Нейрогормоны. Что это, и как ими управлять?

Когда речь заходит про сознание и работу мозга, то нейрогормоны безусловно выходят на первое место. Это универсальные элементы, которые регулируют как наше настроение, так и всю жизнь, в целом. Как именно работают нейрогормоны, на чем завязаны и можно ли с их помощью регулировать настроение «вручную» — об этом и пойдет речь в материале.

Нейрогормоны. Что это, и как ими управлять?

Дисклеймер: материал не обещает, что прокачивая определенные нейрогормоны вы станете самым умным человеком на планете. Нет хороших или плохих нейрогормонов, есть их соотношение друг с другом и постоянно меняющийся баланс. Именно этот баланс и определяет работу сознания и грани нашей личности.

Что такое нейрогормоны?

Наше тело, очень условно, делится на две замкнутые гормональные системы. Одни и те же гормоны выделяются и в мозге, и в теле. Но в обоих случаях они выполняют разные функции. Почему они не смешиваются, в чем их отличие и можно ли действовать в обход их – вот об этом и поговорим.

Принципы работы мозга

Грубо говоря, мозг – это огромная счетная машина, главная функция которой – решать задачи. А вот то, как она решает эти задачи и определяет нас как личность. Подход к решению задач строится одновременно из оценки актуальной ситуации и прошлого опыта. Поэтому здесь важны:

  • Нейронные связи. Да, наш мозг состоит из нейронов, и у всех людей количество нейронов примерно равное. Сами связи строятся на одинаковых принципах. Разница только в событиях и принятых решениях, за счет которых мы отлаживаем эти связи. Понятие сознания буквально определяется характером их коммуникаций.
  • Выработка нейрогормонов. Нейрогормоны – это топливо, подкрепляющее или препятствующее росту нейронных связей. Кортизол, норадреналин и ацетилхолин, выброшенные одномоментно, навсегда запишут в голове неприятную ситуацию. Дофамин, норадреналин, окситоцин и серотонин создают то самое положительное воспоминание и состояние потока.
  • Поддержка нейронных связей. Нейронные связи не только создаются, но и разрушаются. От окислительного стресса, неправильного образа жизни, разбитого режима дня. Все это создает условия, когда внимание расползается, новая информация улетучивается и сознание не в силах сфокусироваться на чем-то конкретно.

Все эти три процесса служат для того, чтобы организм нашел оптимальные и комфортные алгоритмы действий и их придерживался. Параллельно закрывая потребности в еде, воде, размножении, доминировании.

Смысл разбираться в нейрогормонах?

Нет хороших и плохих нейрогормонов. Есть соотношение между ними, в каждый отдельно взятый момент времени. И суть в том, что это соотношение определяет наше настроение да и состояние в целом. Более того:

  • У нас есть заданные алгоритмы жизни, сформировавшиеся за долгие тысячелетия эволюции. Это рост кортизола ранним утром, повышение утреннего дофамина, рост мелатонина вечером.
  • И есть привычки, которые очень приятны, но пагубны. Телефон с утра, чтобы бустануть дофамин новостями. Кофе после пробуждения, чтоб проснуться. Отвлечение на социальные сети в процессе работы. Телефон в кровать, чтобы вырубиться при просмотре рилсов.
  • Отладив один из этих элементов дневной рутины можно повысить как чувство счастья, так и общую продуктивность. Смотря, кому что больше интересно. А само понимание принципов работы дает больше возможностей по форматированию темпов жизни в удобный для себя режим.

Нейрогормоны выделяются в организме привычными циклами, в зависимости от того, чем вы заняты в конкретный момент времени каждый день. Это напоминает то, как мы распоряжаемся любым другим ресурсом: временем, деньгами, энергией. О том, какие средства используем для изменения работы сознания, как это описывал Терренс Маккена. И речь не о том, чтоб подчинить себе эти процессы, а направлять их активность в согласии с тем, чем мы занимаемся.

Можно ли самому регулировать нейрогормоны?

Попытки уже предпринимались
Попытки уже предпринимались

Есть три глобальных подхода к тому, как работать с нейрогормонами и их рецепторами. Можно отладить режим в целом, можно дать организму подобранные оптимально прекурсоры, и можно работать напрямую с рецепторами. Рассмотрим все три варианта.

Режим на первом месте

По сути, это самый доступный и самый сложный способ. Его суть в том, чтобы понять, в какие моменты времени нашему организму проще выполнять конкретные виды деятельности. И уже после этого работать над тем, чтобы привести всю систему к единству и согласию. Некоторые факторы очень просты:

  • Утром у нас повышен кортизол, который нужен для уничтожения остатков аденозина. Есть два варианта. Можно выпить кофе, заблокировать аденозин и получить небольшой прилив бодрости. Но расплатой будет послеобеденный тупняк и желание спать. А можно умыться холодной водой, дать еще больший выброс кортизола и сохранить бодрость без отката в обед.
  • Утром организм расположен к синтезу дофамина. Опять же, можно за раз поднять дозировку дофамина, загрузившись утренней порцией новостей. Но расплатой будет раздраженность. А можно воздержаться от просмотров медиа и соцсетей и двигаться в оптимальной волне продуктивности.
  • Вечером организм синтезирует мелатонин, который разрушается светом синего спектра. Можно радовать себя просматривая контент на смартфоне. Но расплатой будет плохой сон и тупняк утром. А можно отказаться от телефона в кровати и полноценно выспаться.

И это только верхушка айсберга. Можно бесконечно долго пытаться противостоять этому, поощрять себя приятными «плюшками», подстегивать мозг порциями кофе. Но все это будет давать лишь временные эффекты.

Прекурсоры, и как их использовать

Особенности нейрогормонов в том, что их нельзя просто запихнуть в мозг. Гематоэнцефалический барьер мозга не дает гормонам из организма проникнуть в мозг, и наоборот. Иначе мы бы сходили с ума, а любая инфекция провоцировала бы менингит. Прекурсоры работают так:

  • Есть простые соединения, такие как триптофан для синтеза серотонина, или тирозин для синтеза дофамина. Есть холин, благодаря избытку которого мозг синтезирует ацетилхолин.
  • Эти простые соединения встречаются в еде или добавках. Кроме них, есть модуляторы, вещества общего действия. Сахар для серотонина, кофе для чувствительности рецепторов дофамина, чай как источник теанина.
  • Прием простых элементов помогает организму в нужные моменты синтезировать больше «уместных для текущей работы» элементов.

Все это создает базовые принципы работы, когда кофе с шоколадкой в 9:15 перед работой дает возможность уйти в решение задач с головой, и не выныривать вплоть до ланча.

Работа с рецепторами

Еще раз. Я против употребления любых веществ, которые влияют на состояние сознания. Теория упоротой обезьяны показывает грань того, как умеренный буст рецепторов серотонина, в теории, привел к росту объемов мозга.

Однако, идея микродозинга мухоморами или псилоцибином буквально витает в воздухе. Ведутся исследования по влиянию психоделиков на лечение депрессии или избавление от ПТСР. Тот же псилоцибин изучается крайне пристально.

Преимущества – скорость и мощность оказываемого эффекта. Минусы – риски для изменения состояния сознания, непредсказуемость, грань с законом. В этом случае это лишь один из анализируемых вариантов.

Чего стоят нейрогормоны?

Нейрогормоны. Что это, и как ими управлять?

Сами по себе нейрогормоны ничегошеньки не стоят. Но в синтезе с режимом, целеполаганием, возведением баланса в системе ценностей – нейрогормоны превращаются в огромный пласт ресурсов. И управление ими открывает возможности как для ответа – что такое счастье, так и для буста продуктивности.

Cyber Monk

33
2 комментария

"нейрогормоны"... а это точно не "нейромедиаторы"?
https://dtf.ru/flood/623722

UPD: а, понял что за статья. Осуждаю.

Ответить

Все зависит от контекста. Если дофамин или серотонин используется для передачи сигнала - это нейромедиатор

А если он модулирует настроение, то это нейрогормон

Ответить