Что интересного произошло в космосе за неделю? Дайджест новостей за 15 июня

В этом выпуске: Туристы на МКС, Соль на поверхности Европы, Bigelow Aerospace, испытания корабля Орион, поиск экзопланет у Альфа Центавра, корональный выброс массы другой звезды, физика аккреционного диска, миссия Психея, Mr.Steven переименован, Starhopper и Starship от SpaceX, индийская миссия на Луну, Чандраян-2, лунный бассейн Эйткен, происхождение Луны.

Суббота, космос, новости, альфацентавра. Всё, как вы любите.

Начинаем с самого интересного. NASA готовится к коммерческому использованию Международной космической станции. Мы уже не раз говорили, что содержание МКС влетает космическим агентствам стран-участниц, в первую очередь NASA, в копеечку. Снабжение станции, её ремонт, замена устаревших элементов, да даже вывоз мусора в плотные слои атмосферы — всё это стоит огромных денег налогоплательщиков. Поэтому дать возможность частным компаниям на станции заработать, а заодно оплатить NASA ренту — это вполне логичный шаг.

В планы по коммерциализации станции входит пять пунктов:

Во-первых, принята политика коммерческого использования. Она в целом охватывает всё, на чём желающие компании смогут зарабатывать на станции. Там, например, разрешается размещение рекламы. К политике прилагается предварительный прайс за услуги.

Во-вторых, разрешается и даже поощряется запуск туристов на кораблях коммерческих провайдеров. Таких сейчас два, SpaceX и Boeing. Помимо билета на станцию астронавтам придётся оплатить и своё пребывание на МКС: по $35,000 за день. Срок такого пребывания тоже ограничен — не более 30 суток. И коммерческих пилотируемых миссий может быть не больше двух за год.

В-третьих, ведётся работа над новым коммерческим модулем, который будет отдан полностью под озвученные нужды. Его пристыкуют к модулю Гармония, а компания-производитель будет выбрана до конца этого года. Интерес уже проявила NanoRacks, которая запустит небольшой шлюзовый модуль уже в 2019-м году… И Bigelow Aerospace, расширяемый модуль которой уже несколько лет активно используется на МКС в качестве дополнительного места под кладовую.

В-четвёртых, будут привлекаться частные исследования из областей орбитального производства, строительства, биоинженерии. Приветствуются все отрасли, которые могут помочь в будущем наладить постоянное присутствие на орбите и на Луне. Медицина особенно интересна.

Ну и пятым пунктом идёт обновление списка долгосрочных потребностей американского агентства на низкой околоземной орбите. Советую обратить внимание на хорошо оформленную новость от журнала Космолента, где рассмотрены и возможные проблемы. Позволю себе процитировать их заметку:

«Если начинать работу частных компаний в ближайшие годы, не дожидаясь расширения МКС, то дополнительная работа ляжет на плечи астронавтов НАСА. Кроме того, нерешенным остается вопрос прав на интеллектуальную собственность, созданную в космосе. Согласно текущему законодательству, на нее может претендовать НАСА наравне с компанией, собственно создавшей эту собственность»

«Космолента»

Короче, всё это — вопрос не ближайшего года-двух. Даже не пяти лет. Согласно планам, коммерциализация начнётся к 2025-му году — в прошлом году Конгресс США отказался считать эту дату последним годом поддержки станции, так что в каком-то гибридном бюджетно-коммерческом варианте эта поддержка может быть продлена до 2030-го. Лишь бы не висело якорем на других миссиях и планах.

Почти сразу с объявлением NASA о коммерциализации станции Bigelow Aerospace сообщила, что уже внесла аванс за четыре коммерческие миссии на станцию на корабле SpaceX Crew Dragon. За один полёт туристам придётся заплатить $52 миллиона. В каждом коммерческом старте будет по четыре туриста. Всего в Crew Dragon, напомню, помещается семь членов экипажа.

Не осталась в стороне и другая туристически-космическая компания — Space Adventures. Причём пока это единственная организация, свозившая на МКС туристов. С 2001 по 2009й год на станции побывали восемь человек, один из них, Чарльз Симони, слетал туда дважды.

Space Adventures является американской компанией, тесно сотрудничает с РКК «Энергия» и Роскосмосом. А сейчас компания поздравила NASA с новым важным шагом развития МКС и сообщила, что готова выкупить места для коммерческих туристических полётов на кораблях Союз и Boeing Starliner. Нужны только заинтересованные в полётах люди с деньгами.

Ну и хватит о туризме, давайте о чём-то более Лунном. Корабль NASA Orion готовят к испытаниям системы аварийного спасения экипажа. В орионе, напомню, она представлена башней — работает по тому же принципу, что и, например, САС на кораблях «Союз». В качестве стартовой ступени будет использована первая ступень от тяжёлой межконтинентальной баллистической ракеты шахтного базирования под названием Peacekeeper, то есть Миротворец. На основе этой военной ракеты, кстати, был создан лёгкий носитель Минотавр-4.

Так будут выглядеть испытания

Стоит отметить, что в испытаниях не будет использован сам корабль Орион, вместо него NASA установит на ступень массогабаритный макет. Такой, который после завершения испытания не обидно утопить в океане, ведь самое главное — работа башни — уже будет проверено. Старт запланирован на второе июля, о результатах теста мы вам обязательно расскажем.

ESA установили на Очень большом телескопе новый инфракрасный коронограф. Всё это для прямого наблюдения землеподобных экзопланет у Альфа Центавры. Десятого мая телескоп принял первый свет, а всего наблюдения займут примерно 100 часов. Возможности инструмента позволят обнаружить планеты размером вдвое больше Земли, а вообще астрономы планируют получить первое в истории прямое изображение пригодной для жизни экзопланеты.

Кстати, о далёких звёздах. Обсерватория NASA Чандра впервые в истории зарегистрировала корональный выброс массы у другой звезды. Событие произошло на расстоянии 450 световых лет от Земли, а объектом выброса стала звезда HR 9024. Событие было отмечено интенсивной вспышкой рентгеновского излучения с последующим испусканием гигантского пузыря плазмы. Конечно, ни анимации, ни фото этого выброса у нас нет, но зато есть иллюстрация одного из художников NASA.

Иллюстрация коронального выброса массы Credit: NNASA/CXC/INAF/Argiroffi

Вообще, NASA на этой неделе просто заваливает нас новостями. Используя спектральный анализ в видимом свете, ученые-планетологи из NASA JPL обнаружили, что желтый цвет, видимый на участках поверхности Европы, спутника Юпитера, на самом деле представляет собой хлорид натрия. Это соединение известно на Земле как столовая соль и является основным компонентом морской соли.

Согласно опубликованному в журнале Science Advances исследованию, подповерхностный океан Европы может быть оказаться гораздо более похожим на Земные океаны, чем предполагалось ранее.

В открытии особо интересен тот факт, что сама по себе поваренная соль не излучает в инфракрасном спектре, таким образом, заметить её не так просто. Но один из учёных JPL, Кевин Хэнд, обнаружил, что облучённая рентгеновскими лучами соль изменяется до такой степени, что её можно обнаружить в видимом диапазоне! Цвет облучённой соли получает жёлтый оттенок — вроде того, который можно обнаружить в геологически молодом районе Европы.

Фотография Европы  Credit: Hubble/NASA/ESA

Исследователи внимательно изучили снимки телескопа им. Хаббла и их догадка подтвердилась — жёлтоватые участки поверхности спутника действительно поглощают спектр в области 450-ти нанометров.

Пока точно неизвестно, была ли эта соль выброшена из подповерхностного океана Европы, либо появилась вследствие каких-то других процессов.

С помощью подробной математической модели учёные подтвердили, что самая ближняя часть аккреционного диска выравнивается по экватору вращающейся черной дыры. C 1975 года этот процесс оставался загадкой, а решить её смогли благодаря включению в модель турбулентности магнитного поля в согласии со всеми аспектами теории относительности. Предыдущие модели учитывали это параметр упрощённо.

Процессы, идущие в самой ближней области аккреционного диска определяют скорость вращения чёрной дыры, и поэтому, влияют на процессы во всей галактике.

С одной стороны, вещество аккреционного диска настолько близко к черной дыре, что движется через искривленное пространство-время и с огромной скоростью устремляется в черную дыру.

Вращение материи в окрестностях чёрной дыры

Ситуация осложняется тем, что вращение черной дыры заставляет пространство-время вращаться вокруг нее.

Правильный учет обоих этих важнейших эффектов возможен только с использованием общей теории относительности, теории Альберта Эйнштейна, которая предсказывает, как масса объектов влияют на геометрию пространства-времени вокруг них.

Также ранее астрофизики не обладали необходимой вычислительной мощностью для учета магнитной турбулентности или перемешивания вещества внутри аккреционного диска. Это перемешивание - то, что заставляет частицы диска соединяться в форму круга, и что в конечном счете заставляет газ падать в черную дыру.

Конечно же симуляцию получилось воплотить благодаря использованию параллельных вычислений и процессоров множества видеокарт вместо обычных центральных процессоров.

Симуляция отлично демонстрирует выравнивание аккреционного диска перпендикулярно оси вращения чёрной дыры

Также в коде симуляции использовался метод, называемый адаптивным уточнением пространственной сетки, в котором используется динамическая сетка — которая изменяется и адаптируется к потоку движения на протяжении всего моделирования. Это экономит вычислительную мощность и ускоряет процесс моделирования, потому что программа фокусируется только на определенных блоках сетки, где происходит движение.

Эти ухищрения позволили рассчитать модель аккреционного диска с отношением толщины к диаметру равным 0,03. Предыдущие модели не заходили за границу отношения 0,05. По словам специалистов, работавших над созданием симуляции, самые интересные эффекты начинаются с отношения 0,03.

Кстати, у нас на канале вышел очень классный ролик о том, как обнаруживать чёрные дыры. Советуем его посмотреть:

Наш уже постоянный автор Vril Dox на этой неделе принёс увлекательный текст о том, как учёные PT Scientists планируют плавить лунный грунт для создания построек на Луне.

Там же вы найдёте перевод пресс-релиза Европейского космического агентства о ракетах Ariane 6 и Vega C. Автор — Андрей Марков.

Миссия Психея к металлическому астероиду успешно прошла этапы A и B и теперь находится на этапе планирования C. Это значит, что команда проекта разрабатывает подробные планы и процедуры для аппарата и его научной миссии, и завершает сборку и испытания космического корабля и его подсистем.

Астероид Психея интересен прежде всего своим составом. В то время как большинство известных нам астероидов являются каменисто-ледяными телами, Психея состоит из железа и никеля. Похожий состав имеет ядро нашей планеты Земля. Учёные считают, что астероид на самом деле может быть ядром планеты, давным-давно потерявшей свою внешнюю оболочку. У нас на канале было небольшое видео об аппарате и его миссии, можете посмотреть его по ссылке.

Астероид Психея Credit: NASA/JPL

Оставшиеся этапы миссии под кодовыми буквами D,E и F, предполагают финальную сборку аппарата, непосредственно выполнение научной программы и завершение миссии после отключения аппарата соответственно.

Психею запустят в августе 2022-го года, а до своей цели она доберётся 31 января 2026-го.

Корабль SpaceX Mr. Steven, который занимается попытками поймать створки головного обтекателя ракет, переименовали в Go Ms.Tree. Это очевидная игра слов, так как читается новое название как Mystery, в переводе — тайна, загадка. Переименование связано с тем, что ранее корабль носил имя владельца компании, которой принадлежал. После смены владельца было решено поменять и позывной.

В Бока Чика прыжковый образец корабля SpaceX Starship под названием Starhopper снова привязали к площадке и продолжают строить каркас ветрозащитного барьера. Сам же Starship усиленно полируют. А второй Starship, который в Кокоа, обретает свою форму. Надеюсь, вы не запутались.

Что интересного произошло в космосе за неделю? Дайджест новостей за 15 июня

SpaceX получают новое разрешение на прыжки своего корабля с 17 по 18 июня, но вот воспользуются ли им? Неизвестно. Ещё разрешения должны выдать на 20-22 или даже 24-26 июня. Возможно, из-за этого будет перенесена запланированная на 20-е июня презентация обновлений проекта Starship-Superheavy.

Зато появилась другая важная дата — индийская миссия Чандраян-2 на Луну будет запущена 15-го июля. 6го или 7го сентября планируется посадка на поверхность Луны — около Южного Полюса. Впервые для Индии руководящие должности на проекте такого уровня занимают женщины — обе они уже успешно работали над запуском марсианского орбитального зонда Mангаляан.

Миссия включает в себя орбитальный аппарат, посадочную платформу и луноход. Запущена она будет на ракете-носителе GSLV Mark III.

Ух, какой насыщенный сегодня дайджест. Есть новость и о Луне! По данным измерения гравитационного поля и топологии учёные из университета Бэйлора нашли скопление пород, обладающих высокой плотностью. Образование находится на обратной стороне Луны, недалеко от южного полюса, — в бассейне Эйткен. В самом большом и старом лунном эллиптическом кратере, чья самая длинна ось составляет порядка 2 400 км.

Тёмная область под центральной частью фото — бассейн Эйткен Credit: SpaceEngine

Пока у учёных есть две гипотезы. Первая — планета, размером, с Марс столкнулась с молодой Землёй, покрытой магмой, и затем, ядро этой ударной планеты упало на Луну вместе с земной магмой, которая стала поверхностью Луны. Вторая гипотеза — образование сформировано оксидами во время последней стадии кристаллизации лунной магмы.

Перед тем как обсудить ближайшие пуски напоминаю вам, что такие подборки новостей выходят благодаря поддержке наших донатеров на патреоне. Стать одним из них и заодно получить ранний доступ к дайджестам и эксклюзивный доступ к некоторым другим материалам можно, перейдя по ссылке.

Из запусков на прошедшей неделе был только старт Falcon 9 с группировкой канадских спутников RADARSAT. А вот неделя предстоящая принесёт нам сразу несколько пусков: 20 июня на орбиту отправится европейская Ariane 5 с аппаратом Eutelsat, 21-го июня Протон-М запустит очень важную российскую миссию, телескоп Спектр-РГ, о котором мы расскажем вам подробнее. 22-го числа ожидается старт китайского Великого Похода 4Б со спутником дистанционного зондирования Земли. А ещё один запуск, Falcon Heavy, с миссией STP-2 был перенесён на 23-е число. Посему о нём подробнее расскажем в следующем дайджесте.

Помните, что космос начинается не где-то вверху, а в вашем сердце, не забывайте о подписках, колокольчиках и комментариях… И до новых встреч!

22 показа