Смиры в анимации

Motion blur, сделанный вручную.

Каждое новое слово в искусстве имеет творца. Некий Эдвард Тёрнер впервые реализовал регистрацию цвета на киноплёнке в 1899 году (если верить ВВС), Эдди Ван Хален раньше всех додумался стучать правой рукой по ладам электрогитары, тем самым изобретя тэппинг, а Энди Уорхол создал поп-арт. В истории мультипликации тоже есть такого рода самородки.

Однажды студёным зимним вечером я задался вопросом: «Когда в мультфильмах впервые появились смиры?». Ведь какой-то человек в мире должен был до такого додуматься. Но сначала, что такое смиры (уж не серчайте, в душе не чаю, как на русский перевести smears).

Смиры – намеренное «смазывание» анимации, целью которого являются:

а) подчёркивание скорости движения;

б) экономия времени и ресурсов.

Впервые смиры в анимации появились в анимационной короткометражке 1942 года The Dover Boys at Pimento University. В ней три друга-оболтуса спасают красотку из лап пропитого злодея. Мультик находится в открытом доступе (на тытрубе можно найти версию в 4к), а в 2018 году свет увидела коллаборация 90+ аниматоров, отдавших дань уважения сему творению и её режиссёру.

The Dover Boys in 4k

Кстати о нём. Как думаете, кто это был? Ну конечно же Чак Джонс, человек, который вместе с коллегами поднял на ноги Worner Bros. Cartoons. Но сначала небольшая предыстория.

С появлением звука в кинематографе киноделы учились сводить фреймрейт со звуковым рядом. Первые попытки синхронизации записываемого звука и видео были довольно плачевными, поэтому после нахождения способа сделать «хоть как-то» (таких способов тогда одновременно существовало штуки три), Общество инженеров кино и телевидения (SMPTE) ввело стандарт в 24 кадра секунду. Подробнее об этом можно почитать тут.

Анимации пришлось тоже адаптироваться. Из-за трудозатрат небольшие работы рисовали с частотой 12 кадров в секунду (то есть показывали один кадр два раза), увеличивая fps в определённые моменты. Так, например, анимировались Silly Symphonies Уолта Диснея и Merry Melodies их конкурентов братьев Ворнеров. Соответственно аниматоры были ограничены «снизу» фреймрейтом, а «сверху» – увеличением объёма работ, ведь для плавных движений приходилось рисовать «честные» 24 кадра в секунду.

​Звук фиксируется на плёнку, поэтому никакого рассинхрона не возникает.<br />
​Звук фиксируется на плёнку, поэтому никакого рассинхрона не возникает.

Возвращаемся к нашим баранам. Продюсеры поставили перед Чаком задачу: как можно дальше отойти от «диснеевского» стиля в работах студии. Что он и сделал.

The Dover Boys привносили сразу несколько новшеств. Во-первых, все герои стали людьми; во-вторых, вместе с Джоном МакГрю и Юджином Флёри, художниками бэкграундов, Чак Джонс разработал и использовал упрощённые задники, раскрашенные пульверизатором; и, наконец, в работе впервые появились смиры.

По словам самого Джонса, продюсеры были не очень довольны новым методом анимирования и даже называли смиры «ленивым способом изображения движений», что забавно, ведь некоторые сцены анимированы «честно» – 24 кадра в секунду. Аниматора даже хотели уволить, но оставили из-за невозможности найти замену во время ВМВ (1942 год, как-никак).

Завирусившийся фрагмент из мультфильма наглядно показывает стильные минималистичные задники.

За восемьдесят лет смиры стали неотъемлемой частью анимации. Их можно увидеть почти в каждом мультфильме не только на Западе, но и в аниме.В первых трёх сезонах «Симпсонов», над которыми работала студия Klasky Scupo, смиры увидеть невооружённым глазом, а Activision Blizzard использует их для анимирования движений в Overwatch. Люди, незнакомые с данной техникой часто считают смиры «ошибками», что, конечно же, не так.

Смиры из Overwatch в слоу-мо.

Способов рисовать смиры сейчас довольно много. Своим непрофессиональным взглядом я могу выделить три основных.

«Классические» смиры. В них движущийся объект на мгновение «морфится» между двумя позами, что подчёркивает скорость движения. Подобной суперсилой обладал главный антагонист «Хроник Риддика». В мультипликации такое можно заметить в движениях Флеша из «Лиги Справедливости».

«Умножения» (или лучше говорите мультиплы, multiples). Когда объект или его части буквально множатся в кадре. Так любили анимировать, например, Губку Боба.

Ну и различные вариации. Обычно смешивают смиры тела, а глаза подвергаются мультиплам.

Не обошли стороной смиры и Страну восходящего солнца.

Таким образом Чак Джонс почти восемьдесят лет назад сделал анимацию быстрых передвижений не только «попроще», но и «стильней».

З.Ы.: в поисках примеров для смира наткнулся на короткометражку Bosko in Person 1933 года. В то время режиссёры Хью Харманн и Фриз Фрилинг уже использовали мультиплы при работе над танцем Хани. Что добавляет моему рассказу больше белых пятен. Возможно, изобретение смиров схоже с первым использованием тэппинга, ведь Ричи Блэкмор (участник групп Rainbow, Deep Purple и Blackmore`s Night) утверждает, что Харви Мандел использовал тэппинг ещё в 1968.

Смиры в анимации

Продолжаю вести наблюдение...

#animation #smears

2424
2 комментария

Клевый пост, респект :)

1
Ответить

Было довольно интересно. Жаль стоп-кадров примеров не так много, все таки в движении оч сложно уловить искажения.

Ответить