DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта

DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта

"Anyone can invent a new chess variant within ten seconds (try it) and unfortunately some people do".

D.B. Pritchard

Здравствуйте, дорогие коллеги. Меня зовут Илья, я архитектор и промышленный дизайнер, а еще я FIDE certified School Instructor и энтузиаст игр на основе шахмат.
Прежде, чем рассказать о самой игре, мне хотелось бы сказать пару слов о предыстории её создания. Мой отец был КМС по шахматам и тренером в городском шахматном кружке. Несмотря на это, он так и не смог заинтересовать шахматами меня- способностей к шахматам у меня не было, постоянные проигрыши вызывали фрустрацию и, в конечном итоге, я забросил шахматы на 30 с лишним лет – о чем сейчас, конечно, жалею.

Поэтому не удивительно, что, когда мой интерес к шахматам снова пробудился – уже много лет после смерти папы – он приобрел достаточно специфические черты. Меня заинтересовали упрощенные шахматные варианты, и то, как можно помочь людям без способностей к шахматам получать от них удовольствие и пользу.

Сначала я заинтересовался мини-шахматами – вариантами шахмат на уменьшенной доске, с меньшим количеством фигур и вариантов. Одним из первых заинтересовавших меня вариантов были шахматы Гарднера (Gardner’s chess) – шахматы на доске 5 на 5 клеток, с одним слоном, конем и ладьёй у каждого игрока. Потом – Chess Attack (5х6) и Microchess (4x5).

DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта

Несколько позже я познакомился с вариацией Tic Tac Check, и понял, что игра на основе шахмат может иметь дополнительный пласт правил и условий победы – не становясь от этого менее увлекательной.

В мини-шахматах есть всё то, что свойственно большим шахматам – логика развития партии, идеи, планы. Но все это упрощено, а главное – они не столь серьёзны, как классические шахматы и их гораздо легче воспринимать как просто игру.

Позже увлечение шахматными вариантами привело меня на курс FIDE Certified School Instructor (FIDE SI), на котором, среди прочих увлекательных вещей, как, например, история шахмат и ряд методов для максимально простого и понятного объяснения основ школьникам, мы занимались применением и дизайном обучающих шахматных игр. Обучающие шахматные игры немного похожи на мини-шахматы в плане упрощенности, но за ними всегда стоит четкая идея, чего мы хотим достичь этим вариантом. Какие именно связанные с шахматами знания и навыки мы хотим закрепить. Похожую мысль можно прочесть у дизайнера шахматных вариантов Кристиана Фрилинга – что за каждым осмысленным шахматным вариантом должна стоять какая-то идея. И нужно сказать, что в прошлом я много раз садился за разработку абстрактных тактических игр – особенно меня интересовали механики, связанные с нейтральными фигурами - но замысел Metamorph Chess смог сформироваться только после того, как возникла основная идея - заложить в мини-шахматы фактор случайности и создать «встроенную» возможность азарта и выигрыша для слабых игроков.

Так появилась игра Metamorph Chess - компактная, быстрая игра, сочетающая тактику и азарт.

DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта

Как играть – правила.

Игра происходит на доске пять на пять клеток, начальную расстановку фигур можно увидеть на диаграмме. С королями все понятно – это обычные шахматные короли, а вот странные пешки в квадратике – это специально придуманные для MetamorphChess шестигранные кубики, на которых три пешки, конь, слон и ладья.

Начальная расстановка
Начальная расстановка

В начале игры кубики ставятся на доску пешками вверх и первый ход, который можно ими сделать – на одну клетку вперед. (В Metamorph Chess нет двойного хода пешки и взятия на проходе). Как и в шахматах, игроки ходят по очереди. После того, как ход сделан, игрок бросает кубик-фигуру, которой походил, и возвращает его на доску в качестве выпавшей фигуры - будь то пешка, конь, слон или ладья. Следующий ход этой фигурой делается уже соответственно тому, что выпало.

(!) Важно - бросок делается только после того, как игрок обозначил свой ход на доске.

Бросок кубика после хода обязателен, и не делается в трех случаях – если в результате хода король соперника под шахом, если в результате хода конь, слон или ладья оказались на пятой (считая от походившего игрока) горизонтали, или если до пятой горизонтали дошла пешка – в этом случае вы выбираете, в какую фигуру её превратить.

Для победы нужно либо поставить мат королю соперника, либо поставить своего короля на клетку в противоположном углу доски (ту, где король соперника стоит изначально). Второе условие было добавлено после ряда тестов для ускорения и поощрения активной игры.

Классический мат по последней горизонтали.
Классический мат по последней горизонтали.

В Metamorph Chess действуют все условия ничьи из обычных шахмат – пат, трехкратное повторение и ничья по правилу 50 ходов.

Пат, последовавший отчасти, из-за случайности, отчасти - из-за ошибки черных
Пат, последовавший отчасти, из-за случайности, отчасти - из-за ошибки черных

В большинстве существующих сегодня шахматных вариантов с элементом случайности кубик определяет какие фигуры можно двигать – напрямую наследуя в этом плане одному из ранних вариантов чатуранги. В Metamorph Chess в результате броска кубика сама позиция на доске может драматически изменится в любую секунду, и партия превращается в череду своеобразных шахматных задач – где нужно найти оптимальный ход и реализовать любой минимальный перевес, учитывая, что и ваша фигура, и одна из фигур противника могут изменится уже на следующем ходу.

DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта

В процессе работы над игрой передо мной встала проблема размера игрового поля. Я хотел сделать игру максимально быстрой, и поэтому изначально делал игру на доске 4 на 4 клетки. Но оказалось, что при этом размере доски большинство игр очень быстро заканчивается ничьёй (скоро станет ясно, почему). С другой стороны, слишком большая доска не только замедлила-бы игру, но и создавала потенциальную проблему баланса – когда один из игроков может сразу получить ладью, хотелось-бы, чтобы она не была _слишком_ сильной относительно прочих фигур. И в выборе между доской 5 х 5 и 6 х 6 мне помогла одна любопытная методика, которой я хотел бы с вами поделиться.

Среди прочего, на курсе FIDE SI нам давали различные методы обучения начинающих основам шахмат. Одним из этих методов была графическая репрезентация т.н. «контура» фигур – т.е. того, сколько полей фигура контролирует, находясь в том или ином месте доски. С её помощью, допустим, хорошо видно почему «конь с краю доски – позор для шахматиста» и в чем сила ладьи – она одинаково сильна на любом поле.

Контуры фигур на обычной доске. Для пешки подобные схемы обычно не делаются - из за специфики движения и взятия.

В чем польза подобной диаграммы для дизайна шахматных вариантов? Для примера давайте попробуем сделать такие же диаграммы на доске 4 на 4 клетки – как в шахматах Маллета.

DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта

Мы обнаружим довольно интересную вещь – король практически равен по силе ладье. Если мы посмотрим схемы контура для прочих фигур, мы увидим, что король в принципе становится очень сильной, с точки зрения контроля, фигурой. Собственно, поэтому, когда я тестировал первую версию собственных мини шахмат на доске 4 на 4 клетки, игра практически всегда заканчивалась ничьёй – короли в большинстве случаев уничтожали армии друг друга.

Если мы берем доску пять на пять, все становится гораздо более упорядоченно – король значительно слабеет относительно ладьи, и у коня появляется хотя бы одно поле, где он может полностью раскрыться. Собственно, тесты на прототипе полностью это подтвердили – на доске 5х5 игра стала гораздо более «шахматной» по ощущению, с нормальным количеством результативных партий.

Думаю, что кроме моего частного случая этот метод может помочь при экспериментах с различными формами доски и фэнтезийными фигурами. Например, можно проверить силу как архиепископа или канцлера, так и придуманных вами фигур. (Тут, правда, стоит заметить, что эта методика подходит в основном для фигур «берущих» другие фигуры традиционным образом. Представить подобным образом силу, к примеру, глашатая (геральд) можно только очень условно.) Так же можно проанализировать контуры фигур для досок различной формы – с немалой вероятностью, вас ждут интересные открытия – и, возможно, вы обнаружите, что сила тех или иных фигур значительно растет или снижается. К примеру, доска с «преградами» - т.е. полями, по которым нельзя ходить, может очень сильно повлиять на соотношение контуров коня и дальнобойных фигур.

В конечном итоге, после ряда экспериментов и уточнений правил Metamorph Chess получилась именно такой, как я задумывал – более тактической, чем Less Chess (где выставляемые на доску фигуры определяются случайным порядком карточек) – и если там победа может быть полностью определена случайностью, то в Metamorph Chess случайность если и может (иногда) спасти от поражения, то для победы нужно думать тактически, видеть позицию и реализовывать перевес. Тесты прототипа показали, что люди с хорошим тактическим мышлением и опытом игры в шахматы побеждают значительно чаще – но не всегда - что и было моей целью. Моя идея состояла в том, чтоб сделать небольшую, быструю игру, которая соединяла бы тактическую составляющую шахмат и развлекательный аспект игр с кубиками. Элемент случайности делает игру более доступной и привлекательной для людей, не играющих (или почти не играющих) в классические шахматы.

DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта

На данный момент игра крайне успешно прошла испытания и, к моему удивлению, она не только понравилась практически всем, с кем мне доводилось играть (и должен похвастаться – на моём счету уже три человека, решивших вернуться к изучению шахмат) ей так же заинтересовались несколько работающих с маленькими детьми и школами шахматных клубов. На данный момент я в некоторых сомнениях – искать ли издателя, или выпускать игру собственными силами. В этом случае, правда, технология будет немного другой – доска будет напечатана в типографии на ламинированном картоне, и в наборе будут поставляться гладкие кубики с набором наклеек. 3D печатные кубики занимают слишком много времени (у меня есть принтер, но нет печатной фермы) а при заказе на заводе они получаются золотыми, даже у китайцев.

И в заключение - немного о физическом производстве прототипа (будет интересно в основном разработчикам настолок, размышляющим о прототипе собственной игры)

Поначалу, вдохновляясь примером автора push fight, который изготавливает игру в собственной столярке, я думал сделать стильный деревянный набор при помощи настольного ЧПУ фрезера. У фрезера есть свои достоинства – очень быстрый (относительно 3Dпечати) и чистый рез, детали почти не требуют доработки и выглядят как заводские, материал в промзоне, где находится моя студия, можно найти бесплатно и буквально под ногами. Но – фигурки королей все равно нужно было бы изготавливать, а мини-токарного по дереву у меня (пока) нет. Поэтому 3D принтер победил сразу и с огромным отрывом.

Детали я начертил в Fusion 360 (кстати, очень рекомендую – программа бесплатная для личного пользования, очень простая в освоении, и имеет кучу встроенных инструментов для работы с ЧПУ станками) с учетом нескольких технологических тонкостей:

Во-первых, отслеживая т.н. «нависания» – т.е. чтобы наклонные поверхности везде получались под таким углом, с которыми может справится FDM принтер и минимальное количество поверхностей «висело» в воздухе, требуя поддержек.

Во-вторых, учитывая припуски – дело в том, что, если напечатать охватывающие и охватываемые сопряженные детали одного размера, рассчитывая на напряженную посадку, то посадка получится настолько «напряженной», что мелкие детали будет просто невозможно вставить на место, не сломав. Поэтому охватываемые детали (в данном случае, обозначения фигур на кубике и навершия королей) делались с офсетом на 0.12 – 0.15 мм. Испытания показали, что 0.1 миллиметра слишком мало, а уже при 0.2 миллиметра посадка слишком свободная.

DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта

Детали напечатал из PLA – это самый простой в обращении пластик, нетребовательный к настройкам принтера и при этом очень прочный. Работать же с PLA одно удовольствие – он прекрасно слипается, очень хорошо прилипает к столу (даже не идеально откалиброванному) и относительно легок в обработке, хотя и требует терпения (примерно, как очень твёрдое дерево).

Поскольку я не хотел работать с химикатами, доводка части деталей до ума потребовала стандартного набора инструментов. И, как это нередко бывает в работе над хоть сколько-то объёмными проектами, по пути сам собой родился небольшой подпроект – чтобы не ломать пальцы при сборке, я сделал что-то среднее между киянкой и молотком станочника из все того-же PLA и медного контактора (медь – мягкий металл) и до пары к нему – небольшой клин, чтобы сажать на место мелкие детали.

DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта
DIY: Metamorph Chess – о разработке и изготовлении шахматного варианта

В конечном итоге, доводки понадобились минимальные – только там, где первый слой спёкся ну очень уж хорошо - а самодельный молоточек очень упростил сборку. Резюмируя опыт изготовления прототипа, хочу сказать, что, если вы хотите разрабатывать настольные игры с фигурками или элементами, требующими не просто печати, но и производства и выбираете что взять в мастерскую – недорогой 3D принтер универсальнее и полезнее ЧПУ фрезера или другого сравнимого по цене настольного станка.

Вообще же процесс разработки игры с нуля до рабочего состояния – невероятно увлекателен, и я надеюсь, что, если вы задумывались о создании собственной игры – эта статья дала еще один маленький толчок в правильном направлении.

1.5K1.5K показов
428428 открытий
11 репост
12 комментариев

Это большая и тонкая работа. Прочёл с удовольствием. Автору удачи в массовой реализации проекта!

Ответить

@Настолки - возможно, вам так же будет интересно

Ответить

да более чем, я думаю

Ответить

Самый важный момент в правилах не ясен)
1. "После того, как ход сделан, походивший игрок бросает кубик..."
Откуда берется кубик, это какой новый кубик? Или он снимается прямо с доски, бросается, и становится обратно?
2. "...и следующий ход делается уже соответственно выпавшей фигуре."
Тут не понятно, что имеется ввиду, следующий ход нужно делать этой фигурой?
3. "Важно - бросок делается только после того, как игрок обозначил свой ход на доске"
То есть игрок говорит - я иду этой пешкой сюда - и потом бросает кубик? Что происходит дальше - он идет пешкой куда хотел и потом переворачивает её?

Ответить

Спасибо, я поправлю формулировки.
Имеется в виду, что бросается тот кубик-фигура, которым походили, и возвращается на доску. После чего, если ходить будут именно этой фигурой, то в соответствии тому, что выпало.
Говорить не обязательно, но нужно походить, а только потом снять кубик с доски, бросить и вернуть на доску.

Ответить

Мне кажется дизайн в игре очень важен, в том плане что фигура короля и кубики визуально не сочетаются. Понимаю что когда делаешь прототип, перебираешь много вариантов, и вы думали о куче разных вариантов. Но всё же фигуры выглядят как наборы из разных игр.

Ответить