Как я попал в гонзо-журналистику и при чём тут Спайдер Иерусалим

Немного личного обо мне вам не повредит

Как я попал в гонзо-журналистику и при чём тут Спайдер Иерусалим

Привет! Меня зовут Gonzo и я, как нетрудно догадаться, гонзо-журналист. Я веду блог на DTF и выпускаю регулярные статьи на темы игр и кино. И всю свою сознательную жизнь я хотел заниматься писательским ремеслом. Правда, если в детстве я больше тяготел к написанию книг (первая попытка была в восемь лет), то в подростковом возрасте мои интересы стали смещаться в сторону журналистики.

Оно и понятно, юношеский бунт, бессмысленный и беспощадный, соединённый с политической заряженностью и желанием всем всё доказать, гнал меня на поиски Правды и прям-таки требовал поделиться этой Правдой со всеми остальными.

Именно в это весёлое и разухабистое время ко мне попал "Трансметрополитен" - комикс, который и определил всю мою будущую жизнь. Культовая классика и абсолютно лучшее произведение из всех графических новелл, что я когда либо читал. А для тех, кто не в курсе, "Трансметрополитен" повествует нам о гонзо-журналисте Спайдере Иерусалиме, живущем в далёком посткиберпанковом будущем и освещающим различные новости, в своём неутомимом желании рассказать всем Правду.

Сатирический комикс быстро нашёл отклик в моей душе, а Спайдер стал моим безоговорочным кумиром. Циничный, жестокий и полный ненависти ко всему и всем журналист-подонок, был так близок и понятен мне - циничному, жестокому и полному ненависти ко всему и всем подонку, что я просто не мог не восхищаться им. Это был, без всяких мемов и шуток, literally me момент.

А самое любопытное, при всех своих недостатках, Спайдер рвался к Правде. Она так и обозначалась в комиксе, с заглавной буквы. Иерусалим был готов нарушать законы, ставить свою и жизни друзей под угрозу, становиться личным врагом президента, но он был обязан донести до читателей Правду. Этим он тоже подкупал. Самоотверженностью и преданностью своему делу.

Что, в общем-то, странно. Мы смотрим на Спайдера и видим полусумасшедшего наркомана и алкоголика, никогда не выпускающего сигарету изо рта и ненавидящего всё и всех вокруг. Но тем не менее, есть что-то важное для него. Правда. И, если уж на то пошло, справедливость.Он не всегда может добиться этой справедливости и чаще пишет назло кому-то, подпитываемый всеобщей ненавистью, но тем не менее, стремится к своему идеалу.

Как я попал в гонзо-журналистику и при чём тут Спайдер Иерусалим

В 16 лет это всё очаровывало и вдохновляло. Я был достаточно адекватен и умён, чтобы понять, что слишком уж подражать кумиру не стоит, поэтому я не стал употреблять наркотики, не курил, да даже выпивал крайне мало и то потом перестал. Но я вдохновился двумя самыми важными вещами: подходом к журналистике и гедонизмом.

Так уж получилось, что жизни наши не имеют смысла. И каждый сам вынужден придумывать себе свой собственный. И я решил, что мой смысл будет заключён в гедонизме - жизни в своё собственное удовольствие. Это стало моим приоритетом над всем остальным на долгие годы и является им и по сей день.

Можете называть меня безответственным эгоистом (вдруг я им и являюсь на самом деле), но я ещё ни разу не пожалел о том, что выбрал жить в удовольствие. Возможно, это безответственно, но я сам решаю, как мне жить эту жизнь, поэтому стараюсь получать от неё максимум удовольствия.

А что касается подхода к журналистике, то тут-то я впервые и оценил гонзо по достоинству. Во-первых и в главных, гонзо - это крайне субъективное повествование. Гонзо-журналист срать хотел на беспристрастный рассказ и объективные факты. Всё подаётся с точки зрения автора и так, как хочет он.

Во-вторых, автор всегда является главным героем и находится внутри истории. Поэтому, попадая внутрь описываемых событий и являясь их непосредственным участником, автор всегда выносит вперёд своё собственное суждение и перспективу, чтобы описать эти события и представить свой уникальный авторский взгляд "изнутри истории".

В-третьих, автор волен использовать любую лексику на своё усмотрение, в том числе и ненормативную. Также приветствуются цитаты, преувеличения, отсылки, сарказм и юмор. Короче, пиши всё, что захочешь.

В-четвёртых, гонзо-журналистика выступает преимущественно в репортажном жанре. То есть, автор должен приехать, скажем, на открытие какого-нибудь нового бара, нахуяриться там до посинения, разбить ебало бармену и вылететь в окно, предварительно наблевав на какую-нибудь бабу. А после этого протрезветь и записать все свои впечатления. Или не пить вообще, а просто прийти в бар и посидеть внутри, напитываясь впечатлениями для последующего репортажа. Но первое, согласитесь, веселее.

И, наконец, в-пятых, автор волен объединять всё со всем, переплетать правду и вымысел, додумывать и придумывать, использовать художественные элементы, одним словом ТВОРИТЬ. Это не сухие протокольные пересказы, гонзо-журналистика - она о том, что ты можешь делать всё, что захочешь. Разве это не прекрасно?

Как я попал в гонзо-журналистику и при чём тут Спайдер Иерусалим

Вот этим всем я и напитался, пока читал комикс. Свобода самовыражения в сочетании с журналистикой мне казалась необычайно свежим и интересным решением, ведь на тот момент меня уже порядком подзаебали всякие Познеры, которые без конца талдычили про то, что журналист должен быть максимально сух, беспристрастен и объективен.

В дальнейшем желании изучить, откуда растут ноги у гонзо-журналистики, я отправился к основателю этого направления, ставшему прообразом полюбившегося мне Спайдера Иерусалима, Хантеру Томпсону.

И встретил просто невероятно интересного человека, о котором ещё при жизни было снято целых два художественных фильма, что, согласитесь, достижение.

Эксцентричный уроженец Кентукки покорил меня тем, что был ещё более сумасшедшим, чем Спайдер Иерусалим. Томпсон, по собственному признанию, попробовал все или почти все известные человечеству наркотики и великое множество алкогольных напитков, что нашло отражение в его культовом биографическом романе "Страх и отвращение в Лас-Вегасе".

Хантер, точно так же, как и Спайдер, ненавидел всех и всё, а ещё был жутким циником и контркультурщиком, которого подпитывала ненависть толпы. Он стал известным в 1967 году, написав книгу об "Ангелах Ада" - самом известном байкерском клубе Америки. Томпсон провёл год, катаясь с "Ангелами", чтобы изложить их жизнь наиболее точно и достоверно.

В результате, он был жесточайше опездюлен до полусмерти членами клуба, которые посчитали, что Хантер их оклеветал, написав в книге много неправды. Они даже выходили с ним на телевизионные дебаты, посмотрите, останетесь в восторге.

Кстати, сам по себе Хантер Томпсон был довольно волевой личностью, но никогда не относился к себе слишком серьёзно. В подтверждение первому можно упомянуть то, что в возрасте 67 лет, устав от жизни, Хантер покончил с собой, вышибив себе мозги из револьвера (он был заядлым любителем оружия и хранил дома целую коллекцию).

А вот второе подтверждает то, какие похороны заказал себе "доктор журналистики". Он потребовал, чтобы его кремировали, а прах зарядили в гигантскую пушку и выстрелили. Что и было исполнено, при содействии Джонни Деппа - близкого друга Томпсона, который и сыграл Хантера в экранизации книги "Страх и отвращение в Лас-Вегасе".

Как я попал в гонзо-журналистику и при чём тут Спайдер Иерусалим

С этой вот экранизации, я и начал знакомство с творчеством Томпсона. Честно признаюсь, от фильма я остался в восторге. Сюрреализм, сатира, чернейший юмор, как говорится, только хорошее.

После фильма я решил прочитать книгу и, каково же было моё удивление, когда я обнаружил совершенно заурядное произведение. То есть, всё в книге соответствовало фильму, экранизация была точнейшей. Но, то ли подкачало качество перевода, то ли Томпсон действительно писал так себе, но книгой я не особо проникся, хотя и дочитал до конца.

Но это уже было неважно. Основные принципы гонзо-журналистики я постиг, а мой вымышленный кумир плавно растворился под влиянием кумира реального. Этому ещё и поспособствовали личные взгляды Томпсона, которые оказались менее романтичными и идеалистическими, чем у Спайдера.

Пока Иерусалим боролся за Правду, Томпсон эту самую Правду отрицал. "Доктор журналистики" писал об абсолютной правде вот что: "Если я напишу всю правду, которую узнал за последние 10 лет, порядка 600 людей, включая меня, будут гнить в тюремных камерах по всему миру, от Рио до Сиэтла. Абсолютная правда - это редкая и опасная штука в мире профессиональной журналистики".

И тут, я должен признаться, что куда больше согласен с оригиналом. Став старше, я чётко осознал всю правильность этой позиции и то, что абсолютная правда будет скорее уничтожающей, нежели созидающей что-то и помогающей людям. Спайдер меня разочаровал. Тот самый персонаж, который и привёл меня в журналистику, теперь воспринимался мною больше как карикатура, пародия и выдача желаемого за действительное. Юношеский максимализм прошёл, я стал намного мудрее.

Да и не сказать, чтобы Правда была особенно нужна кому-то в наше время. Оглядитесь вокруг. Журналисты рискуют жизнями и погибают, чтобы донести до людей Правду. И что с ней делают? Убирают под сукно, стыдливо отворачиваются или с негодованием восклицают: "Зачем нам эта правда? Что нам с ней делать?". Журналист и его геройский подвиг не ценятся ныне, а потому и я не выбрал себе стезю профессионального журналиста-новостника и репортёра.

Мне гораздо комфортнее писать про игры и кино, предоставляя свой уникальный авторский взгляд на ту или иную ситуацию. Хотя, тот же Спайдер считал, что журналист может быть только новостником. Забавно, что мой бывший кумир и тот, кто привёл меня в журналистику, плюнул бы мне в лицо за мою позицию и любовь к вдумчивым эссе, вместо новостных сводок.

Но я там, где не только безопаснее, но ещё и интереснее лично мне. А те, кто всё ещё считает, что до людей стоит доносить Правду, могут идти и попробовать. Желаю им удачи, но не думаю, что они долго проживут. Увы, не в современных реалиях.

Как я попал в гонзо-журналистику и при чём тут Спайдер Иерусалим

Между прочим, с появлением интернета и блоггинга, жанр гонзо, можно сказать, захватил мир. Посудите сами, каждый может представлять свой уникальный авторский взгляд на ЧТО УГОДНО, совершенно не стесняясь в выражениях и используя для этого все средства и форматы. Да, журналисты до сих пор пытаются гнуть своё и говорят о какой-то объективности, журналистской этике и прочих пережитках прошлого, но давайте взглянем правде в глаза. Весь мир - гонзо.

И люди сейчас не идут за Правдой, они идут за яркими личностями, за правдой, смешанной с развлечением, за уникальными форматами и интересными мыслями. Никому нет дела до тысячи одинаковых обзоров Horizon Forbidden West, где все журнашлюхи в один голос сравнивают игру с Mass Effect 2, потому что так вещает методичка. Но всем интересен нестандартный взгляд, необычный рассказ и акцент на том, что пропускают другие.

Я говорю не о сухом и дотошном анализе, в гробу я их видал. Это, кстати, одна из причин, почему я меньше пишу про игры, нежели про кино - формат диктует сухой анализ. А я не хочу сухой, я хочу влажный анализ! Я хочу писать так, как мне заблагорассудится и мой недавний пост про "Покорителей Дикого Космоса" - прекрасное подтверждение тому, что сковывать себя рамками сухого анализа необязательно. Свои будущие игровые материалы и рецензии я постараюсь оформлять ещё более свежо и уникально. А сухой анализ оставим Васе Лебедеву, он в нём чертовски хорош.

Я привык к эмоциональному выплеску в тексте, посему и увидел свет мой "DTF и женщины в играх". Кстати, с точки зрения заинтересованности читателем, материал оказался СУМАСШЕДШИМ успехом. Люди наперебой комментировали, читали, смеялись, оскорбляли, поддерживали, репостили и делали посты-ответы. Вовлечённость читателей была запредельной! И вы можете соглашаться с этим постом или нет, но просто обязаны согласиться с тем, что я сумел заинтересовать читателя и начать дискуссию.

А это, на самом деле, всё, чего я всегда и хотел. Выбирая гонзо, как форму творчества и свободу самовыражения, я хочу поделиться своими собственными мыслями, которые могут оказаться не совсем популярными и обсудить это с читателями. Возможно, что я хочу ещё и развлечь вас, ведь мне так нравится рассказывать истории. Но главное - это натолкнуть аудиторию на мысль и начать дискуссию. Обсудить с десяток разных позиций и укрепиться в собственных взглядах, а может быть, даже пересмотреть их.

Но не ждите от меня сухой фактики и статистики, я всегда пишу наобум, следуя за своим сердцем, следуя за пожаром, за инфоповодом, который могли пропустить остальные, но не я. Я не буду новостником, я не буду уподобляться всем остальным, я даже не пишу на конкурсы, потому что ценю свою авторскую мысль больше, чем возможность написать что-то в поставленных рамках и заработать денег.

Если моя позиция начнёт меня кормить - я с удовольствием приму дары благодарных читателей, если же нет - на всё воля гонзо. Я занимаюсь этим с 2017 года и, хотя, в моей жизни были взлёты и падения, моменты сомнений и попытки отрефлексировать вопросы в духе "а правильно ли я живу?/действительно ли я этого хочу?", я всегда приходил к тому, что да. Это, возможно, не совсем благодарная работа, но то счастье, которое я испытываю, когда публикую очередной лонг, когда читатели собираются и обсуждают его - это просто неземное блаженство.

А уж когда я вижу благодарность аудитории, выраженную в любой форме, то я могу ходить счастливым хоть неделю, хоть две. Это то, ради чего стоит жить, это то, ради чего я живу. Ведь, без вас, без моих читателей, я будто бы и не существую.

Так что, спасибо вам за всё. За то, что читаете, лайкаете, дизлайкаете, соглашаетесь, не соглашаетесь. Комментируете, спорите, ругаетесь, даже оскорбляете меня - всё идёт в дело. И уж отдельное спасибо за донаты. Их пока не особо много, но моя признательность за вашу поддержку безгранична. Я понимаю, что в это непростое время крайне нелегко поддерживать кого-то рублём, поэтому вдвойне ценю подобные жесты.

Что же, вот такой у меня получился рассказ. Возможно, немного сумбурно, но мне очень хотелось высказаться на более личную тему. А сейчас я вплотную займусь переводом фанатского сюжета The Last of Us: Part II, поэтому можете считать этот пост своеобразным анонсом моего следующего материала и длительного отсутствия каких-либо лонгов. Ну, если только мне чересчур сильно захочется высказаться, но это вряд ли. Ждите мой перевод, обещаю, он вам понравится.

Искренне ваш

Gonzo

Спасибо за внимание и до скорой встречи!

5252
67 комментариев
Автор

@дмитрий титов иди читай. Помнишь, ты по зиме писал пост про Спайдера и Правду, который потом удалил? А я обещал тебе ответ на этот пост? Ну, вот считай, что это он.

3
Ответить
1000 ₽

ценю свою авторскую мысль больше, чем возможность заработать денег

я с удовольствием приму дары благодарных читателей, если же нет - на всё воля гонзоМастер реверсивной психологии!!!! Ну как тут устоять, чертяга....

5
Ответить

Шутку придумал :)

Гонзо раньше: год катался с Ангелами ада, чтобы написать книгу и получить пизды

Гонзо сейчас: я написал об игре свое мнение, дайде лайков

14
Ответить

Но с другой стороны книга получилась редким говном, так что может оно и к лучшему)
Он их так засрал, что аж обидно за них.

2
Ответить
Автор

Смешно и базово.

1
Ответить