Творчество и пирамида Маслоу

Последнюю неделю ездил в другой город и вернулся. Потом переезжал в новый дом.

И могу сказать, что это сильно влияет на возможность создавать.

Даже когда ты хочешь что-то написать — тебе просто может не хватить сил это сделать.

И в этом проявляется пирамида Маслоу. Творчество на 3й ступени, после безопасности (еда, сон и пр.) и связей (семейные).

Поэтому, когда говорят, что люди могут творить в окопе — то тут скорее всего форма эскапизма.

Поскольку творить под давлением очень сложно, но когда окружение настолько плохое, что уже и на выживание остаются шансы — то сбежать в параллельную реальность — один из способов сохранить рассудок.

Для всех же нас остальных это никак не помогает. Когда ты в пути то творить можно лишь в голове (или в тетради).

Поезд качается и это сильно давит по глазам.

***

После переезда приходится думать о более насущных делах. На баулах можно творить, но только в уголку и на бумаге.

iPad и ноут помогают, но всё же надо иметь сильную волю или огромное желание, чтобы творить после того, как перетаскал вещи в новый дом.

Поэтому, если вам говорят, что человек может творить даже в таких условиях — вы встретили уникума.

Посмотрите на всех художников — нужна мастерская, чтобы эффективно работать.

Пример Стивена Кинга говорит, что можно творить и на кухне в уголке (попробовал пару месяцев — немного неудобно). Но при этом он при первой возможности купил себе огромный стол.

И лишь через 5 лет, как осознал, что ему можно и меньшим столом обойтись. Этот запой за новым удобным творческим местом говорит, что даже лучшие из нас в душе мечтают о хорошем рабочем месте.

Так и мне постоянно приходит желание купить рабочее место Emperor или Asus. Останавливает только цена в $10-$40к и то, что они занимают много места, и под них надо сделать свою комнату или угол размером 3 на 3.

***

Самый сложный момент творчества был, когда работал коммивояжёром и продавал свои услуги как создатель софта на заказ.

Когда ты целый день бегаешь и общаешься с разными людьми, то будучи интровертом приходишь домой весь вымотанный. Хочется просто лечь и спать.

А желание писать и рисовать возникает с утра.

Энергия творчества и энергия жизни делят общие резервуары ментальной энергии. И когда ты много потратил на жизнь, на творчество уже не остаётся.

Попытка заставлять себя творить имеет двойные последствия: с одной стороны ты сохраняешь ритм (раз в день в одно и то же время), но если ты делаешь через силу, то скорость будет падать до самого минимума. Потому что приходится и с собой бороться и с проблемой.

Воля вытягивает, но в зависимости от её силы можешь проехать 3 или 6 месяцев. Потом, если не сформировалась привычка, ты можешь всё бросить.

Сам много раз начинал писать дневник по утрам. Даже 221 день подряд его делал. Но в конце привычка не выработалась.

Говорят, что 21 день достаточно. Но исследования говорят, что 66 дней надо на выработку привычки в среднем. И до 180 дней.

Если вам повезло также как и мне — привычки (что плохие, что хорошие) вырабатываются сложно и тебе приходиться качать волю, чтобы можно было двигаться вперёд.

Ведь для творчества надо каждый день что-то делать в том направлении, в котором ты хочешь расти. И если забросить хотя бы на месяц, то вернуться обратно уже очень сложно.

И самое важное — прячьте от окружающих ваши творения до того, как они готовы.

Психологи говорят, что как только ты рассказываешь о своих планах или незаконченных делах, то уже получаешь подтверждение. И подталкивать себя дальше становиться труднее.

Как будто вешаешь на себя ещё груз. И не все могут с дополнительным весом уйти дальше.

Многие художники это делают подсознательно. Закрывают свои работы, которые ещё не готовы.

И их понимаю. Мне легче пишется стенографией. Во первых не будут смотреть, во вторых сам не будешь так просто читать, что написал (чтобы не включился внутренний критик и не заставил переделывать или демотивировал тем, что написал не очень вещь).

***

Чтобы эффективно писать, надо быть сытому. Идея о том, что: «художник должен быть голодным» полная ерунда.

Пробовал этот вариант и могу сказать со всей ответственностью. Когда ты чувствуешь голод, то мозг начинает искать еду. А когда ты полностью погружаешься в предмет (рисуешь, пишешь, программируешь) и забываешь про еду, то тебя поприветствуют несколько болезней желудка (гастрит, язвы, колит, и прочая радость непостоянного питания)

Надо питаться в меру. На полный желудок, особенно мяса — уже творить не захочешь. Энергия от головы уйдёт на переваривание.

Но если пользоваться сбалансированной диетой и вовремя подпитывать организм фруктами и свежим воздухом — творить можно целый день.

***

После многих экспериментов могу смело сказать. Нужно рабочее место и надо привыкнуть к нему как к чему-то само собой разумеющемуся.

Так вечно радость творчества, которая возникает, когда ты приобрёл новый стол и стул проходит, как только упираешься во что-то сложное. Но когда ты уже привык к своему месту, то мозг не отвлекается.

И ты получаешь радость творчества от того, что тебя ничего не отвлекает. Ты просто сидишь и делаешь.

Например, я очень люблю покупать клавиатуры. И перепробовал их множество.

Могу сказать, что когда покупаешь очередную эргономическую клавиатуру — писать становится легче, но тебе приходится привыкать к новому расположению рук и клавиш.

Недавно приобрёл себе hyperx клавиатуру со свитчами cherry-mx синими. И могу сказать, что ощущение печати на машинке вернулось. Да руки стали уставать больше, но тактильные и звуковые ощущения покрывают это.

Если пишете не так часто и много — то самое оно. Просто держите руки ровно (а то и наденьте браслеты из мягкой ткани и тогда разницы в клавиатурах не заметите.

Так вот — покупая каждый раз новое, мозгу приходится переучиваться. А это затраты энергии.

Поэтому часто видел у мастеров, что они пользуются вещами десятки лет.

Так знакомый писатель до сих пор пишет советской перьевой ручкой. А на вопрос: «Почему не купит себе паркер или бауэр», отвечает просто — надо привыкать к новой, а с этой уже всё тесно связано.

Сначала думал, что он лукавит. Но потом попробовал следовать его методике. И получилось.

Ты привыкаешь к инструменту и руки начинают сами уже вести его. Устанавливается связь между руками и мозгом. И инструмент становится продолжением руки.

И творчество прямо взлетает. Как будто скинул несколько килограмм нагрузки.

22
Начать дискуссию