Представления о загробной жизни в различных культурах

Различные народы мира описывают загробные миры по-своему и многие из них имеют свои особенности. Рассказываю о том, каким себе представляли загробный мир люди из разных времен, разных религий и разных культур.

Представления о загробной жизни в различных культурах

Древний Египет

Погребальные обряды егип­тян позволили нам многое узнать об их жизни. Надпи­си, сделанные на папирусе и на надгробиях, на саркофагах и пирамидах, позволяют нам познакомиться с мельчайшими деталями их повседневной жизни.

Cохра­нившиеся до наших дней мумии дают нам драгоценную информацию о том, какую пищу упот­ребляли египтяне, чем болели, какие прически предпочи­тали, какую носили одежду.

Древние Египтяне делили мир на земной (мир живых) и загробный (мир мертвых), солнце в равной мере светило живым и мертвым. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед ним самим, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению бога солнца — фараону.

Считалось, что для путешествия в загробное царство особенно важно сохранить в целости тело усопшего: ведь душа (египтяне называли ее Ка) должна нахо­диться во время этого путешествия в нетронутой, целой оболочке.

Естественно, возникло много различных способов сохранения тел усопших. Сначала тела хоро­нили в очень мелких могилах в раскаленном песке, где они быстро высыхали и таким образом сохранялись. Поз­же богатых египтян стали хоронить в саркофагах, но при этом тела умерших предварительно бальзамировали, что­бы сохранить их и уберечь от разложения.

Умения профессиональных бальзамировщиков были настолько высоки, что тела, с которыми они работали, сохранились в отличном состоянии даже спустя несколько тысяч лет. К сожалению, не сохранились никакие инструкции или «мануалы» по правильному хранению тел, но сохранились сами тела, которые можно исследовать.

Путем проб и ошибок, ученые выяснили, что после смерти органы извлекали из тела и хранили в специальных сосудах, в которых находился концентрированный раствор из соли, соды и воды. Через 2 месяца органы возвращали в тело и умерших отправляли в путь.

Какие органы хранили в сосудах: сосуд с головой человека - печень, сосуд с головой павиана – легкие, сосуд с головой ястреба – кишечник, сосуд с головой шакала - желудок
Какие органы хранили в сосудах: сосуд с головой человека - печень, сосуд с головой павиана – легкие, сосуд с головой ястреба – кишечник, сосуд с головой шакала - желудок

Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью высокого искусства мумификации тела умерших готовили к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. 70 дней останки находились в растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий. Так, мумии фараонов смогли сохраниться в исходном состоянии даже спустя тысячелетия.

Сам загробный мир Называется Дуат, находится он под истоками реки Нил. При входе в загробный мир умерших ожидало страшное испытание: оценка деяний, совершенных при жизни. У умершего брали сердце, как символ его честности, и клали на одну чашу весов, на другой стороне лежало страусовое перо.

После испытания прошедших разделяли на три группы. Тех, чьи злодеяния весили больше, чем добрые дела, отдавали на съедение «Пожирательнице». Тех, чьи достоинства перевешивали недостатки, причисляли к богам и отправляли на Поля Иалу. А тех, у кого злых и добрых дел оказывалось поровну, заставляли служить Осирису.

Бог солнца Ра создал поля Иалу как место, где он может отдохнуть от своих обязанностей и спокойно проводить время. Следить за порядком на полях был назначен Осирис.

В полях души обретают вечную жизнь и блаженство, они занимаются теми же делами, что и при жизни, но в более комфортных условиях. Тяжелую работу и домашние заботы здесь вместо людей выполняют идолы, которые должны были отправиться вместе с душой на суд.

Осирис в египетской мифологии представлен как разносторонняя личность. Он одновременно был богом возрождения, царем загробного мира и судьей для душ усопших. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.

Обычно изображался в виде обёрнутой белой тканью мумии с зелёной кожей, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп). Корона, которую он носит, сделана из стеблей папируса. Бог никогда не изображался без какого-нибудь растения: иногда это был лотос, который растет недалеко от его престола, а иногда его одеяния овивают виноградные лозы.

Осирис – бог возрождения, царь загробного мира
Осирис – бог возрождения, царь загробного мира

Тех, кто совершал много плохих дел «отправляли» к Амат – Пожирательнице душ. Амат обычно изображается как чудовище, которое совмещает в себе черты крокодила и льва. Амат практически всегда присутствовала на суде. Когда Осирис взвешивал на весах души, и они весили больше, чем страусовое перо, то Амат сразу же съедала душу.

Чаще всего Амат выглядела именно так: голова крокодила и тело льва
Чаще всего Амат выглядела именно так: голова крокодила и тело льва

Япония

Японская цивилизация является, наверное, одной из самых противоречивых с точки зрения современности. Это мир контрастов — традиций и прогресса.

В Японии самой распространенной религией является синтоизм (дословно — "путь богов"). Синто — это национальная религия Японии. Она возникла из верований древних японцев, что существует два мира – реальный и потусторонний. Каждый из миров заселен живыми существами. Реальный мир заселен людьми, а в загробном мире правят духи.

Чтобы попасть в мир мертвых, сначала нужно пересечь пустынную равнину и горы, пересечь реку Сандзу (граница между миром живых и мертвых). Согласно верованиям, обычно люди пересекают реку на седьмой день после смерти.

Существует три способа переправиться через реку: по мосту, вброд и сквозь кишащие драконами воды. Как человек будет пересекать реку, зависит от совершенных при жизни деяний.

Чистые душой пересекают реку через мост, украшенный сокровищами. Люди, которые совершали как хорошие, так и плохие поступки в равной степени, пересекают реку вброд. Те, кто при жизни совершал лишь плохие поступки, будут должны переплыть реку, кишащую ужасными драконами и монстрами, которые будут мешать переплыть реку.

Души умерших переплавляются через реку
Души умерших переплавляются через реку

После этого на другом берегу ждут старик и старуха. Старуху зовут Дацуэ-ба, она снимает с умерших одежду, а старик по имени Кэнэо вешает их на ветку дерева, чтобы определить тяжесть проступков. Затем людей отправляют на суд к Великому Царю Эмме.

Эмма – бог загробного мира, решающий судьбу всех существ после их смерти. Его изображают как большого человека с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Носит традиционное японское одеяние и корону на голове, на которой изображен иероглиф, переводящийся как король или правитель.

На суде Эмма выносит людям приговор на основании их действий и мыслей, и отправляет либо на колесо Сансары для перерождения, либо в один из восьми адов.

После прохождения колеса Сансары, душа переносится в новое тело, причем человек может родится в семье с более высоким или в семье с более низким социальным статусом (по сравнению с прошлой своей жизнью). Все зависит от дел, совершенных в прошлой жизни.

Суд Эммы<br />
Суд Эммы

Считается, что возродившаяся в новом теле душа умершего не сохраняет воспоминаний о предыдущих воплощениях, но может проявлять умения, приобретённые в прошлой жизни.

Место, где грешники отбывают свое наказание, называется Нарака. Существует 2 вида Нараки: холодная и горячая. Чем более жестокое наказание для грешников было вынесено, тем глубже в ад они направляются.

После того, как человека отправили в ад он может попробовать переродиться и не отбывать весь назначенный срок. Для перерождения нужно совершить паломничество к 33 святыням богини милосердия Каннон. После паломничества необходимо снова пройти суд и только после этого есть вероятность попасть на колесо Сансары или снова отправится отбывать свое наказание.

Холодная Нарака

  • Арбуда-нарака – ад на темной долине, окруженной холодными горами, где постоянно бушуют метели и снежные бури (в общем Норильск).
  • Нирабуда-нарака – более холодный ад, тут у людей от холода появляются и лопаются волдыри.
  • Атата-нарака – ад, где постоянно трясет от холода.
  • Хахава-нарака – ад, где люди плачат и стонут от холода.
  • Хухува-нарака – ад, в котором людей страшно знобит и стучат зубы.
  • Утпала-нарака – ад голубого лотоса. Название красивое, но ваша кожа посинеет от холода.
  • Падма-нарака – на теле остаются кровавые раны от холода.
  • Махалпадма-нарака – все тело и внутренние органы трескаются от холода.

Горячая Нарака

  • Санджива-нарака – ад оживления, земля состоит из раскаленного железа. И все, кто там находятся, режут и избивают друг друга.
  • Каласутра-нарака – ад черных сечений. Людей постоянно рубят острыми топорами и секирами.
  • Сангахата-нарака – ад, в котором раскаленные массивные горы сталкиваются и перемалывают людей, а скалы расходятся, то все начинается сначала.
  • Раурава-нарака – ад, в котором все горит.
  • Махараурава-нарака – практически то же самое, что и предыдущий, но дольше и больнее.
  • Тапана-нарака – ад, в котором людей тыкают раскаленными копьями пока пламя не пойдет из рта и носа.
  • Пратапана-нарака – опять же практически то же самое, что и предыдущее, но жертв вдобавок жестоко колют трезубцем.
  • Авичи-нарака – самый глубокий ад. Его глубина составляет сумму из семи предыдущих. Попавшие сюда уже не выходят, они находятся в аду до конца света. Поэтому этот уровень называется «непрекращающейся наракой». Этот уровень совмещает в себе все предыдущие.

Пребывание в каждом следующем из этих адов в 20 раз дольше, чем в предыдущем.

Русь

После крещения Руси в 988 году на смену язычеству пришло христианство и его концепция рая и ада.

Первые захоронения осмыслялись как «жилища» — дома для мертвых. Самые первые рукотворные сооружения (простейшие постройки из огромных камней) были либо гробницами, либо частью ритуальных строений, связанных с культом мертвых.

Кроме физического погребения необходимо было выполнить некоторые ритуально-сакральные действия, чтобы духи не вредили живым членам племени. После совершения всех положенных ритуалов и обрядов можно было ожидать покровительственного отношения благодарных духов к оставленному ими роду.

Один из самых главных погребальных обрядов – проводы души в потусторонний мир, помощь живых тому, кто отправляется в тяжелое и опасное загробное путешествие.

Чтобы правильно проводить душу, нужно было хотя бы приблизительно представлять, куда она уходит. Чтобы несколько приглушить страх смерти собственной, надо было хотя бы в общих чертах освоить пространство загробной жизни.

Важно отметить, что до Данте и его «Божественной комедии» у людей практически не было представления о том, как выглядят рай и ад. В Ветхом и Новом Заветах практически ничего не написано про загробную жизнь и что происходит с душой и телом после смерти, а рай и ад упоминаются всего несколько раз и как бы невзначай.

Рай в представлении Гюстава Доре, французского иллюстратора
Рай в представлении Гюстава Доре, французского иллюстратора

Ветхозаветный рай – это рай, находящийся на земле, на востоке, прекрасный сад, в котором безмятежно существуют души праведников. Рай Нового Завета – Небесный Иерусалим, город без печали и смерти.

Чтобы попасть в рай, недостаточно верить и быть праведным. Требуется принять крещение, регулярно причащаться, творить много добрых дел и постоянно молиться о собственном спасении.

В «Божественной комедии», рай состоит из девяти сфер, в последней из которых – хрустальном небе – открывается Роза Праведных, вокруг точки, которая есть Бог. Можно заметить, что фантазии при описании рая гораздо бледнее, нежели рассказ об адских муках.

Возможно, это связано с чувственной конкретикой преисподней: душа в ней сохраняет следы материальности и телесности, испытывает муки, а боль и страдание – это та реальность, которая легко представима и передаваема конкретно-образно, в отличие от абстракции блаженства.

Чаще всего преисподняя описывается как сочетание концентрических кругов, сужающихся к центру. В «Божественной комедии» Данте описывает ад как опрокинутый конус, разделенный на девять кругов.

Ад в представлении Данте
Ад в представлении Данте

И ангелов, не сумевших сберечь достоинства своего, оставивших жилище своё, ждёт Суд Великого Дня, до которого будут пребывать они в чертогах Адских, заточенные в узы вечные

Послание Иуды, глава 1
Грешники отбывают наказание
Грешники отбывают наказание

Первые пять кругов образуют верхний ад, последние четыре – нижний. Четыре круга нижнего ада заключает в себе город Дит. Это ужасный город с красными башнями, укрепленный железной стеной, окруженный стигийским болотом. Внутри него – гробницы, колодцы, пропасти и разгул адских стихий: огня, тьмы, боли и плача. В центре города Дита, как ось, сам Люцифер, «червь, который пронзает землю».

Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвёл смерть, смерть же стала исцелением греха

Иоанн Златоуст

1 круг – Лимб. Томятся души добродетельных нехристиан и некрещёных младенцев. То есть тех, кто был близок к принятию Христа, но не принял его. Душам в Лимбе не больно — просто печально и очень скучно.

2 круг – Похоть. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь, возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате.

3 круг – Чревоугодие. Сюда попадают обжоры. Здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся заключенных.

4 круг – Жадность Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил». Две толпы с грузом идут навстречу друг другу, сталкиваются, расходятся и начинают все сначала.

5 круг – Гнев. Вечная драка в грязном болоте Стиксе.

6 круг – Лжеучителя и Еретики. Души находятся в горящем изнутри гробу.

7 круг – Насильники и убийцы, самоубийцы, богохульники. Грешников раздирают собаки, охотятся гарпии, варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.

8 круг – Обманувшие не доверившихся. Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь, кто-то кипит в смоле.

9 круг – Обманувшие доверившихся: родных, друзей. Грешников ждет вечное терзание в ледяном озере вместе с Сатаной.

Древняя Греция

Способов погребения у греков было 2: сожжение на костре, предание земле — захоронение. Оба способа приветствовались и не вызывал нареканий.

После кремации тела, прах собирался, его складывали в специальную урну и закапывали в землю или хранили в гробнице.

Хоронили усопших в специально подготовленных для этого местах. Это были либо подвалы их собственных домов, или склепы. Чтобы не вспыхнули эпидемии, места захоронений постепенно стали переносить на близлежащие необитаемые острова. В этом случае в могилу клали все ценности, которыми дорожил человек при жизни. Мужчинам принято было класть оружие, а женщинам – драгоценные украшения и дорогую посуду.

Чтобы не допустить гнев богов, родственникам и друзьям усопшего нужно было весь день иметь скорбный вид.

Урна для захоронения
Урна для захоронения

Практически во всех мифах, касающихся жизни богов и связанных с царством мертвых, в царство Аида усопших сопровождал Гермес. Он вел души через отверстия в земной коре и доводил их до берегов Стикса.

По преданию, Стикс огибает царство мертвых девять раз и находится под защитой Харона. Именно он переплавляет на своей лодке души умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад.

Греки кладут в рот усопшему монетку, чтобы умерший мог расплатиться с Хароном, который переправляет через Ахеронт — приток Стикса. Попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.

Некоторые основные обычаи захоронения сохранились, например усопшим и сейчас греки в рот кладут монетки.

Харон перевозит души через Стикс
Харон перевозит души через Стикс

Возможно, у вас появился вопрос почему души не могут переплыть реку без помощи Харона. Дело в том, что в реке Стикс содержаться ядовитые микроорганизмы, от которых душа умирает мучительной смертью.

Выход из подземного царства стерег гигантский пес Цербер. Живых пес в царство мертвых не пускал, как не выпускал усопших из Аида. Судьбы умерших решались голосованием 3 судей: Аид, Минос, Радамант. Они решали куда отправятся души дальше: на остров Блаженных (Элизиум) или в Тартар.

Эти судьи допрашивали усопших, прибывших к ним в царство. Все зависело от того, какую жизнь человек провел на Земле.

Представления о загробной жизни в различных культурах

Тартар — мрачное пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида, темная бездна, которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо. Изначально Тартар был тюрьмой для Олимпийцев и Богов, но позже он стал местом для наказания людей, совершающих ужасные преступления.

«Те, кто при жиз­ни враж­дой род­ных пре­сле­до­вал бра­тьев, Кто уда­рил отца, или был бес­че­стен с кли­ен­том,

Или, богат­ства нажив, для себя лишь берёг их и близ­ким Не уде­лял ниче­го (здесь таких бес­счет­ные тол­пы), Или убит был за то, что бес­че­стил брач­ное ложе, Или вос­стать на царя дерз­нул, изме­няя при­ся­ге, Каз­ни здесь ждут. Но каз­ни какой — узнать не пытай­ся

Не вопро­шай об уча­сти их и о видах муче­ний. Катят кам­ни одни, у дру­гих рас­пя­тое тело К спи­цам при­би­то колес.»

Тут нет никакого солнечного света, радости, исполнения желаний. Здесь так темно, что «ночь окружает его в три ряда, как воротник шею, а над ним растут корни земли и неубранного моря».

Немного проще было скитающимся душам, их отправляли на луга Асфодель. Сюда отправляли души, которые не совершали каких-либо значительных преступлений, но и не добились достаточного признания для входа в Элизиум.

Это была туманная местность, на которой росли поля тюльпанов. Немного проще таким душам было, если родственники на земле вспоминали о них и совершали в их честь разные церемонии.

И наконец души, которые вели праведную жизнь, не грешили и за жизнь максимально приблизились к богу, попадают в Элизиум. Элизиум – часть загробного мира, где царит вечная весна и где герои проводят дни без печали и забот. Им управляет Радамант, и души, которые там живут, вели лёгкую загробную жизнь.

…человека легчайшая жизнь ожидает.

Нет ни дождя там, ни снега, ни бурь не бывает жестоких.

Вечно там Океан бодрящим дыханьем Зефира

Веет с дующим свистом, чтоб людям прохладу доставить

Гомер — Одиссея
Элизиум
Элизиум

Когда душа попадает в Элизиум, у нее есть выбор остаться там или переродиться и прожить еще одну жизнь. Если человек 3 раза подряд попадает в Элизиум и все 3 раза он выбирает перерождаться, то его отправляют на Острова Блаженных для жизни в вечном раю.

Китай

Концепция ада в Китае появилась непосредственно с пришествием буддизма в 1 вв. До этого времени у Китайцев не существовало сформировавшегося образа загробного мира. С понятием о рае и аде китайцы познакомились одновременно с усвоением чуждых религий. Буддизм принес собой веру в переселение душ.

Буддийская идея воздаяния приобрела в Китае ряд весьма специфических черт, например строгую бюрократическую систему, вершащую кармическое возмездие. Система эта снабжена всеми возможными вариантами служб, характерных для китайского государства.

Интересно, что традиция эта жива и по сей день, и до сих пор в описаниях загробных ведомств возникают все новые разделы, отвечающие особенностям времени (специальные залы для жертв абортов, службы, занимающиеся погибшими в автокатастрофах, и пр.).

В китайском мировоззрении нет аналога европейского рая. То, что в синологической литературе (китаеведение) называется рай, на самом деле является чем-то вроде преддверья в нирвану: считается, что, если накоплена хорошая карма, можно переродиться в одном из раев Будд, после чего происходит окончательный выход из сансары.

Согласно буддийским представлениям, сансара состоит из шести миров: мира богов (дэвов), мира полубогов (асуров), мира людей, мира животных, мира голодных духов (претов) и мира адских существ нараков.

Три первых считаются благоприятными рождениями, а три последних — неблагоприятными. Существа обретают рождение в том или ином мире в зависимости от своей кармы, т. е. совершенных поступков. Однако ни в одном из миров жизнь не вечна. Нахождение в любом из них, даже в мире богов, есть страдание, а единственный способ его прекратить — выйти из сансары.

Диюй: муки ада. Грешники подвергаются наказанию в шестом судилище. Сдирают живьём кожу, распиливают безбожников, воры стоят на коленях на металлической стружке
Диюй: муки ада. Грешники подвергаются наказанию в шестом судилище. Сдирают живьём кожу, распиливают безбожников, воры стоят на коленях на металлической стружке

В Китае ад называется Диюй, дословно переводится как «подземная тюрьма». Представления о Диюе основываются на сочетании буддийской концепции «Нараки» с традиционными китайскими верованиями о загробной жизни, а также множестве популярных дополнений и новых интерпретаций этих двух традиций.

Диюй — это чистилище, которое служит для наказания и обновления духа в рамках подготовки к реинкарнации в следующей жизни.

Удобно были придуманы названия самих адов, они чаще всего описательны, т. е. сразу понятно, что происходит с грешниками в том или ином аду, например «Ад, где бьют по коленям» или «Ад, где вешают вверх ногами».

Каждая из десяти палат ада имела своего главу, но наиболее влиятельным среди них был начальник пятой палаты Яньлован, модификация буддийского Ямы. Именно по его ведомству проходили души людей, имевших различные грехи – от неуважительного употребления надписанных бумаг до убийства.

Первоначально в буддийской мифологии Яньлован был владыкой Небесного рая. У него были два помощника, особенных пса, которые бродили по земле, находили тех, кто должен был скоро скончаться, и приводили их на Небо. Со временем Яньлован превратился во владыку ада.

Представления о загробной жизни в различных культурах

Cначала духи-надзиратели ада встречает умерших и провожает их в первый зал подземного мира. Судья первого зала допрашивает душу умершего, если выясняется, что за ней грехов нет, ее сразу отправляют в 10-й зал.

Если же грехи есть, душу подводят к огромному круглому зеркалу, в котором показываются все дурные поступки умерших. После этого грешников ведут во второй и последующие залы. В каждом из них верховные судьи залов вершат над ними суд и назначают наказание за различные проступки.

В общей сложности в «Нефритовых скрижалях» (одна из книг, которая сформировала представление о загробной жизни в Китае) говорится о 138 адах: со второго по девятый, в каждом зале имеется по одному большому аду и 16 малых, и, кроме того, еще есть 2 дополнительных, не относящихся к какому-либо залу, ада, которые называются «Пруд кровяной жижи» и «Город безвременно умерших».

Если же в каком-то из залов обнаруживается, что у души нет прегрешений, за которые наказывают именно в этом зале, ее сразу препровождают в следующий зал. Пройдя таким образом все 9 залов, души попадают в последний, десятый зал, где им дают выпить напиток забвения, благодаря которому они перестают помнить о своих прежних жизнях и мытарствах в аду, а затем, в зависимости от кармы, они обретают новую жизнь в облике людей или животных.

Кроме такого «стандартного» маршрута по аду существуют и некоторые другие, например некоторые души могут остаться служить в аду, а душам обесчещенных и погибших из-за этого девушкам разрешается превратиться в демонов и мстить своим обидчикам.

Скандинавские страны

Скандинавы считали, что всего миров девять, один из них (срединный Мидгард) это наша Земля. Умершие подразделяются на две категории — герои и все остальные. Никаких других принципов нет, никаких грешников и праведников. У «остальных» всего один путь: умер — получи путёвку в ад, Хельхейм.

Вера в загробную жизнь отразилась и на реальной жизни викингов: перед смертью они надевали свои лучшие одежды и брали с собой все вещи, которые могли пригодится среди богов и божеств.

Иггдрасиль – древо, на котором держится весь мир
Иггдрасиль – древо, на котором держится весь мир

Сам Хельхейм — это лишь часть большего мира, Нифльхейма, одного из первомиров, давших начало нашему Мидгарду. Мифы утверждают, что Земля была создана, когда ледяной мир Нифльхейм и огненный Муспелльсхейм сошлись вместе. В Нифльхейме холодно и неуютно, там царствуют вечный лёд и туманы.

Чтобы попасть в Хельхейм нужно преодолеть зловещую реку Гйоль. В отличии от Греции, где нужно заплатить Харону, здесь можно просто перейти по мосту, который охраняется великаншей Модгуд и четырехглазым псом Гармом.

По схеме древа Иггдрасиль, Хель — это потусторонний мир, характеризуемый как темное и безрадостное место. Для древнего викинга все остальные загробные миры были предпочтительнее, чем это место.

Управляет Хельхеймом великанша Хель, дочь бога лжи Локи. Прибывшие в Хельхейм обречены на медленное мучительное исчезновение. Они либо голодают, либо едят и пьют нечистоты, их тела терзают орел, дракон и волк.

Вальхалла
Вальхалла

Вальхалла — это дворец, расположенный в Асгарде. Вальхалла – это что-то вроде небесного чертога, принадлежащего верховному богу Одину, куда после смерти попадают храбрейшие и достойнейшие воины, павшие во время сражения.

После переселения в Вальхаллу их называют эйнхериями. Половина героев отходит богу Одину, половина отправляется в другой дворец, Фолькванг, принадлежащий богине Фрейе.

Впрочем, бытие обеих групп воинов примерно одинаково. Утром они облачаются в доспехи и весь день бьются насмерть. Вечером они оживают и ужинают мясом вепря, запивая хмельным мёдом. А потом их всю ночь ублажают женщины.

Пребывание в Вальхалле, как верили скандинавы, временное. Когда настанет день последней битвы Рагнарёк, из каждых врат Вальхаллы выйдет по 800 воинов и столкнется на стороне богов со всем воинством чудовищ, а также мертвецами из мира Хель.

В конце концов практически все погибнут: люди, чудовища и боги. Вальхаллы, как и всех остальных загробных миров, больше не будет. Выживут лишь несколько асов и два человека — Лив и Ливтрасир, от которых и произойдет новый человеческий род.

Ацтеки

Огромный интерес представляет ацтекская мифология. В частности, отражённое в ней трепетное и неимоверно уважительное отношение к смерти.

Одна из самых характерных черт ацтекской религии – это жертвоприношения, в первую очередь человеческие. Принося человеческие жертвы своим богам, ацтеки верили, что поддерживают мировой баланс, обеспечивают богов слугами и воинами.

Известно, что у ацтеков была распространена кремация. Как правило перед сожжением умерших облачали в лучшие дорогие одежды, связывали так, чтобы они сидели на корточках, и заворачивали в ткань. Правителей и знать хоронили в каменных гробницах. В некоторых случаях человека хоронили или сжигали вместе с живой собакой. Ацтеки полагали, что собака станет полезным проводником в подземном мире.

Изображение жертвоприношения
Изображение жертвоприношения

В рот умершему клали размолотую кукурузу и несколько нефритовых бусин, которые использовались в качестве денег. В отличии от греков, деньги умершим ацтекам нужны были для того, чтобы человек мог себе что-нибудь купить поесть в другой жизни.

Простолюдина хоронили под твердым глиняным полом его дома вместе с его повседневными вещами; если это был рыбак, то с ним клали сети и гарпуны, если воин – щит и копье. Всем ставили в могилу горшки с едой и питьем.

Погибшие на войне герои попадали в так называемый Восточный Рай или Дом Солнца. Кругом были сады, а воины всё свободное время посвящали спаррингам. Проведя четыре года в Доме Солнца, души воинов возвращались в мир живых в виде колибри или бабочек.

Также с великими почестями провожали женщин, умерших во время родов. Их души отправлялись в Западный Рай или Дом Зерна, где уже трансформировались в богинь. Их души также возвращались на землю через четыре года — иногда в виде мотыльков, а иногда — в виде демонов и духов, приносящих несчастья тем, кто их увидит.

Для умерших иными способами (самоубийство, удар молнии, болезнь и т.д.) было царство Тлалока, бога воды и дождя. Если тела воинов кремировали, то уходящих к Тлалоку хоронили. Вместе с телом в гроб к умершему клали сухую ветку. После погребения она должна была со временем зазеленеть. Царство Тлалока — край вечной весны и благополучия.

Люди, которые дожили до преклонного возраста или умерли естественным путём и не могли рассчитывать на попадание в рай, переправлялись в подземный Мир Мёртвых, или Миклтан. Это место находилось далеко на севере, и правил там бог Миктлантекуитли.

Требовалось пройти восемь различных испытаний в преисподних, и только в девятой из них душа умершего, мучившаяся к этому моменту уже четыре года, полностью уничтожалась. Печальная участь, но у мучений хотя бы есть конец.

Этот мрачный путь для тех, кто умер ненасильственной смертью, подчеркивает, как ацтеки воспринимали и жизнь, и ее окончание. Павшие в бою были более уважаемы, чем люди, избежавшие такого конца и дожившие до старости. Поэтому для многих было предпочтительнее совершить ритуальное самоубийство, чем умереть от естественных причин.

Интересно, что останется после нас и как это будет интерпетировано, что увидят потомки через пару тысяч лет. Например в Японии сейчас используют «хай-тек» кладбища чтобы решить проблему нехватки места.

Отдельная благодарность Lime Is Fine за помощь в редактировании.

11 показ
7.9K7.9K открытий
11 репост
44 комментария

мда, обложка конечно не фонтан. Хоть бы попросил кого то выбрать за тебя

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Раз в 2 месяца всего-лишь

Ответить

В школе сочинение напишешь потом

Ответить

Отличная работа, но читать пока страшно :) Может, в другой жизни.

Ответить

Есть ли в данной статье копипаст?

Ответить