Джузеппе Гарибальди вне Италии

Менее известные фрагменты биографии объединителя Италии

Формально впервые Джузеппе Гарибальди оказался вне Италии сразу после своего рождения в 1807 году: на тот момент родная для него Ницца относилась к Французской империи. Вообще Ницца с некоторыми перерывами без малого почти 500 лет (с 1388 по 1860) принадлежала Савойскому герцогству, которое с 1720 года являлось частью Сардинского королевства, ставшего позднее ядром для объединения Италии. По иронии судьбы, последующие события, участником которых и был Гарибальди, привели к тому, что в 1860 году Ницца в составе Савойи отошла Франции в качестве своего рода оплаты помощи в освобождении северной части Италии от Австрии.

Карта объединения Италии в 1859-1870 гг.
Карта объединения Италии в 1859-1870 гг.

Джузеппе Гарибальди с подросткового возраста пошел по стопам отца и начал заниматься морской торговлей. В 1833 с грузом апельсинов он оказался в Таганроге, где вступил в тайное общество "Молодая Италия" и впервые загорелся идеей объединения страны. Однако после участия в неудачной попытке восстания в Генуе в 1834 году Гарибальди был приговорен к позорной смертной казни (расстрел в спину) и поэтому вынужден покинуть Италию, после чего через некоторое время перебрался в Бразилию.

В Бразилии Гарибальди сублимировал свой освободительный порыв, поучаствовав в войне Фаррапус (farrapos — "лохмотья" на португальском) на стороне самопровозглашенной Республики Риу-Гранди. В данном случае название отражает содержание: бедняки отсталого региона выступили против правления в Бразильской империи, а Джузеппе для них грабил правительственные корабли. Успехом это мероприятие не увенчалось, однако сам Гарибальди смог получить первый важный опыт и "прокачаться" от капитана корабля до командующего небольшой флотилией.

Гарибальди ведет флот Риу-Гранди, картина Лючилио де Альбукерке 1916 года
Гарибальди ведет флот Риу-Гранди, картина Лючилио де Альбукерке 1916 года

Более значительным во всех смыслах оказалось последующее участие в Гражданской войне в Уругвае (1839-1851). Одной из сторон здесь выступала либеральная буржуазия "Колорадос" (рус. "красные", "цветные"), а другой — "Бланкос" (рус. "белые") — консервативные земледельцы. На стороне "Колорадос" Гарибальди на этот раз вел не только морские сражения, но и сражения на суше во главе специально сформированного Итальянского Легиона (около 200 человек). В этот же период появляется и наиболее характерный атрибут его сторонников: в качестве обмундирования его солдатам со склада достались красные рубашки, которые предназначались для отправки на аргентинские скотобойни, так как пятна крови на них менее заметны. Вообще среди исторических деятелей у Гарибальди довольно высокие шансы попасть в рубрику "steal his look". Тут и характерные рубашка с шапочкой, и шарф, и пончо, и даже, по одной из версий, джинсы: Джузеппе, как и другие итальянские моряки, носил генуэзские синие (а из-за износа голубые) штаны, которые также называли "blue de Genes" (с фр. "синева Генуи") — отсюда и название "jeans".

Гарибальди с большинством характерных атрибутов
Гарибальди с большинством характерных атрибутов

Впоследствии под влиянием этого образа появились, например, красные блузки-гарибальдийки, которые в Российской империи служили также символом борьбы женщин за свои права. Кстати, в России Осип Гарибалка (сочетание характерных прозвищ в России) был очень популярной персоной, а ученый Лев Мечников (брат нобелевского лауреата) даже смог побыть его непосредственным сподвижником и поучаствовать в освобождении Италии.

Ключевым эпизодом событий в Уругвае стала почти восьмилетняя осада хорошо укрепленной столицы Монтевидео, возвышенная сравнением с осадой Трои от Александра Дюма. Однако даже более значительную славу по сравнению с обороной Монтевидео Гарибальди принесла победа в битве при Сант-Антонио (1846), в которой удалось разбить в почти 5 раз превосходящие силы врага. Таким образом, в 1848 Джузеппе Гарибальди вернулся в Европу уже с определенным именем и опытом, который в частности мог пригодиться при обороне Рима в 1849 году.

Между первой и второй попытками освобождения Италии Гарибальди много путешествовал: США, Перу, Чили, Китай, Австралия, Великобритания (где он познакомился с Герценом). Наиболее же значимым из списка можно назвать пребывание в США, с этой страной связано и несколько достаточно интересных историй. Во-первых, по альтернативной версии концепт красных рубашек был вдохновлен формой пожарной службы в США. Во-вторых, уже после завершения "Экспедиции тысячи" и формирования Королевства Италия в 1861 году президент Линкольн предложит Гарибальди возглавить армию Севера в начавшейся Гражданской войне, что демонстрирует уровень его славы в мире. Джузеппе, конечно, отказался: у него впереди участие в освобождении севера Италии и два неудачных похода на Рим, которые обострили отношения Гарибальди с руководством формирующейся Италии.

Пожарники в США на картине Джеймса Квина (1851)
Пожарники в США на картине Джеймса Квина (1851)

В 1870 году произошло сразу два достаточно важных с исторической точки зрения события: окончательное присоединение Рима к Итальянскому королевству и начало франко-прусской войны. В первом Гарибальди не дали поучаствовать, а вот во втором случае французы приняли предложение Джузеппе о помощи. По факту Гарибальди руководил преимущественно добровольческой армией и выполнял второстепенные функции, однако по меркам этой войны даже отсутствие крупных поражений уже могло считаться большим успехом.

из всех генералов, сражавшихся на стороне Франции, он — единственный, кто не был побеждён

Виктор Гюго о Джузеппе Гарибальди

Интересно здесь и немного другое: у Гарибальди как будто совсем не было явных поводов оказывать помощь Франции. Французский гарнизон охранял Рим, когда Гарибальди несколько раз вел на него войска, а удалось его захватить как раз из-за вывода гарнизона в связи с началом франко-прусской войны. Плюс Франции относительно незадолго до этого отошла родная Ницца, чему Гарибальди очень противился.

В итоге же он в возрасте 63 лет, уже не очень здоровый, едет воевать за эту самую Францию да еще и сыновей с собой берет. В качестве главного фактора для этого называют переход Франции от империи к Третьей Республике (1870-1940): в Битве при Седане в сентябре 1870 императора Наполеона III пленили, после чего в последний раз в истории страны была свергнута монархия. То есть то ли идея монархии настолько претила Джузеппе, то ли личность Наполеона III (с итальянской монархией в лице Виктора Эммануила II отношения тоже не сложились), то ли просто он хотел поддержать баланс и защитить слабых. При этом поддержать Парижскую коммуну, восставшую уже в рамках Республики, он отказался, мотивируя тем, что это может привести к гражданской войне, хотя свой революционный путь он буквально начал с чего-то похожего в Бразилии и Уругвае. Что это: мудрость возраста, старость или "это другое"? Остается только догадываться. Остаток своей жизни до 1882 года Джузеппе Гарибальди провел как никогда спокойно, преимущественно в своем поместье на острове Капрера вблизи Сардинии.

Рассмотренные сюжеты позволяют более выпукло представить одну из наиболее ярких личностей в истории. Безусловно, его главным достижением останется участие в освобождении и объединении Италии, однако детали биографии также показывают и другое — Джузеппе Гарибальди это не просто великий патриот своей страны, это человек, который способен поставить идеалы выше всего материального и приземленного.

3.5K3.5K показов
265265 открытий
11 репост
1 комментарий

Эх, сюда бы сейчас Витю Зуева

Ответить