Рабочая память

Рабочая память

Объяснить суть рабочей памяти проще всего через примеры ее использования:

  • шахматы вслепую
  • математические операции в уме
  • кубик Рубика и другие пространственные головоломки
  • стратегическое мышление и перебор вариантов
  • глубокое размышление

Все эти вещи объединяет то, что они крайне агрессивно загружают вашу кратковременную память, а также заставляют постоянно использовать и обновлять ее содержимое. Весь этот процесс и будет далее именоваться рабочей или оперативной памятью.

Если основную часть повседневных задач можно решить, удерживая в голове лишь пару-тройку размытых и уже знакомых деталей, то подобные упражнения требуют удержания большого количества точной и новой информации, которая к тому же сама по себе непостоянна, и ее нельзя легко проассоциировать с чем-либо из долговременной памяти.

Конечно, рабочая память используется вообще всегда, даже для простейших мыслей и действий. Но начинает быть интересной она лишь в сложных задачах, поэтому их мы и будем рассматривать.

Начнем с общего принципа. Его понимание нужно для того, чтобы осознавать и анализировать использование памяти: то есть, тем ли вы вообще занимаетесь в конкретный момент.

Оперативная память - это процесс работы с активными переменными данными. Это значит, что для полноценного задействования именно рабочей памяти нужно не просто удерживать данные в голове, но также активно их использовать и обновлять/изменять.

Самые сложные случаи использования рабочей памяти - это когда каждое действие/операция задействует много элементов и меняет сразу всю систему:

  • при перемножении больших чисел, - если вы не используете специальных техник, которые сразу формируют правильные цифры в ответе, - нужно удерживать промежуточный результат, который меняется на этапе каждой операции.
  • при совершении хода в шахматах ситуация меняется не только для совершившей ход фигуры, но зачастую и для всего поля (вилки, скрытые угрозы и т.п.)
  • при прокручивании одной плоскости кубика Рубика, мы воздействуем и на другие

Поскольку человек не мыслит параллельно, мы не можем просто взять и автоматически обновить сразу все данные - нужно последовательно на каждом шагу перестраивать всю систему, которая в свою очередь состоит из данных, которые трудно проассоциировать с долговременной памятью.

К примеру, у вас могут быть ассоциации с цифрами и они даже могут быть очень четкими. Так что когда вам понадобится произвести операцию с 7-кой и 2-кой, ваш ум легко в автоматическом режиме образует микс из ассоциаций и удержит информацию вообще без напряжения, но когда вы активно работаете с большими и разнообразными числами, они не будут образовывать автоматических ассоциаций в долговременной памяти (если вы, ну, короче, типа, обычный человек). Поэтому все данные должны храниться именно в кратковременной памяти, и к ней постоянно придется обращаться. Это и есть крайне активное функционирование рабочей памяти. Только есть одна проблема - это полный отстой...

Для большинства людей такой способ развития рабочей памяти никогда не подойдет. Человек попробует поиграть в шахматы или перемножить пятизначные числа и плюнет через, ну максимум час практики. Тут либо должна присутствовать любовь к подобной деятельности, либо это должно быть природным талантом, который дается легко и естественно.

Совершение абстрактных операций с цифрами и работа с очень детальными объектами в уме (например, доска 8х8 или куб 3х3) - сложная и довольно неестественная задача, особенно если пытаться все делать в лоб, просто используя мощности мозга без каких-либо техник. Неестественность здесь заключается не только в комплексности объектов, но и в количестве операций с ними, которые нужно совершить для достижения осмысленного результата. Как было сказано ранее, зачастую на каждом шагу нужно перестраивать всю систему, если, кончено, не учитывать уровень развития навыка, при котором многое делается интуитивно. А потому мы оказываемся в ситуации, при которой нужно не просто мотивировать себя пребывать в постоянном напряжении для удержания информации, но и совершать кучу однообразных действий с этой информацией. Как робот.

Большую часть своей жизни мы мыслим реальной и не очень детальной информацией: размытые изображения, обрывистые звуки и ощущения. Даже слова, которые по сути абстракция, у людей имеют явные и конкретные ассоциации с реальными явлениями. Но вот числа и сложные детальные конструкции - это весьма непривычно. Поэтому когда вы пытаетесь попробовать какой-нибудь "тренажер" для рабочей памяти, вы встречаете серьезное сопротивление и отторжение. Для меня, например, неприятно даже просто удерживать цифры и считать в уме.

У меня, конечно, получалось когда-то под энергетиками перемножить пятизначные числа в уме минут за 7-10 и при этом без всяких техник, но большую часть времени, без преувеличения, мои способности примерно на таком уровне: 33 + 77 = 100

В чем цель?

В том, чтобы понять, можно ли естественным образом поднять рабочую память на новый стабильный уровень, есть ли от этого польза и вообще стоит ли овчинка выделки.

Короткий ответ: да, да и да.

Ответ подлиннее:

Первое, что меня волнует - естественность. Значит, использовать рабочую память нужно при обычном каждодневном мышлении: то есть усовершенствовать подход к обыденным задачам, а не погружаться во что-то обособленное. Это связано с тем, что обычно попытки развития интеллектуальных навыков при помощи тренажеров и тестов лишь улучшают работу с этими самыми тренажерами и тестами, но никакого системного эффекта они не дают. Лучшее, что от них можно получить - временный результат.
Решение: вычленить общие принципы и начать применять их повсеместно.

Второе, как следствие первого, - как вообще преобразовать обычный подход к мышлению в такой, который будет активно задействовать рабочую память, при этом не высасывая все соки и не вызывая отторжение.

Начнем с извлечения общих принципов.

Во вступлении уже было дано примерное определение рабочей памяти - процесс работы с активными переменными данными.

Значит, нам нужно:

  • данные: активные и переменные, многочисленные и комплексные
  • работа с этими данными: активное использование, обновление и изменение

Данные

Источником данных могут выступить восприятие, процесс мышления или долговременная память. Главное здесь - чтобы эта самая информация вообще была.

В шахматной партии, например, очень много доступной для анализа информации, особенно если вы не знаете наизусть тысячи партий, и воспринимаете каждую не как единый образ, а как комплексную конструкцию. Каждая фигура и позиция важна: что-то упустите, и все остальное больше не имеет смысла. На доске может происходить множество параллельных событий одновременно: атака и защита на разных флангах, скрытые угрозы, вилки и так далее. Все это - информация; и только от вас зависит, какую ее часть вы сможете воспринять и осмыслить.

В реальном мире все не так жестко, и ни идеальная точность, ни чрезмерная дотошность обычно не требуется, но ничего не мешает хотя бы немного поработать над объемом и качеством информации, используемой в мышлении:

  • раскрепостить восприятие и развивать его в сторону нешаблонности: начать воспринимать больше информации, в том числе новой, необычной и такой, которая обычно кажется неинтересной/незначительной и игнорируется
  • запечатлевать более детальные и конкретные образы: визуальные, аудиальные, кинестетические
  • учитывать больше фактов перед тем, как сделать вывод
  • рассматривать больше альтернатив при планировании и т.д.

Восприятие должно стать проактивным. Следует намеренно ставить себе цель получить больше информации, чем обычно: даже не воспринимать, а скорее искать. Следует начать постоянно оперировать незнакомой или даже чуждой информацией, той, которая не вызывает ассоциаций и кажется чужеродной. Нужно учиться смотреть на информацию как есть, и перемалывать вообще все без разбора и исключения. Потому что именно с такой информацией вы сталкиваетесь при решении задач "на оперативную память".

Конечно, пассивное восприятие тоже со временем станет эффективнее, но начаться все должно именно с проактивности.

Фиксация

Потенциально хочется, чтобы запоминание в оперативку было железобетонным и стабильным, но это мечты. В реальности же для прочного запоминания придется приложить усилия (и делать это постоянно).

Устройство фиксации данных в долговременную память заключается в плотности и яркости запечатленного в сознании образа, а также частоте повторения.

Принцип удержания информации в рабочей памяти устроен так же: чем ярче, плотнее и отчетливее поступающая информация будет представлена в сознании, тем дольше она там задержится. В свою очередь повторение поможет кратно увеличить период удержания информации.

Таким образом, вот общий подход:

  • Информацию НУЖНО переводить в образы. Даже если информация уже образная - ее нужно переводить в ваши образы, которые будут понятны вам, и с которыми вам будет удобно и приятно работать. Это уже отдельная тема про образное мышление, так что распыляться тут не буду.
  • Мнемотехники. Это еще одна отдельная тема, но если вкратце: это набор техник, использующих образное мышление для преобразования сложно ассоциируемой информации (цифры, абстрактные понятия, комплексные формы данных (таблицы...) и т.д.) в яркие, понятные и легко запоминаемые образы.
  • После загрузки в сознание, информацию можно активировать: как-то что-то с ней поделать/поиграться. Можно сделать все, что придет в голову: повертеть, как-то применить ее, дополнить своими деталями. Сам факт осознанного применения информации сильно укрепляет ее в памяти.
  • Также для удержания информации может быть полезным ее помещение в воображаемую дополненную реальность: можно привязать информацию к вещам, стенам и чему угодно еще вокруг вас, или же к месту в вашем воображении.

В общем нужно осознанно переводить информацию в образы, и при помощи различных техник фиксировать их. Затем припоминать по интуитивной необходимости. Причем именно припоминать из головы, а не из внешнего источника.

Да, все это может показаться нагромождением, но этот процесс куда более естественный, чем работа с абстракциями наощупь.

Работа с данными

Образное мышление. Опять.

На развитии образного мышления действительно стоит сконцентрироваться, потому что это самый мощный способ развития оперативной памяти. Хорошее представление образов позволит легче удерживать и осознавать комплексную информацию, а эффективное преобразование этих образов позволит быстро и контролируемо менять и обновлять информацию. Все остальное - это уже техники и уловки.

Таким образом, для естественного буста оперативной памяти нужно полноценно встроить в свою жизнь образное мышление. Не просто как-то там его тренировать и использовать для определенного пула задач, а именно что постепенно активировать и осознанно использовать.

Так или иначе вообще все люди используют образное мышление на постоянной основе. Даже те, кто считает, что ничего не способен представить, все равно мыслят образно. Просто эти образы крайне слабо детализированные и, скорее, чувственные, чем изобразительные.

Важный момент: после довольно продолжительной практики мне не начали нравиться данные процессы, они просто стали гораздо легче и стабильнее за счет образности и понятности. Но это все те же унылые абстрактные операции, просто теперь они происходят быстрее и от них не вскипает голова.

✨😍💋Вощем, качяем образнае мышьление, девачки! 💅😘❤️‍🔥

или

На случай, если у меня не получилось вызвать у вас энтузиазм к тренировкам с оперативкой, но у вас с ней все-таки есть проблемы, вот альтернатива - структурный подход и упрощение. Все это, конечно, не поможет сыграть шахматную партию вслепую, но поможет организовать работу и сориентироваться в больших объемах информации.

Подход заключается в движении от общего к частному: создается общая структура, а затем идет наполнение ее элементов. Это, по идее, очевидная штука, и все ей пользуются, но для меня она была открытием.

То есть вы сначала создаете форму, а затем сфокусировано заполняете содержание. Это поможет, если вам свойственно прыгать с одного на другое, или если вы теряетесь в больших объемах информации. Такой подход ограничивает вас внутри блока, что позволяет гораздо легче сосредоточиться и не думать об остальном.

При структурировании можно создать столько уровней, сколько вам угодно. Чем их больше - тем меньше и проще для реализации будут конечные блоки.

Никто, кстати, не ограничивает вас в свободном перемещении по структуре. Если она сделана "идеально", то блоки не должны иметь сильных связей между собой. А это в свою очередь позволяет работать над ними обособлено.

Идеала, скорее всего, у вас не выйдет, и конечный алгоритм будет примерно таким:

  • общая идея
  • структура
  • заполнение блока
  • пересмотр структуры
  • перезаполнение готовых блоков и заполнение пустых
  • пересмотр...

Главное, ради чего стоит этим заниматься - фокусировка на конкретном ограниченном блоке без распыления внимания. Фокус всегда должен быть направлен на что-то одно.

Да, этот подход подразумевает лишь работу с простыми структурами без перекрестных ассоциаций, но для чего-то подобного уже понадобится оперативка.

Повторюсь, почти все, осознанно или нет, это и так делают. Но не все.

Примерчики для "или"

Создание контента (текст, видео):

Сперва идет предварительное создание блочной структуры (начало-конец, глава и т.п.), и лишь затем идет разработка частей произведения по отдельности. Естественно, главы будут перестраиваться и переписываться, удаляться и добавляться, но они должны быть.

Рисование:

Сперва идет создание черно-белого контура (2д-планы без деталей), по которому уже будет понятна задумка картины. Затем идет проработка глубины и формы, потом цвет, и только в конце проработка деталей.

Программирование:

Одним словом - инкапсуляция. Разбиение на функции, классы, интерфейсы и прочую хрень. Благодаря обособлению разных элементов пропадает их взаимное влияние, что позволяет нам работать с ними без страха что-то сломать вне этого самого элемента.

Для прогеров это очевидная штука, но для нормальных (хороших) людей - это очень полезный и практичный принцип для изучения.

Извините

Я не расписываю здесь детально такие темы, как восприятие, образное мышление и прям конкретные пошаговые примеры применения оперативки, потому что там информации еще на 5-10 таких же текстов. Выше описан лишь общий подход или что-то типа вступления.

Если кто-то это вообще дочитал - спасибо за внимание<3

44
6 комментариев

Комментарий недоступен

1

Вообще-то ДТФ для тупых

зато DTF для умных!

1

Я забыл, я кто, зачем я это читаю, вы кто вообще все

значит, я все делаю правильно