Наполеон (2023)

Наполеон (2023)

Новый фильм режиссёра Ридли Скота, автора таких картин, как «Гладиатор», «Царство небесное» и «Последняя дуэль», обещал стать громким событием уходящей осени. Однако лично мои ожидания, а судя по отзывам и многих других зрителей, не оправдались. Когда речь идёт о кино, основанном на событиях прошлого, всегда встаёт вопрос об историчности. Некоторые считают, что раз кино «историческое», то должно полностью соответствовать написанному во множестве учебников и монографий, а в идеале именно тому, что читали они лично. Забывая о том, что сама история довольно расплывчатое явление. Собрав множество свидетельств и данных можно постараться увидеть картину в целом, однако в деталях она неизбежно будет расплываться, как изображение при его приближении на компьютере. Моё мнение таково: историчностью, следованием общепринятой версии событий, можно жертвовать в угоду художественности; если корректировка событий сделает главный конфликт для зрителя понятнее – этим необходимо пользоваться. Потому мне очень жаль, что фильм Наполеон (2023) растрачивает этот ресурс в пустую.

Главная проблема этой картины отнюдь не помарки в истории, а отсутствие чёткого направления, идеи. Посмотрев фильм, вы не сможете даже выделить главную тему. Что вам показали? Становление личности Наполеона, его жизненный путь, отношения с Жозефиной, эпичные баталии или историческую вырезку Европейского континента? Все эти направления скорее конкурируют между собой, чем дополняют друг друга. Становление Наполеона полностью упущено, отношения с Жозефиной большую часть фильма конфликтуют с желанием автора показать очередное сражение с минимальными предпосылками к нему. Стремление показать всё и сразу полностью разрушает целостность. Вы смотрите буквально вырезки из исторического справочника: картина изобилует сценами на несколько минут с экспозицией и парой фраз, которые быстро сменяются точно такими сценами, но уже в других местах в другие времена.

Все герои, даже сам Наполеон в первой половине фильма, являются просто сюжетными функциями. Фильм даже не утруждается их представлять, не говоря уже о прорисовке мотивов. Мы не видим стремлений даже главного героя, его амбиций, все ключевые моменты его жизни строятся сторонними людьми (имён которых мы также не запомним), они принимают решения и предлагают Наполеону что-либо, а сам он просто следует их указаниям. Можно сделать ещё одну ремарку, цитируя самого же Наполеона их фильма, который говорит, что он никто без Жозефины. На самом деле он никто без своих верных офицеров и маршалов. Именно они во многом помогли Наполеону так возвысится, здесь же они просто безликие люди в странных шляпах, у них нет имён, вы не запомните их лиц и характеров, потому что всё это отсутствует.

Зрители плохо знакомые с историей Франции данного периода вообще не поймут, что происходит на экране, потому что нельзя просто добавить подпись «Египет 1798 год» и за кадром озвучить письмо Жозефине с констатацией этого факта. Без причин, без предыстории никакие события в человеческом разуме смысла не имеют. Снова же вместо страстных писем Наполеона Жозефине, нам зачитывают дополнительные подробности к тому, что происходит на экране, чтобы зритель в конец не запутывался какую военную компанию он наблюдает сейчас, жертвуя любовью в угоду войне.

На кого ориентировался фильм сказать сложно. Любителям истории не понравится скупое, неточное повествование с упором на взаимоотношения с Жозефиной, менее пресвященным в историческом плане зрителям буду вовсе непонятны исторические скетчи посреди любовной линии. А если вы хотели просто посмотреть на эпичные сражения, то и их тут нет, сняты полностью только Тулон, Аустерлиц и Ватерлоо, всё остальное это скетчи с логотипом года и места. И даже снятые полностью баталии выглядят искусственно, либо слишком не естественно, как Аустрелиц, либо как собрание реконструкторов в Ватерлоо. Лично я им не верил, армиям орков от Питера Джексона – верил, осаде Иерусалима от того же Ридли Скота – верил, а вот Ватерлоо и Аустерлицу в Наполеоне – нет.

Любая великая личность неизбежно становится объектом споров, а такая личность, как Наполеон тем более. В зависимости от берега Ла-Манша, на котором вы родились, он по умолчанию для вас, либо национальный герой, либо злейший враг страны. Я постарался совершенно не затрагивать моё личное мнение о Наполеоне, чтобы не навязывать его, напротив я был рад увидеть почву для дополнительных размышлений о нём, чего желаю и вам, однако данная картина такой милости нам оказать не может. В отличии, например, от недавнего «Оппенгеймера» Кристофера Нолана, который озвучивает противоположные позиции относительно учёного, Наполеон Ридли Скота показан только с одной (неприятной), с отдельным акцентом в конце фильма, который подсчитывает все потери в битвах французского императора. Ну а чего вы ожидали от британского режиссёра?

Фильм Наполеон 2023 года смотреть не советую, лучше посмотрите документальный фильм от Жана-Луи Моло 2012-ого года и самим решите, кем же был Наполеон. Тираном и диктатором жадным до власти, взявшим всю Европу в заложники? Богом войны, полководцем каких не видели со времён античности? Великим реформатором и спасителем Франции? Опьянённым собственными победами и войной эгоистом? Или простым человеком, продуктом своего времени, которому повезло оказаться в нужном месте?

11
5 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Дедушка старый уже исписался.

1
Ответить

Потом выйдет пятичасовая версия, и все будут ссаться радугой от восторга, даже если лучше ничего не станет.

1
Ответить

Только что досмотрел, согласен с каждым словом, ожидал от старого большего. В самом начале, когда показали Тулон, подумал, что это оммаж на начала Гладиатора, туповатая боевая сцена с очень плохой хореографией, оказалось, что все боевые сцены в фильме такие.

Такое чувство, что 5-часовой сериал из пяти серий попытались запихнуть в один не особо длинный фильм, вечное чувство недосказанности и отсутствие целостности, и самое странное - дешевизна происходящего на экране, как будто посмотрел фильм за 40 миллионов с соответствующим продакшеном, как будто кто-то нашел запись с Нокии, как бухому Климу Жукову на кубке реконструкторов ставят десятое сотрясение за вечер.

Как досмотрел включил боевые сцены из старых его фильмов, чтобы проверить, не сошел ли я с ума, потому что 20 лет назад было на две головы выше, а тут как будто поделка какая-то.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить