблемы. Их задания, кстати, тоже требуют выполнения определённых условий.

Погружаться в истории выживших можно и через более привычные задания. Они, к счастью, обычно не требуют ничего для их принятия. К несчастью, они также не блещут хорошей постановкой или наличием озвучку. Поначалу создаётся впечатление, что это довольно бестолковые поручения, созданные с целью дать дополнительную мотивацию для исследования мира – бегам и выполняем поручения каких-то незначительных NPC. Но первое впечатление может быть обманчивым. На самом деле, квестодатели зачастую не просто болванчики по выдаче квестов, а персонажи с какой-никакой сюжетной линией. Они не исчезнут после выполнения задания, а будут и дальше появляться в других заданиях. Так, персонажи из двух, казалось бы, абсолютно несвязанных заданий могут в конечном итоге пересечься друг с другом. Более того, на судьбу этих героев определенное влияние имеет игрок. Да, в отличие от основных заданий, здесь слова игрока временами обладают весом. Они могут повлиять как на текущее задание, так и иметь отложенные последствия. Выполнение таких заданий иногда также приводит к изменениям в мире (может появиться новое здание, в городе заселятся новые жители и т.п.).

<i>В заданиях собран джентльменский набор: сбор предметов, убийство определённых врагов, поиск людей, курьерские поручения и т.п. Иногда в них есть чёткие указания, а иногда предложат найти свою цель самостоятельно в одном из больших биомов.</i>
В заданиях собран джентльменский набор: сбор предметов, убийство определённых врагов, поиск людей, курьерские поручения и т.п. Иногда в них есть чёткие указания, а иногда предложат найти свою цель самостоятельно в одном из больших биомов.

Незатронутыми среди доступных типов заданий остались только небольшие поручения, которые берутся на специальной доске. В них нет какой-то внятной истории. Это просто поручения на сбор, убийство и т.д. Они даже завершаются автоматически после выполнения условий. На первый взгляд они создают впечатление полнейшего мусора. Впрочем, на второй взгляд тоже. Но пренебрегать ими не стоит, поскольку за некоторые подобные задания дают уникальные награды. Например, шанс заполучить котика в своё жилье или возможность меня свою внешность. Также за такие задания можно получить одежду, которая не продаётся в магазине.

Больше про текстовую сторону игры добавить нечего. Здесь нет внутриигровой литературы или возможности постичь тайны бытия через трусы врага. Хотя, можно поговорить с зеваками в городе или натолкнуться на своих напарников. Никакой ценности для истории в них нет. Просто небольшие разговоры.

***

У сюжета есть парочка серьёзных проблем, о которых без спойлеров не рассказать, но всё же следить за ним интересно. В какой-то степени этому способствует невозможность пробежаться по основным заданиям и необходимость отвлекаться на личные проблемы жителей города. На фоне более локальных проблем редкие эпичные моменты основного сюжете (сюжетных квестов тут не так много) смотрятся ещё эффектнее. Они вырывают из обычного ритма жизни и резко повышают ставки. Ещё вчера мы помогали с открытием магазина, тестировали новые разработки, строили машину времени, решали любовные проблемы, а сегодня сражаемся с гигантским роботом, который собирается разрушить город. Конечно, в перерывах между сюжетными заданиями игра не превращается в повседневность, поскольку нам отведена роль искателя приключений. Но истории вне сюжетных заданий куда более локальные и личные.

Фокус на напарниках даёт игре ещё один неожиданный плюс. Xenoblade X – одна из немногих песочниц в открытом с действительно хорошо проработанными напарниками. Их истории равномерно размазаны по игре и открываются по мере продвижения по сюжету, так что ситуаций, когда напарник превращается в болваничика после выполнения небольшой цепочки квестов, можно не опасаться. К сожалению, не все проработаны на должном уровне. Например, напарники из DLC принимают активное участие только в трёх своих личных заданиях.

Пару слов об исследовании мира

Игра начинается с того, что Elma вытаскивает игрока из капсулы. Нашла она нас недалеко от поселения людей, так что нам предстоит небольшая пробежка.

По прибытию на точку назначения ожидает сюрприз. Игрок попадет не в лагерь оборванцев, с трудом выживающих на неизвестной планете, а в продвинутый город New Los Angeles (NLA) с ресторанами, машинами, магазинами и, конечно же, мехами. Выжившим повезло обосноваться в жилом комплексе космического корабля, который оказался по-настоящему огромным. Создатели вообще любят всё огромное. Сам город, являясь небольшой частью мира, по размерам может посоперничать с мирами некоторых игр.

<p><i>Часть города с высоты птичьего полёта.</i></p>

Часть города с высоты птичьего полёта.

NLA станет нашей базой, где берётся большая часть заданий и находятся все необходимые заведения. Здесь же нас пристроят жить вместе c Elma и Lin – вторым по важности для истории персонажем. Жильё в первую очередь нужно для возни со своими мехами и принятия сюжетных заданий. Там же есть терминал, где за определённую валюту можно купить любые материалы, выпадающие из монстров. Как-то взаимодействовать с объектами, к сожалению, нельзя. Даже котика не погладить, но есть небольшие возможности по кастомизации. Отдельный экран загрузки, кстати, есть только для личного жилья. Минус этого в том, что пещеры и помещения не блистают какими-нибудь красотами. Это просто пустые коридоры без каких-либо интересных деталей. К счастью, в подобных локациях проводится мало времени.

<i>Яростная битва кота с воображаемым врагом.</i>
Яростная битва кота с воображаемым врагом.

Всё самое интересное ждёт за стенами города – большой мир, состоящий из пяти различных биомов. Среди них найдется место как привычным пейзажам вроде равнин и пустынь, так и более необычным. Мир действительно огромен. На первых порах перемещение по нему будет занимать уйму времени даже с учётом того, что герои бегают не хуже Соника.

Передвижение по миру формально никак не ограничено, но пойти куда угодно не получится. Уже на выходе из города неопытного приключенца ожидает незабываемая встреча с высокоуровневым монстром, который одним взмахом может отправить на тот свет всю группу. И это вовсе не просчёт в балансе игры, а задумка разработчиков.

Для избегания врагов даже присутствует некое подобие стелса. Так, одни враги могут заметить, а другие услышать. Первых рекомендуется обходить со спины, а ко вторым лучше близко не подходить. Впрочем, никакие меры предосторожности не уберегут от высокоуровневого врага, который решит вмешаться в битву с другими врагами. Сами битвы проходят в реальном времени и без переходов на отдельные арены.

Преградой станет и сам мир. В некоторые места попросту не удастся попасть на своих двоих, так что придётся искать обходные пути. Неудачная погода тоже внесёт свои коррективы. Продлятся эти мучения где-то первые 20-30 часов. После наконец-то выдастся шанс сдать экзамен на права и получить свою меху, которая может трансформироваться в транспорт.

<p>Лучше не попадаться на глаза этому монстру.</p>

Лучше не попадаться на глаза этому монстру.

Взаимодействие с миром можно разделить на три условных этапа. Первый этап на своих двоих, где приходится остерегаться всего подряд и тщательно выбирать маршрут. Меха ознаменует начало второго этапа. Главным достоинством мехи окажется вовсе не большая огневая мощь, а мобильность. Высокая скорость позволит быстро убегать от сильных врагов, а большие размеры допрыгивать до ранее недоступных мест. Да, меха поначалу радует не своей мощью, а возможностью быстро удирать и высоко прыгать.

Личный стальной гигант, кстати, не избавит от необходимости перемещаться и сражаться на своих двоих. Во-первых, его могут разбить. Во-вторых, в некоторые места на нем не попасть. И, в-третьих, некоторых мелких врагов лучше бить на своих двоих. Дело в том, что в игре можно уничтожать различные части врагов. В большинстве случаев это накладывает на врага те или иные ослабления, но за уничтожение некоторых частей можно получить уникальные ингредиенты, а меха из-за своих размеров не может идеально препарировать мелких врагов.

Третий этап начнётся с установкой лётного модуля. Для этого потребуются ещё 20-30 часов игры. Наконец, настанет пора взглянуть на этот мир с высоты птичьего полёта и обрести полную свободу… Ну, почти. Некоторые враги всё ещё могут нас сбить и уничтожить за пару ударов.

Что характерно, с получением новых способов передвижения к старым возвращаться совсем не хочется. После поездок на мехе путешествие на своих двоих ощущается мучительно медленным. А с установкой лётного модуля уже и на землю спускаться не хочется.

<i>Возможность купить меху открывается по мере продвижения по основному квесту. Как и установка лётного модуля.</i>
Возможность купить меху открывается по мере продвижения по основному квесту. Как и установка лётного модуля.

Исследовать мир придётся не только ради выполнения заданий и уничтожения монстров, но и для установки зондов в специальных местах. Зонды открывают участки карты и, что куда важнее, дают всякие бонусы в зависимости от местности и типа зонда. Если собрать цепочку одинаковых зондов, можно получить дополнительные бонусы. Установка зондов может показаться довольно простым занятием, но на самом деле не всё так просто. За попыткой создать идеальные цепочки можно потратить приличное количество времени. Сами зонды для начала нужно найти.

Также по карте разбросаны интерактивные объекты и светящие ромбики. При взаимодействии с первыми можно получить различные предметы, а светящиеся ромбики представляют самый ленивый способ реализации ингредиентов. Вместо создания различные объектов и грамотной интеграции в мир игры, создатели просто засыпали карту светящимися ромбики. Знай себе, бегай и собирай ромбики как в какой-нибудь аркаде.

***

Открытый мир удался на славу. Для меня показателем удачности открытого мира в РПГ является то, насколько его интересно исследовать в отрыве от квестов. У Xenoblade X с этим никаких проблем нет. Игре всегда есть, что предложить. Можно попробовать собрать идеальную комбинацию зондов и получить максимальную выгоду. Надоело это? Тогда можно поискать интересные места, сокрытые от глаз человека. Дух первооткрывателя на месте. Или сразиться с особо опасными врагами. Или поискать различные предметы. Или банально заняться развитием героев и напарников. Или заполнить базу данных по ингредиентам... Хотя нет, бегать и собираться светящиеся ромбики не самое интересное времяпровождение. Занятий много и они осмысленные, так что игра не скатывается в однообразную рутину. До поры до времени. В эндгейме поджидает серьёзный гринд.

Да и в плане различных красот мир не разочаровывает. Равнины сменяются пустынями, явно вдохновленными “Дюной”, а за ними поджидают инопланетные джунгли. Чем дальше продвигаемся по сюжету, тем более необычным становится окружение.

Сам мир ощущается живым благодаря тому, что живность не стоит в ожидании героя, а имитирует какую-никакую жизнь. Одни спят, другие собираются у водоёма, а третьим вообще нет дела до нас.

Пару слов о прокачке

В дополнение к привычным уровням предстоит прокачивать классы, снаряжение, ранг BLADE, покупать мехи и вооружение для них, а потом всё это дополнительно прокачивать, создавать augment’ы (пассивные усиления, которые вставляются в различие части снаряжения и мехи), открывать слоты для их установки, жертвовать деньги фирмам и улучшать отношения с напарниками… Возможно, я что-то упустил.

На всё это придётся тратить в колоссальных количествах деньги и miranium. Добываются они главным образом с помощью зондов. Если с деньгами всё понятно – они тратятся на покупку всего подряд, то у miranium’а область применения более разнообразная. Его, во-первых, можно жертвовать фирмам, чтобы в магазинах появлялись товары получше. Во-вторых, им можно восполнять топливо мехи. Ну и в-третьих, он нужен для создания различных вещей.

<p><i>Можно отдельно выбрать снаряжение для внешнего вида.</i></p>

Можно отдельно выбрать снаряжение для внешнего вида.

Классы отличаются друг от друга доступными для использования типами оружия и пассивными навыками (skills). К определённому типу оружия в свою очередь привязаны активные навыки (arts). Открытые пассивные навыки можно использовать с любым классом, но количество слотов для их установки разнится в зависимости от класса.

Arts – это доступные герою приемы во время боя. На их эффективность могут влиять множество различных фактов (расположение героя по отношению к врагу, предыдущий примененный art и т.п.), так что выбирать нужно с умом. Большинство из них ничего не требует за использование, но для некоторых нужна энергия (TP), которая копится в боях. Энергию можно также потратить на режим Overdrive, значительно увеличивающий боевой потенциал героя.

Обычные атаки герои совершают сами. От игрока требуется только переключаться между ближним и дальним оружием. Поначалу это может расстроить, но со временем становится понятно необходимость подобного решения. В бою и так приходится следить за множеством факторов и принимать мгновенные решения.

<p><i>Меню классов. Для свободного доступа к любимому оружию нужно полностью прокачать ветку классов с этим оружием</i></p>

Меню классов. Для свободного доступа к любимому оружию нужно полностью прокачать ветку классов с этим оружием

У мех нет классов, но есть возможность купить модель себе по вкусу и обвесить её снаряжением. Установленные оружия исполняют роль arts и тратят топливо за свое использование, а также могут быть уничтожены врагами (восстановятся после боя). Все они отображаются на мехе и обладают своими анимация применения. У мех тоже есть Overdrive, но бонусы зависят от модели.

Изначально меха может перемещаться на своих двоих, прыгать и превращаться в транспорт, но позднее в игре получится установить лётный модуль. Полёт – это вторая возможность, которая тратит топливо.

Среди основных минусов мехи можно выделить её… неосязаемость. До неё нельзя притронуться, герой просто пройдёт насквозь. Это же касается всего, что движется. Очередное гениальное решение от японцев. Зачем возиться с последствиями столкновений движущихся объектов, когда можно всех сделать неосязаемыми?

<p><i>Своего стального друга можно перекрасить и переименовать.</i></p>

Своего стального друга можно перекрасить и переименовать.

***

Несмотря на большее количество различных механик, игра не разваливается на части, а ощущается одним целым, где все элементы на своих местах.

Приятно удивляет и отсутствие переломного момента, свойственного подобным играм. Здесь нет такого, что в какой-то момент мы станем богом, который щелчком пальцев убивает всё живое. Впереди всегда маячат враги сильнее и всегда есть простор для дальнейшего развития героев.

Бои тоже радуют глубиной и разнообразием. Схватки с достойными врагами приносят настоящее удовольствие. От игрока потребуется, как тактическое мышление, так и своевременная реакция. Секундное промедление может стоить жизни.

Пожалуй, главным недостатком боёв является то, что никто не спешит наглядно объяснить все тонкости. Так что нередки случаи, когда озарение насчёт предназначения некоторых механик приходит спустя несколько десятков часов.

Пару слов о мелочах

С музыкой, на мой взгляд, вышло неоднозначно. По большей части всё с ней в порядке, но парочка треков были сильно на любителя. И если к мычаниям какого-то мужика в городе можно привыкнуть, то музыка для полётов не только вышла неудачной сама по себе, но ещё и внедрена в игру через одно место. Она будет сразу включаться во время полёта, который, в свою очередь, заменяет прыжок. То есть попытка преодолеть препятствие будет сопровождаться отдельной музыкой. Наиболее красноречиво об этом треке говорит то, что в эмуляторе есть отдельная функция для его выключения.

На игру я потратил где-то 15 часов на Wii U, а также прошёл один с половиной раза на эмуляторе, что в сумме вылилось в 250+ часов. Эмулятор показал себя получше множества официальных релизов. За всё время не было ни единого вылета или каких-либо ещё проблем. Есть обширные настройки различных элементов игры. Если что-то не нравится, можно подстроить под себя.

Из недостатков эмулятора стоит выделить только отсутствие мануала на 142 страниц.

Русификатора для игры нет.

<p><i>Рекомендую игру любителям открытых миров. В особенности фанатам недружелюбных миров, в которых игроку придётся попотеть, чтобы чего-то достигнуть. Тем, кому нравится возиться в механиках игры. И, разумеется, фанатам мех.</i></p>

Рекомендую игру любителям открытых миров. В особенности фанатам недружелюбных миров, в которых игроку придётся попотеть, чтобы чего-то достигнуть. Тем, кому нравится возиться в механиках игры. И, разумеется, фанатам мех.

44 показа
5K5K открытий
Контент для взрослых
49 комментариев

Чувство полёта в игре было потрясающим. Выпустили бы ремастер/порт, как и первый Xenoblade с удовольствием бы ещё раз прошёл. Отдал игре на релизе 140 часов и не жалею.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хоть у игры и слабоватая история, лично для меня этой лучший Xenoblade. Просто путешествовать по большому миру, выполнять квесты и слушать необычную музыку для меня было в радость как и на Wii U, так и на эмуляторе.
https://youtu.be/TfcMBojGdfM

Ответить

Они не поскупились на музыку, тут композитор – Хироюки Савано (Kill La Kill, Attack on Titan, Gundam Unicorn, Aldnoah.Zero, Kabaneri of the Iron Fortress)

Ответить

Эмуль как называется? Есть особые настройки?
Я 2ую часть запускал на Язу - тормозит.

Ответить

Неплохая игра. Но не прошёл. Вот такая лимитка в коллекции

Ответить

пассажиров подпитого корабляА всё почему? Пить меньше надо!

Ответить