Наука Резак Шрёдингера
4 336

Чёрные дыры

Теории и факты о самых загадочных объектах космоса.

В закладки

Вокруг сверхплотных космических объектов, называемых «Чёрными дырами», существует множество домыслов: начнём с того, что они вовсе не чёрного цвета, и это вовсе не дыры, а скорее всего бывшие звёзды. Один из ближайших объектов такого типа находится в созвездии Лебедя в 8 тысячах световых лет от Земли, он в 12 раз тяжелее Солнца.

Художественное представление Чёрной дыры.

Наука пока не отвечает достоверно на вопрос, как образовались Чёрные дыры. По одной из теорий, переход в сверхплотное состояние так называемой «сингулярности» — финальная стадия жизни звезды, ее коллапс.

Вообразим звезду в космосе, ставшую настолько плотной, что внутри нее возникает гигантская гравитация — она притягивает не только вещество, но и кванты света. Затем звезда переходит в иное состояние. Снаружи наблюдатель не видит захваченный объектом свет, а значит и сам объект ощутим, но невидим. Мы лишь предполагаем, что происходит внутри такой «дыры» — суть лежит за гранью понимания современной науки.

Сегодня астрофизики исследуют только границу Чёрной дыры, так называемый «горизонт событий» — гравитационный барьер между ней и Вселенной. Чем ближе к горизонту, тем сильнее искривление пространство-времени, а как только путешественник «падает» внутрь дыры — предполагается, что и пространство, и время (какими мы их знаем с точки зрения физики нашей Вселенной) перестают для него существовать.

Условный космический корабль, попавший в дыру, переходит в безвременное статическое состояние. Очень условный корабль, потому что на подлёте к горизонту событий он распадётся на атомы, которые после станут частью общей внутренней сингулярности. Для наблюдателя со стороны, вся эта субстанция будет бесконечно долго падать в пустоту. Для корабля пройдут доли секунды.

10 апреля СМИ взорвались сенсационной новостью с первыми «фотографиями» Чёрной дыры в галактике Messier 87, их сделали мощные радиотелескопы на разных континентах, объединенные в сеть. Отбросив спекуляции, что же мы действительно увидели?

Чёрная дыра в галактике Messier 87.

Саму Чёрную дыру увидеть нельзя, это тёмная область посредине снимка. Ее окружает тень, возникшая из-за гравитационного искривления света. Чёрная дыра вращается, вокруг нее крутится так называемый «аккреционный диск» вращающихся газов. Окуните прямую палку вертикально одним концом в воду и покрутите другой ее конец, аналогия будет понятна.

Расстояние от края до края видимой области — 100 миллиардов километров, на порядок больше нашей Солнечной системы. Угловая скорость вращения объекта — миллион километров в час. Масса — 6 миллиардов Солнц! Это немыслимые цифры, человеческий мозг отказывается их воспринимать.

Более того, объект расположен в 50 миллионах световых лет от Земли. Мягко говоря, снимок не самый актуальный — фиксировалось радиоизлучение, но и оно не может двигаться быстрее света. Мы наблюдаем события далёкого прошлого. А красивое желто-красное свечение приведено для наглядности, картинка прошла пост-обработку, которая заняла два года.

Главный вывод: теоретические выкладки нашли своё подтверждение. Горизонт событий у «невидимого нечто» существует. Точнее, в конкретном случае, существовал когда-то.

В космологии математические теории переходят в практику долго: в начале прошлого века расширение Вселенной обнаружил Хаббл, затем Гамов задался вопросом «Из какой точки всё началось?». А после открытия и подтверждения реликтового излучения в конце века, теория Большого взрыва стала базовой в описании образования мироздания.

Поэтому, для понимания природы Чёрных дыр, сделаем экскурс в теорию относительности. Ведь формально, по Эйнштейну, Чёрные дыры вообще не должны существовать.

Сейчас я улечу, и мы вряд ли увидимся. Но когда я вернусь, в следующий раз, вас уже не будет. Дело в том, что время на небе и на Земле летит неодинаково: там — мгновения, тут — века. Всё относительно.

Телефильм «Тот самый Мюнхгаузен»
СССР, 1979 год.

В 1783 году о космосе было известно мало, а наблюдения велись в оптические телескопы. Британский астроном Джон Мичелл задался чисто теоретическим вопросом: что случится, если звезда станет настолько большой, что ее не сможет покинуть свет?

На тот момент уже было известно, что у космических тел существует «скорость убегания» — минимальная скорость, при которой с него можно улететь. Так, для Земли это 40 тысяч км/ч — скорость любого объекта, при которой влияние гравитации Земли уже недостаточно, чтобы объект удерживать.

В своих вычислениях, Мичелл приравнял скорость убегания к скорости света (примерно 1 миллиард км/ч) и получил абсолютно невидимый внешнему наблюдателю объект, внутри которого находится «запертый свет».

Теория Мичелла выглядела настолько странной для своего времени, что ее даже не стали клеймить позором, а благополучно забыли. Вплоть до 1905 года, когда скромный работник патентного бюро опубликовал ряд статей, которые перевернули современную физику с ног на голову.

Альберт Эйнштейн (1879–1955).

Математические исследования Эйнштейна воплотились в две теории относительности: специальную и общую.

Специальная теория утверждала, что при движении, близком к скорости света, время замедляется, а масса движущегося тела увеличивается. И расстояние сокращается быстрее, чем объект движется (относительно наблюдателя внутри самого объекта). Также теория связала материю и энергию через известную формулу E=mc в квадрате.

Общая теория относительности рассматривала гравитацию, как побочный результат искривления пространства-времени. Гравитация, в Ньютоновском представлении «силы», объявлялась иллюзией. Представьте мячик, падающий на резиновое полотно. Мячик искривляет пространство полотна, погрузившись внутрь, вокруг него образуется подобие воронки. Теперь заменим «пространство» на «пространство-время».

Уравнения Эйнштейна предполагали красивую статическую Вселенную, не склонную к расширению, но они никак не хотели математически сходиться.

Никак не вписывались в мировоззрение Эйнштейна и Чёрные дыры: по его теории, объекты с сингулярностью не могли существовать. Грубо говоря, бесконечный рост гравитации не мог происходить в статической модели космоса.

Нужно было либо признавать расширение Вселенной, либо отказываться от собственных теорий. Но Эйнштейн придумал элегантное решение — ввести некую «космологическую постоянную», антигравитационную силу пространства (в качестве противодействия возрастающей гравитации), пока еще не изученную, но которая помогает уравнения решить. В результате, вычисления предсказуемо сошлись.

Это была ошибка. О чем сам Эйнштейн признавался позже, дословно как о «величайшей ошибке своей жизни». Космологическая постоянная стала ненужной, когда стали появляться доказательства расширения Вселенной — оказалось, что уравнения Эйнштейна просто не имеют статического решения.

В 1916 году немецкий физик Карл Шварцшильд, в боевых условиях Первой мировой войны, буквально под обстрелом артиллерийских снарядов, нашел точные решения уравнений Эйнштейна для сверхмассивных звезд, в том числе для Чёрных дыр — убрав из них назойливую константу. И отправил свои выкладки соотечественнику Альберту.

Карл Шварцшильд (1873–1916).

В том же году Шварцшильда комиссовали с фронта по болезни. Он вскоре умер, так и не узнав о больших последствиях своего открытия. Учёный подружил теорию относительности с сингулярностью, а дальнейшее развитие технологий позволило глубже заглянуть в далёкий космос. И получить практические доказательства фантастических, но доселе умозрительных предположений.

Космология стартанула вверх, как ракета, внезапно преодолевшая скорость убегания.

Что будет, если сжать Землю до размера шарика, с диаметром 1 сантиметр? Она превратится в Чёрную дыру. Почему именно сантиметр? Это и определил Шварцшильд в своих вычислениях — минимальный радиус, при котором объект становится сингулярностью.

На границе такого объекта учёный представил некую «магическую сферу», которая не выпускает свет. Сегодня мы знаем, что эта сфера — горизонт событий, а радиус от центра объекта до края сферы получил название «радиус Шварцшильда».

Голландец Йоханнес Дросте доказал математически, что лучи света, не попавшие внутрь сингулярности, начинают кружить вокруг нее. А искривление времени на границе горизонта событий настолько сильное, что для наблюдателя со стороны объект замирает перед самым падением в «воронку». Сегодня это подтверждается наблюдениями.

Герман Вейль пошел еще дальше — предположив, что с другой стороны горизонта событий находится новая Вселенная.

Точка сингулярности уходит вглубь экрана (ось Z).

Интересно, что эти теории высказывались при жизни Эйнштейна. В 1922 году он выступил на конференции в Париже, где заявил, что если бы подобные выдумки стали правдой, это стало бы настоящей катастрофой для его понимания науки. Все дискуссии о «тёмных звёздах» и каких-то там «магических сферах» великий физик по-прежнему отметал.

В 1932 Жорж Леметр доказал существование горизонта событий. Позднее, Говард Робертсон это подтвердил. Эйнштейн продолжал упорствовать, написав статью, в которой продолжил оспаривать существование «тёмных звёзд».

Всё больше крупных учёных, таких как создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, подключались к исследованиям и с разных сторон доказывали, что Чёрные дыры все-таки существуют. Правда, понимание процесса их образования и поведение были у каждого свои...

Вечер перестал быть томным, когда в 1935 году Эйнштейн внезапно заявил, что внутри Чёрных дыр расположены пространственно-временные порталы («Мост Эйнштейна–Розена»). Сегодня мы называем их червоточинами, «кротовыми норами».

Идея прохода в другое измерения была точно не нова. Преподаватель математики из Оксфорда по имени Чарльз Доджсон еще 1871 году рассказал о зеркалах, как о порталах в параллельный мир. Сделал он это в неком произведении «Алиса в Зазеркалье» — и да, под псевдонимом Льюис Кэрролл.

Движущей силой новых исследований Эйнштейна была ненавистная им сингулярность. Физик так и не смог примириться с мыслью, что гравитация частицы может со временем стремиться к бесконечности.

Эйнштейн и Розен пошли дальше, точнее глубже — в микромир, представив электрон как Чёрную дыру, применив к такому электрону общую теорию относительности и квантовую теорию поля. Модель воплотилась в виде Вселенных, соединенных горлышком, кротовой норой. Можно двигаться хть сверху вниз, хоть снизу вверх — обратно. Телепорт, по своей сути.

Разворачивая теорию обратно в макромир, проблема моста была в скорости его работы: двери открывались лишь на долю секунды. Если умозрительного путешественника не разорвёт гравитацией уже на подходе к горлышку, он просто не успеет провалиться в нижнюю Вселенную.

Фантастика или фантазёрство? Возможно. Но не забывайте, что это придумал величайший физик современности.

Ближе к концу прошлого века в космос полетели зонды, они буквально раскрыли глаза на межзвёзное пространство и поведение самих звёзд. Теория Роя Керра возникла в 1963 году, еще до эпохи программных космических полетов, но сегодня она подтверждается.

Керр предложил описать коллапсирующую звезду как вращающийся объект, со всё более возрастающей скоростью. У таких дыр есть удивительное свойство: в них можно упасть, не «разбившись», и дальше пролететь сквозь горлышко кротовой норы в другую Вселенную (но без возврата назад).

Критики теории Керра утверждали, что факт появления постороннего объекта вблизи такой дыры послужит причиной закрытия горлышка. Луч света, стремящийся к сингулярности, по ходу движения присоединит к себе огромное количество энергии и станет стражем-убийцей для любого, кто к горизонту событий подберётся.

Тем не менее, возвращаясь к «фотографии» от 10 апреля — это именно Чёрная дыра Керра. Что случилось бы, если рядом с ней оказался астронавт — никто пока не знает. Мы еще не научились летать за 50 миллионов световых лет.

Пока не научились. Но, очевидно, всё еще впереди! Ибо, как говорил один известный барон в упомянутом выше фильме...

Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал.
А тем, что не врёт.

В научном дискорде DTF — день открытых дверей круглый год. Попасть туда можно без вступительных экзаменов и SMS.

Автор поста проверял факты, а затем перепроверял. Но автор — не научный работник, а диванный сочинитель. Если вы наткнулись на фактическую ошибку в посте — отпишитесь в комментариях, я не обижусь и поправлю текст.

Мини-конкурс в комментариях к посту: автор самого популярного комментария получит в подарок электронную книгу Стивена Хокинга «Черные дыры и молодые вселенные». Можно на Литресе, Лабиринте, любом цифровом магазине, у издателя напрямую, разберёмся. Итоги через неделю.

#лонг #космос

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

{ "author_name": "Резак Шрёдингера", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u043e\u043d\u0433","\u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","long"], "comments": 43, "likes": 161, "favorites": 179, "is_advertisement": false, "subsite_label": "science", "id": 46149, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 11 Apr 2019 18:41:33 +0300" }
{ "id": 46149, "author_id": 118627, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/46149\/get","add":"\/comments\/46149\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/46149"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 112327, "last_count_and_date": null }

43 комментария 43 комм.

Приятная статья, особенно приятно читать когда не разбираешься в теме, приятно комментировать, потому что видно что человек действительно потратил время на что-то интересное, а не на очередной наброс. И да просто не пишите комментарии, я выигрываю эту книгу потом вместе почитаем Kappa

Странно, у меня на десктопе одна сортировка популярного, а в приложении другая, и твой коммент в приложении верхний.

В общем, раз так, я тебе тоже приз даю. Скинь почту или если есть, то дискорд.

На самом деле больше всего крышечек вверх у твоего комментария :D, но можно скинуть ссылку сюда vf1m2@smart-mail.info

Ну я ж не могу сам себе приз выдать :) Сегодня отпишу тебе.

Вы слишком строги к себе, я бы себе чего-нибудь подарил, особенно если я выиграл это что-нибудь :3

Кстати небольшой факт. Оранжевый бублик, на самом деле покрашен специально, снимок монохромный . Цвет мог бы быть и синим, зеленым и тд

Космос вообще монохромный. Это первое, что узнаешь, когда покупаешь телескоп и ставишь на балкон.

Ну, не весь же . Планеты вполне себе цветные. А так, конечно, да. И это очень удивляет, когда впервые смотришь на него

Спасибо автору за подарочный сертификат в Литрес на сумму 500р. Очень приятно!

Прошла неделя, у тебя самый верхний комментарий при сортироваки «Популярные». Научный метод анализа этого факта показывает, что приз твой — отпиши, как связаться. В моем случае это почта или дискорд.

Прикольно. Почта kostya2791@yandex.ru

ок я правда не вижу адреса, он закрыт

Это специально. первая и последняя буквы мои, чтобы не палить. отправил.

спасибо за статью, очень доходчиво для человека с улицы

Очень круто. Люблю читать такие статьи, они дают ощущение «ужас, из какого пальца это всё высосано», но ведь на самом деле не так.

Для обычного обозревателя довольно интересная статья.Спасибо!

Ууух вот это пикча, кто автор? Гугол не помог.

Первая? я сам потом гуглил, не могу найти. Первый вариант поста давно написан, я уже не найду, где брал.

Поищите в новости о фотке черной дыры, вроде бы там есть

Речь о арте под заголовком, а не о фото ЧД

Имел ввиду в комментариях под этой новостью, неточно сказал, сори

даже если создать достаточное давление (которое можно будет поддерживать) и огромный вес коробля который выдержит горизонт событий(опред время) 30минут для мозга человека в горизонте событий, может оказаться сутками, и ты сам не заметишь как сожмешься в мясной пикограмм а может и меньше. Это место человек никогда не исследует и все останется в рамках фантазий-теорий-обобщения.

Я бы добавил чутка простейших формул вроде радиуса Шварцшильда, уравнения второй космической скорости, мб чуть подробнее объяснил бы механизм образования колоссальной гравитации) а то совсем уж науч. Поп. Что конечно не плохо)

Думал, но вывел во внешние ссылки.
С формулами на самом деле беда: я «E=mc в квадрате» пишу :) Остальные пришлось бы скриншотить.

Да DTF явно не темная тема нужна, а прокачка редактора статей или хотя бы импорт из других популярных форматов представления текста, из того же тех/латеха уже куда бы проще было жить.

Для подсайта Наука думаю пригодились бы формулы, что скажет товарищ Ширяев?

Товарищ Ширяев скорее всего проигнорирует этот вcё, потому что у них работы и так валом даже с текущим состоянием сайта, и нужно это только скорее всего ~1% писателей статеек, а то может быть и меньше. Но если уж он всё же заглянет, то подкинем ему вот такой годноты https://github.com/Alhadis/Roff.js. Я вообще склоняюсь уже что проще оформлять статью в виде файла и просто давать внутри статьи на него ссылку. Потому что оформление статей в текущем редакторе вызывает болезненные ощущения, если пишется что-то сложнее текста + картинки.

Оу, не подумал про траблы с форматированием)

Но внутренняя часть окружности, образующей «бублик», НЕ является горизонтом событий.
Размер "тени" около 100 млрд. км. Поперечник горизонта событий — 40 млрд. км.

Перефразирую. Вообще странно, пишут что с солнечную систему, а она же всего 9 млрд. км, а не 100.

Всё, нашел источник. 100 миллиардов действительно, получается не просто превосходит Солнечную систему, а значительно. Спасибо за поправку!

С Днём Космонавтики! Поехали!

B Юрий такой молодой....

И юный — Октябрь впереди!

Относительно формулировок надо проверить, т.к. черная дыра это горизонт событий + сингулярность, которую он скрывает, для не вращающихся черных дыр они совпадают (или очень сильно соотносятся), для вращающихся сверхмассивных — нет, и гипотетически после преодоления горизонта событий можно еще какое-то время падать в сингулярность (но скорее всего хуй его знает что там за границей). И кстати кольцо света — это не то что называют фаерволлом?

Прям представляю как Шелдон Купер читал бы и угорал с этой статьи :D (смотревшие сериал, вспомнят аналогичный его стеб над научной-популяризацией для «простых смертных»)
А от себя - спасибо, было очень интересно. А хорошая стимуляциях фантазии - всегда хорошо. Кто знает, во что может вылиться прочтение этой статьи; рассказ, серия рисунков тли даже игра...(=

Классная статья. Хоть в теме черных дыр сложно что-то понять (ученые еще не разобрались, что там я), но читать подобное для меня очень захватывающе. А еще очень люблю научно-популярные фильмы на эту тему.
Кстати, порекомендуйте, пожалуйста, что можно глянуть на тему вселенной, пространства-времени, черных дыр.

Так, для Земли это 40 тысяч км/ч — скорость ракеты, при которой гравитация Земли перестаёт влиять на её движение от планеты. (c)

Влиять то она не перестанет. Просто ее влияния уже недостаточно для того, что бы удержать объект. Точнее говорить не скорость ракеты (на ракетном двигателе как раз можно упердеть от планеты и на 1 м/сек в теории), а именно скорость объекта (хотя конечно каждая селедка - рыба, а каждая ракета - объект). Ибо подразумевается что после приобретения данной скорости никаких иных поджопников улетаемый объект уже не получает )

Просто ее влияния уже недостаточно для того, что бы удержать объект.

Подправлю, спасибо.

К комменту выше, промахнулся.

Ссылка «горизонт событий» вела не на альбом Би-2(((