Каждый день мы сталкиваемся с различными ситуациями, неизбежно порождающих желание «прорисовать» для себя причинно-следственную связь тех или иных последствий и не всегда у нас получается сделать это объективно! Коварным результатом может оказаться конфликт, мешающий выстраивать отношения.
Процесс того, что люди воспринимают и интерпретируют причину наблюдаемого, называют каузальной атрибуцией,«додумывание» распространяется на придание смысла как события и поведения другого, так и собственного поведения.
Всего выделяют два основных типа каузальной атрибуции:
1. Внутренняя (личностная) атрибуция — Мы объясняем поведение человека его личностными качествами, чертами характера или способностями.
Коллега получил повышение —> он трудолюбив и талантлив.
Друг опоздал на встречу —> он не пунктуален.
2. Внешняя (ситуационная) атрибуция — Мы связываем поведение другого или событие с внешними обстоятельствами, ситуацией или случайными факторами.
Коллега получил повышение —> везение или хорошие отношения с руководством.
Друг опоздал на встречу —> попал в пробку.
Почему важно понимать какой тип каузальной атрибуции преобладает в наших действиях?
Наши объяснения причин событий влияют на наше восприятие мира, отношение к себе и другим, а также на наше поведение. Следовательно, понимание того, как мы приписываем причины событиям, может помочь нам более объективно подходить к анализу ситуаций и управлению своими реакциями, что будет влиять на качество межличностных отношений.
Интересна как раз та крайность, именуемая фундаментальной ошибкой атрибуции, подразумевающая под собой склонность человека переоценивать личностные факторы и недооценивать ситуативные при объяснении поведения другого.
Например, если человек склонен к фундаментальной ошибки внутренней атрибуции, он может приписывать свои неудачи недостатку способностей или усилий, что может привести к снижению самооценки или мотивации.
С другой стороны, те, кто предпочитают внешнюю атрибуцию, могут винить обстоятельства или других людей в своих неудачах, что также может создавать проблемы в межличностных отношениях и приводить к избеганию ответственности. Таким образом, излишнее предписание может влечь за собой последствия в отношениях с объектами описания.
Давайте разберемся, как можно использовать это знание!
1. При конфликтах попытайтесь проанализировать, какие атрибуции вы используете. Вы склонны винить себя, других людей или обстоятельства? Насколько это объективно?
2. При анализе ситуации учитывайте как внутренние, так и внешние факторы. Это поможет вам более объективно оценивать ситуации и принимать более обоснованные решения.
3. Напоминайте себе о том, что поведение других людей может быть вызвано внешними обстоятельствами, а не личными качествами.
4. Если вы понимаете, что склонны к фундаментальной ошибке атрибуции, старайтесь избегать поспешных выводов и обвинений в адрес других людей.
Подписывайтесь на мой телеграмм канал: https://t.me/in_Psy_Time
Не начинать их
Не начинать их умственно не полноценным и эмоционально не стабильным. Если базовые взаимодействия с человеком требуют сровета психолога, то лучше отправить его строить отношения с терапевтом в псих диспансере, а самому пройти мимо.
Нельзя разрушить то, чего нет.
Комментарий недоступен
Поэтому дуракам проще живётся
Нужно иметь послушное существо в лице совмещённой полотёрки, кухарки, посудомойки, кофейного столика под ноги и резиновой "звезды", которое не открывает дырку без твоего приказа. Иначе в развале таких отношений виноват исключительно ты, а не она/(оно).