О чередовании хороших и плохих времен

О чередовании хороших и плохих времен

Вообще, историческая концепция катастроф, будучи с литератур­ной точки зрения очень драматической и захватывающей, не имеет в действительности под собой никаких оснований и является рудиментом некоей общей точки зрения, существовавшей в 18—19 веках, не только в истории, но и в других науках. Наиболее ярким примером является «теория катастроф» Жоржа Кювье, основателя сравнительной палеонтологии. Он считал, что на нашей планете неоднократно происходили колоссальные катастрофы, в результате которых погибало большинство обитателей Земли. После каждого такого переворота животный мир возрождался заново, но уже в ином составе (точь-в-точь как в истории гибнут и возрожда­ются цивилизации). Эта теория продержалась до середины 19 века, когда Дарвин обосновал свое «эволюционное учение» — теорию непрерывной эволюции, непрерывного нарастания биологического потенциала.

Представление, что драматичные картины гибели целых цивилизаций должны уступить место непрерывной эволюционной схеме (не отрицающей, конечно, революции, поднимающих общество на следующую степень развития), неоднократно поднималось в исторической науке.

«В западноевропейской историографии существует весьма влиятельная по учености и талантливости своих представителей школа так называемых романистов. Для школы романистов политический и социальный строй средневековой Европы представляет собой лишь дальнейшее развитие явлений и форм, уже выработанных римским миром, который, по ее мнению, не был сокрушен под ударами варваров, потому что то, что прежде понимали под так называемым нашествием варваров, видя в нем катастрофу, насильственно разгромившую римское государство, есть не больше как историческая легенда... »

Тем не менее, то, что в целом историческая наука еще не отрешилась от «катастрофических» представлений и не перешла к эволюционным представлениям, является печальным, но неоспоримым фактом, Причиной тому, бесспорно, был гипноз уверенности в существовании античной культуры и науки, внезапное исчезновение которой с лица Земли объяснить иначе как катастрофой очень трудно.

В западной историографии были, естественно, и другие причины. Как пишет проф. Петрушевский, излагая мнение известного буржуазного ученого Мейера:

"«Мейер ополчается против «ложного» мнения, будто историческое развитие народов, живших вокруг Средиземного моря, шло непрерывно по восходящей линии; распространение этого мнения он приписывает «популярной философии, которая, как известно, охотно занимается теорией прогресса и, не заботясь о фактах, составляет только красивые системы...»

Нам-то ясно, от какой «популярной философии» так легко и безапелляционно отмахнулся Мейер... (видимо это про социализм лол)

88
17 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

И каждый из них постит мем про слабые времена и тяжёлых людей

Ответить

Эта теория продержалась до середины 19 века, когда Дарвин обосновал свое «эволюционное учение» — теорию непрерывной эволюции, непрерывного нарастания биологического потенциала.

Но ведь например вымирание огромного количества организмов в результате "кислородной катастрофы" вполне доказано. Вымирания, это тоже часть эволюции

1
Ответить

Может кто-то хотел проехать на идее сходной с глобальным потеплением?

Ответить

Причиной тому, бесспорно, был гипноз уверенности в существовании античной культуры и науки, внезапное исчезновение которой с лица Земли объяснить иначе как катастрофой очень трудно.Всегда нужно учитывать исторический контекст. Если сейчас 1-2 бибилиотки или школы развалятся, человечество не потеряет все знания мира. А вот когда в атичности полтора храма с одной единсвенной бибилиотекой на ближашие пол земного шарика будет сожжанна в пьяном угаре, ущерб будет несколько иным :)

Ответить

Имеется в виду не внезапное исчезновение хроник и произведений исскусства и даже не смута типа распада ссср. Судя по масштабу потерянных знаний это должен был быть апокалиптический процесс типа ядерной войны. Только так можно объяснить что учителя перестали учить, причем навсегда, ремесла и техники обработки и земледелия стерлись из памяти, общественный строй даже тупо путем повторения того что делалось раньше так и не смогли восстановить.

Ответить