Blender: прогресс первого месяца

Хотел бы поделиться с вами своими успехами в освоении 3D моделирования.

А вернее сказать, хочу попробовать вести дневник на тему моего погружения в эту тему. Постараюсь быть не очень многословным и изредка шутить.

Листайте до следующих звездочек, если хотите сразу про Блендер.

Немного предыстории.

Мое знакомство с 3д моделированием произошло 4 года назад благодаря программе SketchUp, причем цель этого знакомства была более чем прикладной: у меня появилась необходимость покупки крупной мебели, и я подумал, что было бы удобно иметь точный план квартиры, куда мебель можно было бы примерить. Перебрав несколько программ для создания чертежей в 2д и быстро в них разочаровавшись, я стал смотреть в сторону 3д, в итоге выбрав Скетчап как самый доступный для освоения и интуитивно понятный (шутка ли — разобраться в программе можно практически без инструкций, просто потыкав разные инструменты) .

И надо сказать, что мой план сработал и очень скоро начал приносить дивиденды — однажды я прямо в магазине достал ноутбук, быстро нарисовал кухонный стол и примерил его, дабы удостовериться, что он впишется. Но, как водится, этого мне было мало, а заниматься моделированием оказалось жутко интересно. Так родилась идея сделать не просто 3д-план квартиры, а настоящую копию, словно кукольный домик. Ну кто в детстве не хотел, чтобы действие следующей Gta разворачивалось в его родном городе? Если вы понимаете, о чем я.

Так я начал один-за-другим воссоздавать в 3д-пространстве предметы интерьера, начиная столиком из Икеи и настенными часами, и заканчивая гитарой и бутылкой виски.

Помимо самого черчения объектов (а говоря о Скетчапе, язык не поворачивается назвать это рисованием) проснулся и интерес к поиску и наложению реалистичных текстур, благодаря чему мой кукольный домик постепенно наполнялся красками и начинал все более походить на реальный прототип.

Но я допустил одну колоссальную ошибку — излишнее стремление к точности. Почему-то идея создать «точную копию квартиры" в моей голове стала абсолютно гипертрофированной и я стал стремиться к стопроцентной точности, чтобы можно было ударить себя в грудь и гордо заявить, что это "ТОЧНАЯ КОПИЯ ОРИГИНАЛА». Зачем? Хз, наверное ОКР. Но суть в том, что дотошно вырисовывая каждый изгиб, я тратил на это не только десятки часов, но и огромную кучу энергии, которую можно было направить на освоение новых техник или, прости господи, других программ. Но надо сказать, что тогда мой интерес к моделированию ограничивался стенами моей квартиры, и пробовать что-то более серьезное, почему-то, мысли не возникало.

Телевизор, которому я трепетно прорисовал все изгибы на задней панели
Телевизор, которому я трепетно прорисовал все изгибы на задней панели

В общем, такая дотошность привела к нестабильному интересу: порой я мог сидеть за черчением днями и ночами, а потом бросать его на недели и даже месяцы, будто ничего и не было. Но не было и никакого прогресса — одни и те же инструменты, одни и те же приемы, а учиться новому почему-то не хотелось (стыдно сказать — я даже не пробовал играться с плагинами, предпочитая этому снова и снова вручную скруглять каждый угол) . Короче говоря, короткие периоды заинтересованности сменялись еще большими периодами, когда я вообще не прикасался к программе.

Свой самый крупный проект в Скетчапе я начал в июле 2022 и растянул его аж на целых 8 месяцев — мой ноутбук, который я все с той же дотошностью бережно обмерял линейкой, дабы не упустить ни одного миллиметра.

И, наконец, доделав ноутбук, я встал перед вопросом, что делать дальше: продолжать делать все то же самое или, быть может, попробовать настоящее 3д моделирование? Так, чтобы по-настоящему научиться, освоить, чтобы не стыдно было показать. Освоить что-то серьезное, масштабное, крутое.

И я выбрал второй вариант, потому что мне показалось, что там меня ждет что-то интересное.

Впервые запустив Blender, я закрыл его буквально через минуту: куча окон, кнопок, непонятная навигация, а стандартный куб, висевший в центре рабочего пространства, не поддавался никаким манипуляциям. Было уже поздно, но я твердо решил вернуться сюда на следующее утро и посмотреть на программу свежими глазами.

Как ни странно, наутро не поменялось ровным счетом ничего: все кнопки и окна были на тех же местах, а интерфейс по-прежнему выглядел пугающим, поэтому вторая попытка знакомства продлилась немногим дольше — через пять минут бездумного нажимания на кнопки я снова разочарованно закрыл программу. И все же, я не готов был сдаться без боя. Мне нужен был план.

Много лет назад, обучаясь на компьютерных курсах, мы учились по классным текстовым урокам, в которых было много картинок с подсказками. Но текстовые уроки, кажется, больше никому не нужны, а начать нужно было хотя бы с чего-то, поэтому я пошел на Ютуб, нашел туториал для total beginners и начал внимать. И через каких-то полтора часа логика интерфейса стала понятной, как и то, почему у меня не получалось ни одной манипуляции в первые минуты. Однако, то видео показалось мне слегка перегруженным, отчего мозг потихоньку закипал от обилия новой информации; хотелось найти что-то более плавное и последовательное, чтобы меня взяли за ручку и спокойно показали, что тут да как. С тоской вспоминая о временах, когда интернет полнился бесплатными уроками по любым программам, я уже почти был готов раскошелиться на какой-нибудь простенький курс, но бесплатные уроки для новичков все же нашлись.

Мои первые шаги в Блендере выглядели так:

Ну а основным проектом того курса был настольный микрофон, создание которого подробно объяснялось от А до Я, включая настройку сцены, света, рендера и подготовку модели к экспорту в Unity.

Еще раз скажу, что мой опыт черчения в Скетчапе сыграл со мной злую шутку: в Блендере я довольно долго не мог избавиться от выученных примитивных приемов, отчего перестроиться на новую логику построения моделей оказалось настоящим испытанием, да и пришлось побороться с моим стремлением к идеальной точности, чтобы перестроиться на принцип «делать на глаз», о котором куратор курса твердил с самого начала.

В общем, мой educational project, на который я потратил неделю, получился таким:

Blender: прогресс первого месяца

Результат, скажу честно, меня поразил и вдохновил: если я с полного нуля всего за неделю смог сделать такую классную картинку, то чего я смогу достичь за месяц? А за год?

Уже в процессе прохождения курса, когда стало очевидно, что микрофоном дело не ограничится, я стал размышлять о следующем шаге. Найти еще курсы? Взять платные? Попробовать сделать что-то по бесчисленным ютубовским туториалам?

Решение было простым: выбрать что-то не очень сложное, но комплексное, просто ради того, чтобы отработать только что полученные, но еще не окрепшие навыки. Среди моделей в low-poly часто встречается небольшая сценка в близком моему сердцу стиле кибер-панк, которая идеально подошла для моих целей.

Blender: прогресс первого месяца

И надо было видеть, как я собирался с мыслями, прежде чем начать. Только что изученные инструменты вдруг стали чужими, все хоткеи повылетали из головы, и даже простые действия, вроде перемещения и масштабирования, получались с трудом. А самое паршивое, что я снова завяз в стремлении к геометрической точности, безуспешно пытаясь сделать окна и двери одинаковыми и идеально размещенными.

Как вдруг, спустя три часа топтания на одном месте, что-то внутри меня лопнуло, и я просто начал делать. Наплевав на все, просто делать как получается, делать «на глаз».

Blender: прогресс первого месяца

И это оказалось, во-первых, ужасно интересно и увлекательно, а во-вторых, легко. И я почувствовал невероятную свободу и легкость в том, чтобы просто делать так, как я вижу и как мне нравится.

В большинстве туториалов первым этапом всегда идет процесс создания и расстановки объектов, и только на заключительном этапе авторы переходят к добавлению цвета и расстановке света. Но терпеть было невыносимо, хотелось света, хотелось теней, хотелось цветов. И я не отказал себе и в этом, добавив базовые световые акценты, благодаря которым моя простенькая сценка сразу стала оживать. Уставая от моделирования, я мог просто сидеть и смотреть на нее, воображая, насколько еще она оживет.

А в какой-то момент все просто стало получаться само. Нет, я постоянно сталкивался с проблемами, обращаясь к гуглу по несколько раз в час, но это тоже было интересно: находя ответы на свои вопросы, понимаешь, как работает тот или иной инструмент, и почему он работает не так, как могло показаться, и удивляешься глубочайшей продуманности и удобству этой программы.

И окончательно освоившись, творческие порывы взяли верх — я практически перестал ориентироваться на референс, самостоятельно придумывая детали и их реализацию.

Работа над проектом заняла у меня еще неделю. Неделю, когда я практически не думал ни о чем другом, а вечерами, выходя на улицу, начал всюду видеть геометрию, и невольно, где-то на заднем плане, думать, какими способами это можно было бы сделать в 3д.

Финальный результат моей работы получился таким:

обои на рабочий стол скачать бесплатно без смс
обои на рабочий стол скачать бесплатно без смс

Кстати, забавная история с освещением: настроив лампы в самом начале, я был уверен, что все получилось идеально с первого раза. Но потом, когда проект был готов и я перешел исключительно к работе с камерой и рендером, стал замечать все больше нюансов и деталей, из-за чего работа со светом превратилась в не менее трудоемкий и творческий процесс, чем само моделирование.

Ну и отдельное удовольствие доставляет, уже когда работа закончена, смотреть на модели в режиме solid и wireframe, видя все таким, какое оно есть. Backstage, ткскзть.

После завершения этого проекта мне нужно было немного передохнуть, а заодно разгрести завал на работе, который я бессовестно копил, пока занимался моделированием. Ощущения были, словно я только что закончил громадный проект, в который был погружен с головой целую кучу времени. Классно, очень классно чувствовать себя погруженным и увлеченным. Но перерывы, очевидно, просто необходимы, чтобы затем с новыми силами и таким же усердием окунуться в новый проект. Да и замечать геометрию в окружающих предметах показалось мне не очень хорошим звоночком скоропостижного выгорания.

Итак, пришло время выбрать свой следующий проект. Начинать что-то такое же комплексное мне не хотелось, чтобы долгое время не заниматься одним и тем же и не зацикливаться на low-poly, поэтому я решил сосредоточиться на изучении новых техник моделирования и попробовать более сложную геометрию.

Одной из моих самых ранних идей было сделать реалистичную модель руки. Работа, очевидно, выглядит незаконченной, но я и не планировал доводить ее до идеала. Здесь мне нужно было попробовать скульптинг и потренироваться в создании сложных форм.

Была и попытка наложить на нее реалистичную текстуру кожи, но даже строго следуя туториалам, результат получался так себе, да и для реалистичной модели нужно было бы добавить сотню-другую мелких деталей, чтобы рука перестала быть похожа на перчатку. Но, как я уже сказал, такой цели у меня не было. Возможно, вернусь к этому позже.

А дальше были попытки в геометрические ноды, процедурную генерацию частиц и их анимацию, но потыкавшись туда пару дней и не сделав ничего путного, и понимая, что я замахнулся на кусок, который не то что переварить — даже проглотить пока не могу, я надавал себе по рукам и напомнил, что не все сразу, карабкаться нужно постепенно.

Еще одной из первых идей, появившихся в начале обучения, было сделать что-то страшное, и я решил не ограничиваться картинками, а все-таки попробовать сделать полноценную анимацию. Смотреть со звуком.

Говорят, что первый месяц обучения самый трудный. По нескольким причинам.

Во-первых, в первый месяц ты уже знаешь основы работы в программе, но любое действие, хоть сколько-нибудь выходящее за рамки твоих знаний, сопровождается изнурительным поиском подсказок, то есть ты не можешь сделать практически ни шагу, не споткнувшись на чем-то.

Во-вторых, в первый месяц ты уже понимаешь, на что способна программа и у тебя в голове начинает возникать множество крутых идей, прямо какое-то режиссерское видение того, как ты хочешь, чтобы было, но проблема в том, что твои навыки неумолимо отстают от этих идеи и ты просто не имеешь ни малейшего представления о том, как воплотить их в жизнь. И тебе приходится убирать их в долгий ящик, чтобы однажды, набравшись опыта, вернуться к ним.

В-третьих, погружаясь в тему моделирования (или чего-то еще, это может быть что угодно) , ты начинаешь видеть и рассматривать множество работ других людей, людей другого уровня, занимающихся моделированием не недели, как ты, а годы. И в какой-то момент может показаться, что тебе понадобится слишком много времени, чтобы научиться делать так же, что ты упустил момент и уже бесполезно рыпаться, потому что тебе не стать таким же классным.

Говорят, в первый месяц главное не опустить руки из-за всего этого, и просто продолжать учиться, продолжать делать то, что нравится, напоминая себе, что все прошли через то же самое. И те, кто не бросил и пережил начальный период беспомощности, со временем становятся мастерами.

И хочется сказать еще об одном наблюдении: в самом-самом начале, начиная делать свои первые шаги и видя, что у меня получается, у меня возник... как бы это правильно назвать... зуд все время что-то делать своими руками. Как ребенку, который только что научился строить куличики в песочнице и которому ему больше ничего в этой жизни не нужно — только строить один куличик за другим. У меня в начале месяца совершенно не хватало терпения следовать туториалам, и в той же сценке по кибер-панку я опирался на туториал лишь ситуативно, потому что не мог усидеть на месте — хотелось быстро выхватить главное и делать самому. Но сейчас, ближе к концу этого месяца, я обнаружил, что пролистывать туториалы, лишь находя ответы на свои вопросы, оказалось очень поверхностным подходом, потому что таким образом я все-таки многое упускаю, и каждый раз, делая новую модель, я использую только те приемы, которые знаю — которые иногда подходят, а иногда нет. Короче говоря, к концу месяца этот зуд прошел и я стал чуть меньше делать, но значительно больше смотреть. И я не уверен, какой подход правильный — набивать руку или накачивать себя знаниями. Вероятно, во всем важен баланс, но просто садиться с чашкой чая и вдумчиво смотреть, как самые простые модели делают мастера, угадывать их следующие действия, думать, как сделал бы я — это тоже классно и тоже обучение.

Ну и, напоследок, покажу только что законченную модель пончика, которую, если верить коммьюнити, должен сделать каждый начинающий моделер, и только после создания которой можно гордо называться 3D Artistом.

"я знаю, что в интернете еще 100500 пончиков, но этот - мой!!!1"
"я знаю, что в интернете еще 100500 пончиков, но этот - мой!!!1"

В заключение хочу сказать, что моделирование увлекло меня больше, чем что бы то ни было за последние годы, поэтому я намерен двигаться дальше, чтобы через месяц вернуться с результатами второго месяца обучения.

Если вы все прочитали — надеюсь, было не слишком скучно; если просто посмотрели картинки — anyway, спасибо за внимание. Приветствую любую критику и комментарии, и, безусловно, буду рад узнать, если вдохновил кого-то, потому что цель этого дневника — не столько в том, чтобы показать результаты, сколько в том, чтобы рассказать о своем опыте, здесь и сейчас.

8.2K8.2K показов
2.8K2.8K открытий
41 комментарий

интернете еще 100500 пончиков, но этот - мойпускай тут ещё мой 100501 полежит)

Ответить

И вот это вот

Ответить

Неплохо
Но поставь картинку с изометрией на пост, чтобы было больше просмотров

Ответить
Автор

Спасибо, не подумал об этом

Ответить

Умница!
Уже месяц вынашиваю кучу идей для блендера, но скачав его, и 50 Гб туториалов, как и ты открыв первый раз блендер, подумал, это количество инструментов меня пугает.

Ответить
Автор

Меня по-прежнему пугает, и чем больше узнаю - тем сильнее боюсь. Но ты же знаешь, что у страха глаза велики

Ответить

Красота) Тож недавно закончила. Теперь людишек скульпчу.

Ответить