Понтийский цикл ЧАСТЬ II Путь к успеху

Понтийский цикл ЧАСТЬ II Путь к успеху

Сами леса Лордерона прошептали мне это имя – Артас…

Кхм, прошу прощения, что-то мы в другую степь уходим, однако параллели в образах падшего принца и последнего царя греческого мира явно прослеживаются.

В предыдущей части Понтийского цикла мы подробно рассмотрели рождение и становление Понта как одного из сильнейших государств своего времени. Несколько поколений царей строили могущество державы при помощи изворотливой внешней политики. Митридат Эвергет, готовившийся воевать с Римом, пал жертвой интриг. Его сын убит горем, но во взгляде матери юнец видит злое торжество, что же ждёт наследника Понта?

Нырнем чуть глубже в прошлое. На дворе 132 г. до н.э., Синопа. Темноту черноморской ночи озаряет небесный огонь – комета, предвестившая рождение наследника престола. Мальчику дали династическое имя – Митридат, что означает «данный Митрой». Митра – бог Солнца, Милости и Света у древних персов. В восточных верованиях комета считалась счастливым явлением, символом надежды. В противовес выступали представления о небесном огне как о вестнике страшных несчастий у западного мира. Весьма иронично, учитывая сплав западной и восточной культуры в Понте.

Комета - предвестник
Комета - предвестник

Детство будущего правителя Понтийского царства овеяно легендами. Не мудрено, ведь ещё до рождения Митридата Евпатора в народе жила вера в пророчество о царе-освободителе. Окрылившийся после победы над Карфагеном Рим воспринимался соседями как чванливый выскочка.

К 130-м годам до н.э. римляне установили свою власть над почти всей территорией западного Средиземноморья. В отношениях с Республикой было 3 пути:

1) Подчиниться сразу и стать новой провинцией – вариант для лохов, у которых нет возможности и желания оказать сопротивление;

2) Оказать сопротивление и навлечь на своих людей тяготы войны, голода, эпидемий… Скорее всего, закончится победой Рима и обращением жителей покоренных земель в рабство;

3) Стать «другом и союзником римского народа» – вступить в НАТО Римский политический блок. Это означает по первому требованию снабжать армию Республики подкреплениями, провиантом, квартировать солдат на зимний постой. Попытка противиться расценивается как измена со всеми вытекающими последствиями. В обмен ваше государство получит надежную римскую крышу. По крайней мере до тех пор, пока у ребят в тогах вновь не проснется аппетит…

Поэтому ещё до рождения у Митридата скопилось определенное количество поклонников. Впоследствии, уже после прихода к власти, царь установил настоящий культ своей личности. Говорили, например, что в младенческом возрасте в колыбель царя ударила молния, ребенок остался цел и невредим, а произошедшее списали на благословление самого Зевса. Царь активно распространял этот миф, дабы утвердить свое божественное происхождение. Часто он сравнивал себя с героями преданий Персии и Эллады, такими как Геракл и Ясон.

Не, ну глядя на такой пресс поневоле задумаешься…
Не, ну глядя на такой пресс поневоле задумаешься…

Легенды легендами, однако отец взаправду обеспечил звездному сыну лучшее образование своего времени. С детских лет Митридат совместно с другими детьми из знатнейших семей Понта обучался верховой езде, стрельбе из лука, управлению колесницей. Заучивал наизусть «Илиаду» и упражнялся в ораторском искусстве. А особенно мальчику нравилась наука токсикология. Черноморские земли – это настоящий край изобилия лекарственных и ядовитых растений, редких минералов, применяемых в химии. Парень быстро подметил, что одно и тоже вещество в разных дозировках может быть как медикаментом, так и ядом. И не гнушался ставить опыты на братьях наших меньших. Вероятно, это увлечение спасло мальцу жизнь во время будущих покушений.

Наследник престола сопровождал отца на званных приемах. Наваристый бульон из наций, проживающих в Понтийском царстве, обеспечил пацану знание иностранных языков – Митридат свободно владел персидским, греческим, латынью. Обладал он и глубокими познаниями в географии, истории, мифологии и военном деле.

Инкубатор гигачадов
Инкубатор гигачадов

Известно, что для юного царя Александр Македонский и Кир Великий, основатель Персидской империи, были кумирами, и он старался подражать им. Мальчик в мельчайших подробностях знал историю и Ганнибала Барки – врага Рима под №1, погибшего за 50 лет до рождения нашего героя. Но наиболее сильное впечатление на Митридата произвело событие, которое он застал лично, — антиримское восстание Аристоника в соседнем греческом государстве Пергаме. А дело было так.

Правитель полиса Пергама — царь Аттал III — был человеком своеобразным. Вместо государственных дел он предпочитал заниматься ботаникой в своем саду, носил простую одежду, не устраивал симпозиумов. А как говорил Антон Павлович Чехов: «Если человек не курит и не пьет, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?». Злые языки поговаривали, что владыка Пергамского царства перетравил всю свою семью и сошел с ума. Вопрос сумасшествия Аттала весьма спорный и заслуживает отдельного разговора. Сейчас нам важно то, что этот античный хиппи умер не своей смертью, а его завещание шокировало родственников. В нем черным по белому было прописано: «Отдать ВСЁ Римской республике»…

Брат несвоевременно почившего монарха, Аристоник, немедленно поднял восстание против Рима. Началась война, греческие полисы, по своему обыкновению, разделились на 2 лагеря: один в поддержку восставших, второй — римлян. Мятежники собрали могучий флот, но в сражении при Кимах потерпели разгромное поражение от сил Республики. Аристоник сбежал, казалось бы — всё кончено…

Но не тут-то было. Лидер повстанцев ушел в Центральную Анатолию (центр современной Турции) и основал там город Гелиополь — «город солнца». Все граждане полиса объявлялись свободными независимо от своего происхождения, все долговые обязательства отменялись. Жители обладали равными правами. Фактически, Аристоник создал первую коммуну, а ее члены назвали себя «гелиополитами».

Античный Ленин
Античный Ленин

Римлянам существование такого государства изрядно подпортило настроение. Не удивительно, ведь в те годы рабы составляли 20% населения Республики, каждый пятый человек. Интересно, что же эти люди будут делать, когда узнают о волшебной стране, где все невольники обретают свободу?

Гелиополь был взят в осаду, но стойко держал удар. Аристонику удалось нанести римлянам несколько поражений. Тогда консул Маний Аквилий пошел на хитрость. По его приказу ночью римляне отравили колодцы и канализацию города. Люди умирали от яда прямо на улицах, даже в Риме не одобрили такую тактику, сочтя ее бесчестной. В конечном итоге Город Солнца был разрушен, жители проданы в рабство, а античный «коммунист» сложил свою голову в Туллианской тюрьме.

Понтийский цикл ЧАСТЬ II Путь к успеху

Несомненно, Митридату, которому на момент этих драматических событий было 6-7 лет, крепко засела в голову повесть об отважном борце за свободу от произвола Рима. Стратегия освобождения рабов стала одной из его любимых.

Царевич рос, креп и набирался знаний об устройстве государственных дел. На смену счастливому детству пришла пора отрочества, начавшаяся с убийства отца… Престол унаследовал сам Митридат и его младший брат с таким же именем. Регентом при малолетних правителях назначили их мать, царицу Лаодику. С этих пор спокойное житье нашего героя завершилось. На мальчика было совершено несколько покушений, его пытались отравить, давали диких лошадей во время упражнений в верховой езде. Юноша смог справиться с трудностями, однако на всю жизнь приобрел хроническую паранойю и спал с кинжалом под подушкой.

Лаодика, очевидно, стремилась избавиться от неугодного сына и брала пример со своей коллеги из соседней страны Каппадокии. Та, дабы подольше посидеть на троне, по очереди отравила 5 сыновей. В целом практика убийства детей для продления собственных полномочий не была чем-то шокирующим в то время. Абсолютная власть развращает абсолютно…

Митридат, всерьез опасаясь за свою жизнь, принял решение бежать из Понта. Вместе со своими друзьями детства он разработал план, согласно которому юный царь в сопровождении свиты отправлялся на охоту, с которой им не суждено было вернуться. Отрезок жизни Евпатора от его добровольного изгнания и до возвращения на Понтийский престол – самая таинственная часть биографии последнего великого греческого царя.

Направо пойдешь…
Направо пойдешь…

По рассказу римского историка Юстина и обрывочным сведениям более поздних биографов можно составить следующую картину. Митридат скрывался в горах и лесах Понта. Добывал пропитание охотой и собирательством, сражался с дикими зверьми. Со своей свитой царь познал все тяготы жизни собственных подданых. Они видели и труд деревенских жителей, и гибель рабов на рудниках от испарений мышьяка. Побывали пацаны и у диких племен, проживающих на побережье Черного моря, от чьих набегов страдали местные жители. В конечном итоге юноша нашел убежище у царя Малой Армении Антипатра. У старика не было наследника, а потому он принял изгнанников под свое покровительство.

Молодой и отчаянный царь
Молодой и отчаянный царь

Из Малой Армении Митридат стал готовить фундамент для своего возвращения на Родину. Понтийский двор раскололся на 2 части, царицу Лаодику волновали лишь развлечения, о благополучии державы дама не беспокоилась. Проримская политика Лаодики сильно не нравилась соратникам погибшего царя, а повышение налогов злило простых людей. Реальную власть она сохранила лишь в Синопе и окружавших столицу землях, остальной Понт или пребывал в безвластии и запустении, или находился под контролем бывших военачальников отца Митридата.

После нас хоть потоп
После нас хоть потоп

О том, как Митридат вернул себе царство, не осталось практически никаких свидетельств. Известно лишь, что произошло это бескровно и царица с младшим братом монарха без сопротивления отдали власть законному владельцу. Вероятно, наследник Понта, находясь в Малой Армении, создал разветвленную сеть информаторов и узнал о положении дел своей вотчины. Далее Митридат заручился поддержкой старой аристократии, распустил в народе слух о своем возвращении и вуаля – дело в шляпе. Антипатр за свое благородство был щедро вознагражден. Его царство всегда имело в Понтийском царстве автономию.

Младший брат царя был казнен. С матерью же Митридат поступил более… изящно. Ее заточили в темницу, однако сынок приказал, чтобы Лаодику никто и пальцем не смел тронуть. Приказ был исполнен в точности, к бывшей царице заходили все реже и реже. А потом ее перестали кормить.

После 7-летнего отсутствия, полного страданий и лишений, на престол взошел истинный правитель Понта – Митридат VI Евпатор. Он уже не тот запуганный мальчик, каким был в начале своего пути. Теперь он полный сил и энергии юноша. На дворе 113 г. до н.э. и у царя много дел. Но о них мы поговорим в следующий раз.

Понтийский цикл ЧАСТЬ II Путь к успеху

До скорого, друзья!

88
4 комментария

Подумал что это Попаданцы.

Митридат - это вообще прикольный чел. Придерживался традиционных ценностей, боролся с Западом. Не зря в честь него город в Крыму назвали

Так сказать, создавал многополярный мир, до того, как это стало мейнстримом