Обзор фильма «Основатель»

Золотые арки амбиций

Обзор фильма «Основатель»

Забавно, как абсолютно обычный и одноразовый фильм, из тех, что выходят в прокат и быстро проваливаются, а потом бесконечно крутятся по телевизору, застрял в моей голове на целый месяц. Всё это время я думаю про историю Рэя Крока и братьев Макдональдов. Как это произошло? Почему они не смогли договориться? Злодей ли Крок? Это интересные вопросы. Но будут ли так же интересны ответы? Давайте узнаем.

Сюжет

Америка, 1954 год. Рэю Кроку 52 и он работает коммивояжёром – разъезжает по стране и продаёт миксеры для молочных коктейлей. В один из своих неудачных дней он связывается с секретаршей, чтобы уточнить, были ли новые заказы и оказывается, что некий небольшой ресторанчик в Сан-Бернардино, Калифорния заказал целых шесть миксеров.

Удивлённый этим обстоятельством, Крок отправляется посмотреть, что же это за ресторанчик. И находит там новое слово в организации общественного питания – фастфуд. Братья Макдональды разработали и внедрили собственную уникальную систему быстрого приготовления и быстрой доставки еды посетителю.

Крок загорается идеей продавать франшизы для «Макдональдс» и заключает с братьями детальный контракт, в котором чётко прописано, что любые изменения должны быть одобрены ими. Рэй успешно продаёт франшизы и даже придумывает идею менеджеров, которые поддерживают в разных ресторанах единый стандарт.

Сеть «Макдональдс» быстро разрастается, но вот незадача – Крок почти не получает с этого денег, ведь у него в контракте указаны жалкие 1,5% прибыли. Рэй просит Макдональдов пересмотреть контракт, но Дик остаётся непреклонен.

Обзор фильма «Основатель»

Между Рэем и братьями постепенно начинают возникать разногласия по поводу ведения бизнеса. Амбициозный Крок хочет пристроить к ресторанам подвальное помещение, чтобы хранить там мороженое – братья запрещают менять оригинальный чертёж зданий. Рэй пытается организовать спонсорство со стороны «Кока-Колы» – братья отказываются, боясь испортить имидж. Крок хочет сэкономить деньги на расходах на электроэнергию, путём замены реального молочного коктейля из молока и мороженого на растворимый – братья снова против.

И Рэй начинает свою игру. С помощью финансового консультанта Гарри Соннеборна он узнаёт, что земля, на которой стоит ресторан, является куда более ценным активом, чем сам ресторан. Поэтому он начинает скупать землю и выдавать франшизу уже под неё, получая мощнейшие рычаги давления на владельцев ресторанов и братьев Макдональдов.

Параллельно этому событию, Крок влюбляется в жену одного из своих франчайзи – Джоан Смит. Что приводит к разводу Рэя с его женой, ведь Джоан, в противовес его жене Этель, такая же амбициозная, как и сам Крок.

Получив влияние, Рэй организует захват «Макдональдс». Он называет свою компанию по управлению недвижимостью «Корпорацией Макдональдс», чем доводит диабетика Мака Макдональда до больничной койки и приходит к нему с пустым чеком, намекая на то, что хочет выкупить у братьев компанию за любую сумму, которую они попросят.

Понимая, что они проиграли, братья выдвигают свои условия: 1,3 миллиона долларов единовременной выплаты каждому, один процент прибыли в год в качестве роялти и право на управление своим первым рестораном. Крок отказывается от юридического закрепления одного процента роялти в договоре и предлагает просто пожать руки, мотивируя это тем, что подобный пункт в официальном договоре не устроит инвесторов.

Братья соглашаются, но в итоге они так и не смогут доказать этой «рукопожатной» сделки, что будет стоить им не менее 100 млн упущенной прибыли. А их ресторан потеряет право называться «Макдональдс» и быстро закроется, не выдержав конкуренции с заведением Крока.

После заключения сделки Дик Макдональд спрашивает Рэя, почему он просто не украл их концепт и не воссоздал самостоятельно, ведь они всё ему показали во время их первой встречи. На что Крок хитро замечает, что главным достоянием ресторана «Макдональдс» было само имя. Яркое, броское и более близкое к американской культуре, нежели его чешская фамилия Крок.

Обзор фильма «Основатель»

В финале картины нам показывают Рэя и его жену Джоан Крок, которые готовятся принять в своём особняке Рональда Рейгана, в то время как расстроенные братья Макдональды закрывают своё любимое детище – первый ресторан «Макдональдс».

Техническая часть

Здесь нареканий к фильму нет и быть не может. Картина снята добротно, в стиле хорошей разговорной драмы. Дизайн и декорации звёзд с неба не хватают, ведь бюджет у фильма достаточно скромный. Но всё выглядит и звучит неплохо, в сахарные и рафинированные пятидесятые верится вполне.

Фильм снят без особой выдумки, но это его не портит. Да, какие-то уникальные ракурсы камеры и необычный монтаж отсутствуют, но они тут и ни к чему. Это не «Социальная сеть» и не «Рокетмен», чтобы удивлять зрителя ярким визуалом и скрытыми смыслами. Всё просто и понятно, а большего от него и не надо.

Актёры – все на своих местах. Майкл Китон превосходен в роли Рэя Крока. Он отлично справляется с тем, чтобы показать всю гамму эмоций, испытываемую его персонажем за весь фильм. Отчаяние, разочарование, затем радость и восторг. А после цинизм и безжалостность.

Ник Офферман великолепен в любом фильме или сериале, на то он и Ник ОФферман. Роль Дика Макдональда так хорошо «легла» на актёра, что мне совершенно не хватило его экранного времени. Оффермана должно быть как можно больше ВСЕГДА. Я всё сказал!

Обзор фильма «Основатель»

Лора Дерн, сыгравшая первую жену Крока – Этель, тоже заслуживает похвалы. Актриса эталонно воплощает совершенную противоположность Рэя, будучи довольной своим положением в жизни и не желая рваться к чему-то великому.

Второстепенный актёрский состав тоже весьма компетентен и убедителен. Патрик Уилсон и Линда Карделлини в ролях Ролли Смита и Джоан Смит, соответственно, прекрасно отыгрывают свои партии, пусть и появляются в фильме ненадолго. Как и Би Джей Новак, наш любимый Райан из «Офиса». В роли Гарри Соннеборна, Новак замечательно раскрывает всю суть хитрых и скользких корпоратов, которые пойдут на всё, ради прибыли и влияния.

Посыл

Через весь фильм тонкой красной линией проходит тема амбиций. Рэй Крок – стареющий неудачник, который цепляется за возможность получить величие и реальное достижение через развитие сети «Макдональдс». Но он не злодей, который с самого начала хотел лишь захватить власть. Он просто нереализованный, отчаявшийся человек. Кроме того, достаточно долго пытавшийся решить все разногласия с братьями Макдональдами миром.

Но наивное желание братьев построить бизнес-утопию погубило их. Ведь, если подумать, что стало бы с «Макдональдс», не объявись там Рэй Крок? Ресторан был бы успешен и приносил прибыль, но так никогда бы и не развился в мировой культурный феномен. Многие скажут, что и не нужно было. Соглашусь, может и не нужно.

Однако стагнация не приводит ни к чему хорошему. Всегда должно быть развитие. Как люди растут и развиваются, накапливают знания и опыт в течение всей жизни, так и компании следовало расти и развиваться, если к этому есть сопутствующий потенциал.

Кстати, интересный момент. Почему Крок отказал братьям в одном проценте роялти и бывшей жене даже в одной акции «Макдональдс»? Потому что это было наказание за их отсутствие амбиций. Те самые люди, от которых Рэй ждал помощи и поддержки, шли наперекор ему и только мешали. Естественно, что этот человек в итоге и озлобился, решив всем отомстить, когда у него появилась власть.

Обзор фильма «Основатель»

Я лично не считаю Крока злодеем в этой истории. В конце концов, он тоже сделал немало для развития «Макдональдс». Ставка на средний класс, в качестве владельцев франшиз, дала возможность получить заинтересованных в успехе своего бизнеса трудолюбивых работников, а создание позиции менеджера позволило поддерживать высокие стандарты качества, заданные братьями Макдональдами в своём первом ресторане.

И если проследить за Рэем повнимательнее, то всё, чего он хотел – это самореализация. Тут его можно понять. Мужику за 50 в том времени, когда человек в этом возрасте - это уже почти дряхлый старик, а он так ничего и не добился в жизни. Да, он как-то обеспечен, но у него нет достижений, нет побед, нет чего-то реального, о чём можно сказать: «Вот, я построил это своими руками!».

А развитие сети «Макдональдс» и построение публичного имиджа Рэя Крока как «Основателя» дают ему эту самую реализацию. И человек начинает искренне верить в то, что он и есть этот самый основатель. Собственно, почему бы и нет? Ведь он рискнул всем, что у него было, чтобы достичь успеха и достиг. Разве он мало вложил? Разве он недостаточно работал? Вопросы, разумеется, риторические.

Не знаю, как было на самом деле, но после фильма очень захотелось узнать и сравнить вымышленную и реальную истории. Потому что фильм затронул темы, очень близкие реальности, а именно амбиции, стагнацию и удовлетворённость своим нынешним состоянием.

И будет очень любопытно узнать, расходится ли реальность с фикцией. Была ли на самом деле у Рэя Крока такая нереализованность и амбициозность? Ведь фильм показывает человека, которому можно и хочется сопереживать, потому что все мы в чём-то нереализованные и стагнирующие люди. Вопрос лишь в том, амбициозны ли мы?

Я для себя на этот вопрос ответил. Ответьте и вы.

Искренне ваш

Gonzo

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ

65
31 комментарий

Крок - просто маленький человек, который получил свой шанс. И психология у него маленького человека. А когда маленький человек дорывается до власти, он всегда начинает отыгрываться на тех, кто раньше были для него большими. Поэтому он и жену бросил, и наебал братьев даже с крошечным процентом, а в конце построил макдак напротив их кафе, чтобы окончательно его обанкротить. Потому что такова жизнь.

14

Маленький человек который состоял в элитном клубе и общался с миллионерами. В фильме показали какого то неудачника с миксирами в багажнике, по факту у него была своя компания продававшая эти миксеры тысячами.

3
Автор

Кстати, не согласен. Он же долго со всеми миром пытался решать. Кроме того, ты говоришь, что отыгрался на тех, кто раньше был большим. А в чём жена была "большой"? Она просто не разделяла амбициозность, за что и поплатилась.

Фильм охеренно показал, как люди которые не понимают капитализм, он же и съедает. Особенно понравились их выплаты без договора)

5

Отличный фильм

4

Безумно унылое стерильное кинцо. Попытались выехать на антигерое, но всё таки таким нужно сопереживать, а он как был мудаком с начала, так до конца им и остался. Уверен, что этим фильмов щас тычут на всяких слетах сетевиков с криками «Идите и добейтесь!»

4

Только не забудьте украсть у других :3

1