Секрет «Девятого вала» Айвазовского

Картина, на которой на самом деле нет того, о чём она повествует.

Секрет «Девятого вала» Айвазовского

Думаю, об этой картине знает каждый. И если кто не видел её вживую, то точно когда-нибудь сталкивался с её репродукциями в школьных учебниках по русскому и литературе, видел в интернете или хотя бы слышал о её существовании.

Я впервые познакомился с ней примерно в пятом классе. Тогда на уроках русского языка учительница часто заставляла нас писать сочинения на тему изобразительного искусства. Это было больше похоже на вольные описания картин, чем на развёрнутый анализ художественного произведения. Каждый просто писал о том, что он видел и как понимал увиденное, зачастую интерпретируя некоторые вещи так, как не подумал бы и сам художник.

Я любил работать над такими сочинениями. У меня всегда получалось точно определить основной посыл картины, увидеть заложенные живописцем подтексты и правильно их описать. По крайней мере так всегда говорила учительница.

Фотография Ивана Айвазовского 
Фотография Ивана Айвазовского 

Однако в случае с «Девятым валом» ситуация обстояла иначе. Тогда никто не смог правильно понять картину и по-настоящему увидеть что на ней изображено. Возможно, даже сама учительница не подозревала о нюансах работы мастера.

Идея создания и название

В 1840-м году Ивана Константиновича Айвазовского отправили заграницу. Именно отправили — это был не его осознанный выбор. Во всяком случае не полностью. В то время так поступали со многими талантливыми выпускниками престижных университетов и академий. В особенности творческих направлений.

После окончания Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств Айвазовский отправился в путешествие по Европе, которое продлилось четыре года. За это время у Ивана Константиновича родилось немало идей для создания будущих картин, в том числе и идея «Девятого Вала».

Здание Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств 
Здание Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств 

Однажды, когда корабль, на котором путешествовал живописец, шёл близ испанских берегов, разыгрался жуткий шторм. Волны были настолько высокие, что казалось будто закрывают собой небо. Айвазовскому чудом удалось выжить.

Правда, самое интересное в этой истории то, что в момент разгара шторма художник осмелился выйти на палубу, чтобы собственными глазами запечатлеть образы для будущей картины. Айвазовский всегда писал по памяти и никогда с натуры.

Невозможно уловить кистью движение стихии. Рисовать с натуры движение волн, раскаты молнии или порывы ветра – невозможно. Сюжет для своих картин я всегда беру из памяти, равно как и поэт пишет свои стихотворения.

Иван Константинович Айвазовский о секретах своего мастерства
«Пирамиды» 1895-го года написаны Айвазовским после его путешествия в Египет
«Пирамиды» 1895-го года написаны Айвазовским после его путешествия в Египет

Название будущего шедевра закрепилось в голове у живописца ещё в детстве. Айвазовский провёл юность в Феодосии, небольшом приморском городке, что находится на полуострове Крым. Отсюда и его любовь к морю.

В Феодосии Иван Константинович водил дружбу с моряками и матросами. Именно от них он узнал легенду о том, что во время шторма в море волны поднимаются разной высоты, постоянно увеличиваясь в размере.

Самой опасной считалась волна, идущая девятой по счёту, тот самый Девятый вал. Волна несла с собой такую разрушительную силу, что была способна разбить в щепки даже самые большие и крепкие корабли. Если морякам удавалось выжить после прохождения Девятого вала, то у них появлялась реальная возможность спастись. Именно за эту легенду и зацепился Айвазовский, работая над полотном.

Увидеть то, чего нет

На картине изображены последствия кораблекрушения, случившегося из-за сильнейшего шторма. Отчётливо видны обломки корабля, в частности мачта, за которую держатся уцелевшие моряки. Один из матросов настолько выбился из сил, что самовольно готов расстаться с жизнью, отдавшись водной стихии. Более опытный матрос всеми силами старается удержать товарища.

Секрет «Девятого вала» Айвазовского

Чуть выше на мачте третий матрос машет красной тряпкой то ли в надежде, что его заметит проплывающий мимо корабль, то ли в попытках привлечь внимание тонущего поодаль человека. Оставшиеся бедолаги смотрят на него с отчаянием в глазах, вряд ли веря в спасение.

Однако шанс выжить у моряков всё же есть. По крайней мере по мнению самого Айвазовского. Живописец показывает это через изображение мягких лучей яркого света, пробивающегося сквозь чёрные тучи. Солнечные лучи олицетворяют веру в лучшее и надежду на спасение, не угасающую в сердцах матросов. Даже если это спасение будет возможно только в ином мире.

Секрет «Девятого вала» Айвазовского

В детстве мне всегда казалось, что Девятый вал изображён за спинами героев полотна — та волна с гребнем пены, готовая забрать с собой в пучину тонущего позади моряка. Собственно каждый из класса указывал на эти умозаключения в сочинениях. Как я говорил ранее, тогда ошибались все.

На самом деле гигантской волны, уничтожающей всё на своём пути, на картине просто нет. Она существует в одном еле заметном жесте последнего моряка. Протягивая руку в сторону он пытается указать на приближающуюся опасность, но никто из людей на мачте не замечает этого. Он из последних сил поднимает левую руку, уже не надеясь спастись. На его лице читается смирение с настигшей участью и тихая беспомощность перед силой природы.

Девятый вал скоро накроет героев всей толщью воды и тогда только Бог сможет спасти их от гибели.

Секрет «Девятого вала» Айвазовского

Этой картиной, для людей по ту сторону шторма, Айвазовский будто говорит, что самое страшное, что может пугать человека, всегда находится за пределами нашего с вами взгляда.

Больше всего человек ведь боится не монстра в шкафу, а незнания того, есть он там или нет.

Секрет «Девятого вала» Айвазовского

P.S. Решил попробовать себя в экспериментальном формате и попытался проанализировать картину. К слову, одну из моих любимых. Надеюсь, вам такое пришлось по душе.

Подписывайтесь на мой DTF-блог, чтобы всегда читать о чём-то интересном! И не забудьте поставить «🔔».

80K80K показов
19K19K открытий
99 репостов
198 комментариев

Определять посыл - всегда бесило. Чувак мог от балды написать, забросить удочку с другим смыслом - но ты обязательно должен был уложиться в рамки понимания своего препода.

Ответить

Да пиздец. Он написал более 6000 картин, вряд ли у него было время и интерес вкладывать какие-то глубокие смыслы. Но, сука, расшибись и распиши что олицетворяет десятая волна в правом верхнем углу :)

Ответить

Да, это классика. Как со стихами Есенина, который их по пьяни часто писал. Бог его знает, что в голове могло быть. Но кто какой хочет, такой смысл и найдет.
Я на личном опыте это прекрасно понимаю. Не так часто, но пишу стихи. Уже на самом деле на небольшой томик накопилось. Лежат в столе, что называется. Но суть в том, что иногда да, в строчки я закладываю определенные смыслы. А иногда так хорошо слова ложатся, будто рука сама пишет и образы в голове сами собой рождаются, что я и сам не знаю какой смысл закладывается. Спроси меня, я не отвечу. Но люди со стороны находят что-то, что видимо важно им на данный момент :)

Ответить

Так это толкование, герменевтика.

В моем представлении, ты как бы раскрываешь не содержание картины, как таковой, а свое понимание ее проводя параллели, ассоциации.

Все-таки культурные пласты и содержание меняется, а следом меняется и толкование и поэтому занимаясь герменевтикой ты вкладываешь в картину (книгу, статью, фильм) содержание твоей черепной коробки.

Соответственно, работа препода не столько давать тебе готовый ответ, а оценивать твою способность выстраивать логические и ассоциативные связи и все такое.

В конце концов, один из уровней существования предмета искусства – это культурная среда, общество и конкретный читатель. Поэтому подобная работа может быть интересной с точки познания себя.

Ответить

В произведенном человеком искусстве всегда есть идея, даже если эта идея - безыдейность. Поэтому от балды оно по-определению бы не существовало. В голове пьяного Есенина были мысли, переживания, рефлексия, это так или иначе вербальное выражение эмпирического опыта. И, да, говоря о смыслах, предельно важно понимать существовавшую на момент создания объекта искусства культурную среду, биографию автора, происходящие на тот момент события, будь они антропогенными, геологическими, климатическими или иными другими. Если же учитель без объяснения всего этого декларирует "академическую трактовку", то это говорит лишь о худой квалификации и низкой вовлеченности в процесс познания.
К тому же, есть концепция смерти автора, о которой без упоминания названия, говорит Скорбезный Ринго. Это так же связано с философским консенсусом. Это интересно всё и в действительности очень далеко от того затвердевшего рубища, что трактуют в школах, откуда, полагаю, у тебя и имеется эта раздраженность необходимостью трактовать единственно верным образом. :)

Ответить

А самое плохое в таких вот "сочинениях на тему"...что надо было всегда всё описывать с точки зрения той идеологии в пору которой учится ученик. Если это капитализм - то проклятые социалисты плохо построили корабль, поэтому моряки тонут. Если социализм - то обязательно надо было "увидеть" в посыле автора что это угнетенные капиталистами или царями персонажи которые тонут от того что их хозяин экономил на них и безопасности и они плывут делать революцию. И чем лучше ученик "попадет" в идеологию, тем больше похвалит учитель.

Ответить

Я всегда хотел что бы авторы из прошлого, почитали что вкладываю критики в их работы и поржали от души.

Ответить