Как создавались бренды отечественного мороженого

Как создавались бренды отечественного мороженого

Освежающая летняя сладость этого продукта неоднократно воспевалась поэтами и писателями: у Льва Николаевича Толстого — в «Войне и мире» он был как символ непосредственности Наташи Ростовой («Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю... Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское»), гений Игорь Северянин рассказал в стихотворной форме о метафорическом сорте мороженого из сирени («Полпорции десять копеек, четыре копейки буше. Сударыни, судари, надо ль? не дорого можно без прений… Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!»), а Лазарь Лагин изобразил волшебника Хоттабыча поглощающим в неимоверных количествах советское эскимо.

Последнее, кстати, было изобретено не в СССР: создателем эскимо считается Кристиан Нельсон, владелец фабрики детских сладостей.

Современные исследователи считают, что есть минимум две версии создания этого мороженого. По одной из них — Нельсон случайно облил брикет шоколадной глазурью. По другой — бизнесмена на этот шаг вдохновил один из маленьких покупателей, который долго выбирал между холодным лакомством и шоколадными конфетами.

Мифов может быть много, но факт однозначен: в 1920 (или 1921) году была запущена первая промышленная партия мороженого Eskimo Pie (эскимосский пирожок). В январе 1922 — этот продукт был официально ненадолго запатентован (в 1929-м патент был аннулирован из-за широты предлагаемой формулы, которая юридически охватывала практически любую заморозку в шоколаде).

Что касается Советского Союза, то жители СССР узнали об эскимо в конце 30-х годов XX столетия. Рецепт и соответствующая техническая основа для производства этого варианта мороженого появилась на территории социалистического государства после визита наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна в США в 1936 году.

Причем, как отмечают исследователи, сначала мороженое, идея которого была привезена из Соединенных Штатов, делалось исключительно на ручной дозировочной машине. Лишь с 1947 года начало формироваться настоящее промышленное производство.

Портал Food.ru отмечает, что первое советское мороженое — это эскимо на палочке цилиндрической формы (прямо как в фильме по повести упоминаемого ранее Лагина).

Со временем в СССР появились и другие варианты продукта — знаменитые «Томатное», «Яблочное», «48 копеек»...

При этом местные хладокомбинаты, ориентируясь на принятые в 40-60-е годы ГОСТы, постепенно начали выпускать и собственные вариации охлаждающего. В Крыму, например, активно продавали эскимо «Театральное» с орехами.

В 70-х в СССР наладили выпуск мороженого в глазури. Самая знаменитое из этих вариантов — «Лакомка» — сохранилось до сих пор. Известно, что «Лакомку» делали с использованием особых методов: взбитой шоколадной глазурью продукт покрывали в «потоке» (для этого применялась специальная насадка, изобретенная слесарем Хладокомбината №8).

В конце 70-х грянул кризис какао-бобов в Латинской Америке. Советские промышленники вышли из сложной ситуации, проявив недюжинные коммерческие способности. Например, стали добавлять в дефицитную глазурь орехи. Так появился бренд «Щелкунчик».

А вот когда и с импортными орехами начались затруднения, то рецепт глазури модифицировали, использовав вспененное крем-брюле. Именно так появилось знаменитое «Бородино».

Сколько стоило советское мороженое?

Ценник был демократический. Микоян настаивал на том, чтобы мороженое стало популярным продуктом, а каждый человек потреблял в год минимум по 5 килограмм снежного лакомства.

Поэтому, следуя логике наркома, десерт с «лебедем» должен был стоить 13 копеек, молочное — 9, фруктовое — 7, малое эскимо с шоколадом — 11, большое — 22, «Ленинградское» шоколадное — 28.

Старожилы вспоминают, что наибольшей популярностью в СССР в середине-конце XX века пользовался обыкновенный пломбир в хрустящем вафельном стаканчике. До 80-х его цена была 19 копеек, потом — 20.

В таком же вафельном стаканчике, кстати, продавали и сливочное мороженое с кремовой розочкой. Оно называлось в народе мороженое-пирожное и стоило 28 копеек. Мороженое «обыкновенное» в бумажном стаканчике оценивалось в 10 копеек, «Фруктово-ягодное» — в 9.

Надо отметить, что растительных жиров и консервантов советская продукция не содержала. Ведь каждую партию произведенного лакомства оценивали по 100-балльной шкале. При этом максимальное время хранения продукта — одна неделя.

А что с современными брендами мороженого?

Большинство из них — наследники славной советской традиции производства холодного лакомства.

«Филевское» мороженое было создано в 1937 году, когда в столице открыли первый завод. Его, кстати, и назвали в честь района, где он находился — Филевский. Как отмечают на предприятии, при производстве до сих пор ориентируются на рецептуру 70-хх годов. Кстати, «Филевское» принадлежит (как и «Пломбир Вологодский», «Жемчужина России» и другое) — компании, работающей под брендом «Айсберри».

Бренд «Чистая линия» был создан в 2001 году в Москве. Причем первоначально фирма ориентировалась на производство кисломолочных напитков. Выпуск мороженого появился 6 лет спустя. На фабрике отмечают, что вся продукция компании не предусматривает использования заменителей, красителей и ГМО: только натуральные сливки и молоко.

«Коровка из Кореновки» появилась на свет в 2004 году на Кореновском молоко-консервном комбинате. Уже в 2014 фирма открыла «Фабрику настоящего мороженого», запустив производство лакомства из кубанских сливок. В 2016 году компания создала совместный проект с «Аэрофлотом»: всех пассажиров борта стали угощать пломбиром. В 2018 — бизнесмены запустили вторую очередь «Фабрики». Эта финансовая стратегия постепенного расширения, подчеркивают в фирме, была успешной. По официальным данным, за 2022 год корпорация произвела 46 700 тонн мороженого (или, если пересчитывать на стограммовые стаканчики — 467 млн порций).

Бренды компании «Инмарко». Фирма была создана в 1993 году, является частью международного концерна Unilever с 2008 года. До этого момента — развитием занимались предприниматели-энтузиасты из Новосибирска: они продавали на первых порах мороженое с лотков в центре города. Постепенно расширяясь, они смогли сформировать линейку продуктов. После того, как фирму купила британско-нидерландская компания, пул брендов был обновлен. Сейчас «Инмарко» производит мороженое «Магнат», «Золотой стандарт», «Эkzo» и многие другие.

А что с экономическими показателями?

За 11 месяцев 2023 года, отмечает Forbes, производство мороженого в РФ выросло на 12% (498 тысяч тонн). Всего за год, как указывают в Союзе мороженщиков России, предприятия произвели более 524 тысяч тонн холодного продукта.

Эксперты считают, что в 2024 году производство и потребление побьют прошлогодние рекорды. Этому будет способствовать и приятная цена мороженого.

«Мороженщики уже давно адаптировались к работе с сырьевыми компонентами при высокой волатильности цен и курсов валют, — объясняет гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев. — Сахар, шоколад, наполнители и молочные компоненты, стоимость которых завязана на курсы валют и котировки мировых бирж, крайне нестабильны, но производители справляются с ценовыми скачками, и итоговая продукция остается доступной для потребителей».

Что касается экспорта, то, как подчеркивает Forbes, рекордный объем вывезенного мороженого пришелся на 2021 год — 33 тысячи тонн на 86 млн долларов. В 2022 году в зарубежные страны отправилось 16 тысяч тонн российской продукции (58 млн долларов). Основные рынки сбыта — соседние государства и страны СНГ (Казахстан, Республика Беларусь, Узбекистан). В прошлом году Россия поставила на зарубежные рынки 13 900 тонн мороженого (на 50,3 млн долларов).

99
11
10 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Есть бренд, который создавался десятки лет миллионами людей. Называется он "самый лучший пломбир". И существует только в больной памяти этих людей.

2
Ответить

Пломбирный утёнок

1
Ответить

но производители справляются с ценовыми скачками, и итоговая продукция остается доступной для потребителей»В магазин давно заглядывали? Бутылка пива стоит дешевле вафельного стаканчика.

2
Ответить

Смотря какой магазин, конечно, но в целом соглашусь. В Перекрёстке, например, самое дорогое мороженое. Там буквально все позиции дорогие. Недавно покупала хороший вкусный стаканчик в Магните за пятьдесят рублей, в Перекрёстке точно такой же мне обошёлся в 90. Была в шоке от такой разницы, мягко говоря)

Ответить

пикабу-тред

1
Ответить