Перестройка Евангелиона

Или как я восемь лет ждал мусор.

Перестройка Евангелиона

В общем, я фанат старого претенциозного меха-гаремника под названием Neon Genesis Evangelion. Как-то давно посмотрел ТВ-сериал и фильм-концовку. Был сильно впечатлён. Потом пошли Ребилды, которых к тому времени вышло только два. И вот недавно появилась возможность добропорядочно позаимствовать четвёртую часть данной саги. Посмотрел. Перед этим заодно пересмотрел и прошлые ребилды. Захотелось что-нибудь накалякать по этому поводу.

Собсна, что такое Ребилды? А вот чёрт его знает. В этом то и кроется их ключевая проблема. Что-то как-то решили переснимать, переделывать, в новой графике. Но вот в каких рамках и в какой степени - сразу определиться не смогли. Поэтому все Ребилды концептуально различаются и не складываются в нечто цельное. Пойдём по порядку. На всякий случай: будут спойлеры ко всем тайтлам франшизы.

1.11 You are (not) alone

Первый Ребилд - это просто нарезка первой трети оригинального сериала. Практически точь-в-точь перерисованное аниме с некоторыми вырезаниями, чтобы всё это дело уместилось в рамки полнометражной киноленты. И хотя эти вырезания не являлись критичными, в целом я не понял смысла существования данного фильма.

2.22 You can (not) advance

Примерно то же самое можно сказать и про второй Ребилд, который охватил вторую треть оригинала. Однако здесь начались критичные вырезания и изменения некоторых персонажей. Очень сильно пострадала арка Аски, её взаимоотношений с людьми в целом и с Синдзи в частности. Также пострадали Мисато и Рицуко. Концовка второго фильма уже полностью расходится с оригиналом.

3.33 You can (not) redo

Я не против изменений как таковых. Когда вышел третий Ребилд, его облили помоями, но я воспринял его более-менее нормально. Потому что он начал то, что, собсна, должен делать "ребилд" - переделывать. Уже серьёзно, а не как Второй. Потому что зачем снова делать то, что уже есть? Но вот как и что стали изменять - критики не выдерживает.

Стоит сказать, что после после второго фильма концепцию Ребилдов начало сильно штормить. Третий фильм попал в производственный ад, не шибко долгий, но всё же. Итоговая картина лишь отдаленно напоминала то, что нам мельком показывало "в следующей серии" после титров второго фильма.

Третий Ребилд пытается всеми силами шокировать зрителя изменениями. Изменений много, они серьёзные, они делаются в том числе просто для того, чтобы что-то изменить. И проблема даже не в том, что сюжет конфликтует с оригиналом и его лором, а в том, что он конфликтует просто с логикой, здравым смыслом и правилами хорошего повествования.

Две трети этого фильма - это один сплошной WTF-момент. Но последняя его треть, если пристально посмотреть, снова берёт курс на следование событиями оригинала. Их сложно узнать, но это всё те же события. Концептуальный флюгер Ребилдов снова сделал поворот.

3.0 + 1.0 Thrice upon a time (aka мы не можем в единство стиля названий)

Мне кажется, что даже название последнего Ребилда отражает тот производственный ад, через который он прошёл. Он рисовался восемь долбанных лет.

Последняя треть предыдущего фильма и почти весь четвёртый передают сюжет последней трети оригинального сериала и его фильма-концовки. Хорошо узнаются те же события в той же последовательности, но всё это было завернуто в какую-то невообразимо переусложнённую и глупую оболочку, которая, кажется, существует только чтобы не спалиться в том, что они не особо заморачивались.

Фильм постоянно стреляет в зрителя всё новыми и новыми терминами и сущностями, о которых никогда не расскажет, и заваливает всё новыми и новыми вопросами, на которые никогда не ответит. Этим грешил и оригинал, но лишь отчасти. В последних двух Ребилдах мне приходилось постоянно включать паузу, чтобы попытаться (только попытаться) осмыслить и понять тот bullshit, который я посмотрел. Кульминация и концовка фильма это вообще какое-то издевательство.

Глобальные проблемы

Основная проблема Ребилдов заключается в том, что они несостоятельны ни как самодостаточное произведение, ни как ремейк (ребилд, дебилд, что угодно) оригинала. Больше всего это проявляется в сюжетных ветках персонажей.

Евангелион это во многом психологическое произведение. Оригинал затрагивал личностные проблемы не только Синдзи. У каждого персонажа была своя ветка, и эти ветки в том числе переплетались между собой. Постепенно, деталь за деталью открывались подробности биографии и характеры персонажей. В Ребилдах более-менее раскрыт только Синдзи. У остальных персонажей вместо веток лишь какие-то обрубки.

Лучше всего это демонстрирует персонаж Мари Макинами, который был придуман специально для Ребилда. Все её реплики за три фильма можно уместить, наверное, на одной страничке. Она минимально взаимодействует с другими персонажами. У неё нет какой-либо личностной проблемы, как у всех остальных персонажей первого плана. Она очень плохо вплетена в лор вселенной. Её влияние на сюжет минимально. Если бы её здесь не было - ничего бы не изменилось вообще. Что она тут делает? Ответ оказался очень прост: Мари является "инзертом" жены автора франшизы Анно Хидэаки.

И тут можно переключиться на Аску. Если бы я не был знаком с оригиналом, то Аска для меня была персонажем почти того же порядка, что и Мари. Про неё тупо ничего неизвестно. Кто она такая? Почему она такая? В оригинале Аска по важности стояла где-то после Синдзи, ей было уделено достаточно времени. Более того, между строк читалась трагичная романтическая линия этих двоих. И в концовке именно эти двое остаются на пляже подле моря из LCL.

Что же в Ребилдах? Наверняка все по десять раз слышали, что Синдзи в оригинале - аватар самого Анно Хидеаки. Создавая Евангелион, Анно находился в депрессии и вместе с Синдзи пытался решить свои внутренние загоны. Однако во время создания Ребилдов Анно уже был женат и никакими депрессиями не парился. И пожалуйста, вот она - его жена, самая красивая, самая лучшая, в очках и "с большими сиськами". И Синдзи теперь тоже будет с ней. И совершенно наплевать, что для сюжета этот персонаж - пустое место, и что с Синдзи она взаимодействовала очень и очень поверхностно.

Параллельно с этим сменилась и тематика Евангелиона. Если раньше он был про психологизм, внутренние конфликты персонажей и вот это всё, то теперь материалистическая часть стала преобладать. Фильмы меньше касаются психики персонажей. Почти пропали психоделические эпизоды. Что для нас было больше важно в оригинале? То, что произошла Комплементация, или то, что Синдзи вытравил своих тараканов? В последнем Ребилде Синдзи это удалось где-то на половине фильма, и в Комплементацию он входит уже "прозревшим". В итоге всё свелось к банальной концепции последней битвы. "Отец, ты не прав, я тебя победю, и всем всё будет хорошо". Как-то так.

События оригинала выстраивались в логическую цепочку и имели некие предпосылки. Например, перед Комплементацией человечества, в одном из эпизодов нам уже показывали случай локальной комплементации, когда Синдзи растворился в LCL капсулы, а его душа и слилась с душой его матери внутри Евы-01. Благодаря этому зритель может примерно понять, что же за чертовщина творится в The End of Evangelion. В Ребилде события происходят просто потому что должны. Нет никаких предпосылок или разъяснений.

Думали, это всё? Из Ребилдов почти что вытравили былую мрачность, которая в оригинале выражалась и особенностью постановки, и музыкой, и демонстрацией некоторых вещей. Чего только стоит сцена, в которой Синдзи дрочит на полуголую Аску без сознания. И это не просто какая-то дичь, это был важный элемент повествования. И эту сцену показывали куче народа в кинотеатрах! Со всем перечисленным в Ребилдах беда. Они слишком беззубые в этом плане.

В эту же оперу пойдут боевые сцены. В оригинале битвы ангелов и евангелионов были поставлены очень круто. Это как бой питфайтеров-тяжеловесов. В дело шли любые средства, бой был абсолютно диким, особенно когда пилоты входили в режим берсерка. Всю тяжесть и мощь ангелов и боевых машин отлично передавали звук и сопровождающие землетрясения и разрушения. Ангелы представлялись ультимативными врагами и основной угрозой. Каждый бой мог стать последним.

В Ребилдах (последних двух, ибо первые два используют старые раскадровки) ангелы вообще пропали с радаров. Их заменили орды непонятно кого. Вроде как это евангелионы. Вспомните, чем являются евангелионы, как трудно их создавать, что для этого нужно, и на что они способны. Теперь их тут летают целые тучи, а потом появляется девочка с большим пулемётом и выкашивает их сотнями. И всё это какое-то невесомое, бестелесное. Это уже не евангелион, это TTGL, Kill la Kill, что угодно. А вспомните, как оригинал демонстрировал ощущения и страдания пилотов во время сражений. Это было важной частью постановки боёв. И это тоже пропало.

Наконец, музыка. Она есть, она работает на уровне "сойдёт". Но это снова не уровень оригинала. В прошлом было сложно поверить, что музыка такого уровня была написана для телевизионного аниме-сериала. Саундтрек хотелось скачать и послушать отдельно. В случае музыки Ребилдов такого желания не возникает.

Что-то хорошее

Графика. Я не очень люблю графику в современном анимэ. В 80-е и 90-е всё было круче в плане цветов. Рисунок был "чистым". Теперь же всё обмазывают килограммами компьютерной пост-обработки, а из-за изначальной ставки на неё страдает и сам арт. И тем не менее, нарисованы Ребилды, особенно последние два, очень круто. В спокойных сценах используется первоклассная 2D-графика, а в динамичных Ребилды наглядно показывают, как нужно использовать 3D-графику в аниме.

А ещё эротический фансервис.

Итог

Я не понимаю, на кого ориентированы эти фильмы. Незнакомый с франшизой зритель ничего не поймёт, а фанат... тоже ничего не поймёт, но будет при этом зол. Как мне кажется, Ребилды - продукт исключительно коммерческий. Такая популярная франшиза, как Евангелион, не могла просто взять и прекратить своё существование. Однако идей для чего-то более существенного не было. Да и не могло быть, поскольку оригинал был полностью завершённым, самодостаточным произведением. Оставалось только делать "переделки", но даже переделать нормально не смогли.

4343 показа
15K15K открытий
44 репоста
296 комментариев

Рекомендую 4 ребилд. Самое лучшее завершение евы.

Ответить
Ответить

Очень люблю и оригинальный сериал и ЕоЕ. От всех ребилдов остался в восторге, особенно от финала второго (самый крутой эпик всей франшизы) и всего четвёртого. Отлично закольцованная история, ребилды это не переосмысление, это прямое продолжение оригинальной истории. Я тут вижу принцип сансары, цикличных ужасных событий, на которые обречена душа в своей депрессии. И четвёртый ребилд этот круг разрывает, давая личности созреть и полностью перерасти свои проблемы. Крайне вдохновляющее произведение, особенно если анализировать его в контексте судьбы Хидеаки. Все претензии кажутся высосанными из пальца если честно, ребилд настолько шикарно и нарисован и продуман, что вобще не понимаю всех, кто в чём-то обвиняет создателей)

Ответить

Оригинал и Ребилд это разные вселенные. Ружья про цикличность, развешанные в Ребилде, так и не выстрелили.

И четвёртый ребилд этот круг разрывает, давая личности созреть и полностью перерасти свои проблемы.Так это уже было в оригинале.

ребилд настолько шикарно и нарисован и продуманШикарно продуманные дыры сюжета, шикарно продуманные персонажи и особенно Мари. Нарисовано чисто с технической точки зрения красиво, не спорю.

Ответить

Как проходняк - да, смотрите на здоровье. Если задействовать хотя бы какое-то рацио, то очевидно, что в драматургическом плане ЧРЕЗВЫЧАЙНО слабое произведение. Если Аске, Кенсуке и Тодзи (и то там есть свои нюансы) хотя бы какое-то время уделяли в ребилде, то Мисато и её отец, Рицуко и её мать, прошлое и настоящее Кадзи, отношение этих всех с Гендо - не раскрыто и на толику. Я не вижу смысла как-то это оспаривать. Это просто так и никак по-другому. Да даже троице помощников в штабе НЕРВа уделялось внимание. И портреты характеров большей части из них можно составить, исходя из информации, поданной чисто визуально. Ничего подобного с ребилдом проделать не выйдет. А Мари......... Нужно быть гением среди идиотов, чтобы на ТАКОЕ не обращать внимание при просмотре. За одно это нечто планка качества значительно падает. 

Ответить

Твоя теория в том, что ребилд - это повторение событий оригинала "в параллельной вселенной"?

Ответить

Все претензии кажутся высосанными из пальца если честно, ребилд настолько шикарно и нарисован и продуман, что вобще не понимаю всех, кто в чём-то обвиняет создателей)Забавно: откуда берутся такие мнения? А учитывая оценки - таких большинство.
Посмотрел впервые сериал и конец евангелиона где-то полгода назад, и фанатом этого поделия не стал, слишком уж душно они по кругу там все страдают каждый из-за своих загонов, особенно во второй половине. Разбираться в этом всем многочисленными пересмотрами я конечно же не собирался, поэтому на ютубе мне всего за 7 минут пояснили что да как, идею я понял. Причем некоторые вещи из пояснения, как мне кажется, в самом сериале и фильме вообще не упоминаются, либо я жопой смотрел. В общем и целом оригинальный евангелион довольно неплох, но не более, если впечатлиться персонажами, то для кого-то может показаться шедевром (а многие персонажи, к слову, действительно хорошо прописаны и образы запоминающиеся).
Ребилд навернул впервые целиком буквально пару дней назад. Первый - тупо перерисованные серии сериала, второй - скомканное продолжение первого с измененным сюжетом, причем аску порезали чуть ли не полностью, и не понятно: учитывать ее бэкграунд из сериала или нет. Если нет - то это просто дженерик герой с поверхностной мотивацией и конфликтами. При просмотре 3 и 4 частей создавалось ощущение, что передо мной кто-то сблевывает, потом ест свою блевотину и так по кругу. В первую очередь из-за того, как это нарисовано, а точнее не нарисовано. 3d выглядит просто мразотно, и его количество начинать превышать все разумные пределы. Даже приглядываться не нужно, чтобы увидеть, как тебя пытаются наебать вырвиглазной удешевленной картинкой, местами вставляя адекватные кадры, чтобы вся кровь из глаз не вытекла. Поучилось так, что с какого-то момента на всех экшн сценах я доставал мобилу. Сам сюжет начал представлять из себя зарисовки на тему, просто набор не сильно связанных с собой сценок со знакомыми персонажами. В конце автор метафорично похвастался, что перестал быть хиккой и нашел себе тяночку после того, как заработал денег, и наверное в этом и был посыл.
Как можно было понять, я далеко не фанат оригинального произведения, но ребилд - это вообще какое-то позорище.

Ответить