Маленький список любопытных CRPG
Мопед не мой..., тьфу, меня попросили сделать личный TOP-10 CRPG, получилось что получилось.
Товарищ @realavt, прервавшись от своей работы адвокатом дьявола, попросил меня сделать TOP-10 или TOP-100 CRPG с краткими пояснениями, чем та или иная игра примечательна. Тут уже пришлось мне самому прерывать свой shitposting spree про негров-наркоманов, пьяных глупых разработчиков, легочную чуму, королей и капусту, и писать статью, раз просят.
Ни TOP-10 ни TOP-100, правда, я писать не буду. Это довольно порочная практика, которая не позволяет многим чудесным играм выйти на авансцену. Жанр CRPG - велик и имеет множество поджанров. Посмотрите, какие богатства он вам сулит. Критерии отбора простые - я должен был в это играть, и игра должна быть хорошей. Существует еще куча игр, в которые я играл и которые были относительно неплохими, например Megatraveller, но я хочу сделать список замечательных и примечательных игр, которые вы могли пропустить. Если вы хотите еще игр - копайте! Учитывая, что Золотой век CRPG кончился в 1992, жанру всегда найдется чем вам удивить.
Давайте же посмотрим, что это за игры. Для удобства поиска и подбора игр, я раскидал их по поджанрам, часто довольно случайно.
Клоны Dungeon Master и примазавшиеся.
Dungeon Master (1987)
Игра, определившая поджанр. Обязательна для ознакомления. Любопытная ролевая система, интересное подземелье, множество мелких вещей, которые будут потом копироваться на протяжении десятилетий.
Chaos Strikes Back (1989)
Продолжение Dungeon Master на Atari ST. Я немного писал о ней вот тут. Игра резкая и бескомпромиссная как удар битой в лоб. Рекомендую.
Eye of the Beholder (1990)
Один из лучших ДМ-клонов, затмивший своего прародителя. Хорошая карта, первая редакция AD&D, множество мелких прикольных вещей, какой-никакой сюжет и неписи.
Eye of the Beholder 2 (1992)
Тех же щей погуще влей. Игра - образец как надо делать продолжения, сохраняя и приумножая лучшее.
Xenomorph (1990)
Не РПГ, хотя может так показаться, но достойна оказаться в этом списке. Примечательна тем, как кранчи и сдвигание сроков могут убить кучу удивительно хороших идей, но даже в таком виде как она вышла - игра настоящий кладезь интересных решений.
Раз я вспомнил про Ксеноморфа - вот еще одна не РПГ, которую при этом должны немного поиграть все любители жанра. Как и Ксеноморф, это игра про выживание и ремонт брошенных космических кораблей. При этом в игре есть целая куча уникальных механик, про которые все забыли на долгие годы. Допустим, вы можете собрать из частей и запрограммировать робота, или прорезать в полу дыру автогеном, чтобы попасть на нижний уровень. Ложка дегтя - это кошмарное мышиное управление. Разработчики от радости забыли продублировать кнопки на экране кнопками на клавиатуре. Уж лучше бы все было на клавиатуре, право слово.
Как нетрудно догадаться, игра по сеттингу Равенлофт второй редакции AD&D. Интересная и забавная игра, с парой интересных механик для ДМ-клона вроде внутрипартийного бантера. Боевка, правда, зачастую заключается в том, что ты бросаешь кинжал-бумеранг 100500 раз, не давая сжирающим статы и экспу андедам подойти поближе, так как Negative Plane Protection не напасешься.
Ravenloft: Stone Prophet (1995)
Продолжение предыдущей игры с возможностью переноса партии из первой части. Выше, больше, муммее, так как действие происходит в "древнеегипетском" домене Равенлофта.
Игра, ставшая не менее популярной чем Eye of the Beholder, благодаря красивой графике, наземным локациям и сюжету. При этом, правда, несколько упрощена.
Anvil of Dawn (1995)
А вот это - очень интересная вещь. Красивая графика, один персонаж, рост навыков от использования, связный сюжет, сам сюжет - не предотвращение действий Зла, а, считай, исправление последствий, ведь местный Темный властелин уже воцарился и победил.
Stonekeep (1995)
Игра интересна прежде всего тем, как показатель что Брайан Фарго хотел от жанра. FMV, убирание интерфейса с экрана для сакраментального "immersion", сюжет... Довольно забавная игра, но с кучей недостатков. Хотя стоит поиграть ради Вахуки, рецепта печенек в конце и драконицы.
Elvira (1990)
Прекрасный RPG/Adventure гибрид про спасение Эльвиры, Повелительницы Тьмы от всякого разного. Интересные загадки, подземелья и магия на реагентах.
Спасите опять Эльвиру! Теперь у нее проблемы с ожившими киношными декорациями и трехголовыми собачками. Игра очень примечательна своей уникальной и интереснейшей системой магии на маткомпонентах, которая подарит вам немало приятных минут, а также легко может запороть вам игру - ведь необходимые для квеста предметы вы тоже легко можете пустить на фаерболлы и лайтнинг болты.
Waxworks (1992)
Игра, которая должна была стать Эльвирой 3, а стала отдельным, но тем не менее заслуживающим внимания RPG-гибридом. Подробнее вот тут.
Внезапные рогалики.
Следует отметить, что для многих игр из этого раздела, год выхода весьма условен, ведь обычно для разработки рогалика 10 лет - не срок. Кроме того помните, что половина из представленных ASCII игр, имеют возможность подключения графических тайтлов, если вам это нужно.
Ancient Domains of Mystery (1994)
Один из лучших "больших" рогаликов, потихоньку улучшаемый вот уже с 1994 года (правда с большим перерывом в 2000-х и 2010-х). Спасите собачку! Убейте и сьешьте всех квиклингов! Отрастите рога, копыта и научитесь разговаривать ВоТ ТАк вО СлАВу ХаоСА.
Iter Vehemens ad Necem (IVAN) (2001)
Маленькая простенькая игра, как нашего героя, раба с банановой плантации, отправил главный жрец в соседнюю деревню. А дальше нам стоит немного освежить знания латыни. Название можно перевести как "Стремительный путь к гибели", а можно вспомнить что "necem" имеет тот же корень что "neco" - "я убиваю". Причем не просто убиваю как в "caedo", "neco" часто использовалось для способов убийства "кровь, кишки, распидорасило", в лучших традициях трагедий всадника Сенеки Младшего.
Так вот, игра полностью соответствует названию. Перемажьтесь кровью по уши, потеряйте все конечности, выпейте бутылку мочи оммеля, умрите 40 раз, начните заново 41, возлюбите и возненавидьте бананы!
Unreal World (1992)
Видите сосну? Вы можете на нее залезть. Видите озеро? Вы можете поймать в нем рыбу. Видите снег? Вы можете его растопить. А почему? Потому что вы охренительный финн. Видите ветку? Вы можете выстрогать из нее копье. Видите девушку? Вы можете на ней жениться. Видите меч? Вы можете ритуалом привязать его к себе. Видите рысь? Вы можете ее убить и снять с нее шкуру. Видите шкуру? Вам надо ее мездровать, вам надо ее дубить, вам надо шить одежду и делать кожаные шнурки. Видите реку? Вы можете сделать плот и переплыть ее. Видите последний кусок сушеного мяса? Вы скоро умрете от голода. Видите снег? Вы умрете от холода. Видите озеро? Вы утонете. Видите сосну? Вы упадете с нее и сломаете глаз. Видите красного чукчу? Вы умрете, вы умрете, вы умрете, вы умрете.
ZAngband (1994)
Rogue родил Moria, Moria родила uMoria, uMoria родила Angband, и начал он плодиться и размножаться. Вот, посмотрите сами:
Что такое Z в имени игры? Это Желязны. Увидьте и убейте разнообразнейших героев и созданий из книг Роджера Желязны. Хотите большего? Да это же *банд! Просто попробуйте, вскоре вас будет не оттащить за уши от убийства Стрейгалдвира при помощи Грейсвандира.
Troubles of Middle-Earth (1998)
Кто это? Это опять Ангбанд! А что он хочет? Чтобы вы применили свои выученные в ZAngband навыки в кастовании Malediction путем последовательных нажатий m b a b на практике и убили кучу червяков и Саурона. А что в нем еще есть? Куча интереснейших классов, навыков, механик и прочего классного.
Игра потом переименовалась в Tales of Middle-Earth, а потом видоизменилась и стала Tales of Maj'Eyal. Но, ради старых добрых времен, поиграйте в версию 2.3.5. Она этого стоит.
sCthangband (2002)
А кто это опять? Правильно! Это опять Ангбанд! Только на этот раз со скиллами растущими от использования и происходящий в лавкрафтовской Стране снов.
Gearhead (2002)
Вы думаете, это опять Ангбанд? А вот не угадали! Это рогалик с частично рандомным анимешным сюжетом и боями не только пешком, но и на разнообразнейших мехах, каждого из которых можно пересобрать под ваши нужды.
Caves of Qud (2015)
You are beloved by citizens of Zoppa! Нет, это не очередная часть Ларри. Но что это? Для начала нам стоит вспомнить Gamma World - постапокалиптическую настолку, выпущенной TSR в 1978 году и основанной на чуть более старой настолке Metamorphosis Alpha. О чем же Метаморфоз Альфа? Если вы читали книгу Брайана Алдисса "Без остановки" 1958 года, то вы уже догадываетесь про основные темы. Потерянный корабль поколений, мутанты, деградация, древняя технология, неотличимая от магии. Теперь перенесите ее на всю Землю. Атомная война. Древние аркологии с последними выжившими "чистыми" людьми, которые прилежно убивают всех, у кого малейшие подозрения на мутации. Разнообразнейшие мутанты, убивающие всех роботы, секта, стремящаяся уничтожить "волшебные" артефакты, которые на поверку оказываются фонариками и плазменными винтовками, общество которое противостоит этой секте и стремится сохранить древние технологии, конфликты на почве чистоты человеческой расы - все это Gamma World. Большая часть этого и перенесена в рогалик Caves of Qud, при этом изменив все названия, чтобы не получить copyright strike от Визардов. Я когда-то играл в старую недописанную ASCII версию, но новая Стимовская версия постепенно добавляла новый контент. Попробуйте! Это очень хорошая игра.
Cataclysm: Dark Days Ahead (2013)
Старый мир мертв. Мертв буквально и фигурально. Заполнен ордами зомби, растущей инопланетной грибницей, смеющимися на разные голоса ми-го, роботами, бессмысленно охраняющими пустые военные базы. Вы - один из последних выживших. Выпейте воду из унитаза, сварите гречку, соберите электролизный аппарат для добычи олова из консервных банок, изготовьте из труб и металлических листов пистолет-пулемет, сделайте взрывчатку, удочку и сшейте носки. Постройте дом, соберите перегонный куб, сварите виски и джин. Отправьтесь в десятки опасных экспедиций, разрубите собственноручно откованным цвайхандером зомбака от плеча до паха, сшейте кожаную броню, найдите других выживших. Встройте в себя импланты, получите десятки мутаций, лишитесь рук, потому что вы забыли надеть костюм биологической защиты и теперь у вас грибница вместо конечностей. Упоритесь десятками реально существующих веществ, постройте химическую лабораторию, мастурбируйте извлеченным из зомбака вибратором, убегайте от зомбаков на роликах, поливая их огнем из самодельного огнемета. Отремонтируйте машину, поставьте ее на гусеничный ход и колесите по миру, наматывая монстров на траки. Все в ваших руках в этом сложнейшем и любовно проработанном рогалике.
Возвращение первого лица.
Устали после рогаликов? А вот вам кучка игр с первым лицом и RT-боевкой!
The Legacy: Realm of Terror (1992)
Как я писал вот тут, это одна из лучших и атмосфернейших РПГ про "дом с привидениями". Установите и попробуйте ее прямо сейчас. Не забудьте посолить гигатских червяков из дробовика.
Ultima Underworld (1992)
Некоторые люди считают, что существует особый жанр immersive sim. Он очень погрузительный и симуляционисткий. Обычно это означает "игра, где каким-нибудь образом пробежался Warren Spector". Независимо от наличия или отсутствия этого жанра, вы можете видеть игру, которая считается первым его представителем. По совместительству, это очень хорошая RPG, которая увлечет вас надолго. Выживите в разрушенном городе, превращенном в подземную тюрьму, не умрите от голода, найдите источник света, подчините себе магию, узнайте как местные обитатели дошли до жизни такой. Найдите дочку барона, спасите мир. Выучите язык лизардманов, в конце концов.
Узнайте про погибшую в муках и предательстве мечту сэра Кабируса о городе для всех разумных рас.
Прошел год реального времени после выхода предыдущей части и, одновременно, год после событий Ultima 7: The Black Gate. В отличие от UUW1, UUW2 теперь тесно связан с событиями основной серии. На праздновании годовщины победы над Гардианом, весь замок Лорда Бритиша оказывается заключенным в прочнейший черный кристалл. Вы оказываетесь отрезаными от мира, с медленно тающими запасами еды. Выход из этой ситуации есть, и он лежит внизу, в подземельях. Найдите проход в другие миры, в каждом из которых Гардиан уже победил. Сломайте планы Красного титана, путешествуйте по череде фантасмагорических мест. Подземная тюрьма, совмещенная с гладиаторской ареной, вмерзший в лед мертвый древний город, поселение очень логичных высокотехнологичных инопланетян, астральный план идей, гоблинская тюрьма, летающая крепость, полигон для выпускного экзамена магов, тщетно ждущий новых учеников, гробница короля, где никто не мертв на самом деле, скованные цепями верности, привычки, лжи и магии.
Имитация, иногда, лучшая похвала и, одновременно, трудное, иногда невозможное дело. Попробуйте например, сейчас изготовить газоразрядный или вакуумно-люминесцентный индикатор. Потерянные технологии, хотя последние ИВЛ еще производились всего лишь десять лет назад.
Точно так же написать оду в коде и графике любимой игре - это трудно. Для этого нужно знать чем игра-оригинал была хороша, смело копировать это, привносить свое и не бояться, что игроки в пасьянс "Косынка" и прочий Mario Kart не проявят никакого интереса к вашему творению, либо будут смеяться, что вы делаете клон игры из 1992.
Такой игрой и был Arx Fatalis. Лучший, и единственный, клон серии Ultima Underworld. Перед вами вновь подземная тюрьма, сменяемая потом человеческим городом, а потом и туннелями крысолюдов и дварфов. Наш потерявший память главный герой оказался в магическом постапокалипсисе. Солнце, гревшее когда-то мир, потухло. Жизнь только теплится внизу, в подземных городах, связанных дорогами по поверхности через смертельный холод и лед. Раскройте секреты мира, узнайте о прошлом главного героя. Следует отметить, что, хотя общая структура игры ближе к Ultima Underworld 1, игра взяла многое и от второй части игры. Например, изменение ключевых локаций в ответ на развитие главного квеста.
"Позвольте, что здесь делает эта игра, она ведь не RPG!" - воскликнут мои искушенные читатели. Да, это не РПГ. В System Shock отсутствует краеугольный камень жанра - ролевая система. Но не спешите жать Alt-F4, эта игра здесь неспроста.
Две предыдущие игры компании, Ultima Underworld и Ultima Underworld 2, были РПГ. И это прекрасно видно в System Shock, ведь у будущей Looking Glass Studios получилось сделать научно-фантастический данжен, который до сих пор остается одним из шедевров дизайна подземелий. Помимо данжена, игра может похвастаться большим (особенно по сравнению со второй частью) количеством оружия, врагов и интересным сюжетом.
Корпорат Эдвард Диего, пытаясь замести следы своих незаконных действий, "нанимает" под угрозой тюрьмы хакера - нашего главного героя. Хакер отключает у ИИ станции моральные ограничения. Пока ГГ, восстанавливается в криокамере после получения награды в виде комплекта имплантов, Эдвард Диего разводит бурную деятельность, в том числе уничтожая противометеоритной защитой станции, где происходит дело, шаттл с корпоративной комиссией, которая прибыла его арестовывать. Вскоре ИИ станции - Шодан, решает пересмотреть свои отношения с Диего и человечеством в целом. И тут оттикивают часики криокамеры.
Вторая часть происходит спустя несколько десятилетий после событий первой части. Первый в истории сверхсветовой корабль Фон Браун, с пристыкованным к нему военным крейсером Рикенбакер, совершает свое первое путешествие. Корпорация Три-Оптимум и мировое правительство — UNN — многое поставили на карту. Путешествие к Тау Кита закончилось удачно, однако что-то пошло не так. Очень не так.
Во вторую часть, по сравнению с первой, добавили элементы РПГ, несколько ухудшили дизайн карт, изменили некоторые механики (например, убрав киберпространство), но при этом и привнесли новое, развили прежние идеи, не выходя из русла первой игры.
Фух, скоро будет больше, так как список игр у меня есть. Такие описания гораздо проще генерировать, чем два часа искать информацию по обскурным играм, чтобы вписать их в исторический контекст.
P.S. Большая часть скриншотов - с mobygames.com. Лично делал только скриншоты совсем малоизвестных рогаликов.
Моя очередь. Приблизительная последовательность.
01. 1998 Fallout 2
02. 2000 Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn
03. 1999 Planescape: Torment
04. 2015 Witcher 3: Wild Hunt: Hearts of Stone
05. 2010 Fallout: New Vegas
06. 2017 Divinity: Original Sin 2
07. 2007 Witcher 1
08. 2001 Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura
09. 2002 Neverwinter Nights 1
10. 2004 Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords
11. 2018 Pathfinder 1: Kingmaker
12. 2004 Fall: Last Day of Gaia
13. 2002 Gothic 2: Night of the Raven
14. 2001 Icewind Dale 1: Heart of Winter
15. 2009 Dragon Age 1: Origins
16. 2016 Tyranny 1
Полный список из моего TOP 60 CRPG:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1RBMOOjl1ZNw-e-vH7pxjgDbWKpvj8ajHL6m-sYgaOKQ/edit#gid=0
Ох, ну это тут явно по блату затесалось :) В смысле, из-за ностальгии...
Табличка sexy.
В закладочки!
I see you’re a man of culture, as well. Все так хвалят «Кровь и вино», а мне «Каменные сердца» больше вкатили.
Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith LordsНу точно man of culture
@Xanathar Не хватает годов и картинок.
Сделано.
Воо! Годы нужно будет расставить. У часть игр это будет затруднительно сделать, например тот же Unreal World разрабатывается с 1991, но попробую.
@realavt
Наслаждайся, скоро еще будет.
Так как картинки победили единогласно 7 голосами, добавил картинки и годы выхода.
Кстати, не помню в какой теме вспоминали Shadow of Yserbius и её сиквелы, но наткнулся на это видео и оно меня удивило - чувак запилил порт, в котором можно сейчас мультиплеерно рубиться:
Ура!
Я вот тоже думал нечто подобное написать. Но о чём писать? - Про BG и прочие РПГ 2000х+ все всё знают. На том же YouTube каждый год выходят видосики с пережевыванием старых костей.
Недавно на DTF мне сказали "в Fallout нет ничего особенного, квесты 1-3 варианта, квесты не связаны", "как вы замеряете это РПГ", "БГ переоценён" и т.д.. И это навело на мысль, что можно написать сравнительный анализ РПГ 90-2020. Но! Этот титанический труд убьёт даже великана. На такой материал ушло бы 1-2 года. Пришлось бы заново перепройти десяток РПГ. А по памяти писать глупо.
Я сейчас назову четыре игры 2000-х, о которых мало кто знает. Два шедевра, один середнячок, один смешной трешак. Самая известная тут середнячок Eschalon.
Недавно на DTF мне сказали "в Fallout нет ничего особенного, квесты 1-3 варианта, квесты не связаны", "как вы замеряете это РПГ", "БГ переоценён" и т.д.. И это навело на мысль, что можно написать сравнительный анализ РПГ 90-2020. Но! Этот титанический труд убьёт даже великана. На такой материал ушло бы 1-2 года. Пришлось бы заново перепройти десяток РПГ. А по памяти писать глупо.Prelude to Darkness, Knights of the Chalice, Eschalon Book 1, Necrotech. :-)
Я как раз обычно по памяти пишу, иногда читаю мануалы и запускаю игры, чтобы основное вспомнить. А труд да, титанический. Даже с короткими описаниями 1992 года не все так просто.
Почему бы не попробовать написать статью про Fall: Last Day of Gaia? Я вот например, хотя ее видел, запомнил лишь песню.
Anvil of Dawn отлично помню, шикарная игрушка, перепроходил ее не менее двух раз. До сих пор помню, что заклинание отравления мы с друзьями называли "жабой", потому что получали его как раз перед болотом и использовали на тамошних мутантских жаб. Бывало кастанешь - и в туман. А в след только болезненное кваканье доносится отмечая каждый тик DoT.
Где-то около болота была еще классная карта с камышами. Где ты ничего не видел, пока не ломал растительность. А из кустов выбегали гоблины на волках.
гидэ The Faery Tale Adventure?
Тогда уже вторая часть, которая Halls of the Dead. Она хотя бы графонистая и вроде бы не настолько пустопорожняя, как первая.
1) Не ДМ-клон и не рогалик, поэтому даже если бы была в списке - пока бы не появилась. Скоро еще несколько разделов будет.
2) Хотя проходил, игра запомнилась лишь самым милым дракончиком на свете. Он главного героя меньше по размеру был.
Список замечательный, но я уж не знаю, как могу поиграть во всё это. Могу, конечно, поставить эмулятор, но они больше рассчитаны на совсем специфичный вкус. Особенно классические рогалики.
Для многих игр из списка - DOS Box, элементарно ставится и элементарно настраивается. Большая часть рогаликов на современной винде прекрасно играется, сам проверял когда скриншоты делал.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
А мог быть и вот такой.
Stonekeep при всей своей симпатичности и "блокбастерности" (интро впечатляло, да) разочаровал такой декоративной вещью, как дикий реюз анимированных тайлов для локаций. Ну то есть я в курсе, что там были сложности с производством и превышение бюджета - но нельзя же вот так, лениться сделать новые стены для нового "мира" и тупо перекрашивать те же самые уже поднадоевшие колонны, экономили на том, на чем экономить не следует. Ну хоть затопленные уровни визуально порадовали.В итоге Anvil of Dawn понравился гораздо больше и будет еще переигрываться - а Stonekeep...ну интро у него красивое, на этом всё.
Мне когда-то очень драконица понравилась, которую ты по частям освобождал. Но Стоункип - это очень интересный артефакт. Как из ДМ-клона пытались сделать совсем казуальную игру для новичков, используя все новые и блестящие вещи.
Кстати, а где Menzoberranzan? Black lives matter или как? :)
С Мензуркой, как и с Death Keep, у меня никогда не складывалось. Пойдут в соответствующую большую статью, если дотяну до этого года.
Вот это в принципе самый бесчестный ад, который только можно придумать в РПГ. Ну, есть конечно еще японские рогалики, которые сбрасывают тебе уровень на первый каждый раз, когда ты выходишь из данжена, но это уже хотя бы часть системы, ты знаешь что это дежурная плата за то чтобы сохранить прогресс, продать лут и приодеться. Но посреди обычной РПГ наткнуться на каких-нибудь вампиров, минусующих твои уровни - у меня по-моему во втором Балдурс Гейте так пригорело, что я просто забросил игру. Да и на днях в консольном рогалике Chocobo Dungeon 2 ближе к финалу наткнувшись на уровень с вампирами, наивно надеялся что после победы над оными мне вернут уровни - ага, щаз, так и не узнал, как это восстанавливается и восстанавливается ли. Ненависть...
Negative Plane Protection, Restoration если есть высокоуровневый клирик. Основная проблема - в настолке-то ты обычно не выпускаешь на игроков орду вампиров, или хотя бы телеграфируешь что скоро тупыры и им надо приготовиться. Ну если сами полезли неподготовленные, то ССЗБ.