Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

В тексте присутствуют спойлеры к Neon Genesis Evangelion и The End Of Evangelion, ньюфажество, а также нелинейное повествование, я предупредил.

Влияние работы Хидэаки Анно на массовую культуру невозможно недооценить. Еще бы — на нем буквально выросло целое поколение гиков, которое увековечило Еву через множественные отсылки в разных произведениях, через множество цитирований, эссе, пародий, да и мемов в конце-концов.

И тем интереснее для меня тот момент, что я одновременно знал очень много об Евангелионе и в то же время не знал о нем практически ничего. Не смотря на все эти отсылки, обсуждения, мемы и спойлеры, которые то и дело попадались мне в течении многих лет пребывания в интернете, Евангелион все еще был для меня загадкой, во время просмотра он постоянно удивлял меня даже теми моментами, которые, казалось бы, не должны были быть сюрпризом для меня, а его концовка полностью поставила меня в тупик.

И Евангелион одно из тех немногих произведений, которые не просто подарили мне эмоции, но подарили много самых разных эмоций, буквально от «ненависти до любви». И я бы хотел рассказать о том, какие эмоции это аниме во мне вызывало и как оно это делало.

Удивление

Способность удивлять пожалуй одна из главных черт данного произведения. Зрителя и Синдзи сразу бросает в гущу событий, заставляя на суперкаре, за рулем которого сексапильная красотка, уезжать от огромного монстра, который норовит не оставить и камня на камне от Токио-3. Затем появляется Гендо и заставляет Синдзи лезть в такого же огромного, как и монстр снаружи, робота. И вопреки всем канонам жанра Синдзи отказывается, что также вызывает удивление. И не только, но об этом чуть позже.

Сериал оказывается очень щедр на всякие сюжетные повороты, переворачивающие все представление о NERV, событиях, с ним связанных, об Ангелах, да и просто полон шокирующих сцен и моментов, особенно во второй половине. И большая их часть связана с персонажами.

Убийство Рей-1 Наоко Акаги и ее последующее самоубийство, которое является пожалуй самой шокирующей сценой в Евангелионе, самоотверженность Гендо в моменте с тестовым запуском Евы-00 и в моменте с подготовкой Ев вручную, чего уж точно не ожидаешь от персонажа, который настолько холодно относится к собственному сыну. Но больше всего в сериале среди персонажей меня впечатлила душевная травма Аски от пятнадцатого ангела и то, как она ее переживает.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Практически все время Аска была показана как высокомерный человек, с пренебрежением относящийся к любому, кто проявляет слабость, либо же просто ей не нравится. И хоть намеки на истинное душевное состояние в сериале были и до этого, но именно нападение пятнадцатого Ангела расставило все на свои места.

Зрителю показали больше из ее прошлого, о пережитом ею горе, потери матери и о защитном механизме на это событие, который полностью разрушился из-за ангела. Аска оказалась уничтожена морально как личность. От той пренебрежительной к людям девушки не осталось и следа — Аска сломалась.

И видеть её в таком состоянии лично для меня было даже шоком в какой-то степени: Аска была самым ярким и эмоциональным персонажем в сериале и подавленная и потерявшая волю к жизни Аска произвела на меня сильное впечатление. В этот момент она предстала не просто как «цундере», а как человек. Хрупкий человек, которому нужна помощь других людей.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Я уже не говорю про лор, который не только удивляет своей проработкой, деталями и интересными концептами, перенятыми у христианства и пропущенными через призму восприятия принципиально другой культуры, но и изучение и разбор которого может занять не один десяток часов, не говоря уже о потенциальных сотнях.

Все эти Ангелы, какие-то инопланетные существа, запретный союз Адама и Лилит, Удары, попытки объяснить душу с научной точки зрения. Да даже тот же Каору, появившийся лишь в одной серии и наделавший много шуму. Все эти события и понятия интригуют и те, кого это произведение не оставило равнодушным (таких как я например), будут всеми правдами и неправдами искать истину.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Раздражение

Пожалуй самая противоречивая эмоция, которую я испытал во время просмотра. И не только я. Мемы про «полезай в чертового робота» и про гг-тряпку появились не с пустого места. Как вы уже могли понять, главным источником раздражения для меня являлся Синдзи вплоть до середины сериала.

Первые зачатки такого отношения к нему у меня появились в первой же серии. Синдзи просто отказался лезть в Еву. Такое его поведение было неожиданностью не только для зрителя, но и для персонажей внутри вселенной, например одноклассники Синдзи только и мечтали о том, чтобы пилотировать Еву, а слова Синдзи о трудностях пилотирования для них были чем-то диким.

И хоть по итогу он стал пилотировать Еву, не без сострадания к Рей, но на протяжении сериала он еще несколько раз отказывался это делать, причем в самый ответственный момент. Его отказы быть пилотом выглядели очень вымученно, нелепо и нереалистично, ведь буквально каждый раз он вновь возвращался в Евангелион.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

И если в первые три раза его мотивы были не совсем понятны зрителю и Синдзи производил впечатление исключительно как сопляк, тряпка, не способный что-либо решить для себя, то дальнейшие его отказы приобретали все больше смысла и были закономерной реакцией на увиденное и пережитое им.

Чем дальше по сюжету шел сериал, тем опаснее были противники, тем большие трудности приходилось преодолевать персонажам, и тем сильнее я начал понимать Синдзи. Пилотировать Евангелион круто только на словах, на деле же пилот постоянно рискует своей жизнью. Для подростка это закономерный и сильный стресс, с которым Синдзи плохо справляется. Он немало раз оставался на волосок на смерти, например во время сражений с двенадцатым и тринадцатым Ангелами.

Отказы Синдзи пилотировать Еву после этих сражений уже не вызывали у меня раздражения — я был полностью на его стороне. Я видел и прекрасно понимал, через что он прошел и какие эмоции он от этого испытывал. И хоть он снова садился в робота, я буквально на себе ощущал все то, что ощущал Синдзи в моменты, когда он вновь начинал пилотировать этого злосчастного Евангелиона. Смерть Каору так и вовсе стала катализатором событий, произошедших в The End of Evangelion, ведь не будь Синдзи таким подавленным, возможно Третьего Удара можно было бы и избежать.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Восторг

Появление Аски в сериале как будто стало для меня поворотным событием: Евангелион начал играть совершенно другими красками. Эта рыжеволосая бестия своим высокомерием и выходками начала выводить персонажей из их зоны комфорта, ставя того же Синдзи в череду неловких ситуаций. И наблюдать за этим было невероятно интересно.

Появление Аски также подарило сериалу буквально лучший момент во всем аниме, а именно битва с седьмым Ангелом. Подводка в виде целой серии, на протяжении которой был просто отличный тренировочный монтаж и операторская работа, которые достигли своего пика именно во время сражения, приправив все великолепно поставленным экшеном. Обожаю эту битву.

С этого момента вплоть до 17 серии сериал как будто становится ровно таким, каким его показывают в интернете. Девочки, монстры, роботы, фансервис, юмор, достаточно легкая, в какой-то степени даже приключенческая атмосфера. Персонажи потихоньку раскрываются, сражения становятся все более захватывающими, но самое ужасное будет только впереди.

И именно с 9 серии я начал замечать еще одну особенность Евангелиона — великолепная режиссура и постановка кадра. Отдельные фреймы можно буквально разбирать на картины или мемы (с чем успешно справляются люди в интернете), многие из них визуально подчеркивают текущее настроение персонажей и их взаимоотношения в данный момент. Благодаря всего одной картинке можно понять больше, чем из десятков абзацев текста.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Анимация, рисовка и вообще все, что с этим связано, у меня также вызывают восторг. Все персонажи сериала не только яркие и запоминающиеся личности, но и запоминающиеся с точки зрения дизайна. Их дизайн с одной стороны очень простой и приземленный, но в то же время каждый из персонажей выделяется какими-то особенностями, присущими лишь ему. Да даже лица в такой, казалось бы минималистичной рисовке, у каждого персонажа отличаются и спутать одного с другим просто невозможно.

То же касается и дизайнов Евангелионов: в отличии от угловатых мехов из сериалов 80-х Евы выглядят куда более современными. Да, как боевые единицы мехи могут и не быть настолько эффективными, как их привыкли показывать, но черт возьми они выглядят круто. Огромные роботы, которые надирают зад не менее огромным монстрам (порой крайне сюрреалистичным) — настоящая мечта любого ребенка, а дизайн Ев до сих выглядит свежо и самобытно.

И это не просто звучит круто на словах — аниматоры выложились на полную, чтобы сделать экшен живым и захватывающим. Качественная анимация до сих пор скорее исключение, нежели правило, когда дело касается аниме и Евангелион, несмотря на свой возраст, до сих пор показывает высокий уровень качества. Чего только стоит упомянутая выше битва из 9-го эпизода, да и в принципе это можно наблюдать на протяжении всего сериала, хотя и статичные кадры тут тоже не редкость, хотя в случае Евангелиона это скорее художественный прием, нежели ограничения бюджета (а может и то и то).

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Жалость

Изменившееся отношение к Синдзи заставило меня не просто сопереживать ему — мне стало его буквально жалко. Да и не только его. Буквально каждое действующее лицо в аниме к концу либо раскрывается настолько, что не сопереживать им и их судьбе очень сложно, либо же они сходят с ума, и видя такие радикальные перемены в характере персонажа, причем не в лучшую сторону, неволей становится жалко этих людей, которые прошли через весь этот ад.

К концу сериала мне стало жалко практически каждого персонажа: Аску, погрузившуюся в депрессию и в последствии жестоко убитую серийными Евами, Икари Гендо, который хоть и представал откровенным мудаком большую часть времени, но тем не менее все его поступки были направлены лишь на воссоединение с любимым человеком, да и сострадание ему все же было не чуждо, к Рей как минимум.

Было жалко Мисато, пережившую в детстве Второй Удар и на протяжении сериала постоянно терявшую близких людей, Каору, который привязался к Синдзи и пожертвовал собой, чтобы он и другие люди смогли жить, да даже простые сотрудники NERV, о которых зрителю абсолютно ничего не известно и которые были жестоко убиты при штурме в The End of Evangelion, вызывают жалость, ведь они, по сути, ни в чем не были виноваты.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Смирение

Проект Комплементации Человечества — это пожалуй один из самых интересных концептов утопии. Вместо разобщенной и постоянно конфликтующей цивилизации, человечество станет единой сущностью без недостатков, без пороков и без вражды, дополняя друг друга. Человечества просто не станет, и в то же время оно перейдет на принципиально другую форму существования.

Комплементация — это закономерный финал для каждого из персонажей. Каждый из них дошел до точки невозврата, по сути опустившись на самое дно и единственный способ для них выбраться из этого дна — саморефлексия и помощь других людей, что как раз и происходит в 25 и 26 сериях.

Персонажи рассуждают о пройденном ими пути в течении событий сериала, много думают о своих поступках и о своей мотивации делать то, что они делали. И в результате саморефлексии они не приходят практически ни к чему, лишь сильнее погружаясь в свой больной разум. Единственное, что может их спасти в этом случае — другие люди.

«Человек не может без человека» белой нитью тянется через весь сериал. Каждый из персонажей по-своему одинок и старается заполнить свое одиночество, либо же принимает его и по итогу страдает. Лишь приняв в свое сердце других людей, лишь поняв, что в одиночку нельзя, Синдзи переступает через себя. Приняв других людей в свое сердце он принимает себя таким, какой он есть, и, наконец, перестает быть одиноким.

Neon Genesis Evangelion и эмоции, которые он мне подарил

Комплементация — идеальный финал для такого произведения, как Евангелион. Он расставляет все точки над «и», он завершает арку каждого персонажа, и в то же время не является «счастливым концом» в том смысле, в котором мы привыкли использовать это словосочетание. В финале слишком много недосказанности, но можно сказать точно то, что все самое ужасное уже позади.

Способность вызывать эмоции — одна из отличительных черт искусства как явления в человеческой культуре. Произведение, которое смогло вызвать в человеке эмоции, будь то положительные или отрицательные, может и не навсегда, но на долгое время осядет в его сердце и заставит вспоминать его часто как пример или антипример чего-либо.

Евангелион определенно будет отзываться у меня в душе еще очень длительное время, заставляя восхищаться им и вспоминать при каждом удобном случае. Ну, а его загадочный лор подарит мне не один десяток часов в поисках информации, в спорах и попытках разобраться и понять, что же все-таки там творится. И это я еще не говорю о ребилдах, ради которых я вообще полез смотреть оригинальный сериал...

Этот блок временно не поддерживается
1010 показов
7K7K открытий
1313 репостов
110 комментариев

Аска няшка.

Ответить
Ответить

Няшка, да.

Ответить

Скоро отдельный подсайт придётся открывать для обзоров/разборов/впечатлений от Евангелиона.

Появление Аски в сериале как будто стало для меня поворотным событием: Евангелион начал играть совершенно другими красками. Эта рыжеволосая бестия своим высокомерием и выходками начала выводить персонажей из их зоны комфорта, ставя того же Синдзи в череду неловких ситуаций. И наблюдать за этим было невероятно интересно.

Вот это прямо в 10-ку.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Опять евангелион... Такое ощущение, что люди ничего больше в мире не смотрели и не читали.

Ответить

Ну лично я его впервые посмотрел недавно и за время просмотра у меня накопилось достаточно мыслей, чтобы вышел вот этот вот текст

Ответить