Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

В тексте присутствуют спойлеры к Neon Genesis Evangelion и The End Of Evangelion, ньюфажество, а также нелинейное повествование, я предупредил.

Влияние работы Хидэаки Анно на массовую культуру невозможно недооценить. Еще бы — на нем буквально выросло целое поколение гиков, которое увековечило Еву через множественные отсылки в разных произведениях, через множество цитирований, эссе, пародий, да и мемов в конце-концов.

И тем интереснее для меня тот момент, что я одновременно знал очень много об Евангелионе и в то же время не знал о нем практически ничего. Не смотря на все эти отсылки, обсуждения, мемы и спойлеры, которые то и дело попадались мне в течении многих лет пребывания в интернете, Евангелион все еще был для меня загадкой, во время просмотра он постоянно удивлял меня даже теми моментами, которые, казалось бы, не должны были быть сюрпризом для меня, а его концовка полностью поставила меня в тупик.

И Евангелион одно из тех немногих произведений, которые не просто подарили мне эмоции, но подарили много самых разных эмоций, буквально от «ненависти до любви». И я бы хотел рассказать о том, какие эмоции это аниме во мне вызывало и как оно это делало.

Удивление

Способность удивлять пожалуй одна из главных черт данного произведения. Зрителя и Синдзи сразу бросает в гущу событий, заставляя на суперкаре, за рулем которого сексапильная красотка, уезжать от огромного монстра, который норовит не оставить и камня на камне от Токио-3. Затем появляется Гендо и заставляет Синдзи лезть в такого же огромного, как и монстр снаружи, робота. И вопреки всем канонам жанра Синдзи отказывается, что также вызывает удивление. И не только, но об этом чуть позже.

Сериал оказывается очень щедр на всякие сюжетные повороты, переворачивающие все представление о NERV, событиях, с ним связанных, об Ангелах, да и просто полон шокирующих сцен и моментов, особенно во второй половине. И большая их часть связана с персонажами.

Убийство Рей-1 Наоко Акаги и ее последующее самоубийство, которое является пожалуй самой шокирующей сценой в Евангелионе, самоотверженность Гендо в моменте с тестовым запуском Евы-00 и в моменте с подготовкой Ев вручную, чего уж точно не ожидаешь от персонажа, который настолько холодно относится к собственному сыну. Но больше всего в сериале среди персонажей меня впечатлила душевная травма Аски от пятнадцатого ангела и то, как она ее переживает.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Практически все время Аска была показана как высокомерный человек, с пренебрежением относящийся к любому, кто проявляет слабость, либо же просто ей не нравится. И хоть намеки на истинное душевное состояние в сериале были и до этого, но именно нападение пятнадцатого Ангела расставило все на свои места.

Зрителю показали больше из ее прошлого, о пережитом ею горе, потери матери и о защитном механизме на это событие, который полностью разрушился из-за ангела. Аска оказалась уничтожена морально как личность. От той пренебрежительной к людям девушки не осталось и следа — Аска сломалась.

И видеть её в таком состоянии лично для меня было даже шоком в какой-то степени: Аска была самым ярким и эмоциональным персонажем в сериале и подавленная и потерявшая волю к жизни Аска произвела на меня сильное впечатление. В этот момент она предстала не просто как «цундере», а как человек. Хрупкий человек, которому нужна помощь других людей.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Я уже не говорю про лор, который не только удивляет своей проработкой, деталями и интересными концептами, перенятыми у христианства и пропущенными через призму восприятия принципиально другой культуры, но и изучение и разбор которого может занять не один десяток часов, не говоря уже о потенциальных сотнях.

Все эти Ангелы, какие-то инопланетные существа, запретный союз Адама и Лилит, Удары, попытки объяснить душу с научной точки зрения. Да даже тот же Каору, появившийся лишь в одной серии и наделавший много шуму. Все эти события и понятия интригуют и те, кого это произведение не оставило равнодушным (таких как я например), будут всеми правдами и неправдами искать истину.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Раздражение

Пожалуй самая противоречивая эмоция, которую я испытал во время просмотра. И не только я. Мемы про «полезай в чертового робота» и про гг-тряпку появились не с пустого места. Как вы уже могли понять, главным источником раздражения для меня являлся Синдзи вплоть до середины сериала.

Первые зачатки такого отношения к нему у меня появились в первой же серии. Синдзи просто отказался лезть в Еву. Такое его поведение было неожиданностью не только для зрителя, но и для персонажей внутри вселенной, например одноклассники Синдзи только и мечтали о том, чтобы пилотировать Еву, а слова Синдзи о трудностях пилотирования для них были чем-то диким.

И хоть по итогу он стал пилотировать Еву, не без сострадания к Рей, но на протяжении сериала он еще несколько раз отказывался это делать, причем в самый ответственный момент. Его отказы быть пилотом выглядели очень вымученно, нелепо и нереалистично, ведь буквально каждый раз он вновь возвращался в Евангелион.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

И если в первые три раза его мотивы были не совсем понятны зрителю и Синдзи производил впечатление исключительно как сопляк, тряпка, не способный что-либо решить для себя, то дальнейшие его отказы приобретали все больше смысла и были закономерной реакцией на увиденное и пережитое им.

Чем дальше по сюжету шел сериал, тем опаснее были противники, тем большие трудности приходилось преодолевать персонажам, и тем сильнее я начал понимать Синдзи. Пилотировать Евангелион круто только на словах, на деле же пилот постоянно рискует своей жизнью. Для подростка это закономерный и сильный стресс, с которым Синдзи плохо справляется. Он немало раз оставался на волосок на смерти, например во время сражений с двенадцатым и тринадцатым Ангелами.

Отказы Синдзи пилотировать Еву после этих сражений уже не вызывали у меня раздражения — я был полностью на его стороне. Я видел и прекрасно понимал, через что он прошел и какие эмоции он от этого испытывал. И хоть он снова садился в робота, я буквально на себе ощущал все то, что ощущал Синдзи в моменты, когда он вновь начинал пилотировать этого злосчастного Евангелиона. Смерть Каору так и вовсе стала катализатором событий, произошедших в The End of Evangelion, ведь не будь Синдзи таким подавленным, возможно Третьего Удара можно было бы и избежать.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Восторг

Появление Аски в сериале как будто стало для меня поворотным событием: Евангелион начал играть совершенно другими красками. Эта рыжеволосая бестия своим высокомерием и выходками начала выводить персонажей из их зоны комфорта, ставя того же Синдзи в череду неловких ситуаций. И наблюдать за этим было невероятно интересно.

Появление Аски также подарило сериалу буквально лучший момент во всем аниме, а именно битва с седьмым Ангелом. Подводка в виде целой серии, на протяжении которой был просто отличный тренировочный монтаж и операторская работа, которые достигли своего пика именно во время сражения, приправив все великолепно поставленным экшеном. Обожаю эту битву.

С этого момента вплоть до 17 серии сериал как будто становится ровно таким, каким его показывают в интернете. Девочки, монстры, роботы, фансервис, юмор, достаточно легкая, в какой-то степени даже приключенческая атмосфера. Персонажи потихоньку раскрываются, сражения становятся все более захватывающими, но самое ужасное будет только впереди.

И именно с 9 серии я начал замечать еще одну особенность Евангелиона — великолепная режиссура и постановка кадра. Отдельные фреймы можно буквально разбирать на картины или мемы (с чем успешно справляются люди в интернете), многие из них визуально подчеркивают текущее настроение персонажей и их взаимоотношения в данный момент. Благодаря всего одной картинке можно понять больше, чем из десятков абзацев текста.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Анимация, рисовка и вообще все, что с этим связано, у меня также вызывают восторг. Все персонажи сериала не только яркие и запоминающиеся личности, но и запоминающиеся с точки зрения дизайна. Их дизайн с одной стороны очень простой и приземленный, но в то же время каждый из персонажей выделяется какими-то особенностями, присущими лишь ему. Да даже лица в такой, казалось бы минималистичной рисовке, у каждого персонажа отличаются и спутать одного с другим просто невозможно.

То же касается и дизайнов Евангелионов: в отличии от угловатых мехов из сериалов 80-х Евы выглядят куда более современными. Да, как боевые единицы мехи могут и не быть настолько эффективными, как их привыкли показывать, но черт возьми они выглядят круто. Огромные роботы, которые надирают зад не менее огромным монстрам (порой крайне сюрреалистичным) — настоящая мечта любого ребенка, а дизайн Ев до сих выглядит свежо и самобытно.

И это не просто звучит круто на словах — аниматоры выложились на полную, чтобы сделать экшен живым и захватывающим. Качественная анимация до сих пор скорее исключение, нежели правило, когда дело касается аниме и Евангелион, несмотря на свой возраст, до сих пор показывает высокий уровень качества. Чего только стоит упомянутая выше битва из 9-го эпизода, да и в принципе это можно наблюдать на протяжении всего сериала, хотя и статичные кадры тут тоже не редкость, хотя в случае Евангелиона это скорее художественный прием, нежели ограничения бюджета (а может и то и то).

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Жалость

Изменившееся отношение к Синдзи заставило меня не просто сопереживать ему — мне стало его буквально жалко. Да и не только его. Буквально каждое действующее лицо в аниме к концу либо раскрывается настолько, что не сопереживать им и их судьбе очень сложно, либо же они сходят с ума, и видя такие радикальные перемены в характере персонажа, причем не в лучшую сторону, неволей становится жалко этих людей, которые прошли через весь этот ад.

К концу сериала мне стало жалко практически каждого персонажа: Аску, погрузившуюся в депрессию и в последствии жестоко убитую серийными Евами, Икари Гендо, который хоть и представал откровенным мудаком большую часть времени, но тем не менее все его поступки были направлены лишь на воссоединение с любимым человеком, да и сострадание ему все же было не чуждо, к Рей как минимум.

Было жалко Мисато, пережившую в детстве Второй Удар и на протяжении сериала постоянно терявшую близких людей, Каору, который привязался к Синдзи и пожертвовал собой, чтобы он и другие люди смогли жить, да даже простые сотрудники NERV, о которых зрителю абсолютно ничего не известно и которые были жестоко убиты при штурме в The End of Evangelion, вызывают жалость, ведь они, по сути, ни в чем не были виноваты.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Смирение

Проект Комплементации Человечества — это пожалуй один из самых интересных концептов утопии. Вместо разобщенной и постоянно конфликтующей цивилизации, человечество станет единой сущностью без недостатков, без пороков и без вражды, дополняя друг друга. Человечества просто не станет, и в то же время оно перейдет на принципиально другую форму существования.

Комплементация — это закономерный финал для каждого из персонажей. Каждый из них дошел до точки невозврата, по сути опустившись на самое дно и единственный способ для них выбраться из этого дна — саморефлексия и помощь других людей, что как раз и происходит в 25 и 26 сериях.

Персонажи рассуждают о пройденном ими пути в течении событий сериала, много думают о своих поступках и о своей мотивации делать то, что они делали. И в результате саморефлексии они не приходят практически ни к чему, лишь сильнее погружаясь в свой больной разум. Единственное, что может их спасти в этом случае — другие люди.

«Человек не может без человека» белой нитью тянется через весь сериал. Каждый из персонажей по-своему одинок и старается заполнить свое одиночество, либо же принимает его и по итогу страдает. Лишь приняв в свое сердце других людей, лишь поняв, что в одиночку нельзя, Синдзи переступает через себя. Приняв других людей в свое сердце он принимает себя таким, какой он есть, и, наконец, перестает быть одиноким.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Комплементация — идеальный финал для такого произведения, как Евангелион. Он расставляет все точки над «и», он завершает арку каждого персонажа, и в то же время не является «счастливым концом» в том смысле, в котором мы привыкли использовать это словосочетание. В финале слишком много недосказанности, но можно сказать точно то, что все самое ужасное уже позади.

Способность вызывать эмоции — одна из отличительных черт искусства как явления в человеческой культуре. Произведение, которое смогло вызвать в человеке эмоции, будь то положительные или отрицательные, может и не навсегда, но на долгое время осядет в его сердце и заставит вспоминать его часто как пример или антипример чего-либо.

Евангелион определенно будет отзываться у меня в душе еще очень длительное время, заставляя восхищаться им и вспоминать при каждом удобном случае. Ну, а его загадочный лор подарит мне не один десяток часов в поисках информации, в спорах и попытках разобраться и понять, что же все-таки там творится. И это я еще не говорю о ребилдах, ради которых я вообще полез смотреть оригинальный сериал...

Спасибо за прочтение!
211211
110 комментариев

Аска няшка.

33
Ответить
43
Ответить

Няшка, да.

2
Ответить

Скоро отдельный подсайт придётся открывать для обзоров/разборов/впечатлений от Евангелиона.

Появление Аски в сериале как будто стало для меня поворотным событием: Евангелион начал играть совершенно другими красками. Эта рыжеволосая бестия своим высокомерием и выходками начала выводить персонажей из их зоны комфорта, ставя того же Синдзи в череду неловких ситуаций. И наблюдать за этим было невероятно интересно.

Вот это прямо в 10-ку.

28
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Опять евангелион... Такое ощущение, что люди ничего больше в мире не смотрели и не читали.

16
Ответить

Ну лично я его впервые посмотрел недавно и за время просмотра у меня накопилось достаточно мыслей, чтобы вышел вот этот вот текст

3
Ответить