Vanquish - сверхскоростная кибер-клюква
Обзор первой и последней игры Синдзи Миками в Platinum Games.
Когда речь заходит о Platinum Games, часто на ум приходят такие проекты, как Bayonetta, Metal Gear Rising или же Nier Automata. Однако, в копилке игр этой талантливой студии есть еще один небезизвестный экшн, который был создан одним из основателей студии - Синдзи Миками, который является "отцом" Resident Evil, Dino Crisis, God Hand и других достойных игр.
Vanquish представляет собой экшн от третьего лица. В долгосрочной перспективе, это была попытка Миками переосмыслить тогдашнее понимание этого жанра. Сильно зависящая от укрытий формула шутеров, в духе Gears of War, начала приедаться разработчикам, и они решили попробовать нечто новое. В итоге, Platinum Games решила подойти созданию Vanquish несколько иным путем. А именно, они рассматривали проект как экшн, ориентированный на ближние бои. При этом, в бою одним из главных факторов должна была быть скорость и быстрое перемещение.
У команды Platinum Games как-раз и был опыт в создании подобных игр, а продюсером Vanquish выступил Ацуси Инаба, который также был продюсером God Hand, Viewtiful Joe, Okami и других игр, в основе которых лежали ближние динамичные бои. Заручившись издателем в виде Sega, Platinum Games начала разработку игры в 2007 году, и спустя три года Vanquish выходит во всем мире на Xbox 360 и PS3.
Сюжет
Действие Vanquish происходит в недалеком будущем нашего мира. По сюжету игры, население Земли продолжает увеличивается, а страны начали борьбу за скудные ресурсы. Соединенные Штаты Америки пытаются решить энергетические проблемы, запустив в космос специальную колонию "Провиденс", использующую микроволновый передатчик солнечной энергии для обеспечения альтернативного источника энергии.
Однако, на "Провиденс" нападают русские сепаратисты во главе с Виктором Зайцевым, которые свергли правительство Российской Федерации. Они захватывают станцию и используют микроволновый передатчик для разрушения Сан-Франциско. Зайцев же требует от американского правительства сдаться, иначе его следующей целью станет Нью-Йорк. Президент США, не желая подчинятся требованию захватчиков, отправляет на станцию целую армию американских бойцов с целью отбить контроль над "Провиденсом" и ликвидировать Зайцева.
Кроме того, армия нанимает для помощи бойца DAPRA, а по совместительству главного героя - Сэма Гидеона. Его главной особенностью является специальный костюм ARS, который позволяет значительно ускоряться, улучшает реакцию и позволяет сканировать вражеское оружие, чтобы получать его копии или же улучшать его. Направлять Сэма будет его напарница по DAPRA Елена Иванова, которая находится на специальном корабле в открытом космосе. Их же главной задачей является боевое тестирование костюма Сэма. Кроме того, главный герой также должен спасти профессора Кандида, которого похитил Зайцев, надеясь с помощью его знаний превратить "Провиденс" в оружие массового поражения.
Поначалу, сюжет может и вправду заинтересовать. Экспозиция неплохо заводит игрока, позволяет четко понять задачу Сэма и определить его союзников и врагов. Да и сеттинг может заставить подумать, что перед нами будет добротный политический трэш (в хорошем смысле этого слова), как в Metal Gear Rising, еще одной игры от Platinum Games. Но по мере прохождения становится ясно, что именно сюжет и является одной из слабых сторон Vanquish. Нельзя сказать, что история тут совсем ужасна или недоработана. Однако, у вас может возникать ощущение, что сценаристы могли поработать над ней немного лучше.
Сразу скажу, что в Vanquish вам не стоит надеятся на долгие катсцены или диалоги. а сама суть истории подается максимально клишировано. К сожалению, Platinum Games создали очередной сюжет, где бравые американские бойцы спасают мир от злых русских. А хотя основных персонажей здесь не так уж и много, их диалоги довольно интересные. В особенности выделяется главный герой Сэм. Он представлен харизматичным персонажем, а хорошая актерская игра от Гидеона Эмери и фразы в его исполнении действительно заставили меня запомнить протагониста Vanquish.
Неплохую динамику обеспечивает подполковник Бернс, командир вторжения на "Провиденс". Будучи серьезным старым воякой, он постоянно огрызается на Сэма и часто спорит с ним. Но в критические моменты, Бернс тут же готов прийти к нему на помощь. Также немного выделяется чрезмерный патриотизм и желание выполнить задание любой ценой, даже если потребуется погубить сотню бойцов ради этого. Складывается некоторое ощущение, что персонаж представляет себя эдакую пародию на персонажей типичных американских боевиков.
К сожалению, остальные персонажи не являются такими уж запоминающимся. А главного злодея Зайцева, как и некоторых основных героев, в игре довольно мало. Достаточно посредственный сюжет не позволяет горячо похвалить Vanquish, именно как сюжетное произведение. Хотя история в Vanquish не является выдающейся, драйвовый геймлей с лихвой перекрывает этот недостаток.
Особенности костюма
Как уже было сказано, Vanquish был попыткой Синдзи Миками разнообразить тогдашние шутеры от третьего лица. Постоянно укрываясь и перебегая между укрытиями, игроки могли потерять динамику боя и просидеть весь бой на одном месте, попутно отстреливая высовывающихся недругов. Поэтому, разработчики Vanquish выбрали несколько иной подход. Прежде всего, Миками желал сделать экшн, в котором скорость будет превыше всего, а сам игрок должен был постоянно передвигаться, не теряя динамики боя. Кроме того, сами укрытия никуда не должны были исчезать, но их предназначение поменялось.
Это видение разработчика было реализовано в особых механиках костюма. А именно, для быстрого передвижения используется механика "буста". У Сэма есть возможность мгновенно ускориться и проехаться на коленях. С помощью этой способности, можно легко передвигаться до позиции врага или укрытий. В определенных случаях, игрок имеет возможность с помощью такого буста атаковать врага в ближнем бою, что мгновенно его уничтожит.
Еще одной способностью костюма ARS является замедление времени или же AR Mode, как его назвали здесь. Данная способность позволяет Сэму в буквальном смысле замедлить время и при этом имея возможность передвигаться и стрелять быстрее замедленных противников, быстрее расправится с противниками или же отступить в укрытие. Кроме того, AR Mode включается когда Сэм получает слишком много урона и находится под риском смерти. Это же поможет игроку быстрее перехватить инициативу в бою и выйти из, казалось бы, проигрышной ситуации.
Эти две способности часто выгодно комбинировать и использовать в напряженных ситуациях. В Vanquish будет не одна ситуация, когда вместо сидения в укрытиях игроку стоит быстро двигаться вперед и отстреливать врагов, попутно задействуя AR Modе для уклонения от вражеских пуль и точного отстрела роботических врагов.
Однако, подобные трюки всегда имеют свою цену. Используя буст, AR Modе или же просто получая урон от врагов, костюм Сэма будет перегреваться. И в момент перегрева, функции костюма будут не доступными для использования, а если перегрев достигнет критической точки, Сэм умрет. Остудить костюм можно просто отсидевшись в укрытии, а затем снова ринутся в бой. Такая особенность костюма заставляет внимательно следить за своим здоровьем и дает понять, как именно Platinum Games смогли переосмыслить укрытия и другие шутерные механики в Vanquish.
Постоянное обучение
Продюсер игры Ацуси Инаба говорил, что Platinum Games при создании игр ставит упор на обычный уровень сложности и на неопытных игроков, поскольку хочет, чтобы они "получили лучший опыт от игры". По моему личному опыту, слова Инабы подтвердились в Vanquish. От стрельбы и общего геймплея может получить удовольствие как новичок, как и ветеран игр экшн-игр. Но темп и стиль игры могут заметно отличатся.
Изначально, механику буста в Vanquish новички могут использовать лишь как средство передвижения между укрытиями. И хоть AR Mode будет использоваться тут и там, он может и не сыграть большой роли в прохождении, поскольку его частое использование перегревает костюм и ставит игрока в уязвимое положение. И, если вовремя передвигаться между укрытиями и правильно их позиционировать, Vanquish можно вполне пройти, как если бы игра была типичным cover-shooter-ом.
Но при дальнейшем и повторных прохождениях, механики игры могут всё больше раскрываться для игрока, который будет становится всё опытней. Использование буста и AR Mode не будет ограничено использованием лишь в укрытиях. Замедление времени теперь может использоваться при удачных прыжках и перекатах, а быстрое перемещение игрок использует не только для передвижения между безопасными местами, но и быстрого маневрирования и перемещения во фланг противника, дабы ударить по их слабым местам. Такое частое использование механик костюма, как было сказано, может привести к быстрому перегреву костюма, и игрок должен будет подумать об скором отступлении и укрытии. Теперь, темп игры постоянно меняется на атакующий или оборонительный. А укрытия теперь перестают играть роль постоянного места для отсидки, и воспринимаются как временное место для подзарядки костюма, после которой вы снова ринетесь в открытый бой.
При неоднократных прохождениях встречаются мелкие детали, которые могут еще сильнее разнообразить игровой процесс и упростить истребление злых русских роботов, хотя разработчики прямо и не говорили об этих вещах при обучении игроков. К ним можно отнести перекаты во время первых секунд использования слайда, которые помогают сэкономить энергию, стрельба в AR Mode в кинутую гранату, взрывающуюся после выстрела в нужной позиции или же обычный перекур за укрытием, который поможет отвлечь врагов.
В геймплейном плане, Vanquish - довольно глубокая игра, хорошо вознаграждающая игроков, которые готовы учится и комбинировать механики. В неё можно было бы играть и получать удовольствие, как если бы она была обычным шутером с кучей укрытий. Но если игрок решит углубится в игровой процесс и лучше изучить механики Vanquish, то игра вполне может преобразится для вас.
Отстрел механических недругов
Но какой бы не был крутой костюм у Сэма, далеко он не уйдёт без надежного оружия. А арсенал в Vanquish довольно обширный. На выбор игроку дается оружие от мелкого бронебойного пистолета до целых ракетных установок и больших лазеров. Каждое оружие довольно уникально и хорошо применятся в различных ситуациях, и я бы не сказал, что среди них можно выделить какое-то лучшее.
Еще одной особенностью костюма Сэма является сканирование и копирование оружия противника. Это означает, что оружие в Vanquish можно улучшать, увеличивая урон или вместимость магазинов. Однако, сам апгрейд является довольно специфическим. С вражеских роботов могут падать специальные предметы, которые моментально улучшат ваше орудие убийства. Но к тому же, это самое орудие можно апгрейдить, подбирая подобное оружие на локациях. При условии, если в вашем условном пулемёте полный боекомплект, и вы подберете такой же пулемет, он сможет улучшится. Такая специфика апгрейда может вызывать паранойю и заставлять не использовать оружие, поскольку вы будете боятся, что скоро вы встретите подобное и не сможете его улучшить.
А улучшать своё оружие всё же стоит, поскольку враги на станции "Провиденс" присутствуют в большом количестве. Кроме того, недруги довольно разнообразны и к каждому стоит применить отдельный подход. Есть и обычная пехота с боевыми винтовками, есть и большие роботы, что выпускают смертельные для игрока лазеры, при этом оголяя своё ядро, есть роботы, представляющие собой ходячие ракетные установки, и куча других механических врагов, которые отличаются по строению и подходу к битве.
Использование комбинированных функций костюма может значительно облегчить бои в Vanquish. Эффективное маневрирование и заходы во фланг противника дадут возможность не только избежать смертельных атак, но и быстрее найти и уничтожить слабые места, которые есть у каждого робота. Кроме того, игрок должен всегда обращать внимание на своё окружение. Так, кроме типичных красных бочек, можно взорвать и большую ракету, которая только вылетела от противника. Если удачно войти в AR Mode и поймать момент вылета ракеты, можно не только уничтожить робота, выпустившего ее, но и других врагов, стоявших рядом с ним.
Отдельного упоминания стоят боссы в Vanquish. Стоит сказать, что хоть и полноценных боссов в игре немного, а бои с некоторыми повторяются несколько раз, Platinum Games действительно смогли создать их уникальными. В распоряжении русских террористов будут и гигантские механические пауки, и роботы, похожие на терминатора T-1000, и машины, что могут разлетаться на мелкие кусочки, а затем снова собираться. Каждый противник представляет опасность как и в ближнем в бою, так и в дальнем. Кроме того, в боях с боссами может происходит эффектное QTE. Поэтому в подобных сражениях игрок всегда должен быть начеку.
Сами же бои с механическими врагами происходят в разнообразных локациях. По мере прохождения, игрока будут ждать перестрелки в городских локациях, на быстро движущихся поездах, в реакторах гигантских роботов и других интересных местах. Даже будет присутствовать небольшой стелс-сегмент, в котором главные герои должны незаметно отстрелить все фонари и тихо пробраться до нужной точки. Подобное разнообразие локаций точно не даст заскучать игроку.
Также, в Vanquish доступен Challenge Mode, в котором игрок сражается с ордами противников на сюжетных локациях. Сами же бои происходят на время и вы можете ставить свои рекорды, попутно хвастаясь, как быстро вы смогли уничтожить врагов. Эти испытания потребуют от вас эффективно использовать механики костюма и придумать настолько быстрые способы убийства, насколько возможно. Кроме того, подобные задания могут стать хорошей тренировкой для игроков, которые хотят изучить механики Vanquish по максимуму.
Итог
Как многие другие игры от Platinum Games, Vanquish смело можно рекомендовать тем, кто ждет драйвового геймплея и глубоких механик, вознаграждающих игрока при должном изучении. И не смотря на довольно посредственный сюжет и странную систему улучшения оружия, Vanquish отлично встретит как и новичков, так и ветеранов экшенов. Кроме того, игра была переиздана сначала на ПК в 2017 г., а затем на Xbox One и PS4 в 2020 г. и доступна большему количество игроков. Если вам хочется испытать действительно новых ощущений в шутерах, Vanquish может стать хорошим приобретением.