Ренессанс фильмов ужасов

«Хоррор — это чистая форма жанрового кино, так же как экшен-фильмы или мюзиклы. Если заменить в экшене погоню на ме-е-едленную проходку по мосту в духе фильмов Белы Тарра, он перестанет быть экшеном. Если убрать из хоррора все пугающие, стимулирующие выброс адреналина трюки, он, возможно, станет выдающимся фильмом, но перестанет быть хоррором.»

Кинопоиск

Так почему фильмы в данной подборке умеют обозначение «ужасы» на всех кино-ресурсах? У их авторов изначально не было намерения создавать хоррор в чистом виде!

Это так называемый «возвышенный хоррор» (elevated horror). Произведения, в которых метафора или аллегория реальных социальных проблем лежат в основе невероятного сюжета, имеют убедительный психологизм или возможность притянуть к трактовке фильма мощную философскую базу. Термин не новый, к такого рода произведениям относят некоторые работы Хичкока и Ромеро.

Но именно в последние годы такие проекты приобретают всё большее признание - во многом благодаря американской независимой компании «A24», из под крыла которой вышла половина фильмов в данной подборке.

Прочитать про эту студию можно тут, тут, тут и тут.

Что еще объединяет все фильмы в данной списке - это медленный темп повествования и практически полное отсутствие скримеров.

«Подобное кино англоязычные критики часто описывают эпитетом «тлеющий» (slow-burning). Это тление, разложение семьи и личности, деконструкция жанровых канонов и, главное, замедление темпа — это и есть главная фишка, которая объединяет все сегодняшние новаторские фильмы ужасов.»

Кинопоиск

«Впусти меня» (Låt den rätte komma in)

2008
2008

«Созданная по одноименному роману работа Томаса Альфредсона хоть и берет за основу вампирскую тематику - на самом деле поведает о том, на что готовы пойти «выброшенные на обочину жизни» люди. Если отпугивает арт-хаусный визуальный ряд, можете ознакомиться с американским ремейком

«Антихрист» (Antichrist)

2009
2009

«В «Антихристе» Ларс фон Триер забирается в недра коллективного бессознательного, хирургическим методом удаляя излишние наслоения одно за другим - современной культуры отношений, равенства полов и главенства здравого смысла.»

«Бабадук» (The Babadook)

2014
2014

«Дженнифер Кент не пытается скрыть, что у нее в шкафу прячется не столько страшный монстр, сколько ужас материнства. «Бабадук» прекрасно работает как история про женщину, которую разрывают тоска по мужу и противоречивые чувства к ребенку.»

«Оно» (It Follows)

2014
2014

«Под простыней из подросткового хоррора про секс, скрывается метафора взросления и неизбежности смерти. Но самое главное - оно про то, что «монстрами» является не «Оно», а люди, которые готовы обрекать других на смерть. Дэвид Роберт Митчелл талантливо спрятал сакральный смысл своего фильма в цветовой палитре и именах главных героев.»

«Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale)

2015
2015

«Американский Сатанинский храм дал официальное одобрение фильму, назвав его «трансформационным сатанинским опытом». Представители группы добавили, что «фильм послужит сигналом к началу сатанинского восстания против тиранических следов фанатических суеверий и закрепит новую эру освобождения», а нарратив «Ведьмы» их вдохновил, в том числе и за счёт «заявлений о женской независимости».»

«Песнь тьмы» (A Dark Song)

2016
2016

«Как можно догадаться из синопсиса фильма и его классификации - это история о принятии утраты. «Песнь тьмы» оказывается пронзительной историей сложнейшего выбора между двумя взаимоисключающими возможностями, как в той показательной фразе «казнить нельзя помиловать», где от месторасположения запятой не только кардинально меняется смысл, но и зависит жизнь человека. «Отмстить, нельзя простить». Или все же «отмстить нельзя, простить».»

«Без имени» (Without Name)

2016
2016

«Ирландский режиссер Финнеган под предлогом геодезических работ забрасывает мужчину постарше и девушку помоложе в отдаленные ирландские леса, где будто бы ожившая до малейшей травинки чащоба начинает потихоньку сводить их с ума. «Нерв Without Name» кажется натянутым между двумя полюсами: авторской завороженностью лесными массивами и образами персонажей, оказавшихся в изоляции.»

«Оно приходит ночью» (It Comes at Night)

2017
2017

«Хоррор о страхе перед смертью, семейная драма о том, что может произойти, когда ставишь мнимую безопасность родных выше здравого смысла и триллер о противостоянии двух разных отцов, идущих к одной цели. Шульц создает напряжение с первых кадров и не снижает его градус до самой кульминации.»

«Реинкарнация» (Hereditary)

2018
2018

«Ари Астер в одном из интервью говорит, что снимал «Реинкарнацию» как семейную трагедию, которая «превращается в кошмар», и даже на питчингах продавал ее именно так. При этом перед Вами крайне жуткий социальный хоррор о том, как травмирующее чувство вины проникает в корни семейного древа, разлагая его изнутри.»

«Солнцестояние» (Midsommar)

2019
2019

«В «Солнцестоянии» же Астеру удаётся под открытым небом, палящим солнцем, в безумстве ярких красок и диких плясок языческого вудстока предлагать зрителю пережить совершенно иной опыт ужаса - хотя пересечения между его проектами очевидны.»

Это далеко не единственные фильмы, которые можно отнести к «Новой хоррор волне». Надеюсь Вы поделитесь ими в комментариях ʕ ᵔᴥᵔ ʔ.

4646
Начать дискуссию