Плохо=хорошо: мокбастеры

Текст наполнен субъективным мнением и личными воспоминаниями

<p>Фильм «Тор всемогущий»</p>

Фильм «Тор всемогущий»

Так получилось, что среди моих друзей много киноманов. Они не пропускают ни одной мало-мальски заметной премьеры и тоннами поглощают как развлекательные блокбастеры, так и депрессивный арт-хаус. Каждая наша посиделка за партией настолок превращается в поиск всех отсылок в новой серии киновселенной «Марвел» или в обсуждение диалогов Тарантино. Да что там, мой товарищ даже снял шесть фильмов, один из которых выходил в ограниченный прокат по России.

Глядя на то, с каким эстетством и горячностью, они обсуждают гениальность Кристофера Нолана или значимость для культуры «Гражданина Кейна», я вежливо молчу о своих вкусах и предпочтениях. Дело в том, что я обожаю такую категорию фильмов, как мокбастеры.

Мои вкусы специфичны...
Мои вкусы специфичны...

Поймите правильно: я не против потратить 1,5-2 часа своей жизни на поход в кинотеатр, чтобы посмотреть хорошее кино. Проблема в том, что за последние лет десять я «наелся» подобными картинами, из-за чего они перестали возбуждать меня как зрителя. Посмотрел ─ поделился впечатлениями ─ забыл. Редко какое произведение оказалось способно порадовать, впечатлить и запомниться надолго. Редкие исключения в виде «Безумного Макса: Дорога ярости» или «Трон: Наследие» лишь подчеркивают общее для меня правило.

Вдобавок ко всему, я считаю, что фильмы, в первую очередь, должны давать эмоции. Радость, расстройство, вдохновение, разочарование – не важно, главное эмоции. И с данной задачей лучше справляются не голливудские картины, с многомилионными бюджетами и топовыми звездами, а мои любимые мокбастеры.

Логотип The Asylum
Логотип The Asylum

Возможно, у вас бывали случаи, когда вы хотели посмотреть какой-нибудь недавний блокбастер, но вместо этого натыкались на его более дешевый аналог. Подобные фильмы, снятые на схожую тематику с крупными картинами, но с меньшей суммой трат, и называются мокбастерами. При этом авторы добавляют достаточно нововведений, чтобы считаться оригинальным произведением.

Промышляют созданием подобных шедевров множество студий. Но слава главной из них вне всяких сомнений принадлежит The Asylum. «Лечебница» прочно занимает свою собственную нишу в кинобизнесе, где ощущает себя очень неплохо.

Кстати, один из ранних текстов на DTF я посвятил истории этой студии. На статью эту без боли не взглянуть ─ тогда мои навыки складывать буквы в слова оставляли желать лучшего. Будь возможность, переделал бы структуру и доработал бы содержание. Но мне было безумно интересно разбираться в истории появления студии и «жанра» (если это можно так назвать), взглянуть на процесс создания моих любимых картин.

Выделяют эти произведения ряд характерных особенностей: дешёвые спецэффекты, трешовый сюжет, режущая глаз дешевизна картинки. Бюджет редко переваливает за миллион долларов. Из-за этого на основных ролях задействованы малоизвестные актеры, либо уехавшие с ярмарки бывшие звезды, чья актерская игра остается на уровне «приемлемо» и не более. Названия картин почти всегда начинается на первые буквы алфавита, чтобы занимать первые места в каталогах. Кажется, именно здесь уместнее всего использовать фразу-клише: «так плохо, что даже хорошо».

Мокбастеры ─ лучшие клиенты для разгромных отзывов от кинокритиков и зрителей. Все претензии обычно сводятся к тому, что за их нарочито-яркими обложками прячется то, что не имеет никакой ценности для культуры. Практически любая крепкая «В»-шка уделывает по качеству съемок и актерской игре подобные картины.

Кроме того, есть вопросы с точки зрения морали, этики и законности. Дело в том, что эти фильмы, по сути «паразитируют» на голливудских блокбастерах. Весь успех «жанра», его живучесть целиком и полностью зависит от «старших братьев». Это и сюжетная схожесть, и почти аналогичные названия и обложки. Доходило до смешного: некоторые актеры всерьез полагали, что их позвали сниматься в многомилионном «Хоббите», и очень удивились, не обнаружив на съёмочной площадке Питера Джексона.

<p>«День независимости». Почти…</p>

«День независимости». Почти…

Периодически крупные студии подают в суд на наглецов, за ложную рекламу, репетиционный вред. Но юристы The Asylum и их коллег не зря едят свой хлеб, и почти всегда отбиваются от претензий.

Но я люблю сесть на диван с большой кружкой горячего напитка и включить какую-нибудь часть «Акульего торнадо». И для этого у меня две причины.

Причина первая: релаксовая

Плохо=хорошо: мокбастеры

Как уже говорилось выше, для меня в кино главное ─ это эмоции. Мокбастеры предоставляют просто огромнейший их спектр, на любой вкус и цвет. За их просмотром просто отключаешь мозг и наслаждаешься происходящим на экране. Незамысловатый сюжет, простые и понятные герои. Безусловно, там множество откровенно стыдных моментов, после которого рука сама тянется к лицу. Но положительное значительно перевешивает.

Отдельно меня привлекают все те безумные и смелые идеи, которые создатели воплощают в своих творениях. Они не боятся показаться глупыми, а просто берут и творят. Вот в чью голову могла прийти мысль совместить «Мстители: Эра Альтрона» и сериал «Однажды в сказке»? А как можно придумать трехголовую акулу? А акулу, бегающую по суше на осьминожьих щупальцах? Вы можете представить, чтобы подобные идеи одобрили в стенах «Дисней» или Warner Bros. Entertainment? Вот и я нет.

Плохо=хорошо: мокбастеры

Такая изобретательность стала результатом низких бюджетов. Будучи ограниченными финансово, авторы выкручиваются творчески, старясь зацепить внимание зрителя. Их оригинальность и креативность ─ это глоток свежего воздуха в череде однотипных блокбастеров.

Отдельно хочется отметить искренность, с которой создаются подобные «шедевры». Немногочисленный костяк студии The Asylum давно сложился и работает бок о бок уже много лет. И во всех интервью подчеркиваются, что они здесь не потому, что их выкинули из «большой игры». Им просто нравится то, что они делают. Это же касается и нанятых работников. Достаточно взглянуть на актерскую игру. Увиденное никак не тянет на номинацию премии «Оскар». Но смотреть на то, как актеры играют прописанные роли, прекрасно понимая всю трешовость сцены ─ бесценно.

Тот самый эпизод

Безусловно, подобные ленты создаются с одной целью ─ подзаработать как можно больше вечнозелёных долларов. Но в них есть частичка душевности, я вижу, как люди стараются, придумывают, играют. Благодаря этому (и не только), мокбастеры не оставляют никого равнодушными. Серьёзно, как можно оставаться равнодушным, глядя на то, как акула выпрыгивает из воды и перехватывает летящий самолёт!

Причина вторая: ностальгическая

Оригинал и мокбастер
Оригинал и мокбастер

С мокбастерами у меня связано множество приятных воспоминаний. Вне всяких сомнений, моя память очень сильно исказила события давно минувших дней, выдавая чересчур радостную картинку. Но при каждом просмотре я с улыбкой вспоминаю те или иные эпизоды своего детства.

В нашей деревне долгое время было только два федеральных канала. Естественно, в школе мы постоянно обсуждали одни и те же передачи или фильмы. Но все поменялось, когда родители установили спутниковую тарелку. Огромное число каналов просто лавиной обрушилось на мою голову. Папа сразу узурпировал спортивные каналы, мама пересела на сериалы, а между ними я смотрел серии «Южного парка» или «Симпсонов».

Но лучшее начиналось после ужина. Тогда, мы всей семьей усаживались на стареньком диване и смотрели фильмы, которые выбирала мама. И почти всегда это были мокбастеры. Нас не волновали ни нереальность увиденного, ни сюжетные дыры, ни глупое поведение персонажей. Мы просто смотрели и кайфовали, если так можно выразиться.

Плохо=хорошо: мокбастеры

И даже после появления в доме компьютера, я почти не пропускал очередную картину. Для нас это стало настоящей семейной традицией. И даже спустя годы, когда я сажусь смотреть какой-нибудь подобный фильм, я сразу же вспоминаю те счастливые беззаботные мгновения.

Кстати, после появления антенны, в школе я стал ощущать себя иначе, стал более уверенным. Ведь теперь мне было доступно то, чего не могли видеть остальные. Я с упоением пересказывал одноклассникам сюжет невиданного доселе фильма или очередной эпизод какого-нибудь шоу, по типу «Битв роботов». И мне было очень приятно, когда они с завистью смотрели и слушали меня.

Я прекрасно понимаю, что мокбастеры – это «несерьёзное» кино. В них нет социально-важного высказываний, лихо закрученных сюжетов, топовых актеров, а спецэффекты зачастую смотрятся как выпускная работа школьника-троечника.

Но все это нисколько не мешает мне получать от их просмотра удовольствие. В эти моменты я словно становлюсь ребенком, который просто радуется пятиголовой акуле. Ведь если ты питаешься только в ресторане, то тебе всё приедается, и чебуреки с вокзала кажутся чем-то оригинальными и вкусными.

Плохо=хорошо: мокбастеры
2121
6 комментариев

Мне порой кажется что фильмы Асалума( не самые плохие, есть студии и более трешовые) это такая эммм, эквивалентность порнографии, без порнографии. Где меня трахают в глаза. Но настолько аккуратно, что бы я не сильно жаловался.

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Абсолютно такой же взгляд, но уже на видеоигры. Крупные корпорации с их огромными бюджетами на маркетинг - это всё не то. Спасибо за участие!

1
Ответить

Хз, по мне такие фильмы только пьяной компашкой и смотреть...

Ответить