Взлёт, банкротство, перерождение. Что случилось с мобильным разработчиком Fishlabs

Первый в истории полноценный рассказ о небольшой компании из Гамбурга, авторе небезызвестной серии Galaxy On Fire.

Взлёт, банкротство, перерождение. Что случилось с мобильным разработчиком Fishlabs

Зарождение

США, начало 80-х, Джим Кларк основывает компанию по производству графических терминалов — Silicon Graphics Computer Systems (затем SGI). Позднее фирма стала заниматься изготовлением высокопроизводительных рабочих станций, проектированием ПО и созданием суперкомпьютеров для бизнеса, профессионально занимающегося 3D-графикой.

Рабочая станция SGI O2.1996 год
Рабочая станция SGI O2.1996 год

SGI внесла большой вклад в развитие компьютерной графики, в частности, она известна разработкой графической библиотеки OpenGL.

Графическая библиотека — набор программных компонентов, необходимых для обработки и вывода графической информации на экран компьютера.

Именно на этих рабочих станциях в начале 90-х начал свою работу дуэт Михаэль Шаде (Michael Schade) и Кристиан Лор (Christian Lohr), когда изучали машиностроение в Техническом университете Гамбурга-Харбурга.

Кристиан Лор и Михаэль Шаде
Кристиан Лор и Михаэль Шаде

В 1993 году они основывают студию компьютерной графики для 3D-визуализации архитектуры. Им удаётся поработать с известными архитекторами и крупными компаниями над такими проектами как: штаб-квартира BMW в Мюнхене, Sony Center в Берлине или Терминал II аэропорта Мюнхена.

Штаб-квартира BMW в Мюнхене
Штаб-квартира BMW в Мюнхене
Sony Center в Берлине
Sony Center в Берлине

В 2004 в Гамбурге они решают основать компанию по разработке исключительно мобильных 3D-игр — Fishlabs Entertainment.

Взлёт, банкротство, перерождение. Что случилось с мобильным разработчиком Fishlabs

Наш опыт заключается в разработке новаторских 3D-технологий и их интеграции в совершенно новые мобильные игры.

Майкл Шаде, генеральный директор Fishlabs

Дебютными проектами от Fishlabs стали: шутер Robot Alliance, гонки Motoraver и симулятор полёта Cloud Commander, вышедшие в 2005 году. Помимо отличной на тот момент 3D-графики, новинки могли похвастаться и многопользовательскими функциями. Благодаря игровой онлайн платформе Exit Games Neutron, геймеры со всего мира могли соревноваться друг против друга, независимо от их местоположения.

Robot Alliance — первый в мире мобильный онлайн 3D-шутер
Motoraver
Cloud Commander

Также специально для телефонов Fishlabs разработали свой мобильный игровой движок — ABYSS®. Как заявляла компания, это первый 3D-движок для телефонов.

Полноценно ознакомиться с проектами студии в основном могли владельцы телефонов Sony Ericsson — K700i или K750i, поскольку только эти модели имели необходимые мощности для запуска игр. Для остальных устройств выходили упрощённые адаптации.

В том же году Fishlabs выпускают первый тайтл своей самой известной франшизы — космический симулятор Galaxy on Fire.

Разработчики были большими поклонниками жанра sci-fi и очень хотели сделать мобильную игру по мотивам таких классических PC-игр как: Elite (1984), серия Wing Commander (1990), Freelancer (2003) и X-Wing vs. Tie Fighter (1997).

На дворе четвёртое тысячелетие и человечество воюет с Империей Восск за контроль над многими звездными системами. Кейт Т. Максвелл — наёмник, работающий на преступников, Терранский Альянс и Империю Восск, использующий добычу для улучшения своего бизнеса.

Немецкий портал AirGamer выделял следующие достоинства:

  • Потрясающая 3D-графика;
  • Атмосферный сюжет и диалоги;
  • Удобное управление;
  • Десятки видов оружия и типов космических кораблей;
  • Разнообразный дизайн миссий.

Ещё хотелось бы отметить такой проект, как Rally Master Pro, который вышел в июне 2008. Это полноценный симулятор ралли для телефонов.

Можно было менять ракурс камеры: вид из кабины или от 3-го лица
Можно было менять ракурс камеры: вид из кабины или от 3-го лица

Симулятор мог похвастаться реалистичной физикой вождения, которая зависела от погоды, состояния дороги и повреждений автомобиля. Ремонт авто осуществлялся путём прохождения мини игр, а сами повреждения детально отображались на машине.

С Rally Master Pro Fishlabs проводили довольно интересный эксперимент: в качестве канала для продвижения новинки, они использовали пиратские сайты. Идея была проста: распространять игровой клиент бесплатно, затем монетизировать загрузки трасс, которых было 27.

Мы хотели привлечь большое количество пользователей, которое могли помочь нам понять, сколько людей подключатся, какова частота оттока и так далее.

Майкл Шаде, генеральный директор Fishlabs

Таким способом было привлечено порядка 40.000 активных пользователей, которые за восемь недель скачали более 2,2 миллионов трасс.

Blades and Magic (2007) — красочная RPG с пошаговой боёвкой. Вы берёте на себя роль Брина, молодого воина клана Мрачных клинков, родители которого были убиты злым орком. Брин отправляется на поиски мести за их смерть и не позволяет их лидеру Балражулу захватить землю.

Blades and Magic разделена на 9 глав, и большая часть игрового процесса происходит на карте
Blades and Magic разделена на 9 глав, и большая часть игрового процесса происходит на карте

По сюжету будут встречаться различные демоны, големы, орки, скелеты, наемники-бандиты и дикие животные. Есть возможность улучшать навыки боя и магии.

Выходили и проекты по лицензии, например, Star Wars: Imperial Ace (2006) — простая аркада, которая могла похвастаться лишь хорошей графикой.

А вот следующий проект по лицензии был уже куда более серьёзным — файтинг Gladiator (2008). Девяти персонажам из фильма даны разные сильные и слабые стороны, они сражаются за шанс принять участие в финальном бою на арене Колизея.

Было несколько режимов: карьера, выживание и дуэли с друзьями через Bluetooth. Gladiator мог похвастаться отличной графикой, плавными анимациями и проработанной боевой системой.

Присутствовали очки славы — во время боя вы могли обратиться к зрителям и за это начислялись очки, которые могли помочь выиграть бой, даже если противник вас победил
Присутствовали очки славы — во время боя вы могли обратиться к зрителям и за это начислялись очки, которые могли помочь выиграть бой, даже если противник вас победил

Но были и недостатки. Западный портал PocketGamer отмечал отсутствие разнообразия боёв.

Хотя каждый боец отличается по внешнему виду и боевым приёмам, проходить одни и те же испытания в роли разных персонажей не так уж и интересно.

PocketGamer, обзор 28 октября 2008 года

В 2008 вышла Deep: Submarine Odyssey. Действие происходит под водой планеты Каппа, которая является частью вселенной Galaxy on Fire. Вы управляете подводной лодкой и можете свободно исследовать большую территорию. Есть различные станции, улучшения для вашего судна, новые корабли, ресурсы для сбора, товары для изготовления и пираты, с которыми можно сражаться.

Взлёт

В начале 2009 Fishlabs объявляют о том, что больше не будет разрабатывать java игры, потому что они не приносят необходимой прибыли.

В настоящее время мы не будем разрабатывать никаких новых мобильных игр на Java для продажи через сетевых операторов и интернет-порталы.

Ничто не гарантирует, что высокое качество и инновации окупят затраты на дорогостоящее производство таких мобильных игр на открытом рынке, не говоря уже о получении прибыли.

Майкл Шаде, генеральный директор Fishlabs

Последним проектом для мобильных телефонов стала легендарная Galaxy On Fire 2, вышедшая в феврале 2009 по цене в 6 евро. Позднее её выпустили на множество других платформ, в том числе и PC.

Сиквел продолжает приключения наёмника Кита Т. Максвелла. Когда он направляется в Иден Прайм, чтобы получить награду за уничтожение банды космических пиратов, его гипердвигатель выходит из строя и переносит его во времени. Проснувшись в будущем, ему придётся начинать всё заново в галактике, которая сильно изменилась.

Это был большой хит для Fishlabs. Новинку встретили восторженно как критики, так и сами пользователи. GOF 2 могла похвастаться отличной графикой, огромным открытым миром с различными планетами, на которых было множество разнообразных и увлекательных доп миссий.

В 2008 британский банк Barclaycard выпускает культовый рекламный видеоролик для продвижения своей системы бесконтактной оплаты — Barclaycard Water Slide.

Fishlabs совместно с маркетинговым агентством Dare Digital в 2009 издают на iPhone бесплатную мобильную аркаду по мотивам рекламы — Waterslide Extreme. Проект становится самой успешной рекламной игрой — за неделю её скачивают более 2 миллионов раз.

Простейшая аркада, которая в первое время увлекала, но затем быстро наскучивала однообразием

В ближайшие пару лет Fishlabs адаптируют свои популярные проекты в лице Galaxy On Fire 2 и Rally Master Pro на iPhone и iPad.

Выходило несколько дополнений — ” Валькирия”, “Супернова” и “Клуб Каамо”, которые добавляли новые корабли, оружие, миссии и сюжетные линии

Galaxy On Fire 2 в 2011 получила премию German Video Game Award "Лучшая мобильная игра".

В том же году и сама Fishlabs получила награду German Game Developer Awards 2011, как лучшая студия.

Rally Master Pro

Совместно с Volkswagen China, в конце 2011 для iOS студия выпускает бесплатный гоночный симулятор Sports Car Challenge. В игре присутствовали марки таких авто как: Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche и конечно же Volkswagen.

В 2012 году получила награду Digital Communication Awards номинации "Лучшая корпоративная игра"

Годом ранее выходила Real Racing 2 (2010) от Firemint, но новинка Fishlabs могла похвастаться хорошей графикой и реалистичной физикой вождения. Правда пользователи отмечали малое количество трасс и автомобилей, а для того чтобы победить в гонке на время, нужно было срезать участки трассы.

В том же 2011 году студия объявляет о том, что третья часть их популярной франшизы выйдет в 2012 году, но релиз состоится лишь в 2016. В следующем, 2012 году, должна была выйти первая MMORPG студии — Galaxy on Fire: Alliances, но релиз перенесли на конец ноября 2013.

Galaxy on Fire: Alliances была многопользовательской стратегией, действие которой разворачивается во вселенной Galaxy on Fire. В общем и целом это была та же Galaxy on Fire 2, но с социальными элементами, например, такими, как проработанная система кланов.

Если вам нравится управление ресурсами и игры о завоеваниях, то Alliances привлечёт вас — в ней некоторые изменения могут показаться вам свежими. В остальном здесь не так много того, чего вы не встречали ранее.

Gamezebo, обзор 5 декабря 2013 года

К сожалению, проект был закрыт 28 июня 2019 года. Сервера отключили, а приложение удалили из магазинов.

Банкротство и перерождение

В конце 2013 Fishlabs увольняют 25 сотрудников в рамках оптимизации расходов. Нетрудно догадаться, у студии большие проблемы с финансами. И в декабре немецко-австрийская медиа компания Koch Media (ныне Plaion) объявляет о приобретении Fishlabs, которая отправляется под крыло издательского лейбла Deep Silver и меняет название на Deep Silver Fishlabs.

Вместе мы будем усердно работать над созданием портфолио высококачественных базовых игр мирового класса для смартфонов и планшетов, которые, мы надеемся, зададут новые ориентиры с точки зрения глубины, производственной ценности и общего качества.

Клеменс Кундратитц, генеральный директор Deep Silver и Koch Media

Основатели Кристиан Лор и Михаэль Шаде покидают компанию. Позднее произошедшие события Михаэль объяснит так:

На самом деле в наши дни для небольших независимых студий нет ничего необычного. Примерно в середине 2013 года стало очевидно, что наши ежемесячные доходы уже недостаточно высоки, чтобы полностью покрывать наши расходы. После первоначального раунда финансирования в 2004 году мы были в состоянии оплачивать все счета и покрывать все расходы непосредственно за счёт денежных потоков от наших актуальных игр в течение почти девяти лет. Однако после того, как мы упустили возможность адаптироваться к буму бесплатных игр на раннем этапе, ситуация изменилась довольно быстро и кардинально. И в конечном счёте нам пришлось подать заявление о неплатежеспособности.

На место старых руководителей приходят Майкл Крач и Марк Хемайер.

Майкл Крач. До Fishlabs занимал ключевые должности в таких компаниях, как EA и Crytek<br />
Майкл Крач. До Fishlabs занимал ключевые должности в таких компаниях, как EA и Crytek
Марк Хемайер. Работал в Fishlabs с самого её основания<br />
Марк Хемайер. Работал в Fishlabs с самого её основания

В дальнейшем Шейд и Лор основывают Rockfish Games и начинают работу над космическим рогаликом Everspace, который выйдет только на PC и консоли в мае 2017.

Everspace — это масштабный космический шутер с механикой, подобной roguelike, и вечной смертью. Это идеальное сочетание сражений, исследований и крафта, дающее чрезвычайно весёлый и приносящий удовлетворение опыт. Каждый запуск отличается от предыдущего, и каждый раз вы можете открывать что-то новое, включая странные способы умереть.

Eurogamer Italy, обзор 30 мая 2017 года

Михаэль отмечал, что многим непонятно, зачем после 10-летнего опыта работы с мобильными платформами они решили заняться тайтлами для консолей нового поколения. По его словам, рынок платных игр в App Store практически не существует, а на Android его и вовсе не было. Поэтому разработчикам приходится делать условно-бесплатные проекты, что само по себе довольно дорогое удовольствие. Такую модель бизнеса могли осилить только крупные компании.

После поглощения с Fishlabs начинают происходить странные вещи. Так, в сентябре 2015 выходит крайне нестандартный для разработчиков проект — платформер-авторанер с 8-битной графикой — Stranded: Mars One.

С положительной стороны, есть много интересного в том, как устроена Stranded. Уровни постепенно усложняются, поощряя за исследования. Но в то же время есть назойливый намёк на то, что более поздние уровни были частично разработаны для того, чтобы выкачать из вас как можно больше денег. В магазине можно обновить свой скафандр или купить новый с расширенными возможностями, но это скорее необходимость, чем вариант, поскольку добраться до контрольных точек становится чрезвычайно сложно.

В том же году на смартфоны выходит порт point-and-click приключения Lost Horizon — также нестандартный проект для Fishlabs.

В 2016 выходит красочная головоломка Warp Shift, разработанная совместно со шведской студией ISBIT.

Ваша задача — провести маленькую девочку Пи и её волшебного спутника по похожим на лабиринт помещениям загадочной комнаты

Следом на смартфоны выходит долгожданная новинка — Galaxy on Fire 3: Manticore. Что примечательно, третья часть первоначально вышла годом ранее на Apple TV и была с приставкой “Rising”.

Как того требовали тренды, это уже был не премиальный проект, а free-to-play

Если в плане графики это был большой шаг вперёд для серии, то в остальном плане так сказать было нельзя. Во-первых, это уже был больше не космический симулятор, а скорее шутер. Управление упростили, а стрельба отныне осуществлялась автоматически. Во-вторых, серия GOF особо не была сюжетно ориентированным проектом, а третья часть оказалась слишком клишированной в этом плане. Следить за сюжетом в Мантикоре было совершенно неинтересно.

Пострадал и игровой мир — он стал заметно меньше и перестал быть открытым, как это было в предыдущих частях серии. Огорчало и разнообразие миссий, его практически не было. Больше не было никакой торговли, исследований и других космических баз. Весь геймплей практически полностью сводился к улучшению вашего корабля.

Galaxy on Fire 3 — это великолепный тир со множеством способов прокачки прогресса. Если это то, чем вы увлекаетесь, то возможно эта игра для вас. Если вы искали более открытую космическую игру, которая была бы сложной и глубокой, вы не найдете здесь то, чего ищете.

148Apps, обзор 8 декабря 2016 года

В 2017 от Fishlabs выходит лишь мобильный порт point-and-click приключения The Book of Unwritten Tales 2.

А в начале июля 2018 года вышла последняя мобильная игра студии — Dead Island: Survivors. Это был проект в жанре Tower Defence с тематикой зомби, который не привносил чего-то нового и в целом прошёл мимо широкой аудитории.

В дальнейшем Fishlabs поработают над портом третьей части Saints Row для Nintendo Switch. Также разработчики совместно со шведской компанией Iron Gate поработают над таким небезызвестным проектом, как Valheim (2021).

На данный момент последним релизом является игра в жанре космических боёв Chorus (2021), разработка которой началась ещё в 17-ом году.

Нара, первоклассный пилот с неоднозначным прошлым, и её разумный истребитель Forsaken должны работать вместе, чтобы победить Круг — деспотичный культ, возглавляемый Великим Пророком, который стремится доминировать во всей Вселенной.

В феврале 2022 года Embracer Group (материнская компания Deep Silver, в которую входит Fishlabs) сообщила, что Chorus не оправдала ожиданий продаж, хотя и была встречена аудиторией положительно.

Ходили слухи о том, что Fishlabs ведут работу над 4-ой частью серии GOF под кодовым названием “Unleashed”. Но впоследствии эти слухи опровергли, т.к. на тот момент вся команда плотно вела разработку Chorus.

Взлёт, банкротство, перерождение. Что случилось с мобильным разработчиком Fishlabs

Сейчас же нет каких-либо новостей о том, над какими проектами работает немецкая студия, но, скорее всего, мобильных игр от Fishlabs мы больше не увидим.

Fishlabs Entertainment не были первыми, кто решил использовать 3D-графику в мобильных java играх. Но именно они смогли вывести эту графику на новый уровень, а сами тайтлы отличались проработанностью и в них чувствовалась вся любовь разработчиков к своему делу.

Взлёт, банкротство, перерождение. Что случилось с мобильным разработчиком Fishlabs

Как это обычно бывает, такие игры требовали немалых вложений, не смотря на то, что это были мобильные проекты. В какой-то момент произошёл бум на free-to-play и Fishlabs не хватило гибкости, чтобы вовремя перестроиться — такую бизнес модель могла потянуть не каждая компания.

Немецкая компания уходит под крыло издателя Deep Silver и, к сожалению, с этого момента Fishlabs становится обычной штатной студией. Она потеряла свой новаторский дух и начала выпускать лишь аналоги популярных мобильных тайтлов, а со временем и вовсе отказавшись от мобильного игрового рынка.

Фотографии из офиса Fishlabs:

Ранее я писал материал о революционном разработчике из Финляндии — Supercell. Советую ознакомится, если ещё не сделали этого.

8181
27 комментариев

Разработчики привлекли пиратов для распространения, и сделали это грамотно

5

Да, в статье есть упоминание об этом моменте)

5

Можно тебя попросить вот здесь заменить из этих двух одно слово. А также в тегах заменить #история на #истории

3

Спасибо, поправлю)

2

Не самые плохие игры на мобилки делали, кстати, спасибо за материал

2

на кнопочниках так-то одни из лучших игор делали, да ещё в ддд-графоне

5