В тексте присутствуют спойлеры к Neon Genesis Evangelion и The End Of Evangelion, ньюфажество, а также нелинейное повествование, я предупредил.
Влияние работы Хидэаки Анно на массовую культуру невозможно недооценить. Еще бы — на нем буквально выросло целое поколение гиков, которое увековечило Еву через множественные отсылки в разных произведениях, через множество цитирований, эссе, пародий, да и мемов в конце-концов.
И тем интереснее для меня тот момент, что я одновременно знал очень много об Евангелионе и в то же время не знал о нем практически ничего. Не смотря на все эти отсылки, обсуждения, мемы и спойлеры, которые то и дело попадались мне в течении многих лет пребывания в интернете, Евангелион все еще был для меня загадкой, во время просмотра он постоянно удивлял меня даже теми моментами, которые, казалось бы, не должны были быть сюрпризом для меня, а его концовка полностью поставила меня в тупик.
И Евангелион одно из тех немногих произведений, которые не просто подарили мне эмоции, но подарили много самых разных эмоций, буквально от «ненависти до любви». И я бы хотел рассказать о том, какие эмоции это аниме во мне вызывало и как оно это делало.
Удивление
Способность удивлять пожалуй одна из главных черт данного произведения. Зрителя и Синдзи сразу бросает в гущу событий, заставляя на суперкаре, за рулем которого сексапильная красотка, уезжать от огромного монстра, который норовит не оставить и камня на камне от Токио-3. Затем появляется Гендо и заставляет Синдзи лезть в такого же огромного, как и монстр снаружи, робота. И вопреки всем канонам жанра Синдзи отказывается, что также вызывает удивление. И не только, но об этом чуть позже.
Сериал оказывается очень щедр на всякие сюжетные повороты, переворачивающие все представление о NERV, событиях, с ним связанных, об Ангелах, да и просто полон шокирующих сцен и моментов, особенно во второй половине. И большая их часть связана с персонажами.
Убийство Рей-1 Наоко Акаги и ее последующее самоубийство, которое является пожалуй самой шокирующей сценой в Евангелионе, самоотверженность Гендо в моменте с тестовым запуском Евы-00 и в моменте с подготовкой Ев вручную, чего уж точно не ожидаешь от персонажа, который настолько холодно относится к собственному сыну. Но больше всего в сериале среди персонажей меня впечатлила душевная травма Аски от пятнадцатого ангела и то, как она ее переживает.
Практически все время Аска была показана как высокомерный человек, с пренебрежением относящийся к любому, кто проявляет слабость, либо же просто ей не нравится. И хоть намеки на истинное душевное состояние в сериале были и до этого, но именно нападение пятнадцатого Ангела расставило все на свои места.
Зрителю показали больше из ее прошлого, о пережитом ею горе, потери матери и о защитном механизме на это событие, который полностью разрушился из-за ангела. Аска оказалась уничтожена морально как личность. От той пренебрежительной к людям девушки не осталось и следа — Аска сломалась.
И видеть её в таком состоянии лично для меня было даже шоком в какой-то степени: Аска была самым ярким и эмоциональным персонажем в сериале и подавленная и потерявшая волю к жизни Аска произвела на меня сильное впечатление. В этот момент она предстала не просто как «цундере», а как человек. Хрупкий человек, которому нужна помощь других людей.
Я уже не говорю про лор, который не только удивляет своей проработкой, деталями и интересными концептами, перенятыми у христианства и пропущенными через призму восприятия принципиально другой культуры, но и изучение и разбор которого может занять не один десяток часов, не говоря уже о потенциальных сотнях.
Все эти Ангелы, какие-то инопланетные существа, запретный союз Адама и Лилит, Удары, попытки объяснить душу с научной точки зрения. Да даже тот же Каору, появившийся лишь в одной серии и наделавший много шуму. Все эти события и понятия интригуют и те, кого это произведение не оставило равнодушным (таких как я например), будут всеми правдами и неправдами искать истину.
Раздражение
Пожалуй самая противоречивая эмоция, которую я испытал во время просмотра. И не только я. Мемы про «полезай в чертового робота» и про гг-тряпку появились не с пустого места. Как вы уже могли понять, главным источником раздражения для меня являлся Синдзи вплоть до середины сериала.
Первые зачатки такого отношения к нему у меня появились в первой же серии. Синдзи просто отказался лезть в Еву. Такое его поведение было неожиданностью не только для зрителя, но и для персонажей внутри вселенной, например одноклассники Синдзи только и мечтали о том, чтобы пилотировать Еву, а слова Синдзи о трудностях пилотирования для них были чем-то диким.
И хоть по итогу он стал пилотировать Еву, не без сострадания к Рей, но на протяжении сериала он еще несколько раз отказывался это делать, причем в самый ответственный момент. Его отказы быть пилотом выглядели очень вымученно, нелепо и нереалистично, ведь буквально каждый раз он вновь возвращался в Евангелион.
И если в первые три раза его мотивы были не совсем понятны зрителю и Синдзи производил впечатление исключительно как сопляк, тряпка, не способный что-либо решить для себя, то дальнейшие его отказы приобретали все больше смысла и были закономерной реакцией на увиденное и пережитое им.
Чем дальше по сюжету шел сериал, тем опаснее были противники, тем большие трудности приходилось преодолевать персонажам, и тем сильнее я начал понимать Синдзи. Пилотировать Евангелион круто только на словах, на деле же пилот постоянно рискует своей жизнью. Для подростка это закономерный и сильный стресс, с которым Синдзи плохо справляется. Он немало раз оставался на волосок на смерти, например во время сражений с двенадцатым и тринадцатым Ангелами.
Отказы Синдзи пилотировать Еву после этих сражений уже не вызывали у меня раздражения — я был полностью на его стороне. Я видел и прекрасно понимал, через что он прошел и какие эмоции он от этого испытывал. И хоть он снова садился в робота, я буквально на себе ощущал все то, что ощущал Синдзи в моменты, когда он вновь начинал пилотировать этого злосчастного Евангелиона. Смерть Каору так и вовсе стала катализатором событий, произошедших в The End of Evangelion, ведь не будь Синдзи таким подавленным, возможно Третьего Удара можно было бы и избежать.
Восторг
Появление Аски в сериале как будто стало для меня поворотным событием: Евангелион начал играть совершенно другими красками. Эта рыжеволосая бестия своим высокомерием и выходками начала выводить персонажей из их зоны комфорта, ставя того же Синдзи в череду неловких ситуаций. И наблюдать за этим было невероятно интересно.
Появление Аски также подарило сериалу буквально лучший момент во всем аниме, а именно битва с седьмым Ангелом. Подводка в виде целой серии, на протяжении которой был просто отличный тренировочный монтаж и операторская работа, которые достигли своего пика именно во время сражения, приправив все великолепно поставленным экшеном. Обожаю эту битву.
С этого момента вплоть до 17 серии сериал как будто становится ровно таким, каким его показывают в интернете. Девочки, монстры, роботы, фансервис, юмор, достаточно легкая, в какой-то степени даже приключенческая атмосфера. Персонажи потихоньку раскрываются, сражения становятся все более захватывающими, но самое ужасное будет только впереди.
И именно с 9 серии я начал замечать еще одну особенность Евангелиона — великолепная режиссура и постановка кадра. Отдельные фреймы можно буквально разбирать на картины или мемы (с чем успешно справляются люди в интернете), многие из них визуально подчеркивают текущее настроение персонажей и их взаимоотношения в данный момент. Благодаря всего одной картинке можно понять больше, чем из десятков абзацев текста.
Анимация, рисовка и вообще все, что с этим связано, у меня также вызывают восторг. Все персонажи сериала не только яркие и запоминающиеся личности, но и запоминающиеся с точки зрения дизайна. Их дизайн с одной стороны очень простой и приземленный, но в то же время каждый из персонажей выделяется какими-то особенностями, присущими лишь ему. Да даже лица в такой, казалось бы минималистичной рисовке, у каждого персонажа отличаются и спутать одного с другим просто невозможно.
То же касается и дизайнов Евангелионов: в отличии от угловатых мехов из сериалов 80-х Евы выглядят куда более современными. Да, как боевые единицы мехи могут и не быть настолько эффективными, как их привыкли показывать, но черт возьми они выглядят круто. Огромные роботы, которые надирают зад не менее огромным монстрам (порой крайне сюрреалистичным) — настоящая мечта любого ребенка, а дизайн Ев до сих выглядит свежо и самобытно.
И это не просто звучит круто на словах — аниматоры выложились на полную, чтобы сделать экшен живым и захватывающим. Качественная анимация до сих пор скорее исключение, нежели правило, когда дело касается аниме и Евангелион, несмотря на свой возраст, до сих пор показывает высокий уровень качества. Чего только стоит упомянутая выше битва из 9-го эпизода, да и в принципе это можно наблюдать на протяжении всего сериала, хотя и статичные кадры тут тоже не редкость, хотя в случае Евангелиона это скорее художественный прием, нежели ограничения бюджета (а может и то и то).
Жалость
Изменившееся отношение к Синдзи заставило меня не просто сопереживать ему — мне стало его буквально жалко. Да и не только его. Буквально каждое действующее лицо в аниме к концу либо раскрывается настолько, что не сопереживать им и их судьбе очень сложно, либо же они сходят с ума, и видя такие радикальные перемены в характере персонажа, причем не в лучшую сторону, неволей становится жалко этих людей, которые прошли через весь этот ад.
К концу сериала мне стало жалко практически каждого персонажа: Аску, погрузившуюся в депрессию и в последствии жестоко убитую серийными Евами, Икари Гендо, который хоть и представал откровенным мудаком большую часть времени, но тем не менее все его поступки были направлены лишь на воссоединение с любимым человеком, да и сострадание ему все же было не чуждо, к Рей как минимум.
Было жалко Мисато, пережившую в детстве Второй Удар и на протяжении сериала постоянно терявшую близких людей, Каору, который привязался к Синдзи и пожертвовал собой, чтобы он и другие люди смогли жить, да даже простые сотрудники NERV, о которых зрителю абсолютно ничего не известно и которые были жестоко убиты при штурме в The End of Evangelion, вызывают жалость, ведь они, по сути, ни в чем не были виноваты.
Смирение
Проект Комплементации Человечества — это пожалуй один из самых интересных концептов утопии. Вместо разобщенной и постоянно конфликтующей цивилизации, человечество станет единой сущностью без недостатков, без пороков и без вражды, дополняя друг друга. Человечества просто не станет, и в то же время оно перейдет на принципиально другую форму существования.
Комплементация — это закономерный финал для каждого из персонажей. Каждый из них дошел до точки невозврата, по сути опустившись на самое дно и единственный способ для них выбраться из этого дна — саморефлексия и помощь других людей, что как раз и происходит в 25 и 26 сериях.
Персонажи рассуждают о пройденном ими пути в течении событий сериала, много думают о своих поступках и о своей мотивации делать то, что они делали. И в результате саморефлексии они не приходят практически ни к чему, лишь сильнее погружаясь в свой больной разум. Единственное, что может их спасти в этом случае — другие люди.
«Человек не может без человека» белой нитью тянется через весь сериал. Каждый из персонажей по-своему одинок и старается заполнить свое одиночество, либо же принимает его и по итогу страдает. Лишь приняв в свое сердце других людей, лишь поняв, что в одиночку нельзя, Синдзи переступает через себя. Приняв других людей в свое сердце он принимает себя таким, какой он есть, и, наконец, перестает быть одиноким.
Комплементация — идеальный финал для такого произведения, как Евангелион. Он расставляет все точки над «и», он завершает арку каждого персонажа, и в то же время не является «счастливым концом» в том смысле, в котором мы привыкли использовать это словосочетание. В финале слишком много недосказанности, но можно сказать точно то, что все самое ужасное уже позади.
Способность вызывать эмоции — одна из отличительных черт искусства как явления в человеческой культуре. Произведение, которое смогло вызвать в человеке эмоции, будь то положительные или отрицательные, может и не навсегда, но на долгое время осядет в его сердце и заставит вспоминать его часто как пример или антипример чего-либо.
Евангелион определенно будет отзываться у меня в душе еще очень длительное время, заставляя восхищаться им и вспоминать при каждом удобном случае. Ну, а его загадочный лор подарит мне не один десяток часов в поисках информации, в спорах и попытках разобраться и понять, что же все-таки там творится. И это я еще не говорю о ребилдах, ради которых я вообще полез смотреть оригинальный сериал...
Аска няшка.
Няшка, да.
Скоро отдельный подсайт придётся открывать для обзоров/разборов/впечатлений от Евангелиона.
Появление Аски в сериале как будто стало для меня поворотным событием: Евангелион начал играть совершенно другими красками. Эта рыжеволосая бестия своим высокомерием и выходками начала выводить персонажей из их зоны комфорта, ставя того же Синдзи в череду неловких ситуаций. И наблюдать за этим было невероятно интересно.Вот это прямо в 10-ку.
Комментарий недоступен
Опять евангелион... Такое ощущение, что люди ничего больше в мире не смотрели и не читали.
Ну лично я его впервые посмотрел недавно и за время просмотра у меня накопилось достаточно мыслей, чтобы вышел вот этот вот текст
КАКОЙ УЖАС!!! Эти мерзавцы в смотрят не проходное говно про попаданцев, а аниме!!! Шок!!!
Бля опять читать да я же ещё не успел обзор на вотч догс прочитат
Читай давай, хотя тут спойлеров много
И когда я доберусь до кранчей Папанaсика ( надеюсь, тут он меня не найдет)
Евангелион - топчик. единственное, что н е стоит слишком СПГСится и считать что обкуренный находящийся в глубокой депрессии и думающий о самоубийстве человек способен подарить вам цельную историю космических масштабов . нет не способен и цельной ее сделали уже фанаты. Но вот психология , мотивация, проработка персонажей в Еве на порядки лучше модной ныне Атаки Титанов. Не говоря уже о крутой эстетике вплетенного в повествование христианского, гностического, взятого из древнегерманских мифов и бог знает откуда еще символизма.
Если не спгситься и не дорисовывать картину у себя в голове (через гностиков, каббалу и прочее), то Ева, увы, как раз и превращается в типичное аниме про пиздострадания ояшей, сдобренное плохо усвоенной европейской мифологией.
Кажется я хочу это посмотреть. Подскажите пожалуйста, каков порядок просмотра и что вообще существует? Сериал? Он один? Полные метры?
Очень благодарен.
Neon Genesis Evangelion 95-го, потом Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion.
Если зашло, то потом смотрим Evangelion: 1.0 You Are (Not) Alone и по номерному порядку, чтобы потом сказать что ребилды говно.
Евангелион 96 года а потом Конец Евангелиона(это типа альтернативная и каноничная концовка). Тайтл охеренный. Потом можешь ребилды посмотреть, но тут хз, я сам не смотрел пока.
Но будь готов вдумываться в происходящее. А то некоторые, блять, сядут Еву смотреть и не могут понять даже, почему Рей в начале была травмирована.
Кто и как ткнул в древнее зло, что за месяц обзоров евы в 2021?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
"Пилотировать Евангелион круто только на словах, на деле же пилот постоянно рискует своей жизнью."
Я бы сказал лучше: чувствует на собственной шкуре все повреждения, что получает ЕВА
И это тоже
Советую публиковать подобные материалы утром. Где-то в 9-10-11 утра по Москве, для большего охвата.
Сам почитаю нормально, как посплю :3
Абсолютно НЕ разделяю всеобщего восторга.
Классическое аниме про школьников с главным героем ничтожеством-куколдом с околохристианской абузной темой. Хочешь добавить пафоса - добавь тему религии и философии и не важно как это вписывается в происходящее.
Примитивно, скучно, бездарно.
Хотя, учитывая интеллектуальный уровень среднего анимешника, который никогда в жизни книги не читал, то офк для него это будет прорывом. А если совсем молодой и неокрепший ум будет смотреть, то он может подумать, что вести себя как главный герой это "ок". Это объяснило бы такое нереальное количество закомплексованных омеганов среди анимешников, кстати.
Об этом кстати в тексте есть
Хочешь добавить пафоса - добавь тему религии и философии и не важно как это вписывается в происходящее.Так вроде никто и не скрывает, что весь это религиозный стмволизм лишь ради интересной оболочки
А если совсем молодой и неокрепший ум будет смотреть, то он может подумать, что вести себя как главный герой это "ок".Тут проблема не "неокрепшего ума", а неспособности видеть суть, видя лишь оболочку, а такое часто встречается и у вполне себе сформированных личностей
никогда в жизни книги не читалВажно не "что", а важно "как". Пролистать любое второсортное чтиво любой может, только вот ума от этого не прибавится, да от книг ума в принципе не прибавится, хотя и это зависит от каждого конкретного человека. Да и чтение книг - вообще не показатель
Всегда в таких случаях хочется сказать две вещи:
1) Назови свой топовый любимый тайтл;
2)
Комментарий недоступен
Насчет того что Синдзи ничтожество я согласен.
Но в остальном Ева шедевр.
Ева топ, такого уже больше не делают. Титаны - жалкая и наигранная пародия на фоне Евы.
А откуда вообще эти сравнения Евы и Атаки Титанов?
Я так и не понимаю причем здесь атака титанов и зачем ее сравнивать с евой
Большое спасибо за такую классную статью
Жирнющий тролль Анно: "ЛОЛ нет"
Синдзи: Щелкает пальцами, восстанавливая мир-до-приезда-в-NERV и стирая себе память
Перестройка Вивангериона: начинается
Начни свой день с очередного обзора на Еву.
Проработанный лор, ору)
Не ори, блять, в палате ты не один!
Еще скажите, что сценарий тоже проработан)) когда даже Анно не может ответить, что они хотели сказать той или инной сценой или тем более библейской отсылкой) как я не люблю евангелион( мое любимое аниме, если что)) все таки он не доработан, да, там есть зачатки хорошего сценария и те, кто говорят что ничего непонятно неправда)некоторые вещи очень очевидны (например, что в евах 01,02 заключены души матерей) но вот если брать свитки мертвого моря или совет, то о них вообще ноль
@Andrey Apanasik спасибо за репост, я бы сегодня это не нашёл
Главный вопрос! сколько раз ты пересматривал евангелион?
Не пересматривал
почему на нынешней волне переиздания,не перевыпустили Ayanami Raising Project
тем более фильм скоро финальный
Потому что Гайнакс дохлый, но все равно ему Принцесс Мейкеры важнее
Стоит ли смотреть последние серии сериала, либо же сразу смотреть the end of evangelion? Сколько ни натыкался на обзор данного произведения - везде советуют по разному.
Стоит конечно. Всегда стоит смотреть худ. произведение в порядке в каком задумано автором. Энд вышел позже. Но быть готовым к артхаусу и зашкаливающей метафоричности.
Почитал побольше на реддите в ветках аниме и евангелиона, в обоих случаях советуют смотреть полностью сериал, а потом the end of evangelion, так пожалуй и сделаю. Всем спасибо за советы.
Стоит смотреть, как минимум после их просмотра решишь для себя - бред они или нет
Стоит. Это очень крутые серии, умные и смотрящиеся на лету, хотя на первом просмотре мне-дурачку-шкальнику казалось "омг, занудное говно, когда будут ебашиться?!717171".
Трахнул бы @Asuka Soryu ?
Я смотрю, намлесс все не унимается.
( ͡° ͜ʖ ͡°)
Че пацаны, анимэ?
Не смотрел,стоит глянуть?
попробуй, может тебе зайдет
Всё равно что спросить "стоит ли бесплатно прокатиться на nissan gtr?"
Аниме, конечно, супер.
Когда там уже 3.0+1.0 выйдет?
Даты выхода вроде пока нет
Хорошая статья)
Спасибо за Материал!
Спасибо автору за статью. Было приятно читать.)
Советую почитать мангу. Она немного отличается, но вызывает парой даже более сильные эмоции чем аниме!)
Блет, придется смотреть.
Люблю Еву, надеюсь, что бахнут романтоту под конец.
Чтобы еще больше полюбить :)
Очередной обзор на аниме которое только и подходит на то чтобы в нем копались люди с синдромом глубинного смысла.
А в каком месте это "обзор"?
Вот от этого словил дикий кринж)0) С учетом того, что Ева 18+
никто не отменял наличие внутреннего ребенка ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Опять лонгрид без аудиоверсии...