Геймификация жизни, матчасть первая

Принятие решений - часто не полностью осознаваемый и слепой подсчёт значимости одной альтернативы относительно другой, но этот процесс можно сделать осознаваемым и чутка более увлекательным. Мы определим ценность цели, количество затрат ресурсов на её достижение, и как следствие, соотношение получаемой ценности к затратам ресурсов с помощью несложной математики.

Цели

Цели делятся по горизонту планирования:

  • Оперативные: 1 день - 1 месяц. "хочу"
  • Тактические: 1 месяц - 1 год. "планирую"
  • Стратегические: 1 год - 10 лет. "долгосрочно планирую"
  • Жизненные: > 10 лет. "мечтаю"

Группировка целей по горизонту планирования в данной статье никак не используется, и эту информацию можно игнорировать. Однако я привожу её здесь, потому что может понадобиться рассматривать цели в различных горизонтах планирования отдельно, и для них могут быть разные весовые коэффициенты.

Характеристики цели: трудность, важность/ценность, конкретность.

Важность и ценность в данном контексте считаем взаимозаменяемыми терминами. Есть только одно исключение - когда ценная цель перестаёт быть важной в связи с изменением жизненных обстоятельств

  • Трудность цели определяется количеством ресурсов, затраченных на её достижение.
  • Ценность цели определяется степенью влияния результата её достижения на самого человека, его близких и окружения.
  • Конкретность цели определяется возможностью её декомпозировать до степени, когда не остаётся “белых пятен”. Чем конкретнее цель, тем точнее регулируется деятельность по её достижению.

Как определить ценность цели?

Здесь и далее некоторые слова будут капсом на латиннице. Это значит, что они будут участвовать в формуле.

Прежде всего, назначаем вес для каждой из областей жизни, на которые может влиять цель: (AREA 1-6)

  • AREA1: Здоровье и физическое развитие.
  • AREA2: Образование, обучение и умственное развитие.
  • AREA3: Работа и карьера.
  • AREA4: Досуг.
  • AREA5: Благосостояние.
  • AREA6: Свобода. Внутреннее состояние независимости. Степень удовлетворённости.

Если цель совсем не касается каких-либо пунктов, то AREA по этим пунктам будет равна нулю. Если касается, то единице.

Я обычно считаю все пункты равноценными, то есть вес каждой группы у меня равен 1. Но это субъективно, коэффициенты могут быть у каждого свои. Например, кто-то может решить, что здоровье важнее всего остального и увеличить вес этой области, скажем, до 1.2, а досуг менее важен, и пусть он будет 0.9.

Цель может влиять на самого человека, его близких и внешнюю среду, каждая из этих направленностей имеет свой весовой коэффициент TARGET.

  • TARGET1: Я. Какое влияние достижение цели оказывает лично на меня. Вес 0.5
  • TARGET2: Мы. Что касается моих близких (супруга, дети, родители, братья\сестры). Вес 0.4
  • TARGET3: Они. Внешняя среда и социум. Знакомые и незнакомые люди, коллеги, город где я живу, карма и прочее. Вес 0.1

Вес каждой направленности субъективен. Например, некоторые люди не семейные, и для них вес семьи может быть меньше. Некоторым важно что о них думают другие и от этого зависит успех в их деле, или часто участвуют в волонтёрских проектах - могут поднять вес внешней среды и социума.

Для каждой из перечисленных выше областей делается субъективная оценка степени влияния на область, получается шесть численных значений (QUANT 1-6) для каждой направленности (QUANT_ME “я”, QUANT_WE “мы”, QUANT_THEY “они”), итого в общей сложности 18.

  • = 4 великолепное

  • = 3 очень хорошее

  • = 2 ощутимо положительное

  • = 1 слегка положительное

  • = 0 нет воздействия, либо плюсы и минусы балансируют друг друга

  • = -1 слегка отрицательное

  • = -2 ощутимо плохое

  • = -3 очень плохое

  • = -4 губительное

Оценивая нашу цель, принимаем во внимание как результат, так и процесс её достижения.

Теперь у нас есть всё что нам нужно. Считаем:

1 - Оценка важности на каждую область - это произведение субъективной оценки влияния (QUANT) на вес каждой области (AREA).

2 - Суммируем все области и получаем важность для всех областей.

3 - Умножаем все на весовой коэффициент направленности (TARGET) и получаем важность цели для себя.

4 - Повторяем шаги (1)-(3) для других TARGET (близких и прочих).

5 - Суммируем результаты.

Общая формула:

(QUANT_ME1*AREA1+QUANT_ME2*AREA2+...+QUANT_ME6*AREA6)*TARGET1 + (QUANT_WE1*AREA1+QUANT_WE2*AREA2+...+QUANT_WE6*AREA6)*TARGET2 + (QUANT_THEY1*AREA1+QUANT_THEY2*AREA2+...+QUANT_THEY6*AREA6)*TARGET3

Формула для моего случая, когда я заранее уже для себя определил веса TARGET и AREA:

(QUANT_ME1+QUANT_ME2+...+QUANT_ME6)*0.5 + (QUANT_WE1+QUANT_WE2+...+QUANT_WE6)*0.4 + (QUANT_THEY1+QUANT_THEY2+...+QUANT_THEY6)*0.1

В моих таблицах, где каждое значение находится в соответствующей ячейке, это выглядит так:

Геймификация жизни, матчасть первая

Пример расчёта на основе данных третьей строчки (в таком виде проще воспринимается:

=(M3+N3+O3+P3+Q3+R3)*0,5+(S3+T3+U3+V3+W3+X3)*0,4+(Y3+Z3+AA3+AB3+AC3+AD3)*0,1

Разберём пару примеров:

Пример 1: “изучить английский до уровня Advanced:”

Рассчитываем воздействие этой цели для себя:

  • Влияние на моё здоровье: нет воздействия = 0
  • Влияние на моё умственное развитие: ощутимо положительное, есть мнение что изучение языков плодотворно влияет на мозг = 2
  • Влияние на мою работу и карьеру: очень хорошее, можно выйти на глобальный рынок труда = 3
  • Влияние на мой досуг: какими-то развлечениями придётся пожертвовать, изучая язык, и это не всегда весело (-1), но зато по итогу можно читать материалы, играть в игры и смотреть фильмы без перевода и локализации (+1) = 0
  • Влияние на моё благосостояние: слегка отрицательное, косвенное положительное влияние мы не рассматриваем, но за возможные курсы и экзамены платить придётся = -1
  • Влияние на мою степень удовлетворённости и внутреннее состояние: ощутимо положительно, я несомненно буду доволен собой = 2

Для семьи и социума будет всё по нулям. Суммируем и умножаем на коэффициент для себя.

Общий результат значимости цели будет равен (0+2+3+0-1+2)*0.5 + 0 + 0 = 3.0

Пример 2, более широкий, постараемся затронуть семью и социум: “Завершить ремонт в новом доме и съехать от родителей”:

Считаем для себя:

  • Влияние на моё здоровье: нет воздействия = 0
  • Влияние на моё умственное развитие: нет воздействия = 0
  • Влияние на мою работу и карьеру: нет воздействия = 0
  • Влияние на мой досуг: здесь тоже минус и плюс, с одной стороны нужно заниматься ремонтом, с другой - в новом доме будет больше возможностей хорошо провести время = 0
  • Влияние на моё благосостояние: удобнее будет добираться до работы = 1
  • Влияние на мою степень удовлетворённости и внутреннее состояние: наконец-то своё жильё = 1

Для семьи:

  • Влияние на здоровье: нет воздействия = 0
  • Влияние на умственное развитие: нет воздействия = 0
  • Влияние на работу и карьеру: нет воздействия = 0
  • Влияние на досуг: нет воздействия = 0
  • Влияние на благосостояние: нет воздействия = 0
  • Влияние на степень удовлетворённости и внутреннее состояние: для супруги это чертовски важно, она уже плешь проела со своим перездом = 3

Для прочих:

  • Влияние на здоровье: нет воздействия = 0
  • Влияние на умственное развитие: нет воздействия = 0
  • Влияние на работу и карьеру: нет воздействия = 0
  • Влияние на досуг: нет воздействия = 0
  • Влияние на благосостояние: нет воздействия = 0
  • Влияние на степень удовлетворённости и внутреннее состояние: когда мы съедем с этой квартиры, все будут довольны = 2

Значимость цели будет равна:

(2+1)*0.5 + 3*0.4 + 2*0.1 = 1.5 + 1.2 + 0.2 = 2.9

Заметки к модели

1 - Как правило, большие и амбициозные цели чаще получаются ценнее обычных приземлённых. Однако, одна цель может оказаться важнее другой внезапно для самого человека. В примерах выше цели “переехать” и “выучить английский” оказались сопоставимы по ценности, несмотря на то, что цель “выучить английский” на первый взгляд выглядит намного круче. Это потому что человек склонен

  • недооценивать цели, которые “не сильно то и хотелось”
  • недооценивать цели, которые не выглядят слишком амбициозными.
  • не имеет привычки учитывать семью и социум

2 - В расчёт ценности цели не входит ваше желание её достигнуть. То есть с точки зрения ценности цели не так уж важно, хотите ли вы достигнуть этой цели или нет. Однако, косвенно ваше желание всё-таки учитывается, когда коэффициент TARGET для вас выше чем для остальных, как в моём случае. Область “Досуг” также может играть в пользу желания. Поэтому нет необходимости вносить желание в уравнение.

3 - Ценность целей может быть пересмотрена на регулярной основе, либо при появлении новых факторов влияющих на её ценность.

4 - От целей можно и нужно отказываться вне зависимости от её ценности, если вы твёрдо решили что не будете ею заниматься, или обстоятельства изменились. Цель сама по себе ещё может представлять какую-то ценность, но ваша жизнь уже развернулась в другом направлении.

5 - Сами по себе значения ценности целей ничего не значат. Имеет значение только их значение относительно друг друга, то есть мы будем использовать значения ценности только для сравнения между собой. Тем не менее, ничто не мешает вам ввести градации наподобие:

  • от нуля до двух: “было бы неплохо”;
  • от двух до трёх: “цели средней важности”
  • … и так далее.

6 - Так что же, выбирать самую ценную цель первым приоритетом? И да, и нет, здесь нет однозначного ответа. С одной стороны, самая ценная ваша цель может стоить того, чтобы к ней стремиться, с другой стороны - сколько ресурсов потребует достижение этой цели. За ответом на этот вопрос переходим к оценке ресурсов.

Ресурсная модель

Здесь формула будет попроще, но сама структура человеческих ресурсов будет посложнее.

Абсолютно невосполнимый ресурс для человека это

1. Время.

Ресурсы, возникающие при взаимодействии с окружающей средой:

2. Материальные ресурсы - деньги, имущество, недвижимость и т.п.

3. Связи и отношения. Мы всю жизнь обрастаем связями по факту взаимодействия с объектами и субъектами в окружающем мире. Это не только полезные знакомства и “банк услуг”, но и к примеру, сделанная виза, оформленная страховка или CV с описанием опыта работы и референсами.

Внутри нас:

4. Физический ресурс тела - наши физические возможности действовать и восстанавливать силы.

5. Эмоциональные ресурсы. Эмоции - основа формирования выбора, задающие исходные мотивы нашего (и иногда чужого) поведения. Возможность полно и своевременно проживать возникающие эмоции - основа правильной и четкой мотивации к действиям.

6. Интеллектуальные ресурсы - то, что позволяет нам поддерживать связный внутренний диалог или монолог для выполнения сложных процессов анализа, поиска решений, планирования, прогнозирования и принятия окончательных решений, управляющих нашими действиями. Интеллект преобразует эмоциональную мотивацию в конкретный план: "что, где, когда, чем, как" или набор альтернатив "если-то" на выбор.

7. Ресурсы воли, позволяющие нам управлять своими действиями и эмоциями. Воля используется для принятия окончательных решений к действию, разрешения конфликтов между противоречивыми мотивациями на основе данных, подготовленных интеллектом.

8. Духовные ресурсы - это то непроверяемое, во что мы верим (что бы это ни было). Когда эмоции и интеллект не могут дать нам окончательного ответа, как поступать и к чему стремиться, мы привлекаем духовные установки, чтобы сделать выбор. В бытовой жизни используются редко но в жизни возможны ситуации, когда нужно принимать решения, которые могут поколебать ваши морально-нравственные установки. Для примера вспомните Геральта, выбирающего меньшее зло.

За исключением времени, оценить количество потраченных ресурсов количественно в большинстве случаев сложно, иногда порой невозможно. Поэтому здесь тоже придётся использовать приближённую модель, субъективных показателей:

  • = 0 - ресурсы не потребовались.
  • = 1 - незначительный расход ресурсов.
  • = 2 - ощутимый расход ресурсов.
  • = 3 - большой расход ресурсов.
  • = 4 - почти непосильный расход ресурсов.

Для каждого вида ресурсов мы используем весовой коэффициент, если мы считаем, что один вид ресурсов важнее другого. Дальше просто суммируем все получившиеся значения и получаем финальный расход ресурсов.

RES1*K1+RES2*K2+..+RES8*K8

В моём случае все весовые коэффициенты равны единице.
В моём случае все весовые коэффициенты равны единице.

Переходим к примерам. Для каждой задачи мы довольно часто можем выбрать, какие ресурсы мы можем использовать. Например, сломался холодильник, а мы не то чтоб сильно разбираемся в холодильниках. У нас есть несколько альтернатив:

1). Починить холодильник самому. Требуемые ресурсы:

  • Время - ощутимо (мы не знаем как чинить, будем разбираться, пробовать и ошибаться) - 2
  • Материальные ресурсы - мы экономим, пытаясь всё сделать сами, так что этим расходом ресурсов можем пренебречь - 0
  • Связи и отношения - всё сами, так что - 0.
  • Физический ресурс - ничего ощутимого - 0.
  • Эмоциональный ресурс - сломанный холодильник огорчает и раздражает. Нужно что-то делать с едой пока он простаивает, ещё и домашние стоят над душой, раздают советы. - 2
  • Интеллектуальный ресурс - разбираемся как работает холодильник, гуглим, смотрим ютубчик, разбираемся в схемах, в чём тут может быть дело - 2
  • Волевой ресурс - не хочется конечно этим заниматься, но еда портится, и жена недовольна, и раз уж мы решили чинить сами, надо брать и делать - 1
  • Духовные ресурсы - не затрагиваются, не тот случай - 0

Итого: 7.

2) Вызвать мастера для починки холодильника

  • Время - время на звонок, договориться, выделить время встретить и присутствовать в квартире, занимаясь своими делами - 1
  • Материальный ресурс - платим специалисту, доходы позволяют - 1
  • Связи и отношения - мы не знаем этого специалиста, платим ему посредством материального ресурса, так что - 0
  • Физический ресурс - 0
  • Эмоциональный - расстроены и раздражены, но мастер скоро приедет и всё пофиксит - 1
  • Интеллектуальный - не забиваем себе голову устройством холодильника - 0
  • Волевой ресурс - никаких волевых усилий, люди разные - 0
  • Духовные ресурсы - не затрагиваются, не тот случай

Итого: 3

3) Вызвать знакомого друга, который разбирается в этом, для починки

  • Время - время на звонок, договориться по времени проще, но лучше конечно быть дома - 1
  • Материальный ресурс - друг починит бесплатно - 0
  • Связи и отношения - с нас должок, одной благодарности мало, дружба это хорошо, но я тоже ему помогу, если ему понадобится помощь - 1 (здесь особенность в том, что не мы тут проставляем оценку. Она зависит от того, насколько это сложно для друга, если друг оценивает эту услугу не просто как пустячок, то будет 2 или выше).
  • Физический ресурс - 0
  • Эмоциональный - расстроены и раздражены, но хорошо что есть друг - 1
  • Интеллектуальный - не забиваем себе голову устройством холодильника - 0
  • Волевой ресурс - человек знакомый, ничего за пределами зоны комфорта - 0
  • Духовные ресурсы - возможно мы чувствуем вину, за то что отвлекли друга от его дел и позвали к себе решать свои проблемы, хотя у нас были альтернативы - 1

Итого: 4 (5).

Вывод. Для нашей конкретной ситуации самостоятельная починка потребует более чем в два раза больше ресурсов, чем вызов специалиста. Вызов коммерческого специалиста всё ещё получается дешевле чем вызов друга. Более того, если друг считает, что он оказывает вам большую услугу, то может получиться ещё дороже.

Заметки к модели

1 - Поначалу может быть сложно прикинуть величину расхода ресурса и, к примеру, отличить “ощутимый” расход ресурсов от “большого”, но по мере использования эти показатели должны со временем откалиброваться.

2 - Возможно вы захотите добавить больше градаций. Например, 100 рублей для вас - незначительный расход материальных ресурсов? А 500? А 1000?. Может быть 500 рублей - отличный пример незначительного расхода ресурсов (1.0), а вот 100 рублей - что-то среднее между незначительным и тем, чем вы вообще можете пренебречь в данной ситуации (0.5), тогда как 1000 рублей - это ещё ну не прям ощутимый расход (2), но уже близко к этому (1.7).

3 - Если вы считаете что одни ресурсы важнее других, например, духовные ресурсы важнее времени и материальных ресурсов, то есть когда вы готовы пожертвовать временем и деньгами, чтобы не чувствовать себя плохим человеком, то к ресурсам можно тоже прикрутить весовые коэффициенты.

4 - Некоторые ресурсы могут конвертироваться один в другой, независимо от того, что вы о них думаете. Например, если вы зарабатываете 10$ в час, вы знаете что час вашего рабочего времени стоит 10$, а час вашего времени, с учётом нерабочего времени и выходных будет стоить примерно 2.4$. Готовы ли вы потратить час вашей жизни чтобы сэкономить 2$? Ответ будет у каждого свой, и это поможет ему расставить весовые коэффициенты.

5 - Я вначале опасался, что, возможно, придётся для каждого горизонта планирования добавлять какие-то дополнительные весовые коэффициенты, чтобы цель\задача из “стратегической” части была всегда “тяжелее” чем из бытовой или тактической части, однако адекватность данной модели подтвердилась на имеющихся у меня практических данных. Может быть, у вас не подтвердится.

Как показывает моя практика, цели\задачи, затраты которых по ресурсам

  • больше десяти - это реально трудозатратные, либо попросту сложные или с трудом выполнимые цели. Большая часть их лежит в стратегическом горизонте планирования, редко в тактическом.
  • от 6 до 9 - значимые, в основном лежащие в “тактической” плоскости, умеренно сложные, умеренно трудозатратные.
  • до 6 - небольшие цели или бытовые задачи, которые либо выполняются относительно легко, либо разбиваются на дейлики.

И обратное тоже может быть справедливо: если у вас стратегическая цель, для достижения которой требуется 6 условных единиц ресурсов, то возможно, что это всё же тактическая цель, с временным интервалом от 1 мес до 1 года. Возможны исключения, но если они возникают, то в целом понятно из чего

6 - Цели стоит группировать по горизонту планирования.

7 - Второй вызов адекватности модели - это декомпозиция целей. Что если мы декомпозируем нашу цель на список задач более близкого горизонта планирования и аналогичным образом произведём оценку ресурсов по каждым из ним? Мы ожидаем, что сумма требуемых ресурсов по каждой задаче цели составит значение ресурсов, требующихся для финальной цели?

Конечно нет.

  • Во-первых, эти оценки - экспертные, значения от нуля до четырёх что мы присваиваем - пороговые. То есть это не абсолютные значения неких “ресурсов”, которые мы тратим. Например, мы должны быть готовы к тому, что 1+2 не даёт 3: по ощущениям это всё ещё может быть 2. 1+1+1 всё ещё может оставаться для нас незначительной затратой ресурсов, то есть, единицей, не достигая двух.
  • Во-вторых, декомпозиция цели на промежуточные цели и задачи позволяет нам лучше понимать финальную цель. Практически всегда рекомендуется сделать повторную оценку финальной цели после её декомпозиции.

Выводы из ресурсной и целевой моделей

Мы рассмотрели расчёт трудности и важности целей.

Декомпозируя цели на список задач, мы можем оценить количество ресурсов на их выполнение и выбрать наиболее оптимальный по ресурсам способ достижения цели.

Поделив важность на трудность, мы получаем характеристику отношения получаемой ценности к затраченным усилиям. Это помогает в определении приоритетов. Пример из моих таблиц:

Геймификация жизни, матчасть первая

Используемые материалы

Основу для описанных в данной статье ресурсных и целевых моделей я много лет назад заимствовал в этом блоге. Автор этого блога - системный аналитик, который работает в IT уже наверное лет 20. Если у вас есть время и желание, я бы рекомендовал прочесть его серию статей под тегом "Экономика личности", может быть интересно, даже если вы не айтишник.

Я что-то перестал чувствовать отклик от написания статей, хотя изначально вроде бы интереса было много. Может теги надо расставить, не знаю. Следующая статья будет, если будет фидбек, достаточный для того, чтобы деятельность по её написанию обрела необходимое количество ценности. ;)

Что читаем дальше?
Продолжаем тему матчасти в геймификации: уровни планирования, декомпозиция, построение "квестовых цепочек", настройка фидбека, оформление и организация всего этого.
Если считаем, что с темой нейромедиаторов было душевно: разберём серотонин
Другое. Я выберу тему которая мне интересна, из тех что упоминалась в предыдущих опросах.
1818
21 комментарий

Я пока пребываю в отрицании, что на самом деле никакой геймификации-то, получается, и нет. Какой тут дофамин, если есть список дел на утро, допустим: привести себя в порядок, постирать, приготовить, монотонная работа и потом, если к вечеру все сделаешь, то можно еще и целями заняться, ура! А реализация цели - тоже еще немножко монотонной работы.

Внутренняя мотивация с этим не оч помогает - ты знаешь, что все это хорошие нужные вещи, что отказаться от них ну никак не получится, но и делать их в 100500-ый раз иногда ну просто невозможно. Внешняя мотивация работает недолго: придумываешь прикольную цветную эксельку, раньше ее хватало на месяц, сейчас на неделю, потом надоедает. Снова страдаешь, гуглишь :)

Так не хочется отказываться от привлекательной идеи, что можно что-то такое добавить в расписание, чтобы стало попроще. Как-то люди же делают всю эту рутину, а чего я-то зависаю? Не знаю, помогла бы математика с тайм-менеджментом, но хочется узнать как у других, да.

1
Ответить

Мотивация переоценена. Дисциплина, как ни странно, тоже переоценена. Мы просто тянем лямку. Геймификация может немножко помочь и скрасить серый быт, однако мы отказываемся от цели "геймификация как увлекательное приключение и заряд мотивации”, это просто не может работать на постоянной основе, никак. Нельзя постоянно находиться на подъёме.
Попробуйте выходить из зоны комфорта, делайте вещи, которых никогда не делали или боитесь сделать, да давно надо. Дофамин будет вырабатываться чисто за счёт новизны в целях обучения вашей мозговой нейросетки. Прочие нейромедиаторы тоже примутся за работу (не дошли руки у меня до статьи про серотонин, эх), вам должно стать получше в итогу.

3
Ответить

Жизнь - какая-то сплошная отвратительная рутина с вкраплениями интересных событий иногда. Просыпаешься, встаешь, готовишь завтрак, чистишь зубы, работаешь, занимаешься спортом, снова готовишь, снова ешь, снова, снова, снова одно и то же. А еще регулярно за собой ухаживаешь, оплачиваешь счета, убираешься. Звучит несложно, но ведь одно и то же изо дня в день!

Ладно цели, там хоть они бывают ко времени привязаны, и шаги часто бывают разнообразными. Но вот привычки... Они рутинны, и это не изменить, ведь в этом их суть.

Собсно, искала какие-то подходы к геймификации привычек и списка дел. Каждые полгода ресерчу, что нового появилось, всегда что-то нахожу интересное, как ваши статьи. Но по-прежнему ни единой идеи, как применять в жизни. Жаль, что цикл статей кончился, еще есть надежда получить ответы.

А ведь люди могут в MMORPG часами гриндить скучный данж или делать дейлики годами! И не то чтобы им было очень весело в процессе, но и не заставляет же никто. Как нащупать то самое, что их склоняет к такому поведению, и как засунуть это в свою голову? Страдаю :)

1
Ответить

Поведение людей, делающих дейлики годами, я расцениваю как нездоровое поведение и пытаюсь этого избежать, потому что это путь к выгоранию. В MMORPG так интересно, потому что там создана вся необходимая экосистема для этого. В жизни так не бывает, потому даже если создать для себя что-то подобное, это не сработает, потому что не существует подтверждения, верификации этой экосистемы: выдуманные заработанные очки негде тратить; награды, выданные самому себе, предсказуемы и ожидаемы, и не провоцируют выброс дофамина, и так далее.
Все мои статьи о геймификации - они о том, что серебряной пули нет. В конечном счёте всё сводится к механизмам работы нейромедиаторов, и если понимать общие принципы их работы, то кое-что можно использовать для своей пользы. Те механики, которые хоть как-то могут работать и не приносят вреда, я описывал, из них можно создать некий фреймворк систему геймификации жизни для себя.
Ответы на какие вопросы вас интересуют?

P.S. А я то думал, что все базовые вещи описал, дальше уже только математический хардкор впремешку с тайм-менеджментом пойдёт. Может если есть вопросы без ответов, я не ограничусь комментарием, и будут ещё статьи. :)

1
Ответить

Ну где продолжение-то?

Ответить

Продолжение под вопросом. Во-первых, отклика недостаточно, о чём я написал в последнем абзаце данной статьи. Во-вторых, следующая часть уже сильно начинает выходить за рамки тематики dtf, больше будет походить на какую-то разновидность тайм-менеджмента, плюс теория ориентированных графов. В-третьих, есть длящиеся эксперименты, которые мне стоит завершить для себя, прежде чем предлагать кому-то ещё.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить