«Я никогда не хотела быть художницей»: беседа с художницей Chto Takoe Kenta

О пути в цифровом арте, проблемах в отношениях с родителями, замене психолога рисованием и неожиданно вкусном пиве.

Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_6508&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

Chto Takoe Kenta — художница из Москвы, рисующая красивые сюжетные иллюстрации и небольшие комиксы длиной от нескольких до десятка раскадровок. Работы Кенты — это загадочные отрывки неизвестных сюжетов, а местные герои используются художницей для ответов на вопросы, «которые здоровые люди обсуждают с психологом».

Мы поговорили с Кентой и узнали о непростых отношениях с родителями, поиске ответов через свои рисунки, выгорании и планах на эмиграцию.

«Я никогда не хотела быть художницей»: беседа с художницей Chto Takoe Kenta

«Я достаточно отрефлексировала себя и свое окружение, чтобы не перекрывать чужими хотелками свои мечты»: об учёбе и отношениях с родителями

Кента не ходила в художку. В детстве она училась в музыкальной школе, но рисование взяло вверх над музыкой.

Я никогда не хотела быть художником. Моя точная мечта — заниматься интересным делом в свое удовольствие, желательно с крышей над головой и с бутербродом в руке.

Просто в какой-то момент рисование картинок стало получаться немного лучше, чем что-либо еще. Не воспользоваться этим преимуществом было бы непрактичным решением.

Думаю, когда я перестану получать от этого внутреннюю отдачу — мой мир не потерпит крах. Я просто найду себе какое-нибудь другое приятное занятие.

Кента

После школы художница пошла в архитектурный ВУЗ — но не из потребности создавать и творить, а из-за воспоминаний о трагедии 11 сентября 2001 года, когда террористы захватили американские пассажирские лайнеры и протаранили на них башни-близнецы в Нью-Йорке.

Я просто хотела спокойно спать по ночам и не думать о том, насколько хрупки человейники вокруг. Как оказалось, чаще всего они могут просуществовать куда дольше моей слабой мясной оболочки, особенно если избегать встреч с террористами-смертниками.

Кента
«Я никогда не хотела быть художницей»: беседа с художницей Chto Takoe Kenta

И хотя Кента не стала архитектором, учёба в ВУЗе не прошла зря — художница вынесла из этого жизненного этапа несколько уроков. Например, что «тебя всю жизнь будут окружать люди куда умнее, продуктивнее, осмысленнее — и это не повод складывать ручки на груди и идти ко дну от обиды за свою неидеальность».

Главное это не доплыть до берега первым, а остаться в живых посреди океана полного пиратов, мин и дельфинов-извращенцев (опционально).

Кента

Всё это время Кента продолжала рисовать. Больше всего на неё повлияла, как ни странно, обычная линия жирностью в 2 пикселя на её первом планшете.

Возможность без минимального количества знаний и опыта перенести на экран мысль из головы (ты знаешь, где перо, знаешь, где ластик, а больше не нужно ничего) показалась мне слишком заманчивой, чтобы не посидеть за этим процессом сначала пару дней, а потом пару лет.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_6451&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

На творчество Кенты повлияли разные события — от мировых событий и до более личных. Творчество позволяет выводить переживания во внешний мир, чтобы делиться ими с людьми и дополнительно их рефлексировать.

Больше всего по мне ударили эпизоды из жизни, на которые я никак не могла повлиять, и от того зависела от них куда сильнее, чем от обычных внутренних переживаний.

Я говорю про отношения с людьми и тяжелые разрывы с друзьями, про вынужденный поиск дома, про карантин. Про внезапное открытие для себя, что твоя страна не такая чудесная, как тебя до этого заверяли. Про смерть близких.

Я много рефлексирую на такие темы, чтобы после кризиса иметь возможность найти причины продолжать быть. Как те слова «вот я и прошел через, вот я и сказал про».

Кента
«Я никогда не хотела быть художницей»: беседа с художницей Chto Takoe Kenta

Ещё сильнее на художницу повлияли отношения с семьёй. Родители не сразу приняли, что их дочь собирается зарабатывать рисунками. Как рассказывает Кента — её семья до сих пор не может прийти к мысли, что девушка может зарабатывать на жизнь рисованием.

Хорошая новость в том, что я достаточно отрефлексировала себя и свое близкое окружение, чтобы не перекрывать чужими хотелками свои мечты.

Но все же, мне кажется, они потихоньку начинают если не понимать, то принимать мои жизненные принципы. Это процесс двусторонний — я так же перестаю просить от них больше, чем они могут дать.

Семья научила меня, что разочаровывая людей вокруг себя, не обязательно испытывать вину за свои поступки. Рядом с тобой всегда и в любом случае будут недовольные.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_6370&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

«Минимальная польза из-за непродуктивности лучше отсутствия какого-либо движения»: о мотивации и творческом подходе

Рисование стало для художницы опорой, которое не только приносит деньги, но и позволяет разобраться в себе.

Рисование помогло мне начать мыслить шире: если в моих историях возможно все, то почему я должна ограничивать свою жизнь выдуманными рамками?

Раньше было больше страха за последствия от моих картинок. Оно и сейчас отчасти есть. Но это уже немного другой разговор про зону ответственности.

Кента
«Я никогда не хотела быть художницей»: беседа с художницей Chto Takoe Kenta

Кента считает, что минимальная польза из-за непродуктивности лучше отсутствия какого-либо движения вперед в принципе. Главное — не останавливаться.

Я знаю, что если опущу руки из-за того, что что-то не получается, то сама потом буду жалеть, что не попробовала начать снова. Моя тревожная потребность в продуктивности лучше всякого вдохновения, которое то есть, то нет.

Глядя на свои прошлые ковыряния и попытки сделать простые телодвижения, получая этот опыт в прошлом и используя его каждый день — я понимаю, что в будущем буду точно так же благодарна себе за то, что продолжаю делать хоть что-то сегодня и сейчас.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_5786&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

В своих работах Кента старается передать те эмоции, которые она испытывает в момент создания рисунка. Нет определенной эмоции, которой уделяется больше всего работ — внимание уделяется тем переживаниям, которые давят в момент создания рисунка.

Если так посудить, они могут быть каждый раз из абсолютно разных спектров, а порой это постоянное повторение одного и того же чувства, размазанное на несколько недель.

Для меня достаточно нетипично оставлять работу без эмоций в принципе. А уже какая именно там будет эмоция — это уже я предсказать не могу.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_6188&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

В самом начале Кента просматривала огромное количество работ — ее зажигала мысль, что однажды можно научиться рисовать также круто, как и её кумиры. Кента особенно выделяет нескольких художников: choo «помогла понять, что даже простой линией можно выразить все», гор «научила безумию», а hibakuja «рассказала, что такое любовь к собственному делу».

Сейчас из всех источников вдохновения Кента предпочитает музыку. Художница говорит, что объекты перед глазами только отвлекают, а вот с музыкой такой проблемы нет.

Лет десять назад у меня был период заслушивания всех пластинок группы «4 позиции бруно». Почти под каждый трек я делала в голове короткую зарисовку из образов и персонажей. Думаю, я живу этими зарисовками до сих пор.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fwall-57819109_1130%3Fz%3Dphoto-57819109_456239230%252Falbum-57819109_00%252Frev&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

«Мои персонажи — это рефлексирование проблем, которые здоровые люди обсуждают с психологом»: о персонажах и никнейме

В работах Кенты чаще всего встречаются пять ключёвых персонажей: Лука, Восьмой, Игги, Май и Пыльный. Художница прописала им черты характера, физические данные, психоэмоциональный портрет и многое другое — всё это помогает в создании живых сюжетных сцен.

Главные персонажи в творчестве Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_5786&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Главные персонажи в творчестве Кенты. Источник

Персонажи Кенты не появляются в её сюжетах просто так — они несут в себе некий вопрос, который художница задает сама себе.

Все мои персонажи — это рефлексирование проблем, которые здоровые люди обсуждают с психологом, друзьями или бутылкой. Каждая история помогает найти ответ на тот или иной мой вопрос: а что бы сделала я на их месте?

Что будет, если ты не вписываешься туда, куда вписываться просто обязательно? Что будет, если кто-то захочет стать лучше среди тех, кто ценит лишь однообразность и стабильность? И что будет, если таким мечтателям попадет в руки самый однообразный и стабильный человек на свете?

Самое интересное для меня сейчас: вопрос беспрекословного повиновения. Как будет существовать человек с одним единственным правилом в голове: послушание и точное исполнение любых команд.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_5747&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

Больше всего художнице нравятся те персонажи, которые меньше всего похожи на неё саму — Лука и Восьмой. При этом они чаще всего появляются в сюжетах Кенты.

На этих персонажей я «спихиваю» ответственность за свои грехи. Гораздо легче отрефлексировать свои внутренние переживания, если смотреть на них со стороны.

А что будет, если ты останешься без дома и семьи? А что будет, если ты от алкоголизма станешь животным? А как долго ты сможешь терпеть такое отношение мира и людей к тебе? А когда ты наконец сломаешься?

Думаю, Лука в моем мирке гораздо более существенен, чем Восьмой. Последний является больше приправой, чтобы раскрыть человека.

Но в то же время, без этой приправы уже не существует главного блюда, если так можно сказать про несуществующего персонажа. Так что Лука — это чисто моя история для меня же.

Кента
Лука (на переднем плане) и Восьмой (на заднем плане). <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fz%3Dphoto-57819109_457240096%252Falbum-57819109_00%252Frev&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Лука (на переднем плане) и Восьмой (на заднем плане). Источник

Никнейм художнице дал как раз один из её первых персонажей, который так и не увидел свет. Он появился в голове как идея, но не был зарисован. Кента видит в этом определённый замысел.

Он [персонаж, который дал никнейм] был математической точкой для меня. Идеальный персонаж без мыслей, существующий только для того, чтобы двигать сюжет.

Он был бракованный, неправильный и нереальный, но имел ли он право на существование? Я думаю, потому я и украла его имя — что он мне может сделать, он же даже ничего не подумает по этому поводу.

Кента

Кента видит этих персонажей героями мультивселенной, в которой можно менять законы как ей вздумается — всё будет считаться каноном.

Я подарила Луке возможность жить вечно: в его собственном мире и у меня в голове. Это своего рода телепорт в любую подходящую для меня вселенную: могу изменить буквально все что угодно — и это будет каноном.

Мультивселенная — это отличный побег от запретов. Если я не могу в своем существующем мире сделать определенное заявление — его делают мои персонажи в одной из миллиарда мультивселенных.

В конце концов, когда именно миллионы миллиардов стражей правопорядка из миллионов миллиардов параллельных вселенных найдут ту самую одну, из которой я сделала несколько сотен? Мне нравится чувствовать бессилие перед попытками осмыслить это скопление возможностей.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_4148&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

«Уж лучше без денег, но со здоровой менталкой»: о заработке и своём продвижении

Сейчас Кента рисует на фрилансе для иностранных заказчиков — времени на себя почти не остается.

Мои стиль не очень похож на казуал, чтобы работать на геймдев, а для вектора я слишком дика, так что приходится выживать постольку-поскольку! До сих пор удивительно, что выживать получается и кто-то даже готов за это платить.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_3930&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

Художница признается, что с навыками продажи у неё есть проблемы. Монетизировать свои работы получается хуже, нежели их создавать.

В прошлом году Кента попыталась сделать свой мерч — и у неё даже получилось. На руках был небольшой тираж футболок, которые она планировала распродать, но по итогу художница всё раздарила друзьям и родственникам.

Все же продажи для меня слишком энергозатратный процесс. Помню, когда отправляла свой мерч по почте, выйти на улицу и заговорить с почтальоном было для меня тем еще испытанием на выносливость.

Так что уж лучше без денег, но со здоровой менталкой. Могу себе это позволить пока нет вот уже действительно серьезных проблем с существованием.

Кента
«Я никогда не хотела быть художницей»: беседа с художницей Chto Takoe Kenta

Сейчас в её паблике во ВКонтакте почти 60 000 подписчиков, но в последнее время Кента не особо уделяет внимание продвижению, сосредоточившись исключительно на творчестве.

Вопрос с сетками самый тревожный. В какой-то момент я забила и до сих пор наслаждаюсь этим. Я понимаю, насколько для автора важна его видимость в сетке, но я лучше потрачу свои силы на рисование и работу, чем на нервы от публикаций.

Что будет дальше — покажет жизнь. Может и я, наконец, стану зависимой от чужого внимания.

А пока что все, что я могу — время от времени заставлять себя выкладывать хоть пару работ в месяц, чтобы совсем уж не пропадать с радаров.

Кента

Когда художница не делает работы на заказ, она занимается личным проектами. От рисования Кента отдыхает двумя способами: в свободное время она переводит комиксы с японского, а когда нагрузка слишком высокая,.то просто лежит целый день и читает истории других людей.

Иногда Кента также выезжает в другие города, гуляет по лесу и карабкается по скалам.

Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fz%3Dphoto-57819109_456239379%252Falbum-57819109_00%252Frev&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

В планах у Кенты создание не только артов для себя, но и новые комиксы.

Я каждый месяц придумываю идею для нового комикса. Например, сейчас в голове есть раскадровка разговоров уставших русских, украинцев и белорусов, которые я подслушала во время моего кофепития в одном грузинском дворе.

В целом, мои планы не меняются последние два года: вот все устаканится, я буду в комфорте и безопасности — и уж тогда нарисуюсь от души! Но пока есть то, что есть.

Кента
Пример одной страницы комикса от Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fz%3Dphoto-57819109_456239150%252Fwall-57819109_884&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Пример одной страницы комикса от Кенты. Источник

«Имеет смысл следовать прошлой стратегии. Посидеть, попить пива и подумать»: о выгорании и планах на будущее

Кента признается, что сейчас у неё не лучший период. Художница выгорела и как личность, и как автор после событий конца этого февраля.

Раньше мне помогало самокопание, анализ ситуации и вывод. Выгорание можно изобразить на картинке даже во время выгорания, а рисуя можно и выкарабкаться потихоньку.

А сейчас слишком много не зависящих от меня факторов, глаза разбегаются за какую проблему хвататься. Думаю, имеет смысл следовать прошлой стратегии. Посидеть, попить пива и подумать.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_3469&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

С планами на будущее у художницы сложно. Сейчас Кента думает о дальнейших планах на рисунки и о возможной эмиграции.

В ближайшее будущее я хочу выпить пива и порисовать для души. В больших масштабах я хочу найти страну, в которой получится остаться без образования и миллиона денег. Обосноваться, остановиться, успокоиться. Чтобы опять же выпить пива и порисовать для души.

Кента
«Я никогда не хотела быть художницей»: беседа с художницей Chto Takoe Kenta

Кента не жалеет о своих жизненных решениях, но размышляя о пройденном пути, художница пришла к выводу, что ей предстоит ещё много работать над собой.

До сих пор считаю, что во всем виновата моя социальная неопытность и любовь к самоанализу. Думаю, я не имею права быть недовольной. Если бы меня что-то стало не устраивать в самом начале или в процессе — я бы поменяла свой вектор движения для собственного спокойствия. Я, конечно, терпила, но не когда вопрос касается моих желаний и комфорта.

А если говорить про сожаления — это достаточно неплодотворное занятие: думать, что могло бы быть.

Свой путь я вижу как большое вложение энергии и ресурсов. Это, конечно, все очень замечательно, но, думаю, можно поднажать и вложить еще больше.

Кента
Работа Кенты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fket_kent%3Fw%3Dwall-57819109_700&postId=1277799" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Кенты. Источник

Начинающим художникам Кента советует наслаждаться тем, что вы делаете, а уже во вторую очередь — тем вниманием, которое творчество может привлекать.

Напоследок мы задали Кенте четыре небольших вопроса:

Что для тебя есть искусство и творчество?

Повод для драки.

Как у тебя происходит работа над артом?

Самое главное условие — идея в голове, которая стоит того. Я могу несколько часов ходить вокруг да около с вопросами «а ты правда готова потратить свое время вот на это и не сожалеть в конце?». И если ответ утвердительный — то я сажусь за стул, а потом встаю со стула — и дело сделано.

О чём бы ты хотела рассказать, но тебя никто никогда не спрашивал?

Если смешать не самое вкусное пиво и не самую приятную нулевку — может получиться что-то среднее, но иногда даже неожиданно вкусное.

Так всё-таки, что такое Кента [никнейм художницы в ВК — «chto takoe kenta»]?

Этот ник кажется куда более загадочным, чем он является на самом деле. Просто в какой-то момент я увидела вопрос «енто что такое?» и я поняла — это оно.

Текст написал Никита Барышников, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

9090
20 комментариев