«Возникновение палеографии как науки связано с именем французского ученого монаха Жана Мабильона. С середины 17 века конгрегация болландистов начала издавать жития святых. Один из учёных-болландистов, Папеброк, пришел к выводу, что более всего следует сомневаться в подлинности документов, прилагаемых к житиям, в т.ч. данных меровингскими и каролингскими королями бенедиктинскому аббатству Сен-Жермен де Пре под Парижем. Папеброк поставил под вопрос законность прав аббатства на земельные владения, полученные в столь давние времена.

В защиту своего ордена выступил Жан Мабильон... В течение шести лет он кропотливо работал и опубликовал в Париже огромный фолиант «О дипломатике». Впервые были осмыслены истоки появления латинского письма, проведена его классификация. Римское письмо делилось на три группы: капитальное квадратное, минускульное (minus — малый) и курсивное, т.е. беглое. Мабильон считал, что народы, пришедшие на территорию Западной Европы, создали свое письмо. Он различал несколько типов письма: лангобардское, вестготское, англосаксонское, меровингское. Подобная классификация была необходима как первый шаг к научной систематизации древних текстов»

Мы видим, таким образом, что с самого своего зарождения палеография не была нейтральной «академической» наукой, а напротив, ее основные принципы были заложены в отчаянной попытке доказать древность и подлинность земельных актов и тем самым спасти свой монастырь от разорения. К тому же она была создана лишь в 17 веке на базе уже твердо устоявшихся представлений об античности. В частности, это показывает, что для критического анализа последних представлений палеография в принципе служить не может.

33
8 комментариев

Шо за поток мысли?

1
Ответить

Интересно читать тексты признанные неподлинными церковно-исторической наукой, например переписку Сенеки и апостола Павла. Существует масса аргументов, почему это подделка - мол, язык немного не тот, анахронизмы, странная история появления. Но все эти аргументы легко стираются тем что текст рукописный, он морфировал с каждым пересказом-перепиской, как, собственно, и признанные исторически-достоверными документами.

Поэтому, читая такие вот непризнанные неправильные поддельные тексты и признанные правильные тысячу (?) лет спустя понимаешь, какая же условность сама идея подлинности чего-то настолько древнего.

Ответить

Вам открыть бетку моей той статьи о Морозове? Я вам уже коммент писал.

Ответить

Еще добавлю, что сами рассуждения о каких-то подлинных/неподлинных кусках древнего текста часто крайне остросюжетны. В каком-то тексте Вергилия запрятано имя Христа в первых буквах строк стиха, и ученые сначала считали что это поздняя христианская вставка, потом начали думать что это поздняя иудейская вставка чтобы уличить христиан в поздней христианской вставке и тд. При этом, само происхождение стиха и набор источников в котором он есть установить вообще проблематично.

Ответить

Че за Жан Шампиньон ?

Ответить

Шампиньон это другой, это который египетские иероглифы расшифровал.

Ответить